Модели коммуникаций и факторы, влияющие на них

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение теоретических и практических вопросов, связанных с моделями коммуникаций и факторами на них влияющими. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотрение теоретических вопросов, связанных с коммуникацией.
Рассмотрение задач и функций коммуникаций на предприятии.
Анализ и выявление существующих недостатков в модели коммуникаций на примере ОАО «Алексеевский мясоптицекомбинат.
Предложить наиболее вероятные и оптимальные пути для устранения возможных недостатков в существующей модели коммуникаций.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......31.
Глава 1. Теоретические основы изучения коммуникаций в организациях……………………………………………………………………..4
1.1. Общее понятие и элементы коммуникаций в организациях…………...….4
1.2. Модели и типы коммуникаций и факторы, влияющие на них………....................................................................................................……….8
Глава 2. Анализ коммуникаций на ОАО «Алексеевский мясокомбинат»…………………………………………………………….……14
2.1. Организационно – экономическая характеристика ОАО «Алексеевский мясоптицекомбинат» …………...….14
2.2. Исследование моделей и типов коммуникаций организации………...….17
Глава 3. Усовершенствование коммуникаций на ОАО «Алексеевский мясокомбинат»………………………………………………………………….20
3.1. Пути совершенствования коммуникаций на ОАО «Алексеевский мясоптицекомбинат»………………………...……………..20
3.2. Оценка эффективности предложенных путей совершенствования коммуникаций……………………….…………………...…….24
Заключение………………………………………………………………...……26
Список литературы…………………………………...……………………..…28

Работа содержит 1 файл

kommunikatsia (1).doc

— 156.50 Кб (Скачать)

Содержание.

 

Введение………………………………………………………………………......31. Глава 1. Теоретические основы изучения коммуникаций в организациях……………………………………………………………………..41.1. Общее понятие и элементы коммуникаций в организациях…………...….4

1.2. Модели и типы коммуникаций  и факторы, влияющие на них………....................................................................................................……….8Глава 2. Анализ коммуникаций  на ОАО «Алексеевский мясокомбинат»…………………………………………………………….……142.1. Организационно – экономическая  характеристика ОАО «Алексеевский мясоптицекомбинат» ………………………………………………………...….14

2.2. Исследование  моделей и типов коммуникаций  организации………...….17

Глава 3. Усовершенствование коммуникаций на ОАО «Алексеевский мясокомбинат»………………………………………………………………….203.1. Пути  совершенствования коммуникаций на ОАО «Алексеевский мясоптицекомбинат»……………………………………………...……………..203.2. Оценка эффективности предложенных путей совершенствования коммуникаций…………………………...…………….…………………...…….24

Заключение………………………………………………………………...……26Список литературы…………………………………...……………………..…28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Темой данной курсовой работы являются модели коммуникаций и факторы, влияющие на них. Актуальность этой темы подтверждается многочисленными  исследованиями и социальными опросами, в ходе которых выявляется, зачастую недовольство работников вышестоящим начальством или коллегами. Для ликвидации этого неприятного момента необходимо внедрять или исправлять существующую модель коммуникаций в организации. Также нужно следить за факторами, которые влияют на модели коммуникаций и своевременно направлять их действие в нужное русло.

Процессы коммуникации, в которых участвуют работники  аппарата управления, являются жизненно важными связующими звеньями между  руководителем и его подчиненными, между руководителями одного уровня, между организацией и внешней средой. Оперативная деятельность руководителя отличается от его деятельности по принятию решений. Процессы коммуникаций позволяют руководителям эффективно выполнять свою работу и принимать решения о выборе оптимальной стратегии для достижения поставленных целей [5, 185].

Целью данной курсовой работы является рассмотрение теоретических и практических вопросов, связанных с моделями коммуникаций и факторами на них влияющими. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотрение теоретических вопросов, связанных с коммуникацией.
  2. Рассмотрение задач и функций коммуникаций на предприятии.
  3. Анализ и выявление существующих недостатков в модели коммуникаций на примере ОАО «Алексеевский мясоптицекомбинат.
  4. Предложить наиболее вероятные и оптимальные пути для устранения возможных недостатков в существующей модели коммуникаций.

Глава 1. Теоретические основы изучения коммуникаций в организациях

 

    1. Общее понятие и элементы коммуникаций в организациях

 

Слово «коммуникация» имеет латинский корень «communico»,  который в переводе означает «совместный, общий, взаимный, предполагающий обмен знаниями и ценностями». В узком смысле слова, когда говорят о коммуникации, имеет в виду обмен между людьми информацией разного рода [20, 75].

На сегодняшний  день, во многих психологических, социологических  и философских работах коммуникация рассматривается как важнейший  фактор совместной деятельности людей, предполагающий активность его участников. Набор сведений, которыми люди обмениваются между собой, можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией [10, 56].

Коммуникации  в организации — это обмен  информацией, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для  принятия эффективных решений и  доводит принятые решения до работников организации. Если коммуникации налажены плохо, решения могут оказываться  неправильными, люди могут неверно понимать, чего же хочет от них руководство, или, наконец, от этого могут страдать межличностные отношения. Эффективностью коммуникаций часто определяют качество решений и то, как они в действительности будут реализованы [14, 35].

Коммуникация является естественной и неотъемлемой частью процесса управления в организации. Поскольку общение подразумевает  обмен информацией между людьми, целью которого является обеспечение  понимания передаваемого сообщения, то можно говорить уже о коммуникационном процессе [1, 56].

Принято различать  четыре основные функции коммуникативности в группе или организации в целом: контроль, мотивация, эмоциональное выражение и передача информации. С помощью коммуникативности осуществляется контроль поведения членов группы. В организациях существует иерархия и формальная соподчиненность, которой работники должны придерживаться. Когда работника, например, просят привести свои действия в соответствие со стратегией компании, коммуникативность выполняет контролирующие функции. В то же время она усиливает мотивацию, доводя до работников информацию о том, что должно быть сделано, как улучшить работу, и так далее [17, 196].

Для большинства  людей их работа является первичным  источником социального взаимодействия. Коммуникативность, осуществляющаяся в группе, является механизмом, с помощью которого члены группы выражают свое отношение к происходящему. Тем самым коммуникативность способствует эмоциональному выражению работников и позволяет реализовывать социальные потребности [11, 210]. Существенное значение имеет и функция коммуникативности, которая связана с ее ролью в процессе принятия решений. Она позволяет предоставлять данные, которые необходимы индивидуумам и группам для принятия решений, посредством передачи информации для идентификации и оценки альтернативных решений.

Также важным свойством коммуникаций является их направление. Коммуникативный поток может перемещаться в горизонтальном или вертикальном направлении. Вертикальное направление, в свою очередь, подразделяется на нисходящее и восходящее [12, 179].

  1. Нисходящее направление. Коммуникативный поток, который перемещается от одного уровня в группе или фирме к другому, более низкому уровню, является нисходящим. Он используется руководителями групп для постановки задач, описания работ, информирования о процедурах с тем, чтобы выделить проблемы, требующие внимания, предложить варианты обратной связи по результатам работы. При этом, чем больше уровней проходит информация, тем больше вероятность того, что она будет искажена. Наиболее ярким примером является общение начальника со своими подчиненными.
  2. Восходящее направление. Восходящая информация в организациях перемещается от более низкого уровня к более высокому. Она используется для обратной связи подчиненных с руководством с целью информирования о результатах работы и текущих проблемах. Служит средством доведения до сведения руководителей мнения работников. Руководители полагаются на данную информацию при анализе того, как улучшить положение дел в организации [4, 97]. В некоторых организациях восходящая информация используется руководителями более низкого звена для информирования средних и высших руководителей (например, подготовка отчетов), при проведении обсуждений, где работники получают возможность рассматривать проблемы со своим руководителем или с представителями высшего руководства.
  3. Горизонтальное направление. Когда общение происходит между членами одной группы или рабочей группы одного уровня, между руководителями или исполнительным персоналом одного уровня, то такой коммуникационный процесс называется горизонтальным. Данный процесс необходим, так как позволяет экономить время и обеспечить координированность действий. В одних случаях такое общение является формальным и обязательным, в других — происходит спонтанно [19, 210].

Вне зависимости  от типа и направления коммуникации существуют общие элементы коммуникаций. Каждый элемент это неотъемлемая часть любого процесса коммуникации. Вот основные из них:

    1. Источник. В организациях источником коммуникации обычно являются сотрудники со своими идеями, намерениями, информацией и целью коммуникации.
    2. Кодирование. Это перевод идей источника коммуникации в систематический набор символов, на язык, выражающий его цели. Функция кодирования - обеспечение формы, в которой идеи и цели могут быть выражены как передача сигналов.
    3. Передача сигнала. Цель источника коммуникации выражена в виде сигнала, форма которого зависит в значительной мере от используемого канала.
    4. Канал. Каналы относятся к передаточным механизмам от источника коммуникации к получателю информации. В организациях это может быть устное обращение друг к другу, телефонные разговоры, неформальные связи, групповые собрания и др.
    5. Расшифровка-прием. Чтобы процесс коммуникации был завершен, необходимо, чтобы сигнал был расшифрован. Каждый получатель информации интерпретирует (расшифровывает) сигнал, используя опыт и предлагаемые рекомендации. Чем ближе закодированный сигнал к цели, поставленной источником, тем более эффективна коммуникация.
    6. Обратная связь. Источник коммуникации надеется, что его сигнал будет иметь высокую степень точности. Поскольку точность сигнала редко совершенна, желательно обеспечение обратной связи в коммуникационном процессе. Односторонняя связь является более оперативной, чем двусторонняя. Однако двусторонняя связь гораздо более точная. Петля обратной связи обеспечивает канал для ответа получателя информации, что позволяет источнику коммуникации определить, был ли получен сигнал. С помощью обратной связи руководитель может оценить, насколько эффективно он осуществляет коммуникацию, а также повысить точность сигналов в будущих коммуникациях [2, 139].
    7. Помехи и барьеры, нарушающие качество сигнала. В деятельности организации к ним относятся – отвлечения, неправильная интерпретация со стороны получателя или источника информации, различные значения, придаваемые одним и тем же словам различными людьми (семантические проблемы), статусное различие между руководителями, и подчиненными в восприятии организационной дистанции, вследствие чего расширяется коммуникационный разрыв между ними, получатель информации слышит только то, что хочет услышать (ценностная оценка). Можно добавить и случаи, когда не понят шифр; когда получатель не увязывает информацию с положением лица, посылающего ее; когда при передаче обнаруживаются так называемые шумы.
    8. Модели и типы коммуникаций и факторы, влияющие на них

 

Коммуникация  в организациях - это сложный и  динамичный процесс. Он может рассматриваться  как действие, как взаимодействие и как собственно процесс [11, 152]. В зависимости от этого и различаются модели коммуникации.

  1. Коммуникация как действие. Ее модель представлена на рис. 1. В этой модели источник коммуникации разрабатывает послание, состоящее из символов. Символы затем превращаются в сигналы, или кодируются. Сигналы посылаются через каналы для получателя информации, который их расшифровывает ил и интерпретирует. Модель также включает звук, который влияет на процесс. Модель, представленная на рис. 1, первоначально применялась к электронной коммуникации, однако использовалась также для описания коммуникации между людьми. Коммуникация рассматривалась как односторонний процесс. В этой модели нет места для обратной связи.

 

 

 

 


 

 

 

 

Рисунок 1 Модель коммуникации как действия.

 

  1. Коммуникация как взаимодействие. Введение элемента обратной связи ознаменовало переход ко второму типу модели - коммуникации как взаимодействия (рис. 2). Данная модель неоднократно критиковалась за неточность. Более поздние модели были разработаны таким образом, чтобы отражать весь процесс и динамику коммуникаций между людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 Модель коммуникации как взаимодействия.

  1. Коммуникация как процесс. Современные модели коммуникации являются более полными, поскольку отражают коммуникацию как процесс. Наиболее важное отличие состоит в том, что процесс коммуникации больше не рассматривается как линейный или циркулярный. Сутью модели коммуникации как процесса является то, что участник одновременно и постоянно выступает в ней в роли и источника, и получателя информации. Развитие этой модели отражает трансформацию представлений о коммуникации: от линейной модели до модели процесса с акцентом на внутренние и внешние факторы [6, 212].

В зависимости  от модели  и свойств элементов  коммуникации различают следующие  типы коммуникаций:

  1. Внутриличностная коммуникация.
  2. Межличностная коммуникация
  3. Личностная коммуникация
  4. Коммуникация в малой группе
  5. Общественная коммуникация

Рассмотрим  эти типы подробнее. Внутриличностная коммуникация является коммуникацией, возникающей внутри самого индивида, это своеобразный внутренний диалог, который взаимодействует с внешними факторами [13, 145].

Информация о работе Модели коммуникаций и факторы, влияющие на них