Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:04, курсовая работа
целью курсовой работы является изучение методов социологического исследования и их применение в связях с общественностью на примере ООО «Новый дом».
Задачи курсовой работы:
• Получить теоретическое представление о программе социологического исследования
• Проанализировать социологические методы сбора информации и их использование в PR
• Выявить проблему, затрагивающую PR-деятельность на примере ООО «Новый дом»
• Выбрать подходящие для данной проблемы социологические методы исследования
В работе Семеновой В. В. «Качественные методы. Введение в гуманистическую социологию» приводится следующая классификация интервью [11]:
Выбор определенного метода происходит в зависимости от необходимых исследователю результатов. В целом метод интервью применяется для получения качественной информации в большом объеме.
Анализ документов
«Документ – это специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи и хранения информации» [9]
Анализ документов, по словам Сикевича
З. В., как систематическое
Кузнецов И. Н. предлагает следующую классификацию документов
Часто документы сочетают в себе разные формы фиксации содержания: вербальную и статистическую (научная статья, отчет), фонетическую и иконографическую (кинофильм, видеозапись).
Чаще всего в социологической практике используется анализ официальных документов. Достоинства материала таких документов следущие:
Однако можно выявить и
Разновидностью
В связях с общественностью данный метод исследования часто используется при изучении СМИ, в таком случае используются следующие формы:
Однако, к средствам массовой информации как документальному источнику следует относить с большой осторожностью, так как зачастую не только ярко отображается мнение автора в подобном источнике, но и искажаются объективные факты.
Кроме того, изучение официальных документов специалистов по связям с общественностью необходимо для выработки основ стратегического плана компании, ее миссии, видения, корпоративной философии и для создания интегрированных маркетинговых коммуникаций.
Контент-анализ
Как отмечает Чумиков, неотъемлемым методом при анализе документов и текстовой информации присутствующей в СМИ является контент-анализ – «перевод массовой текстовой информации в количественные показатели с последующей статистической обработкой». [14]
Контент-анализ начинается с выявления смысловых единиц (понятий, темы, имен персоналий, общественных событий).
Как и любой другой социологический метод контент-анализ нуждается в проверке и обеспечении надежности. Ядов В. А. выделяет несколько способов, обеспечивающих надежность данного метода [16]:
помощью судей.
Определение единиц счета зависит от целей исследования, а для исчисления результатов контент-анализа существует специально разработанные формулы.
Так В.А. Ядов приводит разработанную
А.Н. Алексеевым формулу, указывающую
на уровень интенсивности
где Укс — "удельный вес" данной смысловой единицы; Кгл — число случаев, когда смысловая единица оказалась главной; Квт, — число случаев, когда та же единица оказывается второстепенной; 2 — сумма анализируемых текстов (документов).
Готлиб А. С. Отмечает достоинством контент-анализа возможность увидеть что происходит, как часто, при каких обстоятельствах; он дает широкие возможности для сравнения. К недостаткам можно отнести сложность определения соответствия реальным тенденциям; зависимость результатов от источника информации. [2]
Данный метод часто
В связях с общественностью контент-анализ также может применяться в исследовании, проводимом при выборах по партийным спискам. В данном случае изучаемыми единицами будут термины «выборы», «партия», «избирательная кампания», имена лидеров и названия партий. Число тех или иных смысловых единиц будет говорить о повышении или понижении интереса.
Фокус-группа
Фокус-группа является одной из форм лабораторного наблюдения. К данному методу исследователь прибегает при изучении конкретной проблемы, вызывающей интерес у всех участников исследования.
В фокус-группе участвует от 6 до 8 человек, которые обсуждают поднятую проблему, отвечая на вопросы модератора и убеждая друг друга в собственной правоте.
Данный метод исследования более сложен, чем интервью, поскольку направлен на групповое взаимодействие и порождает более сложную реакцию на вопрос ведущего. Дискуссия длится до двух часов и фиксируется на аудио- или видеоплёнку, это позволяет понять истинное отношение индивида к поставленной проблеме путем последующего анализа его невербального поведения (жестикуляции, мимики).
Чумиков А.Н., Бочаров М.П. выделяют преимущества данного метода [14]: возможность сбора данных в оперативные сроки при малых затратах; гибкие возможности подбора участников и заданий; возможность получения более глубокой информации; креативность. Его недостатками же является необходимость использовать другие методы для подтверждения и корректировки полученных данных; риск внесения модератором искажений, то, что не все участники высказывают свое мнение; а сама фокус-группа не репрезентует значительные группы людей.[6, 16]
В связях с общественностью фокус-группы собираются с целью выявления точки зрения общественности по поводу нового продукта, изучения имиджа политиков, для исследования напряженности в коллективе, а также для прогнозирования.
Биографический метод
Данный метод исследования принято считать разновидностью метода анализа документов. Они представляют собой информацию об отдельных людях, как правило, в их собственном изложении. Такой метод позволяет получить детально изложенную динамику взглядов людей на протяжении отрезка времени. Иногда этот метод рассматривается как разновидность кейс-стади.
В качестве материалов для биографического исследовании используются различные виды данных: устные жизненно-исторические свидетельства, результаты опросов, данные наблюдений, акты, официальные и семейно-исторические документы и пр. [10]
Но как отмечает Сикевич З. В., мнения относительно ценности биографического метода различаются. [12] Так как с одной стороны, всегда существует вероятность временных искажений, как осознанных, так и неосознанных, что делает этот метод ненадежным. Однако с другой стороны такие недостатки компенсируются уникальной возможностью проникновения в психологию личности.
Биографический метод
В связях с общественностью
такой метод используется, при
необходимости представить
Эксперимент
Эксперимент - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности [13]
Для проведения эксперимента необходимо две группы: экспериментальная и контрольная [3] Экспериментальной называется группа, в которой проводится эксперимент. Контрольной называется группа, идентичная экспериментальной по основным характеристикам, но в которой эксперимент не производится.
Существует следующая
классификация экспериментов [
- параллельный эксперимент
– при котором идет
- последовательны эксперимент – при котором одна и та же группа сначала выступает как контрольная, а потом как экспериментальная
- полевой – проходит
в максимально естественной
- лабораторный – проходит в искусственно среде
Часто эксперименты имеют явное преимущество над другими методами исследования, так как он позволяет управлять ситуацией и способен выявить их взаимовлияние. Основными недостатками, данного метода являются значительная стоимость и длительность проведения, что существенно ограничивает применение этого метода в практических исследованиях.
Как правило, данный метод используется в естественных науках, но также применяется и в психологии, и в социологии.
Глубинное интервью.
Такого рода интервью также называют экспертным, оно существенно отличается от обычной системы опроса.
Глубинное интервью – это интенсивное
и детальное интервью, предназначенное
для выяснения пластов
Такое интервью позволяет наиболее
полно раскрыть позицию эксперта
по определенной проблеме, оно позволяет
затрагивать все стороны
А.Н. Чумиков и М.П. Бочаров
советуют применять данный способ для
выяснения параметров самоидентификации
компании-заказчика в
Кейс-стади (исследование случая)
Кейс-стади представляет собой исследовательский проект, в котором в качестве предмета исследования выбирается единичный случай или несколько избранных примеров социальной сущности и определяется совокупность методов их изучения [15]
Объект интереса
в кейс-стади имеет четко
В центре внимания кейс-стади может быть:
- повседневное обычное функционирование конкретного социального организма;
- более сконцентрированное,
хронологически-детальное