Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:04, курсовая работа
целью курсовой работы является изучение методов социологического исследования и их применение в связях с общественностью на примере ООО «Новый дом».
Задачи курсовой работы:
• Получить теоретическое представление о программе социологического исследования
• Проанализировать социологические методы сбора информации и их использование в PR
• Выявить проблему, затрагивающую PR-деятельность на примере ООО «Новый дом»
• Выбрать подходящие для данной проблемы социологические методы исследования
Требования к программе исследования
При этом программа должна
соответствовать следующим
Согласно энциклопедии социологии методом является способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом. [15] Социологический метод, по В.А. Ядову, - это основной способ сбора, обработки и анализа данных. [16] Различают несколько классификаций социологических методов.
М. Кисляк предлагает классифицировать методы на первичные и вторичные. [4] Согласно ему, первичные (полевые), методы исследования представляют собой поиск, сбор и обработку данных специально для конкретного анализа.
Соответственно, вторичные (кабинетные), представляют собой поиск, сбор и анализ уже существующей вторичной информации. Вторичная информация представляет собой данные, собранные ранее для целей, отличных от решаемых в настоящий момент.
В соответствии с классификацией В. Г. Королько методы исследования можно разделить на формальные и неформальные. [6]
Для формального исследования характерно строгое соблюдение процедур исследования процесса, поэтапно, начиная с постановки задачи и заканчивая интерпретацией полученных данных, в свою очередь делятся на качественные и количественные.
Соответственно для
Наиболее распространенной стала классификация методов на качественные и количественные. Ее подробно рассматривают в своих работах Кисляк М., Королько В. Г., Кравченко А. И., Ядов В. А.
Количественные методы исследования составляют совокупность приемов, процедур и методов описания, преобразования и получения нового социологического знания, формализованного на основании достижений и методов математики и компьютерной техники [6], они стандартизированы и повторяемы, анализ осуществляется статистическими методами [16], как итог – получение рационализированной осознаваемой информации. Как правило, количественные методы используются в работе с большими группами большим массивом данных. К данному методу можно отнести массовое анкетирование, контент – анализ.
Качественные методы – это методы, которые базируются на теоретических ресурсах социологии, индивидуальном опыте, наблюдениях, анализе личных и официальных документов и т.д. [6], не подлежат статистической обработке, результат обычно выражается в виде цитат или значимых высказываний. Такого вида методы обычно проводятся в экспериментальной игровой форме, моделирующей реальные процессы, в малых группах или с отдельным респондентом. Целью качественных методов является получение эмоциональной подсознательной информации.
Так к качественным методам относят различные виды интервью, при этом в отдельную категорию часто выделяются фокус-группы, панельные исследования, эксперимент, кейс-стади (исследование случая) и исследование документов.
Обобщая, можно сказать, что методы социологических исследований классифицируются на:
Классификация методов на качественные и количественные кажется автору курсовой работы наиболее проработанной и практически применимой, так как в ее основе лежит критерий характера информации, которую мы хотим получить, хотим ли мы получить точные количественные (числовые) значения, либо рассмотреть причины, ответить на вопросы «как?» и «почему?».
Количественные методы социологических исследований в PR
Прямое наблюдение
Социологическое наблюдение представляет собой прямую регистрацию события очевидцем. Наблюдение является важным первоочередным этапом коммуникативного аудита при проведении PR-кампании.
Сикевич З. В. в своей работе «социологическое исследование» выделяет несколько различий между наблюдением как социологическим методом и наблюдением, с которым мы сталкиваемся в обыденной жизни:
Объектом наблюдения могут быть как отдельные люди в различных ситуациях, так и большие и малые группы, общности.
Наблюдаемые ситуации также могут быть различными: естественные и экспериментальные, спонтанные и организованные, управляемые и неуправляемые наблюдателем и другие.
Чумиков отмечает, что для контролируемого наблюдения характерна жесткая процедура, так отдельные предметы, явления и события становятся индикаторами значимых свойств и действий. В связях с общественностью контролируемое наблюдение используется для сбора информации со специальных мероприятиях (собраний, пресс-конференций и т. д.). При этом индикаторами будут выступать различные реакции участников (вопросы, реплики, занятие посторонними делами). [14]
Одной из разновидностей наблюдения является включенное наблюдение. Сикевич З. В. различает безучастное и активно соучаствующее. [12] Так в первом случае процедура «исследования» не влияет на обычное самовыражение людей. Примером может послужить наблюдение за фанатами на футбольном стадионе. В случае активно соучаствующего наблюдения исследователь не только наблюдает за группой или сообществом, но и принимает в их жизни активное участие. Примером может послужить изучение поведения людей в психиатрической больнице, при этом исследователь выступает в качестве помощника санитара. [1]
При включенном наблюдении возникают следующие сложности:
Кроме того, наблюдение может выступать как полевое обследование (наблюдение в естественных социальных ситуация) и как лабораторное наблюдение (наблюдение в специально созданных искусственных условиях). [12]
Также, наблюдение можно классифицировать по степени формализованности: структурированное и неструктурированное. [9] Неструктурированное наблюдение отличается отсутствием гипотез, детального плана действий наблюдателя, то есть оно позволяет получить лишь общее представление об объекте. По мере накопления данных, уточняются задачи наблюдения, и происходит переход к структурированному наблюдению, в ходе которого происходит системтическая фиксация результатов и проверка рабочей гипотезы.
И, кроме того, наблюдения могут быть систематическими (регулярное проведение в течение определенного периода) и случайными (исследование заранее незапланированного явления, неожиданной ситуации).
Важным критерием в наблюдении Чумиков выделяет обоснованность и устойчивость информации. [14] При этом надежность данных повышается при выполнении следующих процедур:
Как правило, наблюдение используется на начальном этапе исследования и служит первой ступенью в использовании социологических методов, либо оно применяется на заключительной стадии массовых обследований для уточнения и интерпретации основных выводов, а также для конкретизации аудитории, на которую будет осуществляться воздействие.
Анкетный опрос.
«Опросы - незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях». [16]
Наиболее распространенным и универсальным методом сбора информации является анкетный опрос. Моделируя нужные PR-специалисту ситуации путем анкетного опроса можно получить информацию о ценностях, предпочтениях, настроениях, мнениях в отношении конкретных товаров, услуг и технологий.
Анкетный опрос предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, указание способов ответа.
Различают следующие виды опроса:
Кроме того, Чумиков отличает анкетированный опрос на месте от опроса по почте. [14] В первом случае анкетер сам собирает заполненные опросные листы, а во втором случае он ожидает их возвращение по почте или e-mail. Не стоит забывать о том, что при использовании анкетного опроса по почте отсутствует контроль над условиями, при которых происходит заполнение анкет, отсутствие гарантии, что анкетный лист заполнил нужный вам человек, а не кто-либо другой, а также отсутствие гибкости в постановке вопросов, при условии, что респондент не поймет сути вопроса.
Выделяют зондажный или экспресс-опрос, который применяется в обследованиях общественного мнения и содержит всего 3-4 пункта основной информации и несколько пунктов, связанных с демографическими и социальными характеристиками опрашиваемых.
Различают также групповое и
индивидуальное анкетирование. В первом
случае собирается группа 30-40 человек,
проводится инструктаж и заполнение
анкет. Во втором случае, анкетер обращается
к каждому респонденту
Однако не стоит забывать, что использование анкетного опроса может привести к искажению фактов. Избежать этого или снизить риск помогут следующие условия:
В.А. Ядов считает, что «анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки». [16]
Как уже упоминалось автором, данная форма сбора данных является практически универсальной и играет большую роль в исследованиях по проблемам связей с общественностью. Например, для определения популярность нового продукта или предвыборные опросы.
Интервью
Интервью является видом опросного метода. По Катлипу «интервьюирование - форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом». [3]
Можно выделить следующие преимущества данного метода: