Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 16:22, курсовая работа
Отсутствие перспективы развития подрастающего поколения как активной социальной силы вызывают обоснованные опасения. В связи с этим назрела необходимость анализа особенностей и закономерностей изменений социальных и духовных ценностей молодежи, а также, исследование развития личности под влиянием СМИ и культуры.
Исследования нравственных ценностей молодежи создают проблемное поле, образуемое комплексом научных дисциплин: социологии, социологии молодежи, культурологи, психологии, философии, этики.
Введение
Глава 1. Средства массовой информации и культура как факторы влияния на развитие личности подростка
1.1 Основания ценностной культуры подростка
1.2 Понятия «СМИ» и «Культура»
1.3 Социализация личности подростка в условиях современности
1.4 Влияние СМИ и культуры на развитие личности подростка на примере телевидения и чтения литературы
1.4.1Телевидение
1.4.2Чтение литературы
Глава 2. Исследование влияния телевидения и чтения литературы на развитие личности подростка
2.1Постановка целей и задач исследования, описание работы
2.2 Результаты исследования
2.3 Проектное предложение
Заключение
Список использованной литературы и источников:
Приложение 1
Приложение 2
Как показало исследование, телевидение оказывает значительное влияние на развитие личности. В ходе сравнения было показано, что по всем показателям на подростков СМИ влияет больше, чем культура. Следовательно, гипотеза, сформулированная в начале исследования, подтверждается.
Проектное предложение.
В настоящее время СМИ является неотъемлемой частью жизни каждого подростка, что влечёт за собой обострение проблемы развитие личности целевой аудитории моего исследования. Для того, чтобы минимализировать влияние телевидения, интернета и других видов СМИ на подростков должны особым образом быть организованы условия развития личности подростка.
Предложения для решения этой проблемы:
1. Пропагандировать знаменитостями, которые пользуются успехом у молодёжи, положительное отношение к художественной литературе;
2. Продавать книги более доступным путём (в плане стоимости книг);
3. Устраивать тематические творческие вечера;
4. Проводить деловые игры;
5. Устраивать походы в театр, музеи;
6. Привлекать школьников к поездкам на экскурсии;
Заключение
Подростковый возраст входит в одну «эру восхождения к социальной зрелости»[12]. При этом надо полагать, что эта эра не завершается периодом ранней юности и получением школьником аттестата зрелости, а продолжается в трудовых коллективах, где и осуществляется органическое вхождение вчерашнего школьника в права и экономически, и юридически, и политически, и нравственно зрелого человека, полноправного члена социалистического общества. Что касается последующих эр развития, составляющих и завершающих жизненный путь человека, то рассмотрение этих проблем выходит за рамки нашей задачи.
Целесообразность, а быть может, необходимость выделения «эры восхождения к социальной зрелости» требует пояснений. Если представить социальную среду в ее глобальных характеристиках как относительна стабильную и помнить о том, что целью общественного воспитания в социалистическом обществе буквально с первых лет жизни ребенка и на протяжении всех последующих остается формирование всесторонне развитой личности, то весь путь до осуществления этой цели можно интерпретировать как единый и целостный этап. В таком случае он в соответствии с выдвинутыми и обоснованными выше положениями предполагает три фазы развития, формирования, становления личности, ее вхождения в социальное целое — адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.
Пытаясь прогнозировать дальнейшее развитие мировоззрения молодого поколения, можно отметить следующие тенденции[13]:
1. Отход с позиций нигилизма и отрицания всех ценностей старшего поколения, начинает преобладать критический, оценивающий взгляд на вещи.
2. В ряд важнейших ценностей, ориентиров в жизни выдвигается образованность, способность к самообучению.
3. В политической сфере молодежь большой роли не играет, намеренно игнорирует и устраняется от основных политических событий.
4. Большое воздействие на молодежь отказывают средства массовой информации, что ведет к пассивному формированию мировоззрения, то есть мировоззрение формируют силы извне, стоящие за СМИ.
5. Основное содержание культуры – протест, выражение несогласия с традиционным мировоззрением общества. Молодежная культура намного отличается от культуры предыдущего поколения, и в дальнейшем это приведет к постепенному замещению одного культурного типа другим.
6. Во взаимоотношениях внутри собственного круга молодежь становится все более коммуникативной, почти исчезает барьер в общении между полами, интересы девушек и юношей сближаются.
Стало очевидным, что проблемы изучения мировоззрения молодежи и процессов с ним связанных, необходимы в современной динамичной, политически нестабильной обстановке. Поэтому следует продолжать и расширять исследования в данной области.
Список использованной литературы и источников
1. Б.З. Вульфов, «Интересы и потребности современных детей и подростков», СПб, 2007
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.464 с.
3. Бурлачук Л.Ф., Психодиагностика, СПб: Питер, 2009,384с
4. В.П.Чудинова «Дети и библиотеки в меняющейся медиасреде», М.: Школьная библиотека, 2004.
5. Лотман Ю. М. Избр. статьи. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн, 1992.
6. Милехин А. Папа, мама и я – телесемья//Российская газета – 1998-22 мая
7. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М., 1981. 82 с.
8. Петровский А.В. Принцип ведущей деятельности и проблема личностно-образующих видов деятельности при переходе от детства к взрослости. М., 1983,
9. Социология молодежи. Под ред. В. Т. Лисовского Из-во СПбГУ. 1996.
10. Стефанов С. И. Реклама и полиграфия. Опыт словаря-справочника, Москва, 2004,
11. Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М., 1967
12. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
13. http://schoollibrary.ioso.ru/
14. http://www.ug.ru/issues/?
15. http://yarnauka.ru/article/rea
Приложение 1
Анкета
1. Сколько часов в день ты смотришь телевизор?
2. Ты смотришь сериалы? Какие сериалы ты смотришь?
3. Какие передачи тебе наиболее интересны (музыкальные, спортивные, образовательные и т.д.)? Напиши свою любимую передачу.
4. Как ты думаешь, какой канал на телевидении сейчас самый интересный?
5. У тебя есть кино-герой, на которого ты бы хотел (а) быть похож (а)? Напиши его (ее) имя. Почему он (она) тебе нравится?
6. Ты любишь читать? Что ты сейчас читаешь?
7. Ты читаешь только то, что задали в школе, или еще сам (а) выбираешь книги?
8. Ты читаешь журналы? Напиши название журнала.
9. У тебя есть любимый литературный персонаж? Напиши его (ее) имя. Почему он (она) тебе нравится?
10. Как ты думаешь, зачем люди читают книги?
Приложение 2
Беседа
Тема: «Какую роль в вашей жизни играют телевидение и книги?»
План беседы:
1. Вступление. Объяснение для чего проводится беседа на заданную тему.
2. Вопросы. Получение ответов на них.
3. Высказывание мнений.
4. Завершение беседы. Подведение итогов.
Вопросы:
1. Какие детские книги вы помните? Назовите их.
2. Читаете ли вы журналы? Газеты? Что полезного и нового вы из них узнаете?
3. Ходите ли вы в библиотеку? Какую литературу вы берете?
4. Какие художественные фильмы вы смотрите?
5. Есть у вас Интернет? Слушаете радио?
33
[1] Ерасов. Б.С. Социальная культурология: Учеб. для вузов -2-е изд., испр. и доп.
Б.С. Ерасов. М.: Аспект-пресс, 1996.
[2] http://www.ifap.ru/library/
[3] Стефанов С. И. Реклама и полиграфия. Опыт словаря-справочника, Москва, 2004,С. 93
[4] http://student.km.ru/ref_show_
[5] http://www.ug.ru/issues/?
[6] Б.З. Вульфов, «Интересы и потребности современных детей и подростков», СПб, 2007, С.65
[7] Социология молодежи. Под ред. В. Т. Лисовского Из-во СПбГУ. 1996. С.186
[8]Милехин Андрей. Папа, мама и я – телесемья//Российская газета – 1998-22 мая
[9] В.П.Чудинова «Дети и библиотеки в меняющейся медиасреде», М. : Школьная библиотека, 2004. С. 272-286;
[10] http://schoollibrary.ioso.ru/
[11] Л.Ф.Бурлачук, Психодиагностика,СПб:Питер,
[12] Петровский А.В. Принцип ведущей деятельности и проблема личностно-образующих видов деятельности при переходе от детства к взрослости. М., 1983, с. 20—33.
[13] http://yarnauka.ru/article/rea
Информация о работе Конфликтогенные факторы развития нравственной культуры подростка