Конфликтогенные факторы развития нравственной культуры подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Отсутствие перспективы развития подрастающего поколения как активной социальной силы вызывают обоснованные опасения. В связи с этим назрела необходимость анализа особенностей и закономерностей изменений социальных и духовных ценностей молодежи, а также, исследование развития личности под влиянием СМИ и культуры.
Исследования нравственных ценностей молодежи создают проблемное поле, образуемое комплексом научных дисциплин: социологии, социологии молодежи, культурологи, психологии, философии, этики.

Содержание

Введение
Глава 1. Средства массовой информации и культура как факторы влияния на развитие личности подростка
1.1 Основания ценностной культуры подростка
1.2 Понятия «СМИ» и «Культура»
1.3 Социализация личности подростка в условиях современности
1.4 Влияние СМИ и культуры на развитие личности подростка на примере телевидения и чтения литературы
1.4.1Телевидение
1.4.2Чтение литературы
Глава 2. Исследование влияния телевидения и чтения литературы на развитие личности подростка
2.1Постановка целей и задач исследования, описание работы
2.2 Результаты исследования
2.3 Проектное предложение
Заключение
Список использованной литературы и источников:
Приложение 1
Приложение 2

Работа содержит 1 файл

Копия проект мой по кдс.doc

— 208.00 Кб (Скачать)
justify"> 

Средства массовой информации (сокращённо «СМИ», также — масс-медиа) — организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации[3].

В современной социологии по отношению к СМИ используется термин «средства массовой коммуникации», более точно отражающий характер масс-медиа. С течением времени рассмотрение масс-медиа как «информирующих» ушло в прошлое: в зависимости от угла рассмотрения используются эпитеты «формирующие», «развлекающие» и так далее. Развитие механизма обратной связи, то есть наличие формальной возможности влияния или выражения своего мнения со стороны слушателей, зрителей и читателей придает, масс-медиа характер не однонаправленной коммуникации. В связи с этим СМИ в социологии именуются как «средства массовой коммуникации».

Согласно российским источникам, СМИ имеют следующие признаки:

- массовость (Применительно к законодательству Российской Федерации, 1000 и более экземпляров для газет, журналов и рассылок);

- периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год;

- принудительность: один источник сигнала (вещатель, редакция) — много слушателей.

СМИ — это совокупность таких субъектов журналисткой деятельности, как:

- печать: газеты, журналы, альманахи, сборники, бюллетени;

- телерадиовещание: радио, телевидение, кинопрограммы, видеопрограммы;

- цифровые издания: электронные версии газет, издания на компакт-диске;

- информационные агентства.

- массовые (1000 и более конкретных адресатов) периодические рассылки с использованием телекоммуникационных сетей (как телефонной, так и сетей ЭВМ, в том числе и SMS-рассылки).

К СМИ в России не относятся: стенгазеты, малотиражные издания, библиотеки, Интернет в целом: интернет-блоги, чаты, форумы, конференции.

Каждое из этих средств информации обладает своими особенностями в области производства и подачи сведений.

СМИ играют большую роль в жизни человека любого возраста. Начиная с 12—13 лет подростки и молодежь предпочитают рок-музыку, спортивные и развлекательные программы. В целом среди передач телевидения 72% аудитории проявляет интерес к новостям, 63% — сериалам, 39% —к эстраде, 33% —лотереям и викторинам, 29%—к криминальной хронике. Среди книг наибольшим успехом пользуются детективы (чаще других читают — 36%), историческая литература (24 %), приключенческая (20%), любовные истории (19%).[4]

Большую роль играют СМИ в развитии нравственной культуры личности. Хотя эта точка зрения далеко не бесспорна. Появление каждого кардинально нового вида коммуникации вызывало споры о том, во благо оно или во вред человеку. Так, еще в древности Платон связывал оскудение творческих способностей человека с появлением письменности, позволяющей усваивать знания «по посторонним знакам», в результате чего люди будут «казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами» и «станут мнимомудрыми вместо мудрых». С появлением кино, радио, а затем телевидения и видео всегда связывали падение интереса к чтению.

В принципе влияние СМИ на развитие конкретного человека имеет опосредствованный характер. Во-первых, оно опосредствовано феноменом «двуступепчатого потока информации»: идеи распространяются от СМИ к «лидерам мнений», в большинстве своем неформальным, а от них — к их менее активным последователям. Во-вторых, оно опосредствовано тем, что, как отмечает американский ученый И. Клеппер, в массе своей люди имеют тенденцию пользоваться теми сообщениями массовых коммуникаций, которые согласуются с уже имеющимися у них интересами и установками. Сознательно или неосознанно они избегают противоположного настроя. Если же они и входят в соприкосновение с чуждыми этому настрою материалами, то часто их не воспринимают совсем, переделывают или истолковывают так, что они совпадают с их взглядами, или забывают с большей легкостью, чем то, что их интересует.

 

СМИ весьма существенно влияют на усвоение подростков широкого спектра социальных норм и на формирование ценностных ориентации личности.

С рекреативной тесно связана релаксационная роль СМК. Она приобретает специфический оттенок, когда речь идет о подростках и юношах, у которых возникли осложнения в общении с окружающими или в других сферах их жизни (что приводит, как правило, к напряженному эмоциональному состоянию и дискомфорту). Эти ребята могут, увеличив потребление продукции кино, радио, телевидения, печати, сократить тем самым контакты с людьми, найти отвлечение от неприятностей, заглушить или рассеять эмоциональную неудовлетворенность.

Новая картина мира, складывающаяся у подрастающих поколений, приводит к определенным изменениям в психологии. Уже сегодня вошел в оборот термин «компьютерная психология». А можно добавить еще и видео, и космическую связь и употребить какой-то более обобщающий термин — например, технопсихология (далеко не самый удачный). Для этой новой психологии, очевидно, будут характерны иные, по сравнению с нынешними, механизмы восприятия мира, специфические ценностные ориентации, неожиданные способы самореализации личности.

 

1.3 Социализация личности подростка в условиях современности

Подростковый и юношеский возраст[5] — это период формирования собственных идеалов и ценностей взрослеющего человека. При этом идеалы и ценности существенно влияют на его самооценку, на его психологическое здоровье. Все это происходит под влиянием различных институтов социализации. Это прежде всего общество с его культурой, традициями, системой воспитания, и семья, школа, группы сверстников — то есть те малые группы, в которые реально включен растущий человек. Существенное место здесь принадлежит средствам массовой информации.

Ребенок и, в первую очередь, его ценностная сфера в наши дни растет и формируется не только под влиянием родителей, но и общества в целом[6]. Телевидение, радио, компьютеры нередко заменяют родителей, и частое общение с ними приводит к результатам, которые не всегда удается предусмотреть или исправить. Так, специалисты подсчитали, что школьники в США смотрят телевизор в среднем по четыре часа в день. За школьные годы молодые люди проводят у экрана 15 тысяч часов и видят не менее 13 тысяч случаев насильственной смерти, хотя за годы учебы проводят на уроках около 11 часов, т.е. значительно меньше времени, чем пред экранами телевизоров.

 

1.4 Влияние СМИ и культуры на развитие личности подростка на примере телевидения и чтения литературы

 

1.4.1 Влияние телевидения на развитие личности подростка

Современная молодежь, как показало анкетирование, значительную часть своего свободного времени проводит за телевизором (52% проводят у голубого экрана более 3 часов в день). Если учесть то, что информация, поглощаемая с экрана, носит в основном развлекательный характер (около 35% респондентов из всех программ выделяют развлекательные, более 55% регулярно смотрят художественные фильмы), то можно уверенно говорить, о том, что телевизор используется как средство отдыха и развлечения. Однако необходимо заметить, что 10% респондентов выделяется из общего потока развлекающихся. Они уделяют наибольшее внимание информационным и познавательным программам, следовательно для них телевизор – источник знаний, средство повысить собственную образованность[7].

Для основной массы респондентов (55%) телевизор – прежде всего кинофильмы, которые являются явлением, относящимся к сфере культурной жизни. На экране все чаще демонстрируется грубое насилие и эротика, пропагандируются наркотики, алкоголь (особенно в современных российских сериалах). Этот процесс вносит свой вклад в криминализацию обстановки, особенно влияя на детей, подростков и молодежь, которые и составляют основную аудиторию зрителей.

Телевидение привлекает наше внимание, с одной стороны, своей живостью, увлекательной режиссурой и красивыми съемками, а с другой – заманивает в ловушку, возбуждая нас сценами злодеяний, насилия, опасности и секса. Телевизионные программы переполнены описанием преступлений, демонстрацией грубой силы, сексуальными эпизодами и не всегда приличными намеками[8].

Просмотр передач, содержащих сцены насилия, приводит, как это ни печально, к усилению проявлений жестокости в поведении нормальных детей абсолютно всех возрастов, от дошкольников до тинэйджеров. В ходе многочисленных исследований детской и подростковой аудитории демонстрировались фильмы, герои которых действовали с позиции силы. После этого отмечалось учащение случаев агрессии и жестокости поведения со стороны детей, в то время как после просмотра картин, не содержащих подобных сцен, таких нарушений не наблюдалось. По материалам ряда других работ, те дети, которые проводят у телевизора много времени, значительно более агрессивны, чем их сверстники, уделяющие телевидению меньше внимания. Оценки степени агрессивности в этих исследованиях производились на основе наблюдений, мнений родителей, подсчета частоты возникновения конфликтов со старшими, признаний самих детей и показателей детской преступности. Конечно, такие выводы весьма нелицеприятны для большинства населения, а в особенности – для телевизионной индустрии, однако они являются результатом многолетней научной работы, и с ним приходится считаться.

В среднем на один час лучшего телевизионного времени приходится пять сцен с применением силы, в них участвует около двух третей главных героев телефильмов. По выходным дням детские дневные передачи содержат до восемнадцати подобных сцен (например, детские мультфильмы, содержащие много сцен насилия, когда все дерутся и убивают друг друга), впрочем, в отличие от «взрослых» программ, жестокость персонажей в них почти не вызывает боли и страданий – дети не видят последствий жестоких поступков. В большинстве изображаемых ситуаций силовое подавление обидчика является естественной формой мести, а способность действовать по праву сильного стала почти непременным атрибутом мужских ролей, но во многих мультфильмах и художественных фильмах сейчас применяют насилие и женщины. Подростки пытаются подражать своим героям и делают тоже самое в настоящем мире. Излюбленная тематика криминальных обзоров – это убийства, нападения, вооруженные столкновения, причем на экране редко можно увидеть, как их жертвам оказывают медицинскую помощь. В итоге, перед подростком ежедневно мелькает огромное количество насильственных смертей, бомбежек, вооруженных налетов и жестоких драк.

 

1.5.2 Чтение литературы как фактор развитие личности подростка

Проблема чтения книг в современном мире становится все более актуальной, особенно в подростковой среде. Исследованиями этой проблематики занимаются многие зарубежные и отечественные психологи и педагоги. В одном из исследований рассматривается попытка выстроить в общих чертах такую картину детского чтения в сегодняшней России, которая отражает реальные процессы и тенденции развития детского чтения, и которая даст возможность увидеть черты ближайшего будущего. Основой для формулировки выводов являются результаты исследований, проведенных в последние годы Российской государственной детской библиотекой (РГДБ) – главным научно-методическим и исследовательским центром по библиотечной работе с детьми в России, а также материалы региональных и локальных исследования детских библиотек в регионах[9].

Опасения о «нечтении детей», мифы о «кризисе детского чтения» далеко не случайны, и имеют под собой реальную основу. В начале XXI века дети, действительно, читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идет процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения. Меняются также и источники получения печатной продукции, информации в целом и многое другое.

Исследования позволяют говорить о развитии ряда тенденций в детском чтении, а также о том, то происходит процесс изменения старой на новую модель освоения детьми книжной культуры. Тревоги и страхи возникают в связи с тем, что многие взрослые ориентированы, прежде всего, на старую модель «литературной социализации». Дети, безусловно, читают, но иначе, чем раньше, а также далеко не те произведения, которые были любимы и популярны у их родителей, и, особенно, их дедушек и бабушек.

Итак, в чтении детей и подростков сегодня происходят очень серьезные перемены. Имеются черты, которые характеризуют старую модель чтения – тот образ, который пока что остается в сознании многих:

- «любовь к чтению»

- преобладание в круге чтения книг, а не газет, журналов;

- разнообразный репертуар чтения, в котором представлены книги различных видов и жанров;

- наличие домашней библиотеки.

У детей и особенно у подростков сюда добавляется:

- общение со сверстниками по поводу прочитанного;

- наличие «литературных героев»;

- сравнительно небольшая доля «чтива» (литературы низких художественных достоинств);

- позитивное отношение к библиотеке (частое посещение той или иной библиотеки, существование «своего» или «хорошего» библиотекаря).

В общих чертах рисуется новая картина и новая «модель» (совокупность новых черт юного читателя) при вхождении в литературную культуру. Прежде всего, эта картина крайне неоднородна: и если в одних регионах России ситуация сравнительно благополучна, то в других происходят негативные процессы отторжения детей от печатной культуры.

Отношение к чтению – важная характеристика, и она свидетельствует как о том, что в целом позитивное отношение у школьников к чтению сохраняется, так же как и о том, что учебные нагрузки, зачастую формальное, схоластическое преподавание литературы, вкупе с другими факторами приводят к тому, что происходит отторжение от чтения в старших классах. Чем старше школьник, тем больше «деловое» чтение по школьной программе» теснит досуговое, не оставляя времени на чтение любимых книг и просто на возможность поразмышлять над новой книгой, получить радость от самого процесса свободного чтения.

В среднем же около трети опрошенных ответили «люблю читать, но не хватает времени», и почти каждый третий выбрал ответ «когда читаю, люблю почитать что-нибудь легкое, развлекательное». Результаты этих исследований говорят о том, что лишь один из десяти опрошенных школьников не читает ничего, кроме книг, необходимых для выполнения уроков. В целом же репертуар чтения детей и подростков довольно разнообразен: на первом месте в нем – обязательная школьная классика, сказки – у младших, «фэнтези»; у более старших, с интересом читаются приключения и «ужастики», детективы (особенно для детей и подростков), книги о природе и животных.

Информация о работе Конфликтогенные факторы развития нравственной культуры подростка