Конфликтогенные факторы развития нравственной культуры подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Отсутствие перспективы развития подрастающего поколения как активной социальной силы вызывают обоснованные опасения. В связи с этим назрела необходимость анализа особенностей и закономерностей изменений социальных и духовных ценностей молодежи, а также, исследование развития личности под влиянием СМИ и культуры.
Исследования нравственных ценностей молодежи создают проблемное поле, образуемое комплексом научных дисциплин: социологии, социологии молодежи, культурологи, психологии, философии, этики.

Содержание

Введение
Глава 1. Средства массовой информации и культура как факторы влияния на развитие личности подростка
1.1 Основания ценностной культуры подростка
1.2 Понятия «СМИ» и «Культура»
1.3 Социализация личности подростка в условиях современности
1.4 Влияние СМИ и культуры на развитие личности подростка на примере телевидения и чтения литературы
1.4.1Телевидение
1.4.2Чтение литературы
Глава 2. Исследование влияния телевидения и чтения литературы на развитие личности подростка
2.1Постановка целей и задач исследования, описание работы
2.2 Результаты исследования
2.3 Проектное предложение
Заключение
Список использованной литературы и источников:
Приложение 1
Приложение 2

Работа содержит 1 файл

Копия проект мой по кдс.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

Если же посмотреть на репертуар чтения подростков в целом, то около 40% в нем составляет преимущественно литература развлекательного характера, тогда как книги научно-познавательные привлекают вдвое меньше детей (21%). Таким образом, круг чтения подростков «смещен» в сторону развлечений. В то же время читатели 10-15 лет остро нуждаются в современных книгах о своих сверстниках, специально написанной так называемой «социально-критической» литературе, которая помогает юным познавать окружающий мир, учит адаптироваться к проблемам современной жизни. Эти книги практически не издаются сегодня, и та малая часть, которая издается, почти не попадает в провинцию. И это обстоятельство обусловливает повышенный интерес подростков к тем книгам западных писателей, где фигурируют подростки-герои. Таким образом, очень популярной у детей и подростков стали книги серии «Детский детектив» (К.Кин, А.Хичкок, Э.Блайтон и др.), серия о девочках-подростках Ф.Паскаль «Школа в ласковой долине», а также серия Д.Ролинг о Гарри Поттере (фэнтези, где удачно сочетаются элементы литературной сказки и школьной жизни)[10].

В подростковом возрасте круг чтения мальчиков и девочек, по мере взросления, все более различается: у мальчиков и юношей все более популярной становится литературе о спорте, технике, компьютерах, у девочек-подростков, девушек становятся популярными романы о любви. Однако в старших классах резко возрастает доля тех, кто читает литературу преимущественно по школьной программе (это значительная часть подростков и более половины старшеклассников). Уходит мотив «интересно», присущий детям младшего школьного возраста, и ему на смену идет стимул «школьное задание». Оно оставляет старшеклассникам мало возможностей самим выбрать те книги, которые им интересны; и значимым при выборе литературы становится не совет друга (как у многих младших школьников и подростков), а рекомендация учителя.

На переломе веков в чтении детей и особенно подростков и юношества особенно популярными стали различные журналы. Активное обращение к периодике детей и подростков начинается уже в младшем школьном возрасте, но особенно оно усиливается к подростковому возрасту. Причем часто дети и подростки покупают периодику самостоятельно. В 10-13 лет, это, как правило, спонтанный, ситуативный выбор. Чем старше, тем он становится все более осознанным. В чтении подростков и читателей юношеского возраста преобладают молодежные, а также женские журналы, ориентированные на развлечение этой аудитории. Их читают, прежде всего, девочки, тогда как мальчики предпочитают другие – спортивные и технические издания (об автомобилях, компьютерах и др.). Познавательные журналы читаются сегодня значительно реже, чем раньше. Мальчики- подростки читают их больше, чем девочки.

Итак, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития России, в силу различных социально-политических, экономических и прогностических причин общество почти утратило интерес к поиску новых способов организации условий, содействующих развитию личности подростка. Общество отказалось от коммунистической идеологии, с учетом которой была построена система продвижения подростков к социальной зрелости, а новая идеология современной России до сих пор находится в синкретическом состоянии.

Стратегия воспитания и развития личности в современных условиях должна быть направлена на цели развития РФ, в которой человек должен быть естественно представлен не только как социальная единица, но и как уникальная личность. Личность принято определять как индивидуальное бытие общественных отношений. Это определение несет в себе следующее понимание: 1 — личность — это социальное в нас (бытие общественных отношений); 2 — личность — это индивидуальное в нас. Сегодня социализация подростка должна осуществляться через формирование потребности реализоваться в исходном для него социальном пространстве через систему прав и свобод. Для этого должны особым образом быть организованы условия развития личности подростка: для повышения социальной компетентности; для развития навыков поведения в повседневной жизни и установок на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций; для развития чувства личности; гражданской позиции.


Глава 2. Исследование влияния телевидения и чтения литературы на развитие личности подростка

 

2.1 Постановка целей и задач исследования, описание работы

 

Для того чтобы более конкретно изучить проблему влияния СМИ и культуры на развитие личности подростка, были взяты два аспекта в сравнении: телевидение (как составляющая СМИ) и чтение книг - литература (как часть культуры).

Актуальность исследования

Развитие личности проходит в течение всей жизни человека. Между тем, в школе вопpосам влияния СМИ и культуры уделяется недостаточное внимание, их pоль недооценивается. В наше вpемя одна из пpоблем подpосткового возpаста заключается в значительном влиянии телевидения, и в меньшем влиянии чтения книг на развитие личности подростка.

Цель исследования - выявить степень влияния телевидения и литературы (чтения книг) на развитие личности подростка.

Объект исследования - учащиеся 8-го класса сpедней общеобpазовательной школы.

Предмет исследования - изучение личностных изменений под влиянием СМИ и культуры в подростковом возрасте.

Гипотеза: телевидение влияет на развитие личности подростка в большей степени, чем литература (чтение книг)

Задачи исследования:

1) Охаpактеpизовать личность современного подростка.

2) Выявить влияние телевидения и чтения книг на развитие подростков.

Выбоpка

Были обследованы ученики 8 «А» класса МОУ «СОШ №11 г. Саратова». Количество 15 человек.

Для пpоведения данного исследования были использованы методики[11]:

Беседа - широко распространенный в педагогической психологии эмпирический метод получения сведений (информации) об ученике в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы.

Анкетирование - эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные, отвечающие основной задаче исследования вопросы, составляющие анкету.

В данном исследовании я использовала открытую анкету, вопросы которой требовали самостоятельного конструирования ответа.

 

2.2 Результаты исследования

 

В ходе проведения исследования были получены следующие данные.

1. Как показало анкетирование (вопросы анкеты в приложении 1):

1) Из 15 опрошенных - 100% смотрят телевизор каждый день в среднем по 4,5 часа. 100%

2) Из 15 опрошенных 80% смотрят сериалы. Из них 70% назвали более одного сериала. Большинство опрошенных назвали сериал: «Папины дочки»

3) только спортивные передачи смотрят 13%, только музыкальные 12%, музыкальные, спортивные и образовательные назвали 6, один ответил «не знаю», 2% – новости и криминал. 73% смотрят спортивные и образовательные передачи.

4) Самым интересным каналом назвали: СТС -40%, Муз-тв – 15% , ТНТ – 10%, НТВ и Россия – 5%, Мтв-5%, 7ТВ- 3%, спутниковый канал – 2%, «не знаю»  ответили 10%. 67% смотрят развлекательные каналы. К развлекательным каналам относятся: СТС, ТНТ, МТВ и МузТВ.

5) 30% назвали по одному киногерою. У остальных его нет. 20% испытуемых имеют любимого киногероя.

5) 40 % из опрошенных  любят читать книги и читают на данный момент (имеется ввиду, что читают в свободное время).

6)40% опрошенных не любят читать и ничего не читают сейчас. Зощенко-5%, газеты-5%, то, что задали по литературе-30%, Толстой-5%, детективы-10%, ужастики-5%

7) 25%- читают только школьную программу, 20% - еще сами выбирают, 15% - не читают вообще. 40% читают дополнительную литературу.

8) 67%- не читают журналы-, 43% читают.

9) 10% назвали Остапа из «Тараса Бульбы». У 7% испытуемых есть любимый литературный персонаж.

10) На этот вопрос все ответили «для развития, чтобы быть умными, образованными, не разучиться читать».

Для наглядности показателей результатов построим гистограмму.

Влияние телевидения

67% смотрят развлекательные каналы

20% имеют любимого киногероя

80% смотрят сериалы

73% смотрят спортивные и образовательные передачи


 

Влияние книг

40% читают в свободное время

7% имеют любимого литературного персонажа

43% читают журналы

40% читают дополнительную литературу

На данных гистограммах представлены гистограммы показателей влияния телевидения и книг на подростков. Для того чтобы сделать вывод о степени влияния того или иного показателя, необходимо сравнить данные:

1.100% опрошенных смотрят телевизор каждый день - 40% читают книги каждый день

2. 20% имеют любимого киногероя – 7% имеют любимого литературного персонажа

3. 73% смотрят спортивные и образовательные передачи – 40% читают дополнительную литературу

Из этого сравнения следует, что на сознание и на развитие личности влияет в большей степени телевидение. Телевизор подростки смотрят каждый день по 4,5 часов в среднем, а читают редко и только то, что задают в школе. Киногероев назвали больше, чем литературных персонажей.

Вывод: по данным анкетирования, для большинства подростков более важное значение имеет телевидение, чем книги.

2. Также проводилась беседа на тему: «Какую роль в вашей жизни играют телевидение и книги?» (Приложение 2).

В ходе беседы задавались вопросы по теме, выявлялось отношение подростков к книгам и телевидению. Подросткам интересно смотреть зарубежные фильмы. Они считают, что отечественные фильмы не интересные, и их плохо делают.

При просмотре фильмов, самыми сильными качествами мальчики назвали смелость и порядочность, а для девочек — верность дружбе и смелость. Примерно так же распределяются и значения по параметрам активности. Негативные нравственные качества заметной силой и активностью в представлении подростков не обладают.

Родители им не запрещают смотреть телевизор. Газеты подростки не читают. Подростки не смотрят политические передачи и новости, не следят за развитием событий в мире. По их мнению, это не интересно. На вопросы, какие журналы читаете, подростки отвечали, что не читают журналы. Только девочки назвали два женских журнала.

По результатам беседы можно сделать следующие выводы: подросткам наиболее интересно смотреть развлекательные передачи, сериалы и фильмы, чем читать книги. В библиотеку из 15 человек по вопросам беседы ходят 3. Телевизор смотреть нравится всем, и смотрят подростки его по времени больше, чем читают книги. Следовательно, на развитие личности телевидение оказывает большее влияние.

3. В заключение исследования, испытуемым было предложено небольшое сочинение на тему «Что для вас представляет большой интерес: телевидение или книги? И почему?» На листках бумаги подросткам необходимо было написать 6-8 предложений по теме.

Все без исключения написали, что телевизор смотреть интереснее чтения книг. Большинство указанных причин – это то, что телевидение ярко и красочно описывает события и сообщает последние новости, много фильмов и музыки. А книги скучные и нужны только для того, чтобы научиться читать.

По результатам сочинений были сделаны следующие выводы: по мнениям подростков лучше смотреть телевизор, а книги читать, только для того, чтобы не разучиться читать. По мнению некоторых учащихся, книги нужны чтобы читать их на ночь или чтобы быть «заумными», но при этом отмечали, что они не такие. А следовательно, на сознание подростка снова больше влияет телевидение.

При просмотре телеканалов у большинства подростков актуализируется непроизвольное внимание и непроизвольная память. А это означает, что особых усилий и установок для развития качества внимания, восприятия, памяти и мышления подростки не делают. При прочтении книг актуализируются произвольные внимание и память, а также воображение и мышление. То есть, для того, чтобы понять смысл прочитанного, подросткам необходимо совершать усилия. А из данного исследования следует, что подростки не имеют желания делать усилия и актуализировать произвольные личностные качества.

Итак, исследованию подлежало отношение подростков к телевидению и литературе в сравнении. Анализ результатов исследования показал, что в возрасте 14 лет оказывает значительное влияние просмотр телевизора.

В результате анализа отношения к телевидению и литературе подростков показано, что в современном обществе молодое поколение выбирает более легкий и доступный информационный источник – телевидение. Телевидению подросток выделяет значительную часть свободного времени, большинство смотрят телевизионные сериалы и развлекательные каналы. А это приводит к поверхностному отношению и инфантилизации личности. В то же время подростки перестали ходить в библиотеки, читать дополнительную художественную литературу и познавательные журналы. По мнению самих подростков, книги нужны только лишь для умения читать, для образованности, а не для духовного и личностного развития. То есть, подростки не представляют, насколько важно чтение книг.

Таким образом, анализ литературы по проблеме влияния СМИ на подростков и эмпирическое исследование показывает, что кино- и телефильмы являются весьма значимым фактором социализации подростков, внося искажения в представления о нравственных ценностях. Это влияние обусловлено повышенным интересом подростков к нормативной стороне поведения в обществе и особой уязвимостью возраста в силу отсутствия устойчивой индивидуальной системы ценностей.

Информация о работе Конфликтогенные факторы развития нравственной культуры подростка