Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 15:07, реферат
Коммуникативные аспекты, цели и функции
ВВЕДЕНИЕ
Управленческая деятельность связана с необходимостью постоянной координации деятельности подразделений организации и отдельных ее членов для достижения общих целей. Данная координация может осуществляться посредством разнообразных форм, а, прежде всего — при помощи разнообразных контактов членов организации — в процессе коммуникации. Практически все, что совершается в организации, имеет прямую или косвенную связь с коммуникативными процессами, таким образом, они являются значимым средством обеспечения целостности и функционирования организации.
Управление
в любой организации
В процессе коммуникации происходит передача информации от одного субъекта другому. В качестве субъектов могут выступать отдельные личности, группы и даже целые организации.
Коммуникационный
процесс предъявляет
Коммуникация (от лат. communicatio — «общее», «разделяемое всеми») в широком смысле — обмен информацией между индивидами посредством общей системы символов.
Различают
механистический и
Коммуникация — в механистическом подходе — однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения.
Коммуникация — в деятельностном подходе — совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними.
Для раскрытия содержания деятельности руководителя (менеджера) необходимо рассмотреть понятие коммуникации с позиции следующих аспектов.
С одной стороны, коммуникация — это общественное явление, процесс, который имеет место в организационной системе на всех иерархических уровнях и во всех организационных структурах (они не обязательно должны быть связаны непосредственно с руководителем).
С другой стороны, коммуникация представляет собой естественную практику взаимодействия руководителя с отдельными подчиненными, группами подчиненных и отдельными подразделениями организации.
И,
наконец, коммуникация — это особая,
специфическая функция
Представленные позиции понятия коммуникации включают в себя два понятийных аспекта: нормативно-организационный и субъектно-психологический.
Нормативно-организационный подход связан с объективными организационными формами коммуникации, представлениями о ее оптимальной реализации и объединен системой эффективного коммуникационного процесса.
Субъектно-психологический подход к коммуникации в организации направлен на раскрытие психологических характеристик участников коммуникации (коммуникантов). Он выявляет значимые черты коммуникационного процесса, в том числе и те, которые являются для него барьерами.
Психологическая специфика коммуникации как функции управления многозначна и раскрывается с различных сторон:
1)
коммуникативное поведение
2)
коммуникативные явления в
3) коммуникативные процессы, связанные с деятельностью руководителя (менеджера).
Основная цель коммуникации заключается в достижении от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения.
Коммуникации в широком смысле слова рассматриваются как процессы социального взаимодействия, взятые в их знаковом контексте. Отсюда, коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов.
Коммуникации в социальном контексте — это процесс обмена информацией и передачи сведений между двумя людьми или в группе людей.
Все виды управленческой деятельности в рамках коммуникации основаны на обмене информацией. Коммуникация и информация — различные, но связанные между собой понятия. Коммуникация включает и то, что передается, и то, как это передается. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо, как минимум, наличие двух людей.
Информация
(лат. informatio — разъяснение, изложение,
осведомленность) — одно из наиболее
общих понятий науки, обозначающее
некоторые сведения, совокупность каких-либо
данных, знаний и т.п.
1.1Основные
аспекты коммуникации
Коммуникацию можно рассматривать как форму деятельности, осуществляемую людьми, которая проявляется в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании партнеров. Она характеризует общение как двухстороннюю деятельность людей, предполагающую взаимосвязь между ними, сопереживание и обмен эмоциями. Коммуникация может решать разные задачи: обмен информацией, выражение отношения людей друг к другу, взаимное влияние, сострадание и взаимное понимание. Такая многофункциональность общения позволяет выделить следующие аспекты коммуникации:
информационный,
при котором общение
интерактивный, где общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе их кооперации;
гносеологический, когда человек выступает как субъект и объект социокультурного познания;
аксиологический, предполагающий изучение общения как процесса обмена ценностями;
нормативный, выявляющий место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также процесс передачи и закрепления стереотипов поведения;
семиотический,
в котором общение выступает
как специфическая знаковая система
и как посредник в
практический,
где процесс общения
Содержательный характер взаимодействия людей определяется предметом их общения. На основе этого критерия различают такие виды общения, как межличностное, деловое, профессиональное, научное, политическое, информационное, межкультурное и т.д. Соответственно способы взаимодействия зависят непосредственно от целей, которые преследуются при общении, от особенностей его организации, эмоционального настроя партнеров, уровня их культуры.
Выявление
перечисленных аспектов коммуникативного
акта происходит с помощью как
вербальных, так и невербальных средств.
Эти средства благодаря своей
стратификационной и ситуативной вариативности
способны передать не только текст самого
сообщения, но и информацию о его отправителе
(его социальном статусе, территориальной
принадлежности, возрасте, образовании,
самооценке). В зависимости от соответствующей
комбинации вербальных и невербальных
средств, выбранных норм речевого этикета
и поведения становится ясно и отношение
отправителя к адресату. При этом нужно
учитывать, что если вербальную информацию
контролировать достаточно легко, то невербальные
средства плохо поддаются контролю. Поэтому
самая удачно составленная речь, призванная
побудить адресата к какому-то нужному
для отправителя информации действию,
может привести к провалу коммуникации
при неудачном использовании или плохом
контроле невербальных и паравербальных
средств.
1.2
Цели и функции коммуникаций в организации
Взаимодействуя друг с другом, включаясь в процесс общения, люди обычно преследуют конкретные цели. К основным целям коммуникации обычно относятся следующие:
обеспечение эффективного обмена информацией (прием и передача) между субъектами и объектами управления;
совершенствование
межличностных отношений в
создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий;
регулирование и рационализация информационных потоков в рамках организации и за ее пределами;
формирование умений и навыков для успешной социокультурной деятельности;
формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом;
обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями;
изменение мотивации поведения;
обмен эмоциями.
Коммуникации в организации или в группе выполняют ряд значимых функций:
информативную функцию — передачу сведений, предоставление необходимой информации для принятия решений;
мотивационную
функцию — побуждает
контрольную функцию — отслеживание поведения сотрудников различными способами на основе иерархии и формальной соподчиненности;
экспрессивную
функцию способствует эмоциональному
выражению чувств, переживаний, отношения
к происходящему и позволяет
удовлетворять социальные потребности.
1.3
Содержание коммуникативной функции
Коммуникативная функция в организации специфична и включает ряд основополагающих установок, таких как:
раскрытие сущности и определение особенностей коммуникативной функции;
рассмотрение и анализ типов и видов коммуникаций в организационных системах;
характеристика разнообразных форм реализации коммуникативной функции в организации;
установление
структурных элементов и
выявление и разрешение типичных проблем и ошибок (так называемых «коммуникационных барьеров»), которые могут быть характерны для той или иной коммуникативной функции;
формулирование
принципов оптимальной
В деятельности руководителя коммуникация играет значимую и, при этом, специфическую роль. Данная особенность заключается в том, что будучи существенной сама по себе, коммуникативная функция входит в совокупность иных управленческих функций, является средством их реализации и взаимной координации. Таким образом, коммуникативная функция, наряду с остальными (например, функция принятия решения) представляет собой элемент «связующего процесса» в организации.