Коммуникативная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 15:07, реферат

Описание работы

Коммуникативные аспекты, цели и функции

Работа содержит 1 файл

Деловое общение.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

   ВВЕДЕНИЕ

   Управленческая  деятельность связана с необходимостью постоянной координации деятельности подразделений организации и  отдельных ее членов для достижения общих целей. Данная координация  может осуществляться посредством  разнообразных форм, а, прежде всего — при помощи разнообразных контактов членов организации — в процессе коммуникации. Практически все, что совершается в организации, имеет прямую или косвенную связь с коммуникативными процессами, таким образом, они являются значимым средством обеспечения целостности и функционирования организации.

   Управление  в любой организации реализовывается  через людей, сотрудников. Одним  из значимых инструментов управления в руках руководителя (менеджера) является имеющаяся в его ведении  информация. Используя и передавая те или иные данные, а также получая обратно информацию, он организует, руководит и мотивирует подчиненных. Значимую роль играет способность менеджера передавать информацию таким образом, чтобы формировалось наиболее адекватное восприятие данной информации коммуникантами-получателями. Современным менеджерам необходимо осознавать важность данной проблемы и принимать активное участие в ее разрешении.

   В процессе коммуникации происходит передача информации от одного субъекта другому. В качестве субъектов могут выступать отдельные личности, группы и даже целые организации.

   Коммуникационный  процесс предъявляет определенные требования к каждому из участников управленческого взаимодействия. Так, каждый из участников коммуникации должен обладать всеми или хотя бы некоторыми специальными способностями, а именно: видеть, слышать, осязать, воспринимать запах и вкус. Эффективная коммуникация требует от каждой из сторон определенных знаний, умений и навыков, а также наличия определенной степени взаимного понимания.

   Коммуникация (от лат. communicatio — «общее», «разделяемое всеми») в широком смысле — обмен информацией между индивидами посредством общей системы символов.

   Различают механистический и деятельностный подход к коммуникации.

   Коммуникация  — в механистическом подходе — однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения.

   Коммуникация  — в деятельностном подходе —  совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними.

   Для раскрытия содержания деятельности руководителя (менеджера) необходимо рассмотреть  понятие коммуникации с позиции  следующих аспектов.

   С одной стороны, коммуникация — это  общественное явление, процесс, который имеет место в организационной системе на всех иерархических уровнях и во всех организационных структурах (они не обязательно должны быть связаны непосредственно с руководителем).

   С другой стороны, коммуникация представляет собой естественную практику взаимодействия руководителя с отдельными подчиненными, группами подчиненных и отдельными подразделениями организации.

   И, наконец, коммуникация — это особая, специфическая функция управления, которая является объектом целенаправленного регулирования со стороны руководителя, компонент его управленческой деятельности.

   Представленные  позиции понятия коммуникации включают в себя два понятийных аспекта: нормативно-организационный  и субъектно-психологический.

   Нормативно-организационный  подход связан с объективными организационными формами коммуникации, представлениями о ее оптимальной реализации и объединен системой эффективного коммуникационного процесса.

   Субъектно-психологический  подход к коммуникации в организации  направлен на раскрытие психологических характеристик участников коммуникации (коммуникантов). Он выявляет значимые черты коммуникационного процесса, в том числе и те, которые являются для него барьерами.

   Психологическая специфика коммуникации как функции  управления многозначна и раскрывается с различных сторон:

   1) коммуникативное поведение руководителя (менеджера);

   2) коммуникативные явления в работе  руководителя (менеджера);

   3) коммуникативные процессы, связанные  с деятельностью руководителя (менеджера).

   Основная  цель коммуникации заключается в достижении от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения.

   Коммуникации  в широком смысле слова рассматриваются  как процессы социального взаимодействия, взятые в их знаковом контексте. Отсюда, коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов.

   Коммуникации  в социальном контексте — это  процесс обмена информацией и  передачи сведений между двумя людьми или в группе людей.

   Все виды управленческой деятельности в  рамках коммуникации основаны на обмене информацией. Коммуникация и информация — различные, но связанные между собой понятия. Коммуникация включает и то, что передается, и то, как это передается. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо, как минимум, наличие двух людей.

   Информация (лат. informatio — разъяснение, изложение, осведомленность) — одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Коммуникативные аспекты, цели и функции
 

   1.1Основные аспекты коммуникации 

   Коммуникацию  можно рассматривать как форму  деятельности, осуществляемую людьми, которая проявляется в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании  и взаимопонимании партнеров. Она  характеризует общение как двухстороннюю деятельность людей, предполагающую взаимосвязь между ними, сопереживание и обмен эмоциями. Коммуникация может решать разные задачи: обмен информацией, выражение отношения людей друг к другу, взаимное влияние, сострадание и взаимное понимание. Такая многофункциональность общения позволяет выделить следующие аспекты коммуникации:

   информационный, при котором общение рассматривается  как вид личностной коммуникации, осуществляющей обмен информацией  между коммуникантами;

   интерактивный, где общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе их кооперации;

   гносеологический, когда человек выступает как  субъект и объект социокультурного познания;

   аксиологический, предполагающий изучение общения как  процесса обмена ценностями;

   нормативный, выявляющий место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также процесс передачи и закрепления стереотипов поведения;

   семиотический, в котором общение выступает  как специфическая знаковая система  и как посредник в функционировании различных знаковых систем;

   практический, где процесс общения рассматривается  в качестве обмена результатами деятельности, способностями, умениями и навыками.

   Содержательный  характер взаимодействия людей определяется предметом их общения. На основе этого критерия различают такие виды общения, как межличностное, деловое, профессиональное, научное, политическое, информационное, межкультурное и т.д. Соответственно способы взаимодействия зависят непосредственно от целей, которые преследуются при общении, от особенностей его организации, эмоционального настроя партнеров, уровня их культуры.

   Выявление перечисленных аспектов коммуникативного акта происходит с помощью как  вербальных, так и невербальных средств. Эти средства благодаря своей  стратификационной и ситуативной вариативности способны передать не только текст самого сообщения, но и информацию о его отправителе (его социальном статусе, территориальной принадлежности, возрасте, образовании, самооценке). В зависимости от соответствующей комбинации вербальных и невербальных средств, выбранных норм речевого этикета и поведения становится ясно и отношение отправителя к адресату. При этом нужно учитывать, что если вербальную информацию контролировать достаточно легко, то невербальные средства плохо поддаются контролю. Поэтому самая удачно составленная речь, призванная побудить адресата к какому-то нужному для отправителя информации действию, может привести к провалу коммуникации при неудачном использовании или плохом контроле невербальных и паравербальных средств. 

   1.2 Цели и функции коммуникаций в организации 

   Взаимодействуя  друг с другом, включаясь в процесс  общения, люди обычно преследуют конкретные цели. К основным целям коммуникации обычно относятся следующие:

   обеспечение эффективного обмена информацией (прием и передача) между субъектами и объектами управления;

   совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией;

   создание  информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий;

   регулирование и рационализация информационных потоков  в рамках организации и за ее пределами;

   формирование  умений и навыков для успешной социокультурной деятельности;

   формирование  отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом;

   обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями;

   изменение мотивации поведения;

   обмен эмоциями.

   Коммуникации  в организации или в группе выполняют ряд значимых функций:

   информативную функцию — передачу сведений, предоставление необходимой информации для принятия решений;

   мотивационную функцию — побуждает сотрудников  к лучшему исполнению задач, используя  убеждение, внушение, просьбы, приказы  и т.д.;

   контрольную функцию — отслеживание поведения  сотрудников различными способами  на основе иерархии и формальной соподчиненности;

   экспрессивную функцию способствует эмоциональному выражению чувств, переживаний, отношения  к происходящему и позволяет  удовлетворять социальные потребности. 

   1.3  Содержание коммуникативной функции 

   Коммуникативная функция в организации специфична и включает ряд основополагающих установок, таких как:

   раскрытие сущности и определение особенностей коммуникативной функции;

   рассмотрение  и анализ типов и видов коммуникаций в организационных системах;

   характеристика  разнообразных форм реализации коммуникативной функции в организации;

   установление  структурных элементов и ключевых этапов коммуникативного процесса;

   выявление и разрешение типичных проблем и  ошибок (так называемых «коммуникационных  барьеров»), которые могут быть характерны для той или иной коммуникативной функции;

   формулирование  принципов оптимальной коммуникации и отображение общих требований, направленных на совершенствование  коммуникативной функции.

   В деятельности руководителя коммуникация играет значимую и, при этом, специфическую роль. Данная особенность заключается в том, что будучи существенной сама по себе, коммуникативная функция входит в совокупность иных управленческих функций, является средством их реализации и взаимной координации. Таким образом, коммуникативная функция, наряду с остальными (например, функция принятия решения) представляет собой элемент «связующего процесса» в организации.

Информация о работе Коммуникативная культура