Исследование систем управления невербальными коммуникациями. Характеристика систем управления невербальных коммуникаций и ее элементов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить систему управления невербальными коммуникациями.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
Изучить теоретический материал по исследованию систем управления невербальными коммуникациями.
Подобрать методический материал для проведения исследования.
Провести исследование.
Проанализировать полученные результаты
Сделать выводы, дать рекомендации и советы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Исследование системы управления……………………………………….....5
1.1 Понятие исследования…………………………………………………………5
1.2 Системы управления и их классификация ……………………………….….7
1.3 Исследования системы управления и их классификация. Методы исследования системы управления……………………………………………………………....9
2. Коммуникации в управлении……………………………………………....18
2.1 Что такое коммуникации?...............................................................................18
2.2. Виды коммуникаций…………………………………………………….......19
2.3 Невербальные коммуникации…………………………………………….....21
2.3.1 Кинесические средства общения……………………………………….....22
2.3.2 Такесические средства общения………………………………………......29
2.3.3 Проксемические средства общения. Пространственная организация (дистанция) общения……………………………………………………………..31
3. Исследование невербальной коммуникации в ТА «Волна»
г. Чайковский…………………………………………………………………....32
Заключение……………………………………………………………………....36
Список используемой литературы…………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ИСУ.doc

— 353.00 Кб (Скачать)

    Также существуют различные классификации  жестов с точки зрения их эмоциональной  тональности. Выделяются следующие тональности общения:

  • возвышенная – характеризуется торжественностью и аффективностью; к ней относят ритуальные жесты;
  • нейтральная – характеризуются конвенционные жесты, которые полностью лишены эмоциональности и несут ясное и недвусмысленное сообщение;
  • нейтрально-обиходная – жесты, которые применяются обычно для установления контакта. Например, жест остановки машины или жест готовности отвечать у школьника;
  • фамильярная – к примеру, похлопывание собеседника по плечу или по спине;
  • вульгарная – несанкционированные обществом жесты, они воспринимаются как грубость и не допускаются в приличном обществе.

    По  характеру воздействия на собеседника  жесты делятся на:

  • визуальные;
  • визуально-акустические;
  • визуально-тактильные;
  • визуально-акустически-тактильные.

    Опишем  жесты, которые чаще всего наблюдаются  при общении:

  • жесты оценки: почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта; вставание и прохаживание; наклоненная голова;
  • жесты уверенности: соединение пальцев в купол пирамиды (Приложение А, рис.7.), раскачивание на стуле, закладывание рук за голову;
  • жесты нервозности и неуверенности: переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть; прикосновение к запонкам, часам, пуговице;
  • жесты самоконтроля: руки сведены за спину, одна при этом сжимает другую за запястье или предплечье;
  • жесты запрета: сложенные или скрещенные на груди руки; корпус, отклоненный назад;
  • жесты ожидания: потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;
  • жесты доминирования: выставление больших пальцев рук напоказ; резкие взмахи руками сверху вниз;
  • жесты неискренности и сомнения: защита рта рукой, прикосновения к носу, потирание века, почесывание и потирание уха, почесывание шеи.
  • жесты разочарования и враждебности: сцепленные пальцы рук (они могут быть подняты на уровень лица, руки со сцепленными руками могут лежать на столе, на коленях) (Приложение А, рис.8.).
 

    Пантомимика

          Пантомимика – это  моторика всего тела; совокупность всех выразительных движений – жестов, мимики, походки, осанки, положения тела в пространстве. Здесь бы хотелось, как пример рассмотреть походку. [1]

          Походка человека –  явное свидетельство психологического состояния человека. Меняется состояние – меняется и походка. В зависимости от ритма движений походка бывает различной: 

    2.3.2 Такесические средства  общения

          К такесическим средствам  общения относят динамические прикосновения  в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Начиная с раннего возраста, с помощью прикосновений различного вида формируются представления о пространстве своего тела и знания о частях тела другого человека. Прикосновения в виде поглаживаний, поцелуев выполняют в общении функцию одобрения, эмоциональной поддержки. Прикосновение требует чуткости, такта и бдительности. Надо знать, как и с кем обойтись, к кому и насколько приблизиться, то есть прикоснуться. С помощью прикосновения можно успокоить, привлечь внимание, выразить свое положительное отношение к собеседнику, установить контакт, а можно и вызвать отрицательные эмоции: у некоторых людей сокращение психологической дистанции создает неудобство и вызывает настороженность. В этом случае не стоит злоупотреблять прикосновениями. Важную роль играют также социальный статус, возраст, пол и степень знакомства, национальность и личность собеседников.

          К примеру, такой  тактильный элемент, как рукопожатие, может выполняться по-разному  в зависимости от перечисленных  факторов. Так, подростки очень сильно сжимают руку, стараясь выглядеть “настоящими” мужчинами. Женщина мягко берет руки подруги в свои, выражая симпатию. Равный подает руку равному вперед прямо. Недостаточно уверенный в себе человек протягивает вялую, безжизненную кисть. [2]

          Рукопожатие – это  такая форма прикосновения, через которую передается один из трех типов возможных взаимоотношений:

  1. Превосходство. Во время властного рукопожатия ваша рука захватывает руку другого человека (Приложение А, на рис.9. ваша рука в черном манжете) таким образом, что ваша ладонь развернута вниз. Тем самым вы сообщаете ему, что хотите главенствовать в процессе общения с этим человеком.
  2. Покорность, уступчивость. Это рукопожатие отличается от властного рукопожатия тем, что вы протягиваете руку, развернув ее ладонью вверх (Приложение А, рис .10)
  3. Равенство. Когда рукопожатием обмениваются два властных человека, между ними происходит символическая борьба, во время которой каждый пытается подчинить себе руку другого (Приложение А, рис.11.). В результате получается рукопожатие, при котором обе руки остаются в вертикальном положении, а оба человека испытывают друг к другу чувство уважения и взаимопонимания.

          Такесические средства общения выполняют функцию индикатора статусно-ролевых отношений, символизируют  степень близости общающихся людей.  

    2.3.3 Проксемические средства общения

    Пространственная  организация (дистанция) общения

    Начало  исследованиям этого вида коммуникации положил американский ученый Э. Холл. Эти исследования привели к образованию  новой области в изучении психологии общения – проксемики, то есть пространственной психологии, которая занимается, в частности, связью между протеканием процесса общения и расположением собеседников относительно друг друга в пространстве.

    Психологи делят все расстояние между людьми на несколько зон:

  • интимная (радиус от 0 до 45 см, в эту зону обычно допускаются только близкие люди, родственники);
  • личная дистанция (от 45 см до 120 см используется при обыденном общении со знакомыми людьми);
  • социальная зона (от 1до 4 м, оказывается предпочтительным при общении с чужими людьми и при официальном общении);
  • публичное расстояние (от 4 до 7,5 м, используется при выступлении перед различными аудиториями).

    Размеры дистанции обычно индивидуальны  и зависят от множества условий: от национальных особенностей и места  проживания, от воспитания, общественного положения, характера.

          Рассмотрев различные  типы невербальной коммуникации, можно  сделать вывод, что средства невербального  общения люди используют каждый миг  своей жизни. Изучив язык жестов и  телодвижений, вы сможете контролировать себя, понять окружающих вас людей, узнать об их истинном отношении к вам. Умело, применяя язык жестов, вы будете легко общаться с коллегами по работе, с родными и близкими. Знание языка жестов и телодвижений во многом поможет руководителям, которые смогут понимать своих подчиненных, их действия, смогут добиться их согласия и доверия, а это самое главное. Таким образом, умение “читать” жесты и телодвижения поможет людям достичь успехов как в работе, так и в личной жизни.

3 Исследование невербальной коммуникации в ТА «Волна»

    г. Чайковский

    Исходя  из рассмотренного ранее, было решено провести исследование по невербальной коммуникации в одной из организаций  г. Чайковский. Данное исследование направлено на то, чтобы выяснить, умеют ли сотрудники исследуемой организации “читать” жесты и распознавать эмоции окружающих их людей.

    Для исследования было выбрано турагентство «Волна» г. Чайковский. Турагентство «Волна» работает как на прием, так и на отправку туристов. Турагентство имеет офис в городе Пермь. В ТА «Волна» есть все условия для организации таких тематических туров, как Новый год и Рождество, индивидуальных туров в любое время года. Сотрудничество с коллегами загородных баз отдыха расширяет возможности организации летнего и зимнего отдыха за пределами города, в сосновом бору на берегу Сайгатского залива. Любители активного туризма приглашаются два раза в год на краевые туристические слеты.

    Одно  из направлений работы турагентства – экскурсионное обслуживание. Партнерами в этой деятельности являются владельцы автобусов и творческая интеллигенция: сотрудники музеев, работники культуры, образовательных учреждений. Проводятся экскурсии по городу и за его пределами, пешеходные и автобусные.

    В нашем эксперименте участвовало 3 менеджера ТА «Волна». На протяжении всего рабочего дня эти люди, так или иначе, контактируют между собой.  
 

 

     

          Был выбран метод проведения исследования - метод тестирования. В последнее время в различных сферах деятельности он получил широкое распространение. Триумфальное шествие тестирования началось после опубликования французским психологом А. Бине и его сотрудником А. Симоном в 1905г. набора тестов для диагностики интеллекта детей дошкольного и младшего возраста, чтобы выявить тех, кто в состоянии будет обучаться в массовой школе. А в 20-е гг. XX века было время становления Советского государства, время становления тестологии. Стране нужны были управленцы, способные работать по-новому, и тестология пришла на помощь; стране стали необходимы смелые люди, способные покорять небо, и психологи подготовили тесты для отбора таких людей.

          Таким образом, можно  сказать, что тест – искусственно созданное воздействие испытательного характера; может воздействовать на изучаемый элемент и (или) систему управления в процессе проводимого эксперимента; вызывает ответную реакцию элемента или системы управления в виде высказываний и других откликов на их ‘выходе”. С помощью различных тестов можно провести испытания психического состояния, умственного развития, способностей человека. Тесты предназначены для того, чтобы человек задумался над своими характеристиками, особенностями своей манеры общения. Поэтому руководитель должен проводить тестирования в своей организации, чтобы определить характеристики, особенности и способности своих подчиненных для того, чтобы правильно контролировать их поведение. [2]

          Для исследования был  выбран тест под названием “О чем  говорят жесты и мимика” (Приложение Б). После проведения исследования были получены следующие результаты:

 

     Таблица 3.

    Результаты  исследования по тесту “ О чем говорят жесты и мимика ”

    Респонденты

    Результат

    Менеджер 1     40 баллов
    Менеджер 2     34 балла
    Менеджер 3     36 баллов
 

    Из  таблицы видно, что все респонденты попали в предел от 34 до 55 баллов. Они находят удовольствие в наблюдении за другими людьми, неплохо интерпретируют их жесты и мимику. Однако в реальной жизни они не очень умеют использовать эту информацию, поэтому не всегда могут правильно выстроить свои отношения с окружающими. Они склонны полагаться на сказанные слова и руководствоваться ими.

    Проведя исследование, можно сделать вывод, что сотрудники ТА «Волна»  не умеют “читать” жесты и мимику, не используют данную им информацию, а в их работе общение с окружающими занимает далеко не последнее место.

    Хотелось  бы дать испытуемым несколько рекомендаций.

      Во-первых, необходимо читать психологическую  литературу, это может быть литература  о семиотической природе жестикуляции; о системе жестов обыденного  общения и т.д., это поможет  правильно понимать жесты и  мимику окружающих. С помощью  таких способностей, которые можно развивать в себе, человек сможет узнать об отношении к себе окружающих людей, их скрытых и подлинных намерениях. Во-вторых, необходимо проводить для себя различные тесты. Они объективны и беспристрастны. Тесты могут подсказать слабости человека и подчеркнуть его достоинства. Поняв свои недостатки человек, сможет самосовершенствоваться. Для исправления или выработки некоторых черт или отработки определенной мимики, жестов, поз и манеры общения можно воспользоваться следующим советом. Человек должен:

  • представить идеальный образ человека и то поведение, к которому он стремится;
  • с помощью специальных упражнений отработать идеальные, на его взгляд, позы, жесты, выражения лица;
  • вспомнить реальных людей из своего окружения, обладающих этими качествами;
  • воспроизвести их эмоции, жесты, походку, то к чему он стремиться;
  • вести себя, так как будто он уже обладает этими качествами.

Информация о работе Исследование систем управления невербальными коммуникациями. Характеристика систем управления невербальных коммуникаций и ее элементов