Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:03, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить систему управления невербальными коммуникациями.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
Изучить теоретический материал по исследованию систем управления невербальными коммуникациями.
Подобрать методический материал для проведения исследования.
Провести исследование.
Проанализировать полученные результаты
Сделать выводы, дать рекомендации и советы.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Исследование системы управления……………………………………….....5
1.1 Понятие исследования…………………………………………………………5
1.2 Системы управления и их классификация ……………………………….….7
1.3 Исследования системы управления и их классификация. Методы исследования системы управления……………………………………………………………....9
2. Коммуникации в управлении……………………………………………....18
2.1 Что такое коммуникации?...............................................................................18
2.2. Виды коммуникаций…………………………………………………….......19
2.3 Невербальные коммуникации…………………………………………….....21
2.3.1 Кинесические средства общения……………………………………….....22
2.3.2 Такесические средства общения………………………………………......29
2.3.3 Проксемические средства общения. Пространственная организация (дистанция) общения……………………………………………………………..31
3. Исследование невербальной коммуникации в ТА «Волна»
г. Чайковский…………………………………………………………………....32
Заключение……………………………………………………………………....36
Список используемой литературы…………
Также существуют различные классификации жестов с точки зрения их эмоциональной тональности. Выделяются следующие тональности общения:
По характеру воздействия на собеседника жесты делятся на:
Опишем жесты, которые чаще всего наблюдаются при общении:
Пантомимика
Пантомимика – это моторика всего тела; совокупность всех выразительных движений – жестов, мимики, походки, осанки, положения тела в пространстве. Здесь бы хотелось, как пример рассмотреть походку. [1]
Походка человека –
явное свидетельство
2.3.2 Такесические средства общения
К такесическим средствам общения относят динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Начиная с раннего возраста, с помощью прикосновений различного вида формируются представления о пространстве своего тела и знания о частях тела другого человека. Прикосновения в виде поглаживаний, поцелуев выполняют в общении функцию одобрения, эмоциональной поддержки. Прикосновение требует чуткости, такта и бдительности. Надо знать, как и с кем обойтись, к кому и насколько приблизиться, то есть прикоснуться. С помощью прикосновения можно успокоить, привлечь внимание, выразить свое положительное отношение к собеседнику, установить контакт, а можно и вызвать отрицательные эмоции: у некоторых людей сокращение психологической дистанции создает неудобство и вызывает настороженность. В этом случае не стоит злоупотреблять прикосновениями. Важную роль играют также социальный статус, возраст, пол и степень знакомства, национальность и личность собеседников.
К примеру, такой тактильный элемент, как рукопожатие, может выполняться по-разному в зависимости от перечисленных факторов. Так, подростки очень сильно сжимают руку, стараясь выглядеть “настоящими” мужчинами. Женщина мягко берет руки подруги в свои, выражая симпатию. Равный подает руку равному вперед прямо. Недостаточно уверенный в себе человек протягивает вялую, безжизненную кисть. [2]
Рукопожатие – это такая форма прикосновения, через которую передается один из трех типов возможных взаимоотношений:
Такесические
2.3.3 Проксемические средства общения
Пространственная организация (дистанция) общения
Начало исследованиям этого вида коммуникации положил американский ученый Э. Холл. Эти исследования привели к образованию новой области в изучении психологии общения – проксемики, то есть пространственной психологии, которая занимается, в частности, связью между протеканием процесса общения и расположением собеседников относительно друг друга в пространстве.
Психологи делят все расстояние между людьми на несколько зон:
Размеры дистанции обычно индивидуальны и зависят от множества условий: от национальных особенностей и места проживания, от воспитания, общественного положения, характера.
Рассмотрев
3 Исследование невербальной коммуникации в ТА «Волна»
г. Чайковский
Исходя из рассмотренного ранее, было решено провести исследование по невербальной коммуникации в одной из организаций г. Чайковский. Данное исследование направлено на то, чтобы выяснить, умеют ли сотрудники исследуемой организации “читать” жесты и распознавать эмоции окружающих их людей.
Для исследования было выбрано турагентство «Волна» г. Чайковский. Турагентство «Волна» работает как на прием, так и на отправку туристов. Турагентство имеет офис в городе Пермь. В ТА «Волна» есть все условия для организации таких тематических туров, как Новый год и Рождество, индивидуальных туров в любое время года. Сотрудничество с коллегами загородных баз отдыха расширяет возможности организации летнего и зимнего отдыха за пределами города, в сосновом бору на берегу Сайгатского залива. Любители активного туризма приглашаются два раза в год на краевые туристические слеты.
Одно из направлений работы турагентства – экскурсионное обслуживание. Партнерами в этой деятельности являются владельцы автобусов и творческая интеллигенция: сотрудники музеев, работники культуры, образовательных учреждений. Проводятся экскурсии по городу и за его пределами, пешеходные и автобусные.
В
нашем эксперименте участвовало 3 менеджера
ТА «Волна». На протяжении всего рабочего
дня эти люди, так или иначе, контактируют
между собой.
Таким образом, можно сказать, что тест – искусственно созданное воздействие испытательного характера; может воздействовать на изучаемый элемент и (или) систему управления в процессе проводимого эксперимента; вызывает ответную реакцию элемента или системы управления в виде высказываний и других откликов на их ‘выходе”. С помощью различных тестов можно провести испытания психического состояния, умственного развития, способностей человека. Тесты предназначены для того, чтобы человек задумался над своими характеристиками, особенностями своей манеры общения. Поэтому руководитель должен проводить тестирования в своей организации, чтобы определить характеристики, особенности и способности своих подчиненных для того, чтобы правильно контролировать их поведение. [2]
Для исследования был выбран тест под названием “О чем говорят жесты и мимика” (Приложение Б). После проведения исследования были получены следующие результаты:
Таблица 3.
Респонденты |
Результат |
Менеджер 1 | 40 баллов |
Менеджер 2 | 34 балла |
Менеджер 3 | 36 баллов |
Из таблицы видно, что все респонденты попали в предел от 34 до 55 баллов. Они находят удовольствие в наблюдении за другими людьми, неплохо интерпретируют их жесты и мимику. Однако в реальной жизни они не очень умеют использовать эту информацию, поэтому не всегда могут правильно выстроить свои отношения с окружающими. Они склонны полагаться на сказанные слова и руководствоваться ими.
Проведя исследование, можно сделать вывод, что сотрудники ТА «Волна» не умеют “читать” жесты и мимику, не используют данную им информацию, а в их работе общение с окружающими занимает далеко не последнее место.
Хотелось бы дать испытуемым несколько рекомендаций.
Во-первых, необходимо читать