Исследование систем управления невербальными коммуникациями. Характеристика систем управления невербальных коммуникаций и ее элементов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить систему управления невербальными коммуникациями.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
Изучить теоретический материал по исследованию систем управления невербальными коммуникациями.
Подобрать методический материал для проведения исследования.
Провести исследование.
Проанализировать полученные результаты
Сделать выводы, дать рекомендации и советы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Исследование системы управления……………………………………….....5
1.1 Понятие исследования…………………………………………………………5
1.2 Системы управления и их классификация ……………………………….….7
1.3 Исследования системы управления и их классификация. Методы исследования системы управления……………………………………………………………....9
2. Коммуникации в управлении……………………………………………....18
2.1 Что такое коммуникации?...............................................................................18
2.2. Виды коммуникаций…………………………………………………….......19
2.3 Невербальные коммуникации…………………………………………….....21
2.3.1 Кинесические средства общения……………………………………….....22
2.3.2 Такесические средства общения………………………………………......29
2.3.3 Проксемические средства общения. Пространственная организация (дистанция) общения……………………………………………………………..31
3. Исследование невербальной коммуникации в ТА «Волна»
г. Чайковский…………………………………………………………………....32
Заключение……………………………………………………………………....36
Список используемой литературы…………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ИСУ.doc

— 353.00 Кб (Скачать)

    Эмпирические  методы – позволяют оперировать фактами, обобщать результаты изучения конкретного опыта. К таким методам относят:

    • наблюдение – метод научного исследования, суть которого состоит в фиксации проявлений поведения, способов, результатов деятельности изучаемых объектов с целью получения достоверной информации;
    • беседа – метод получения информации с помощью вопросно-ответной формы общения;
    • интервьюирование – способ получения информации, с помощью устного опроса и четкой фиксации ответов респондентов;
    • анкетирование – вид опроса, при котором респонденты отвечают на перечень специально подготовленных вопросов, при этом они фиксируют свои ответы, самостоятельно заполняя бланк;
    • эксперимент – научно поставленный опыт предполагающий строго контролируемое наблюдение исследуемого объекта в точно учитываемых условиях позволяющих следить за объектом.

    Вторая  классификация включает в себя следующие  методы исследования систем управления:

    • общетеоретические;
    • социологические;
    • социально-психологические;
    • математически-статистические.

       Общетеоретические методы включают в себя такие методы как:

    • абстракция – мысленное отвлечение от понятия или теоретическое обобщение;
    • конфронтация – предметное рассмотрение фактов, явлений в качественном многообразии реальном существовании;
    • анализ – разложение изучаемого предмета на составные части;
    • индукция – метод, основанный на умозаключении от частных случаев к общему выводу;
    • моделирование – процесс создания моделей, схем, аналогов.

    Социологические методы. К ним относят следующие  методы:

    • анкетирование;
    • инетервьюиривание;
    • экспертная оценка – метод прогнозирования процессов и явлений, позволяющий получить необходимую информацию от экспертов, обладающих специальными знаниями и способных представить квалифицированное заключение;
    • рейтинг – метод субъективной оценки какого-либо явления по определенному свойству или признаку.

    Социально-психологические  методы связаны с изучением свойств, особенностей поведения, умственного  развития, способностей отдельной личности или группы. Среди этих методов  выделяют:

    • социометрию – совокупность методов и приемов, направленный на получение и анализ количественных данных о межличностных отношениях людей, структуре и функционирование малых групп;
    • тестирование – метод изучения глубинных процессов деятельности человека, основывающийся на его высказываниях;
    • тренинг – специальный тренировочный режим;

    Математически-статистические методы. Специалисты выделяют среди  них следующие:

    • регистрация – выявление определенного качества у объекта, перевод его в количество;
    • ранжирование – составление качеств или свойств определенного объекта в порядке возрастания или убывания;
    • шкалирование;
    • индексирование;
    • корреляция.

       В третьей классификации специалисты подразделяют методы исследования систем управления на две группы:

    • мыслительно-логические методы;
    • эмпирические.

    Мыслительно-логические методы представляют собой использование  интеллектуальных операций дедукции или  индукции для разрешения исследовательской  проблемы или ситуации. Таким образом, к таким методам относят:

    • методы анализа;
    • методы мыслительного эксперимента;
    • метод индукции;
    • метод дедукции.

    Эмпирические  методы построены на практической деятельности, осмысление которой дает представление  о сути и особенностях события  или ситуации. К данным методам  относят:

    • метод эксперимента – предполагает искусственное создание ситуаций для изучения особенностей поведения системы. В этом методе также выделяют метод практического эксперимента;
    • методы наблюдений – характеризуют исследования с минимальным вмешательством в исследуемые события и ситуации. Здесь выделяют косвенное и прямое наблюдение.

    Существует  еще одна классификация, которую  хотелось бы представить в виде схемы (рис. 1.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Методы исследования систем управления 

      
 

      

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рис. 1. Классификация методов исследования систем управления 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Коммуникации в управлении

    2.1 Что такое коммуникации?

          Управление в организации  осуществляется через людей. Одним  из важнейших инструментов управления в руках менеджера является находящаяся  в его распоряжение информация. Используя и передавая эту информацию, а, также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчиненных. Многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достигалось наиболее адекватное восприятие данной информации теми, кому она предназначена. Многие менеджеры понимают важность этой проблемы и уделяют этому большое внимание.

    Таким образом, коммуникация – это процесс обмена информацией между двумя и более людьми (термин “коммуникация” происходит от лат. “communis” означающего “общее”). Передающий информацию пытается установить “общность” с получающим информацию. Отсюда коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а знания или смысла с помощью символов. Коммуникация  и информация различные, но связанные между собой понятия. Коммуникация включает в себя и то, что передается, и то, как это “что” передается. В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта другому. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и даже целые организации. Но для того, чтобы коммуникация состоялась, необходимо, как минимум, наличие двух людей. [3]

          Коммуникации, осуществляемые в организациях, выполняют следующие  цели:

  • обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления;
  • совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией;
  • создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами, и координация их задач и действий;
  • регулирование и рационализация информационных потоков.

    2.2. Виды коммуникаций

          Коммуникации, осуществляемые в организациях, могут быть классифицированы по ряду признаков:

    Таблица 1.

    Признак классификации     Виды  коммуникаций

    Субъект и средства коммуникаций

  • коммуникации с помощью технических средств и информационных технологий;
  • межличностные
    Форма общения
  • вербальные;
  • невербальные
    Каналы  общения
  • формальные;
  • неформальные
    Организационный признак (пространственное расположение каналов)
  • вертикальные;
  • горизонтальные;
  • диагональные
    Направленность  общения
  • нисходящие;
  • восходящие
 

    Дадим определение каждому виду коммуникаций.

    Коммуникации  с помощью технических средств  и информационных технологий в современных условиях приобретают важнейшее значение. Они осуществляются с помощью электронной почты, телекоммуникационных систем, управленческих информационных технологий (УИТ). Менеджеры с помощью УИТ могут, например, обратиться к другим сотрудникам за информацией, нужной для решения проблем, а могут также изучить литературу о современных достижениях в какой-либо области.

    Межличностные коммуникации – коммуникации, осуществляемые между людьми в ситуациях “лицом к лицу” и в группах с помощью слов и несловесных средств общения.

    Формальные  коммуникации – позволяют упорядочивать и ограничивать информационные потоки. Формальные коммуникативные каналы широко используются в организациях, имеющих иерархическую структуру.

    Неформальные  коммуникации – социальные взаимодействия между людьми, отражающие выражение человеческой потребности в общении. Они дополняют формальные коммуникации.

    Информация  по каналам может передаваться по вертикали сверху вниз, снизу вверх, а также в горизонтальной плоскости  и по диагонали.

    Нисходящие  коммуникации – коммуникации направленные сверху вниз – от руководителя к подчиненным.

    Восходящие  коммуникации – коммуникации, направленные снизу вверх – от подчиненного к руководителю.

    Горизонтальные  коммуникации – коммуникации, направленные на координацию и интеграцию деятельности сотрудников различных отделов и подразделений на одних и тех же уровнях иерархии для достижения целей организации. Они способствуют повышению эффективности использования всех видов ресурсов организации.

      Диагональные коммуникации – коммуникации, осуществляемые работниками отделов и подразделений различных уровней иерархии. Они используются в случаях, когда коммуникации работников организации другими способами затруднены.

    Более подробно рассмотрим коммуникации по форме общения. Они бывают вербальными и невербальными.

      Вербальные коммуникации – коммуникации, осуществляемые с помощью устной речи как системы кодирования. Достоинствами устных коммуникаций является быстрота, спонтанность и возможность широкого использования невербальных сигналов одновременно со словами.

    Невербальные  коммуникации – сообщения, посланные отправителем без использования устной речи как системы кодирования, например с помощью жестов, мимики, поз, взглядов, манер.

    Чарли Чаплин и другие актеры немого кино были родоначальниками невербальной коммуникации, для них это было единственным средством общения на экране. Каждый актер классифицировался как хороший ил плохой, судя по тому, как он мог использовать жесты и другие телодвижения для коммуникации.[5]

    2.3 Невербальные коммуникации

 

          Информация, посланная  отправителем без использования  слов как системы кодирования, образует невербальное послание, лежащее в  основе невербальной коммуникации. В  последнее время эта сфера  межличностной коммуникации все  больше привлекает внимание ученых и специалистов. Дело в том, что эффект большинства посланий создается невербальной информацией: 37% - тональностью голоса и 55% - выражением лица. Особенно это проявляется в тех случаях, когда словесная часть послания отправителя противоречива. В такой ситуации получатель больше полагается на невербальную часть, чтобы понять значение послания.

Информация о работе Исследование систем управления невербальными коммуникациями. Характеристика систем управления невербальных коммуникаций и ее элементов