Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:03, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить систему управления невербальными коммуникациями.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
Изучить теоретический материал по исследованию систем управления невербальными коммуникациями.
Подобрать методический материал для проведения исследования.
Провести исследование.
Проанализировать полученные результаты
Сделать выводы, дать рекомендации и советы.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Исследование системы управления……………………………………….....5
1.1 Понятие исследования…………………………………………………………5
1.2 Системы управления и их классификация ……………………………….….7
1.3 Исследования системы управления и их классификация. Методы исследования системы управления……………………………………………………………....9
2. Коммуникации в управлении……………………………………………....18
2.1 Что такое коммуникации?...............................................................................18
2.2. Виды коммуникаций…………………………………………………….......19
2.3 Невербальные коммуникации…………………………………………….....21
2.3.1 Кинесические средства общения……………………………………….....22
2.3.2 Такесические средства общения………………………………………......29
2.3.3 Проксемические средства общения. Пространственная организация (дистанция) общения……………………………………………………………..31
3. Исследование невербальной коммуникации в ТА «Волна»
г. Чайковский…………………………………………………………………....32
Заключение……………………………………………………………………....36
Список используемой литературы…………
Невербальное поведение человека связано с его психологическим состоянием и служит средством его выражения. Как бы человек ни старался, он не может удержаться от невербальных сообщений. Невербальное поведение помогает создать образ партнера по общению. Основное назначение невербальных средств состоит в дополнении и замещении речи, отражении эмоциональных состояний участников коммуникационного процесса. Оно помогает отточить, скорректировать понимание вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного.
Основные типы невербальной коммуникации приводятся в таблице 2.
Таблица 2.
Основные типы невербальной коммуникации | Примеры |
Кинесические
|
Жесты,
выражения лица (мимика), пантомимика,
позы
|
Просодические и экстралингвистические (голос и речь) | Качества голоса, грамотность, частота речи, смех, зевание, интонация, громкость, темп речи, паузы, ритм, тональность |
Такесические (динамические прикосновения) | Рукопожатие, поцелуй, похлопывание |
Проксемические (использование среды) |
Способ использования и ощущения внешнего окружения, манера поведения в среде, дистанционная близость в общение, чувство “своей” и “чужой” территории |
Личные физические качества | Строение тела, вес, рост, цвет волос и кожи, запах тела, мускулатура |
Физическая среда | Дизайн помещения, мебели и др.объектов, декорации, чистота и опрятность, освещенность |
Время | Опоздания, ранний поход, склонность заставлять ждать себя, культура времени |
Рассмотрим подробнее
такие типы невербальной
2.3.1 Кинесические средства общения
Кинесика – изучает собеседника по его жестам, мимике, позам, походке, взглядам.
Чтобы правильно “читать”, применять выразительные движения и визуальный контакт, необходимо знать классификацию основных элементов. К ним относятся:
Лицо является важнейшей
характеристикой физического
Поскольку общество поощряет выражение одних эмоций и порицает другие, то таким образом вырабатывается “язык” мимики.
Перечислим типичные выражения лица при наиболее часто испытываемых эмоциях.
-Гнев: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, придавая глазам угрожающее или нахмуренное выражение, глаза блестят, раскрыты или прищурены, ноздри расширены, и крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет.
-Презрение: бровь приподнята, лицо вытянуто, голова приподнята, словно человек смотрит на кого-то сверху вниз, рот закрыт, уголки губ опущены, глаза тусклые и сужены.
-Страдание: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ несколько опущены, лицо застывшее.
-Удивление: поднятые брови образуют горизонтальные морщины на лбу, глаза широко раскрыты, а приоткрытый рот имеет округленную форму.
-Радость:
губы искривлены и их уголки оттянуты
назад, рот закрыт, вокруг глаз мелкие
морщинки, сами глаза блестят, прищурены
или раскрыты, на лбу горизонтальные складки.
Визуальное взаимодействие (контакт глаз)
Взгляд – наиболее естественное средство невербального общения. Согласно научным данным взгляд управляет взаимодействием, обеспечивая обратную связь, и дает богатую информацию о поведении партнера и степени его вовлеченности в коммуникацию. Направление взгляда показывает, на кого (или на что) направлено внимание собеседника, а также показывает, как собеседник относится к сообщению. Таким образом, взгляд используется для установления взаимоотношений. Когда человек хочет установить более теплые взаимоотношения с собеседником, он ищет его взгляд. С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы межличностной коммуникации, так как они занимают центральное место на лице человека. Чаще всего выделяются следующие виды взглядов:
Хотелось бы в отдельную группу выделить четыре типа взгляда, которые помогут человеку вести себя в той или иной ситуации.
Основные функции визуального контакта:
Необходимо также знать, как контролировать взгляд собеседника при деловых переговорах, во время предоставления ему книг, таблиц, графиков.
Исследования показывают, что 87% информации поступает в человеческий мозг через зрительные рецепторы, 9% через слуховые и 4% через другие органы чувств. Если, например, вы показываете человеку ваше наглядное пособие и одновременно рассказываете о нем, он усвоит только 9% вашего сообщения, если только оно непосредственно не связано с тем, что он видит. Если ваше сообщение связано с наглядным пособием, то при его разглядывании он усвоит только 25-30% вашего сообщения. Чтобы установить максимальный контроль над его вниманием, используйте ручку или указку для того, чтобы показывать на наглядном средстве и описывать то, что изображено (Приложение А, рис. 5). Затем, отнимите ручку от наглядного средства и держите ее на линии ваших и его глаз (Приложение А, рис. 6). Как за магнитом, его голова поднимется, и он будет смотреть вам глаза, в результате чего будет видеть и слышать все, что вы ему будете говорить, и, следовательно, максимально поглощать информацию. Постарайтесь сделать так, чтобы ладонь другой руки была в поле зрения.[3]
Можно сделать вывод, что взглядом можно выразить свое отношение к собеседнику – уважение, симпатию, любовь, нежность, презрение, равнодушие. Взглядом можно задать вопрос или дать ответ.
Жесты и их классификация
Больше всего
С научной точки зрения жест – любой знак, производимый головой, рукой, телом и выражающий эмоции или сообщающий информацию.
Жест – действие, которое посылает визуальный сигнал наблюдающему.
Жестов язык – система знаков, осуществляемых для языкового общения наряду со звуковой речи или взамен ее.
На первый взгляд жесты не представляют собой ничего сложного. Действительно, многие жесты понятны на интуитивном уровне. Но существует множество жестов, которые невозможно понять без специального обучения. Приехав в чужую страну и увидев знакомый жест в исполнении аборигенов, вы расшифровываете его согласно своей национально-культурной традиции, однако жест может иметь совсем иной смысл, нежели вы ему приписали.
Зарубежные
В языке жестов, употребляемом в повседневном общении, выделяются два типа жестовых семиотических (знаковых) систем:
Все жестовые средства общения делятся на: