Исследование систем управления невербальными коммуникациями. Характеристика систем управления невербальных коммуникаций и ее элементов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить систему управления невербальными коммуникациями.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
Изучить теоретический материал по исследованию систем управления невербальными коммуникациями.
Подобрать методический материал для проведения исследования.
Провести исследование.
Проанализировать полученные результаты
Сделать выводы, дать рекомендации и советы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Исследование системы управления……………………………………….....5
1.1 Понятие исследования…………………………………………………………5
1.2 Системы управления и их классификация ……………………………….….7
1.3 Исследования системы управления и их классификация. Методы исследования системы управления……………………………………………………………....9
2. Коммуникации в управлении……………………………………………....18
2.1 Что такое коммуникации?...............................................................................18
2.2. Виды коммуникаций…………………………………………………….......19
2.3 Невербальные коммуникации…………………………………………….....21
2.3.1 Кинесические средства общения……………………………………….....22
2.3.2 Такесические средства общения………………………………………......29
2.3.3 Проксемические средства общения. Пространственная организация (дистанция) общения……………………………………………………………..31
3. Исследование невербальной коммуникации в ТА «Волна»
г. Чайковский…………………………………………………………………....32
Заключение……………………………………………………………………....36
Список используемой литературы…………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ИСУ.doc

— 353.00 Кб (Скачать)

    Невербальное  поведение человека связано с  его психологическим состоянием и служит средством его выражения. Как бы человек ни старался, он не может удержаться от невербальных сообщений. Невербальное поведение помогает создать образ партнера по общению. Основное назначение невербальных средств состоит в дополнении и замещении речи, отражении эмоциональных состояний участников коммуникационного процесса. Оно помогает отточить, скорректировать понимание вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного. 

    Основные  типы невербальной коммуникации приводятся в таблице 2.

    Таблица 2.

    Невербальная  коммуникация

    Основные  типы невербальной коммуникации

    Примеры

    Кинесические 
  • выразительные движения тела
 
 
 
    
  • визуальный  контакт (взгляд)
 

    Жесты, выражения лица (мимика), пантомимика, позы 
 

    Направление, длина паузы, частота контакта

    Просодические и экстралингвистические (голос  и речь)

    Качества  голоса, грамотность, частота речи, смех, зевание, интонация, громкость, темп речи, паузы, ритм, тональность

    Такесические (динамические прикосновения)

    Рукопожатие, поцелуй, похлопывание

    Проксемические (использование  среды)

    Способ  использования и ощущения внешнего окружения, манера поведения в среде, дистанционная близость в общение, чувство “своей” и “чужой” территории

    Личные  физические качества

    Строение  тела, вес, рост, цвет волос и кожи, запах тела, мускулатура

    Физическая  среда

    Дизайн  помещения, мебели и др.

    объектов, декорации, чистота и опрятность, освещенность

    Время

    Опоздания, ранний поход, склонность заставлять ждать  себя, культура времени

 

            Рассмотрим подробнее  такие типы невербальной коммуникации, как кинесические, такесические и проксемические средства общения.  

    2.3.1 Кинесические средства  общения

    Кинесика  – изучает собеседника по его жестам, мимике, позам, походке, взглядам.

    Чтобы правильно “читать”, применять  выразительные движения и визуальный контакт, необходимо знать классификацию  основных элементов. К ним относятся:

  • мимика;
  • визуальное взаимодействие (контакт глаз);
  • жесты;
  • пантомимика.

    Мимика

          Мимика – это  выразительная стереотипная реакция  мускулатуры лица и головы. Название происходит от греческого слова mimikos – подражательный.

          Лицо является важнейшей  характеристикой физического облика человека. Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о состояниях человека. Каждое выражение – это сокращения многих лицевых мышц. Причина в том, что все мимические мышцы развиваются из общего зачатка и иннервируются одним лицевым нервом. Эмоциональные проявления складываются из спонтанных и произвольных мимических реакций. В целом социализация мимики осуществляется как использование органических проявлений для воздействия на партнера и как преобразование эмоциональных реакций адекватно ситуации.

          Поскольку общество поощряет выражение одних эмоций и порицает другие, то таким образом  вырабатывается “язык” мимики.

          Перечислим типичные выражения лица при наиболее часто  испытываемых эмоциях.

    -Гнев: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, придавая глазам угрожающее или нахмуренное выражение, глаза блестят, раскрыты или прищурены, ноздри расширены, и крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет.

    -Презрение: бровь приподнята, лицо вытянуто, голова приподнята, словно человек смотрит на кого-то сверху вниз, рот закрыт, уголки губ опущены, глаза тусклые и сужены.

    -Страдание: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ несколько опущены, лицо застывшее.

    -Удивление: поднятые брови образуют горизонтальные морщины на лбу, глаза широко раскрыты, а приоткрытый рот имеет округленную форму.

    -Радость: губы искривлены и их уголки оттянуты назад, рот закрыт, вокруг глаз мелкие морщинки, сами глаза блестят, прищурены или раскрыты, на лбу горизонтальные складки.  

    Визуальное  взаимодействие (контакт глаз)

          Взгляд – наиболее естественное средство невербального общения. Согласно научным данным взгляд управляет взаимодействием, обеспечивая обратную связь, и дает богатую информацию о поведении партнера и степени его вовлеченности в коммуникацию. Направление взгляда показывает, на кого (или на что) направлено внимание собеседника, а также показывает, как собеседник относится к сообщению. Таким образом, взгляд используется для установления взаимоотношений. Когда человек хочет установить более теплые взаимоотношения с собеседником, он ищет его взгляд. С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы межличностной коммуникации, так как они занимают центральное место на лице человека. Чаще всего выделяются следующие виды взглядов:

  • глаза в глаза;
  • прищуренными глазами;
  • сведенными глазами
  • прямой взгляд;
  • сверху вниз;
  • снизу вверх;
  • косой взгляд;
  • взгляд сбоку;
  • блуждающий взгляд;
  • застывший взгляд;
  • взгляд сквозь партнера.

    Хотелось  бы в отдельную группу выделить четыре типа взгляда, которые помогут человеку вести себя в той или иной ситуации.

      • Деловой взгляд. Ведя деловые переговоры, представьте, что на лбу вашего собеседника находится треугольник. Направив свой взгляд на этот треугольник, вы создаете серьезную атмосферу, и другой человек чувствует, что вы настроены по-деловому. При условии, что ваш взгляд не опускается ниже глаз другого человека, вы сможете контролировать ход переговоров при помощи взгляда (Приложение А, рис. 2).
      • Социальный взгляд. Если ваш взгляд опускается ниже уровня глаз другого человека, создается атмосфера социального общения. Эксперименты по исследованию особенностей взгляда показали, что во время социального общения глаза тоже смотрят на символический треугольник на лице человека, в данном случае расположенный на линии глаз и области рта (Приложение А, рис. 3).
      • Интимный взгляд. Этот взгляд проходит через линию глаз и спускается ниже подбородка на другие части тела собеседника (Приложение А, рис.4.). При тесном общении этот треугольник опускается от глаз до груди. Мужчины и женщины при помощи этого взгляда показывают свою заинтересованность к человеку, а если он тоже заинтересован, то ответит тем же взглядом.
      • Взгляд искоса. Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность и часто используется для завлекания. Если он сопровождается опущенными вниз бровями, нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, он означает подозрительное, враждебное или критическое отношение. 

    Основные  функции визуального контакта:

  1. информационный поиск (в этих целях говорящий смотрит на слушающего в конце каждой реплики и в опорных пунктах сообщения, а слушающий смотрит на говорящего);
  2. оповещение об освобождении канала связи (иначе получится монолог);
  3. установление и поддержание социального взаимодействия (например, быстрые, короткие и повторяющиеся взгляды позволяют установить первоначальный контакт для дальнейшей коммуникации);
  4. поддержание стабильного уровня психологической близости;
  5. стремление скрывать или выставлять свое “Я” (одни любят, чтобы на них смотрели, другие не любят).

    Необходимо  также знать, как контролировать взгляд собеседника при деловых  переговорах, во время предоставления ему книг, таблиц, графиков.

    Исследования  показывают, что 87% информации поступает  в человеческий мозг через зрительные рецепторы, 9% через слуховые и 4% через  другие органы чувств. Если, например, вы показываете человеку ваше наглядное  пособие и одновременно рассказываете о нем, он усвоит только 9% вашего сообщения, если только оно непосредственно не связано с тем, что он видит. Если ваше сообщение связано с наглядным пособием, то при его разглядывании он усвоит только 25-30% вашего сообщения. Чтобы установить максимальный контроль над его вниманием, используйте ручку или указку для того, чтобы показывать на наглядном средстве и описывать то, что изображено (Приложение А, рис. 5). Затем, отнимите ручку от наглядного средства и держите ее на линии ваших и его глаз (Приложение А, рис. 6). Как за магнитом, его голова  поднимется, и он будет смотреть вам глаза, в результате чего будет видеть и слышать все, что вы ему будете говорить, и, следовательно, максимально поглощать информацию. Постарайтесь сделать так, чтобы ладонь другой руки была в поле зрения.[3]

    Можно сделать вывод, что взглядом можно  выразить свое отношение к собеседнику  – уважение, симпатию, любовь, нежность, презрение, равнодушие. Взглядом можно  задать вопрос или дать ответ.

     

    Жесты и их классификация

          Больше всего информации о внутреннем состоянии человека дают, конечно, позы и жесты.

          С научной точки  зрения жест – любой знак, производимый головой, рукой, телом и выражающий эмоции или сообщающий информацию.

          Жест – действие, которое посылает визуальный сигнал наблюдающему.

          Жестов язык –  система знаков, осуществляемых для  языкового общения наряду со звуковой речи или взамен ее.

          На первый взгляд жесты не представляют собой ничего сложного. Действительно, многие жесты  понятны на интуитивном уровне. Но существует множество жестов, которые невозможно понять без специального обучения. Приехав в чужую страну и увидев знакомый жест в исполнении аборигенов, вы расшифровываете его согласно своей национально-культурной традиции, однако жест может иметь совсем иной смысл, нежели вы ему приписали.

          Зарубежные исследователи  выделяют девять способов соотношения  невербального поведения и речи. Жесты могут:

  • выражать то же, что и речь;
  • выражать нечто, что противоречит содержанию речи;
  • предвосхищать значения, переданные речью;
  • акцентировать ту или иную часть речевого сообщения;
  • быть связанными с более глобальными аспектами взаимодействия, чем данное вербальное высказывание;
  • сохранять контакт между собеседниками и регулировать поток речи ;
  • заполнять или объяснять периоды молчания, указывая на намерение говорящего продолжить свою реплику (например, поиск подходящего слова);
  • заменять отдельное слово или фразу;
  • с опозданием дублировать содержание вербального сообщения.

    В языке жестов, употребляемом в  повседневном общении, выделяются два типа жестовых семиотических (знаковых) систем:

  • жесты-звуки – преднамеренно воспроизводимые движения или позы рук и головы, рассчитанные на чье-либо восприятие или предназначенные для передачи информации;
  • жесты-сигналы – они непроизвольны, неосознанны и не рассчитаны на чье-либо восприятие (хотя и имеют значение для опытного наблюдателя).

    Все жестовые средства общения делятся  на:

  • натуральные (естественные и потенциально естественные) – жесты в норме употребляются в обыденном общении совместно с речью, усваиваются в контексте повседневного общения без специального обучения.
  • конвенционные (условные, символические) – жесты относительно независимы от языка, они повторяют структуру языка и требуют специального обучения. К ним относят: тайный “язык” жестов кочевых народов, системы жестов глухонемых, ритуальные жесты монахов.
  • дактилологические – системы, разработанные для общения глухих людей.

Информация о работе Исследование систем управления невербальными коммуникациями. Характеристика систем управления невербальных коммуникаций и ее элементов