Выполнить любую
из перечисленных обязанностей
сторона должна в течение 30
дней. Сторона, получившая госконтракт
с протоколом разногласий, должна в течение
30 дней рассмотреть разногласия, принять
меры по их согласованию и известить другую
сторону о принятии госконтракта в ее
редакции либо об отклонении протокола
разногласий. В последнем случае, а также
по истечении 30-дневного срока неурегулированные
разногласия по госконтракту, заключение
которого является обязательным для одной
из сторон, могут быть переданы другой
стороной в течение 30 дней на рассмотрение
суда. Если сторона, для которой заключение
госконтракта является обязательным,
уклоняется от его заключения, другая
сторона вправе обратиться в суд с требованием
о понуждении заключить государственный
контракт (ст. 528 ГК).
Государственные
и муниципальные контракты, заключенные
по итогам размещения заказов,
учитываются в соответствующих
реестрах контрактов, ведение которых
обеспечивают уполномоченные государственные
органы исполнительной власти
и орган местного самоуправления
(ст. 18 Закона о размещении заказов).
Договор поставки
товаров для государственных
нужд. Если госконтрактом предусмотрено,
что поставка товаров осуществляется
поставщиком покупателю по договорам
поставки товаров для госнужд, государственный
заказчик не позднее 30 дней после подписания
госконтракта направляет поставщику и
покупателю извещение о прикреплении
покупателя к поставщику. Извещение о
прикреплении является основанием заключения
договора поставки товаров для госнужд
(ст. 529 ГК). Поставщик обязан направить
проект договора поставки указанному
в извещении о прикреплении покупателю
не позднее 30 дней с момента получения
извещения от госзаказчика, если иной
порядок подготовки проекта договора
не предусмотрен госконтрактом либо проект
не представлен покупателем. Дальнейший
порядок взаимоотношений сторон совпадает
с порядком заключения госконтракта, за
тем лишь исключением, что обратиться
в суд с требованием о понуждении заключить
договор поставки может только покупатель,
а не поставщик.
4. Особенности исполнения
обязательств. Оплата товаров (ст.
531, 532 ГК). Когда поставка товаров
для госнужд осуществляется государственному
заказчику или получателям, указанным
в его отгрузочной разнарядке, оплата
товаров производится самим госзаказчиком.
При поставке товаров покупателям по договорам
поставки оплата товаров производится
покупателями по ценам, определяемым в
соответствии с госконтрактом, а госзаказчик
признается поручителем по этому обязательству
покупателя. Если иное не предусмотрено
законами о поставке товаров для госнужд
или госконтрактом, убытки, причиненные
поставщику в связи с выполнением госконтракта,
подлежат возмещению госзаказчиком не
позднее 30 дней со дня передачи товара.
Когда такие убытки в соответствии с госконтрактом
не возмещаются, поставщик вправе отказаться
от исполнения госконтракта, потребовать
возмещения убытков, вызванных расторжением
госконтракта, отказаться от исполнения
договора.
В предусмотренных
законом случаях государственный
заказчик вправе полностью или
частично отказаться от товаров,
поставка которых предусмотрена
госконтрактом, при условии возмещения
поставщику (а в случае, если это повлекло
расторжение или изменение договора поставки,
то и покупателю) убытков, причиненных
таким отказом (ст. 534 ГК). Покупатель вправе
полностью или частично отказаться от
товаров, указанных в извещении о прикреплении,
и от заключения договора на их поставку
(ст. 530 ГК). В этом случае поставщик должен
незамедлительно уведомить госзаказчика
и вправе потребовать от него извещения
о прикреплении к другому покупателю.
Вместо выдачи нового извещения о прикреплении
госзаказчик может направить поставщику
отгрузочную разнарядку с указанием получателя
товаров либо самостоятельно принять
и оплатить товары. В противном случае
поставщик вправе требовать от госзаказчика
принятия и оплаты товаров либо реализовать
товары по своему усмотрению с отнесением
на госзаказчика разумных расходов, связанных
с их реализацией.
5. Ответственность
сторон. В целях побуждения сторон
государственных и муниципальных
контрактов и договоров поставки
к надлежащему исполнению своих
обязанностей законодатель широко
использует такой способ обеспечения
исполнения обязательств, как законная
неустойка. Согласно ст. 9 Закона
о размещении заказов в случае
просрочки исполнения заказчиком
обязательства по государственному
или муниципальному контракту
другая сторона вправе потребовать
уплату за каждый день просрочки
неустойки (штрафа, пеней) в размере
1/300 ставки рефинансирования ЦБР,
действующей на день уплаты
неустойки. Заказчик освобождается
от уплаты неустойки, если докажет,
что просрочка исполнения произошла
вследствие непреодолимой силы
или по вине другой стороны.
Что касается
ответственности поставщика за
допущенные им нарушения, то
она регулируется соответствующими
законами о поставках для госнужд.
Штрафная неустойка в размере 50% от стоимости
недопоставленной продукции предусмотрена
Законом о закупках (ст. 8), федеральными
законами: "О поставках продукции для
федеральных государственных нужд"
(ст. 5), "О государственном материальном
резерве" (ст. 16). Уплата неустойки не
освобождает поставщика от выполнения
своих обязательств по госконтрактам
и взыскивается до фактического их выполнения.
Кроме того, Закон
о размещении заказов предусматривает
специфический механизм стимулирования
исполнения государственных и
муниципальных контрактов - ведение
реестра недобросовестных поставщиков
(ст. 19). Недобросовестными поставщиками
признаются: уклонившиеся от заключения
контракта участники размещения
заказа, поставщики, с которыми контракты
расторгнуты в связи с существенным
нарушением с их стороны. Сведения
о недобросовестных поставщиках
содержатся в реестре в течение
2 лет, после чего подлежат исключению
из реестра.