Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 01:51, курсовая работа
Гражданин сегодня практически оставлен
один на один в борьбе с хорошо налаженным бюрократическим аппаратом,
махинациями работодателей, монополистов-торговцев, недобросовестных
производителей и т.д. Получение юридической помощи в настоящее время
возможно лишь для узкого круга лиц, обладающих соответствующими финансовыми
возможностями.
ВВЕДЕНИЕ. 3
ФОРМЫ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ. 6
ОСНОВАНИЯ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ 14
ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ 15
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ИСПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ГРАЖДАНСКИМ
ДЕЛАМ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 20
криминальной юстиции, которая, как известно, судит не по закону, а «по
понятиям»[18].
Ни для кого не секрет, что основными недостатками нашей «отечественной
Фемиды» являются, в первую очередь, нарушение сроков рассмотрения дел,
когда их слушания без достаточно уважительных причин откладываются или
переносятся без указания новой даты их рассмотрения, в результате чего люди
порой доходят до отчаяния в ожидании результатов разрешения своих споров.
Как рассказала, например, «Российская газета» от 2 февраля 2000 года из-за
волокиты суд г. Ессентуки шестой год не может произвести раздел
домовладения. Было отменено уже пять решений в связи с допущенными судом
нарушениями норм
материального и
стороны чуть не убили друг друга, и одна сторона была за совершение
указанных действий осуждена и уже отбыла назначенное наказание, а судебное
разбирательство все еще продолжается и ему не видно конца. При этом,
необходимо отметить, что субъектами этих спорных правоотношений являются
пенсионеры и двое инвалидов второй группы.
Имеет место также и
в выдаче копий решений суда и не предоставления гражданам возможности для
своевременного ознакомления с протоколами судебного заседания, что
ограничивает их во времени на подачу кассационных жалоб, в том числе и
прокурору на принесение квалифицированного кассационного предоставления в
вышестоящую судебную инстанцию.
Кроме того, отсутствие необходимой
профессиональной подготовки
судейского корпуса, в условиях постоянно меняющегося законодательства и
усложнения норм материального права, отрицательно сказывается на качестве
выносимых ими судебных решений.
Обращает на себя внимание и тот факт, что количество судебных ошибок,
выявленных в
кассационными инстанциями
в дальнейшем отмену и изменения судебных решений, только за 1999 год
составило около 100 тысяч. Вместе с тем, вызывает озабоченность и то, что
незаконные судебные
постановления нередко
конституционные права граждан – трудовые, жилищные, о возмещении вреда и
т.д.
Далее, следует особо отметить такой недопустимый фактор в
осуществлении правосудия как ангажированность некоторых судей, в связи с
чем граждане вынуждены ходатайствовать о переносе рассмотрения своих споров
в другие регионы,
поскольку усматривают в
заинтересованность в исходе дела (в первую очередь это относится к делам,
связанным с нарушением законных прав граждан со стороны государственных
органов). Так, в Карачаево-Черкесии граждане по причинам недоверия местным
органам правосудия ходатайствовали об изменении территориальной подсудности
и переносе рассмотрения их дел в соседние регионы, в том числе и в
Ставропольский край. При это имели место случаи пикетирования, погромов
зданий судов, обращений в вышестоящие инстанции, подписанные тысячами
граждан многочисленные жалобы. В такую форму вылилось возмущение населения,
вызванное неправосудными
судебными решениями и
преследованиями[19] («РГ» 16.06.2000 г.). Подобные факты в правовом
государстве просто недопустимы.
В большинстве своем судьи
нередко занимают позицию
критики, забывая при этом, что уважающая себя власть должна бороться за
чистоту своих рядов, освобождаясь от недобросовестных работников.
Нельзя, конечно, не учитывать
и объективные причины
рассмотрения дел, а именно: ежегодно увеличивающийся рост количества
гражданских дел,
недостаточную численность
связи перегруженность судей, а также неудовлетворительное материально-
техническое обеспечение, необходимое для нормальной работы судов.
Введение же института мировых судей, призванного разгрузить суды
районного звена и взять на себя рассмотрение несложных административных
дел, тормозится в виду отсутствия в бюджете предусмотренных для того
материальных средств.
Нельзя не учитывать и тот факт, что для большинства граждан обращение
в суд в настоящее время является непозволительной роскошью, поскольку
услуги адвоката и госпошлина при подаче исковых заявлений составляет весьма
значительную («кругленькую»)
сумму. Перечисленные факторы
влияют на доступность и эффективность правосудия. Зачастую, прокуратура
является единственным органом, где граждане могут получить бесплатную
квалифицированную юридическую помощь.
Исходя из этого, участие
многом способствует
повышению доступности и
Президент России В. В. Путин на Всероссийском совещании прокуроров
справедливо отметил, что «судебная реформа не может быть эффективной без
активного участия прокуратуры в судебном процессе»[20].
Одним из весомых аргументов в пользу этого утверждения является
огромное количество граждан за защитой своих нарушенных или оспариваемых
прав, поступивших в органы прокуратуры (более 2-х млн. только за 2001 год).
А теперь представьте, что все эти граждане обратились бы в суды РФ, и без
того перегруженные, то очередь в них на подачу только заявления напоминала
бы очередь в Мавзолей в былые времена.
С участием прокурора за 1999 год
в судах общей юрисдикции
350 тысяч гражданских дел, почти по 97 % дел от общего из числа судебные
постановления вынесенные в соответствии с заключениями прокуроров,
подтверждая тем самым их законность и обоснованность.
Интересное мнение высказал в своей работе Петрухин И. Л. «Прокурорский
надзор и судебная власть»: «В 1999 г. прокуроры предъявили в суды общей
юрисдикции РФ 231877 исков, в том числе в интересах граждан – 63,2%. Из
этих цифр следует лишь такой вывод: прокуратура неосновательно присвоила
себе адвокатские, правозащитные функции, как будто ей больше нечем
заняться». На это высказывание у меня рождается только один вопрос: если не
прокуратура, то кто же?
Если взглянуть на правосудие в нашей стране, так сказать, в голом виде
(на реальные
факты, а не книжный романтизм)
пока риторическим…
Изучение практики
показало, что право обращения с исковыми заявлениями активно используется
многими прокурорами как эффективное средство реального устранения нарушений
законности. Высокая удовлетворяемость исков (85%) наглядно свидетельствует
о мере эффективности прокурорского вмешательства. Поэтому, когда некоторые
ученые-юристы и практики высказывают свои мнения по ограничению полномочий
прокурора в гражданском судопроизводстве, они, как представляется, не
всегда учитывают реальные потребности общества и наличие тех негативных
факторов, которыми определяются эти потребности. Так, принятый ГПК РФ
лишний раз доказывает отдаленность власти от потребностей и проблем
граждан. Наша судебная система подвержена таким негативным явлениям как
бюрократизм, местничество, ведомственность, «телефонное право», зажим
гласной критики, отсутствие чувства ответственности и т.д.
Боюсь, что введение нового ГПК РФ, в значительной степени
ограничивающего права прокуратуры в судебном процессе, приведет к ситуации,
ловко подмеченной А. Ф. Кони: «В стремлении очистить лес срубили дуб,
который оберегал
этот же лес».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аргунов
В.Н. Участие прокурора в
2. Винокуров А.Ю., Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор за законностью
правовых актов органов
Учебное пособие. М. 1996.
3. Генеральная прокуратура РФ. Информационное письмо от 1 января 1994 г.
«Иски и заявления прокурора
в суде, арбитражном суде» (
рекомендации по подготовке
рассмотрении).
4. Гражданский
процесс. Учебник. Издание
дополненное / Под ред. В. А. Мусина, Н. А. Чечиной, Д. М. Чечота. –
М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2001.
5. Гражданский
процессуальный кодекс РФ. М.: КОДЕКС,
2004.
6. Кехлеров
С. Надзор за исполнением
//Законность. 1993. № 7.
7. Комментарий
к ГПК (под редакцией М.К.
Треушникова – М.,2001.).
8. Комментарий к Кодексу законов о труде РФ. – 4-е изд., дополн. / Рук.
авт. колл., отв. ред. проф. В.
И. Шкатулла. – М.: ИНФРА –
М. 2001.
9. Комментарий к Федеральному закону '' О прокуратуре Российской
Федерации'' от 17 ноября 1995 г. с приложением ведомственных
нормативных актов / Под. Общ.
Ред. Генерального прокурора Ю.
Скуратова. М.1996.
10. Конституция РФ. Официальный текст. – М.: Издательство НОРМА
(Издательская группа НОРМА –
ИНФРА-М), 2002.
11. Осокина
Г.Л. Иск прокурора в
Томск.,1980.
12. Полянский Н.Н., Строгович М.С., Савицкий В.М., Мельников А.А. Проблемы
судебного права . М., 1983.
13. Приказ Генерального прокурора РФ № 1 от 5 января 1997 г. «Об участии
прокурора в гражданском
14. Прокурорский надзор: Учебник / Винокуров Ю. Е. и др.; Под общ. ред. Ю.
Е.
15. Винокурова.
– 3-е изд., перераб. и доп.
– М.: Юрайт-М, 2001.
Информация о работе Участие прокурора в гражданском процессе