Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 14:12, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы. В любом гражданском процессуальном правоотношении, как и в правоотношении вообще, различают объект, содержание и субъект (субъекты). Для того чтобы стать субъектом такого правоотношения (участником процесса), необходимо выполнять определенную функцию в процессе: осуществлять правосудие, защищать свое субъективное право или охраняемый законом интерес, осуществлять надзор за законностью и др.
Введение 3
1. Участники гражданского процесса как элемент гражданско-процессуальных отношений 5
1.1 Понятие, состав участников процесса 5
1.2 Правовой статус лиц участвующих в деле 7
2. Характеристика гражданско-процессуального положения участников гражданского процесса 11
2.1 Стороны как участники гражданского процесса 11
2.2 Третьи лица как участники гражданского процесса 14
2.3 Участие прокурора в гражданском процессе 18
2.4 Участие в процессе органов гос. управления, профсоюзов, предприятий, учреждений, организаций и отдельных граждан, защищающих права других людей 22
3. Участники процесса, способствующие правосудию 26
Заключение 31
Список использованной литературы 33
На основании п. 1 ст. 43 ГПК РФ третьи лица, не имеющие самостоятельных требований на предмет спора, могут вступить в дело по собственной инициативе. Однако они могут быть привлечены к участию в деле по ходатайству лиц, участвующих в деле, либо по инициативе суда.+ Лица, участвующие в деле, могут ходатайствовать о привлечении третьих лиц в том случае, если в перспективе намерены по результатам разрешения спора предъявить к ним соответствующие требования с учетом установленных при его ведении фактических обстоятельств, которые не требуют доказывания в новом гражданском процессе с участием третьих лиц в качестве ответчиков.
Суд вправе привлечь третье
лицо к участию в процессе с
целью защиты государственных интересов,
а также органов местного самоуправления,
в частности лиц, причинивших
ущерб имуществу
При вступлении в гражданский процесс третьего лица, не имеющего самостоятельных требований на предмет идущего в суде спора, рассмотрение дела в суде также производится со стадии его подготовки к судебному разбирательству.
Участие прокурора в разбирательстве гражданских дел способствует осуществлению целей правосудия и реализации задач, стоящих перед судом, с тем, чтобы выполнялось требование закона о всестороннем, полном, объективном разбирательстве дела во всех судебных инстанциях и по каждому делу выносились законные и обоснованные решения, определения и постановления. Свои полномочия в гражданском судопроизводстве, прокурор осуществляет независимо от каких бы то ни было органов и должностных лиц, подчиняясь только закону и руководствуясь указаниями Генерального прокурора РФ.
В соответствии со ст. 35 Закона о Прокуратуре "прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов общества и государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации". Действующее процессуальное законодательство устанавливает две формы участия прокурора в суде первой инстанции.
Прокурор является совершенно особым участником гражданского процесса, для характеристики которого уместнее всего употребить выработанный русской процессуальной наукой термин "правозаступник". Правозаступник в отличие от представителя, поверенного, слуга частного интереса стороны - его клиента защищает индивидуальные права частного лица ввиду и во имя общественного блага. Прокурор выступает гражданском процессе в качестве правозаступника, когда он выявляет иски или вступает в уже начавшийся процесс для защиты свобод частных лиц (п. 4 ст. 27 Закона о Прокуратуре). В некоторых случаях прокурор является защитником государственных интересов. В этом случае он является законным представителем государства.
Прокурор может возбудить
любое гражданское дело в любом
из видов гражданского судопроизводства
(исковом, административном, особом) или
вступить в любой уже начатый
другими заинтересованными
Из ст. 45 ГПК РФ: «2. Прокурор,
подавший заявление, пользуется всеми
процессуальными правами и
Прокурор обязан соблюдать установленный законом порядок обращения в суд. При предъявлении иска прокурор не оплачивает государственной пошлины по делу и вообще не несет судебных расходов. В исковом заявлении он обязан сослаться на закон, подлежащий применению. От прокурора не требуется специальных полномочий для возбуждения дела в интересах других лиц.
Вопрос об участии в деле решается прокурором самостоятельно в зависимости от того, требуется ли в процессе защита прав и охраняемых законом интересов государства и общества, либо прав и охраняемых законом интересов граждан, которые по состоянию здоровья (например, недееспособный, инвалид), возрасту (пожилой, несовершеннолетний) или иным причинам (например, неимущий, многодетный, одинокий родитель и др.) не могут сами обратиться в суд и лично отстаивать в суде свои права и свободы, либо когда нарушены права и свободы значительного числа граждан (безработные, беженцы и др.), либо в силу каких- либо обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение (п. 4 ст. 27 Закона о Прокуратуре).
Таким образом, предъявление исков в защиту интересов других лиц в порядке надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является должностной обязанностью прокурора. В процессе, возбужденном по его иску, участие прокурора обязательно. Процессуальный закон требует, чтобы лицо, в интересах которого начато дело по заявлению прокурора, извещалось о начавшемся в его интересах процессе и участвовало в нем в качестве истца (ч. 2 ст. 38 ГПК РФ)5.
Прокурор не связан в процессе ни своей позицией при предъявлении иска, ни интересами лица, права и свободы которого нарушены. Руководствуясь только законом и приходя к выводу, что требования, предъявленные им, незаконны или необоснованны, он не только вправе, но и обязан как блюститель законности отказаться от иска полностью или в необоснованной его части.
Однако такой отказ не лишает заинтересованное лицо права на рассмотрении дела по существу, дело может быть прекращено только с его согласия (ч. 2 ст. 45 ГПК РФ).
Более сложной является ситуация,
когда прокурор предъявляет иск
в защиту прав и свобод определенного
лица, а оно отказывается вступить
в процесс в качестве истца
либо настаивает на прекращении дела,
хотя прокурор с этим не согласен. В
некоторых случаях процесс в
этой ситуации должен быть продолжен,
а лицо, в интересах которого иск
был первоначально предъявлен прокурором,
может быть привлечено в процесс
в качестве соответчика (например, по
иску о признании брака
Вместе с тем к прокурору не может быть предъявлен встречный иск, он предъявляется к истцу по делу. На прокурора, возбудившего дело, не будет распространяться законная сила судебного решения. Форма и содержание иска, заявления прокурора в суд должны соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 131 ГПК РФ.
Иными являются процессуальные права прокурора, если он вступает в уже начавшийся по инициативе других лиц процесс. В ряде случаев участие прокурора в деле предусмотрено материальным или процессуальным законом (это дела особой значимости).
Вступая в уже начавшийся
процесс, прокурор занимает активную позицию
в деятельности по рассмотрению спора:
он опрашивает истца и ответчика,
иных лиц, участвующих в деле; участвует
в допросе свидетелей, экспертов,
исследует вещественные и письменные
доказательства, представленные сторонами.
По всем вопросам, возникающим в
ходе судопроизводства, прокурор дает
заключение о том, как они должны
быть разрешены с точки зрения
Закона. Прокурор обязан во всех стадиях
гражданского судопроизводства своевременно
принимать предусмотренные
Прокурор должен активно участвовать в исследовании доказательств, давать заключения по вопросам, возникающим во время разбирательства дела и по существу дела в целом, руководствуясь принципами законности, состязательности и равноправия сторон.
Гражданский процессуальный закон предусматривает участие органов государственного управления, профсоюзов, государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций или отдельных граждан в процессе в защиту не своих прав, а прав и интересов других лиц. Цель участия в процессе названных органов и лиц - защита общественных и государственных интересов, субъективных прав и охраняемых законом интересов других лиц - граждан и организаций.
Такое участие, с целью
защиты прав и интересов других лиц
может иметь место в
Субъектами защиты прав других лиц и интересов государства могут быть те органы государственного управления, участие которых в гражданском процессе обусловливается необходимостью осуществления ими своей компетенции в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.
В действующем законодательстве формы участия в гражданском процессе органов государственного управления, а также общественных организаций, профсоюзов, смоделированы во многом по аналогии с участием в нем прокурора. ГПК отнес эти органы к числу лиц, участвующих в деле, наделив их соответствующими правами (ст.46-47 ГПК).
Ст. 46 предусматривает, что
все вышеперечисленные органы и
отдельные граждане имеют право
в предусмотренных законом
Лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
В то же время в соответствии
со ст. 47 государственные органы, органы
местного самоуправления до принятия
решения судом первой инстанции
могут вступать в уже начавшийся
процесс по своей инициативе или
по инициативе лиц, участвующих в
деле для дачи заключения по делу в
целях осуществления
В случаях, предусмотренных
законом, и в иных необходимых
случаях суд по своей инициативе
может привлечь к участию в
деле государственный орган или
орган местного самоуправления в
целях осуществления
В отличие от третьих лиц,
не заявляющих самостоятельных требований,
органы государственного управления не
имеют материально-правового
Заключение органа государственного управления составляется, как правило, на основе предварительного обследования и изучения материалов дела. В некоторых случаях заключение может быть составлено и по инициативе самого органа управления. Заключения органов государственного управления представляются в суд письменно.
С целью дачи заключения
по делу в гражданском процессе чаще
всего участвуют следующие
а) органы опеки и попечительства - по делам, затрагивающим интересы детей и других недееспособных лиц, как, например, по делам о передаче детей на воспитание, неправильном использовании родителями своих прав, лишении родительских прав, об отмене усыновления, использования опеки в корыстных целях, о возмещении ущерба, причиненного несовершеннолетнему лицу, по делам, затрагивающим жилищные права детей;
б) отделы социального обеспечения - по делам особого производства, возбуждаемым в целях назначения пенсии (установление фактических брачных отношений, объявление лица умершим и др.);
в) жилищно-коммунальные органы - по делам, связанным с владением жилищами и другими помещениями на праве личной собственности (выселение, раздел и обмен жилой площади, переоборудование нежилых помещений под жилье, сделки по поводу строений, о принадлежности строения на праве собственности и др.), а также по спорам между совладельцами строений, находящихся на неразделенном земельном участке, о порядке пользования этим участком.
Участие в гражданском процессе указанных органов и обязательность извещения их судом о деле объясняется тем, что решение суда может затронуть интересы соответствующей отрасли управления. В отдельных случаях судебным решением может быть возложена определенная обязанность на тот или иной орган управления в пределах его компетенции, что также является основанием участия в деле. Например, в связи с лишением родительских прав или в связи с отменой усыновления, а также при признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным перед органами, опеки и попечительства может встать вопрос о назначении опекуна или попечителя; в связи с признанием того или иного юридического факта возникает обязанность выдачи надлежащих документов, назначения пенсии и т.д.