Соотношение убеждения и принуждения в праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 12:44, реферат

Описание работы

Основные задачи моей работы:
Проанализировать систему убеждения и принуждения в нашей стране;
Проанализировать методы воздействия государства на сознание человека;
Изучить виды убеждения и принуждения, влияющие на современного человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….…………3
Убеждение.....................................................................................................................4
Понятие убеждения …………………………………………………………………..4
Виды убеждения………………………………………………………………………7
2. Принуждение………………………………………………………………………….9
2.1 Понятие принуждения………………………………………………………………..9
2.2 Классификация мер принуждения…………………………………………………..10
2.3 Органы и должностные лица, имеющие право применять меры административно-правового принуждения………………………………………………………………….20
3. Проблемы сочетания убеждения и принуждения в России в современный период………………………………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………………………28
Список использованной литературы……

Работа содержит 1 файл

Реферат по праву.docx

— 54.62 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию управления высшего профессионального образования

Тверской  государственный технический университет

Кафедра социологии и социальных технологий

По дисциплине «Правоведение» 

Реферат

         на тему: «Соотношение убеждения и принуждения в праве» 

                                                                        

    

                                          
     
     

       Тверь  2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………….…………3

  1. Убеждение.....................................................................................................................4
    1. Понятие убеждения …………………………………………………………………..4
  2. Виды убеждения………………………………………………………………………7

2.   Принуждение………………………………………………………………………….9

2.1 Понятие  принуждения………………………………………………………………..9

2.2 Классификация мер принуждения…………………………………………………..10

2.3  Органы и должностные лица, имеющие право применять меры административно-правового принуждения………………………………………………………………….20

3.    Проблемы сочетания убеждения и принуждения в России в современный период………………………………………………………………………………………25

Заключение……………………………………………………………………………………28 
Список использованной литературы…………………………………………………………30
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Обеспечение общественного и правового порядка, защита и охрана прав и интересов  граждан и организаций, защита конституционного строя Российской Федерации и государства от противоправных посягательств, обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий - вот далеко не полный список задач, стоящих перед российским государством. Его деятельность также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, на охрану государственного и общественного имущества, частной собственности. Поэтому можно считать тему реферата особенно актуальной на данном этапе развития нашей страны.

И само государство, и его деятельность можно рассматривать как средство управления, осуществляемого в интересах  социальной группы, класса или всего  народа. От умения выбрать разнообразные  методы управления в определенной обстановке и применить их во многом зависит  достижение поставленной цели, а значит, и эффективность управленческой деятельности.

В качестве цели моей работы хотелось бы рассмотреть те методы, которые используют властные структуры в процессе управления российским государством. Я рассмотрю не все стороны их деятельности, а лишь одну из них - административную, связанную с охраной общественного порядка в общественных местах, с обеспечением безопасности движения транспорта и пешеходов, правил пользования транспортом, с соблюдением паспортной системы.

Основные  задачи моей работы:

  1. Проанализировать систему убеждения и принуждения в нашей стране;
  2. Проанализировать методы воздействия государства на сознание человека;
  3. Изучить виды убеждения и принуждения, влияющие на современного человека.

Общественный  порядок представляет собой систему  общественных отношений, которые складываются главным образом в общественных местах и по своему обеспечивают свободу  и неприкосновенность личности, общественное спокойствие, нормальные условия для  труда и отдыха граждан, функционирования и деятельности органов, предприятий, учреждений, организаций.

Общественный  порядок охраняется государственными органами, общественными организациями  и гражданами. Особая роль в обеспечении  общественного порядка принадлежит  органам внутренних дел, милиции.

Основным  средством воспитательной работы государственных  и общественных организаций в  нашей стране, важным средством укрепления законности, общественного порядка, организованности, дисциплины и морали является убеждение. Однако и государственное  принуждение еще не исчерпало  себя. Решительная борьба с нарушениями  правопорядка, преступностью и причинами, их порождающими, объективно предполагает использование в отношении отдельных  лиц, нарушающих российские законы, мер  государственного принуждения.

1. Убеждение

1.1. Понятие.

Содержание  метода убеждения весьма разнообразно и выражается в деятельности государства, способствующей приобретению массами  собственного политического опыта; в использовании различных разъяснительных, воспитательных, организационных, поощрительных  мер для формирования воли властвующего или ее преобразования в волю подвластных.

Собственный политический опыт граждане приобретают, участвуя в выборах в Государственную  Думу и органы местного самоуправления, народные суды, в работе органов  местного самоуправления в качестве депутатов, во всенародных обсуждениях  проектов важнейших решений Государственной  Думы, постановлений Правительства  РФ, а также принимая участие в  работе различных съездов, конференций, совещаний, в деятельности общественных организаций и политических партий, в осуществлении народного контроля за работой органов власти и управления.

Проводя воспитательную и агитационно-пропагандистскую работу, государство воспитывает  у граждан уважение к правилам поведения в обществе.

Важное  место среди мер убеждения  занимает широкая система наград и поощрений. Материальное и моральное  поощрение граждан является важнейшим  стимулом повышения сознательности масс.

Использование разнообразных форм убеждения имеет  решающее значение в непосредственной борьбе с правонарушениями. Убеждение  здесь повышает уровень правосознания  граждан, воспитывает уважение к  российским законам и нетерпимость к их нарушению. Благодаря убеждению  достигается единство воли законодателя и граждан, руководителя и коллектива, которое является необходимым условием единства действий.

Убеждение - это метод воздействия государства  на сознание и поведение людей, представляющий собой комплекс воспитательных, разъяснительных  и поощрительных мероприятий, осуществляемых в целях повышения сознательности и правовой дисциплинированности, добросовестного  соблюдения всеми гражданами правовых норм российского общества. Это процесс  последовательно осуществляемых действий, которое включает в себя такие  элементы, как овладение вниманием, внушение, разжигание интереса, возбуждение  желаний, стимулирование действий.

В обществе большинство граждан добровольно  подчиняется юридическим нормам, если понимает цели и задачи государства, одобряет их, сознательно, активно участвует  в их осуществлении. Это означает, что с помощью мер убеждения  государство добилось желаемого  воздействия на сознание и волю людей  и у них сформировалось необходимое  понимание, внутренняя убежденность в  целесообразности юридических предписаний.

Применение  мер убеждения - это часть большой  идеологической работы, осуществляемой государственными и общественными  организациями. Убеждение как метод  административной деятельности, метод  непосредственной борьбы с правонарушениями представляет собой активное и систематическое  воздействие на сознание и поведение  людей.

В административной деятельности государства убеждение  служит достижению ряда конкретных целей:

воспитание  у граждан внутренней потребности  и стойкой привычки правомерного поведения;

предотвращение  возникновения стимулов антиобщественного  поведения, предотвращение противоправных поступков;

воздействие на правонарушителей.

Необходимость достижения названных целей предполагает использование различных форм убеждения, целой системы мер воздействия  на сознание и поведение граждан.

Важное  место занимает воспитательная работа среди населения. В процессе охраны общественного порядка сотрудники органов внутренних дел знакомятся с населением и учитывают особенности  отдельных его групп - профессия, занятия, возраст и т.п. С учетом этого они и строят воспитательную работу.

Широкое использование находит также  агитационно-пропагандистская деятельность, которая состоит в том, чтобы  убедить граждан в необходимости  правомерного поведения. Органы внутренних дел, используя беседы, прессу, радио, кино, телевидение, разъясняют характер и содержание установленных государством правил поведения и тем самым  популяризируют законы, указы и другие нормативные акты, регламентирующие общественный порядок.

Важное  место в деятельности милиции  занимает информирование государственных  органов, общественных организаций  и населения о состоянии охраны общественного порядка на обслуживаемой  территории.

убеждения находит одно из своих конкретных выражений в поощрении органами внутренних дел граждан, активно  участвующих в охране общественного  порядка. Моральные и материальные стимулы повышения активности населения  в борьбе с правонарушениями играют не меньшую роль, чем в других областях деятельности государства.

обеспечении добровольного исполнения большое  значение имеет воспитание правовой дисциплины, привычки соблюдать закон. Пределы использования убеждения  как средства воздействия на правонарушителей обусловливаются прежде всего природой правонарушения, степенью его общественной опасности, личностью нарушителя. Вместе с тем существует ряд условий, при которых, воздействуя на правонарушителей, можно ограничиться мерами убеждения. Эти условия следующие:

правонарушение  является малозначительным и в силу этого не представляет большой общественной опасности (например, небольшой пропуск  срока для обмена паспорта по истечении  срока его действия);

малозначительное  правонарушение совершено лицом  впервые, случайно (малозначительное нарушение  правил пользования городским транспортом, допущенное человеком, прибывшим из сельской местности);

меры  убеждения достаточны для пресечения противоправного поведения и  воздействия на правонарушителя (разъяснение  участковым уполномоченным недопустимости пользования в ночное время музыкальными инструментами, если это мешает покою  и отдыху граждан).

1.2 Виды убеждения

Воспитательная  работа

Воспитание  человека - это сложный и многогранный процесс. Одной из сторон этого процесса является целенаправленная воспитательная деятельность государства, находящая  свое выражение в идеологическом воздействии на сознание людей, их психический  и моральный облик.

Проводя воспитательную работу среди населения, работники органов внутренних дел  выступают с докладами, лекциями на предприятиях, в учреждениях, в  учебных заведениях, жилищных конторах; организуют в школах, Домах культуры и пр. уголки безопасности движения. Особенно велико значение индивидуальной воспитательной работы сотрудников  милиции с несовершеннолетними  правонарушителями и недисциплинированными  подростками.

Агитационно-пропагандистская деятельность

Назначение  агитационно-пропагандистской деятельности заключается в том, чтобы показать гражданам общегосударственную  значимость правомерного поведения, убедить  в этом лиц, нарушающих порядок. Осуществляя  агитационно-пропагандистскую деятельность, властные структуры распространяют среди населения правовые знания, разъясняют характер и содержание установленных  государством правилом поведения, популяризируют законы, указы и другие нормативные  акты, регламентирующие общественный порядок, напоминают неустойчивым лицам  о необходимости правомерного поведения, призывают всех граждан к строжайшему  соблюдению законности и правопорядка. Для этого используются устные выступления, пресса, наглядные средства, радио, кино, телевидение.

достижения  наибольшего эффекта агитационно-пропагандистская деятельность должна отвечать ряду требований:

Информация о работе Соотношение убеждения и принуждения в праве