Соотношение ислама и мусульманского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 19:33, реферат

Описание работы

Исследователи мусульманского права обычно обращают внимание на две его характерные и взаимообусловленные особенности - религиозное происхождение («божественную природу») и тесную (по мнению некоторых- неразрывную) связь юридических (предписаний с мусульманской догматикой (богословием), (нравственными нормами, (правилами культа, религиозными нормами ислама в целом. Известные современные ученые, например, Мухаммад Иусуф Муса и Субхи Махмасани отмечают, что мусульманское право религиозно по своему происхождению и правоверные относятся к нему как к божественному откровению.

Содержание

Введение
Основная часть…………………………………………………………………...2
1 Соотношение ислама и мусульманского права ……………………………..2
1.1 Мусульманское гражданское право………………………………………...4
1.2 Мусульманское уголовное право …………………………………….……. 6
1.2.1 Нормы мусульманского уголовного права ……………………………...10
2 Анализ нормативного содержания мусульманского права …………….. …14
Заключение ………………………………………………………………………20
Список литературы………………………………………………………………21

Работа содержит 1 файл

1 Соотношение ислама и мусульманского права.docx

— 50.65 Кб (Скачать)

Перспектива загробного наказания, хотя порой и  не оказывает существенного влияния  на конкретное поведение мусульманина, но в целом является важной стороной социально-психологического механизма  действия религиозных норм, в отличие  от правовых правил поведения. Такое  различие становится еще (более отчетливым, когда «земная» ответственность (в  том числе и юридическая) по каким-либо причинам не наступает. В этом случае, как подчеркивают мусульманские ученые-юристы, если правовая и «земная» религиозная санкции не применяются, то нарушитель-грешник не может избежать божественной кары в загробной жизни. Примером .может служить норма Корана, запрещающая употребление спиртных напитков. В настоящее время во многих мусульманских странах она остается чисто религиозным правилом поведения, которое не является источником (соответствующей правовой нормы. Поэтому нарушитель данного предписания с точки зрения мусульманской религии считается грешником, которого ждет небесное наказание, но не является правонарушителем, поскольку в праве отсутствует норма, предусматривающая наказание за употребление алкоголя, а государство относится к нему в юридическом смысле безразлично.

Последний пример подтверждает, что религиозная  и сформировавшаяся на ее основе «правовая  норма, регулировавшие сходные отношения, могли полностью и не совпадать  по содержанию закрепляемого ими  правила поведения. Ведь за умышленное убийство и телесные повреждения  Кораном, по существу, допускается кровная  месть и наказание по принципу талиона, а мусульманское право, отвергая применение этих норм ответственности, настаивало на уплате выкупа и лишь в крайних случаях допускало  смертную казнь.

Другим  примером может служить неполное совпадение религиозной и правовой норм, устанавливающих ответственность  за неумышленное убийство. Если религиозный  императив требовал наложения на убийцу религиозного наказания, то мусульманское  право кроме того требовало применения санкции, устанавливаемой судом  с учетом выводов мусульманско-правовой доктрины. Последней отводилась особо  важная роль в толковании нормативных  предписаний Корана, выраженных в  очень туманной, неясной форме. Например, положение Корана: «И если бы два  отряда из верующих сражались, то примирите  их. Если же один будет несправедлив против другого, то сражайтесь с тем, который несправедлив, пока он не обратится  к велению Аллаха. А если он обратится, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны: ведь Аллах  любит беспристрастных!» (XLIX, 9) —  толковалось как установление нормы, требующей наказания бунтовщиков  смертной казнью.

 

 

 

 

 

Заключение

При анализе соотношения религиозных  и правовых норм в исламе следует  иметь в виду, что количество религиозных  предписаний, явившихся источниками  соответствующих юридических правил поведения, санкции которых полностью  совпадают по содержанию с «земными»  религиозными мерами наказания (божественная кара остается, естественно, исключительно  религиозной), относительно невелико. Значительно чаще предусмотренные  в Коране или сунне наказания  за нарушение установленных ими норм, став прототипом юридических санкций, уточнялись, конкретизировались и даже существенно корректировались государством на основе выводов мусульманско-правовой доктрины. Например, за прелюбодеяние как правонарушение применялось не только телесное наказание, совпадавшее с религиозной санкцией, но в некоторых случаях и забивание камнями до смерти, что не было предусмотрено в Коране. При умышленном убийстве смертная казнь заменялась, как правило, выкупом за кровь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1 Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1997

2 Баишев Ж. Общие принципы исламского права, теория

доказательств и система наказания. Алматы, 1996.

3 Сарсембаев М.А. Мусульманское право. Алматы, 1999.

 

 


Информация о работе Соотношение ислама и мусульманского права