Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 19:33, реферат
Исследователи мусульманского права обычно обращают внимание на две его характерные и взаимообусловленные особенности - религиозное происхождение («божественную природу») и тесную (по мнению некоторых- неразрывную) связь юридических (предписаний с мусульманской догматикой (богословием), (нравственными нормами, (правилами культа, религиозными нормами ислама в целом. Известные современные ученые, например, Мухаммад Иусуф Муса и Субхи Махмасани отмечают, что мусульманское право религиозно по своему происхождению и правоверные относятся к нему как к божественному откровению.
Введение
Основная часть…………………………………………………………………...2
1 Соотношение ислама и мусульманского права ……………………………..2
1.1 Мусульманское гражданское право………………………………………...4
1.2 Мусульманское уголовное право …………………………………….……. 6
1.2.1 Нормы мусульманского уголовного права ……………………………...10
2 Анализ нормативного содержания мусульманского права …………….. …14
Заключение ………………………………………………………………………20
Список литературы………………………………………………………………21
РЕФЕРАТ
На тему: Соотношение ислама и мусульманского права
Содержание
Введение
Основная часть…………………………………………
1 Соотношение ислама и мусульманского права ……………………………..2
1.1 Мусульманское гражданское право………………………………………...4
1.2 Мусульманское уголовное право …………………………………….……. 6
1.2.1 Нормы мусульманского уголовного права ……………………………...10
2 Анализ нормативного
содержания мусульманского
Заключение ………………………………………………………………………20
Список литературы…………………………………
Основная часть
1 Соотношение ислама и мусульманского права
Исследователи мусульманского права обычно обращают внимание на две его характерные и взаимообусловленные особенности - религиозное происхождение («божественную природу») и тесную (по мнению некоторых- неразрывную) связь юридических (предписаний с мусульманской догматикой (богословием), (нравственными нормами, (правилами культа, религиозными нормами ислама в целом. Известные современные ученые, например, Мухаммад Иусуф Муса и Субхи Махмасани отмечают, что мусульманское право религиозно по своему происхождению и правоверные относятся к нему как к божественному откровению. Исходя из универсального характера ислама и его нормативных предписаний, делается вывод о том, что ислам — это одновременно «вера и государство», а мусульманское право (фикх) выступает не только собственным правом, но и религией. Сходную точку зрения высказывают и авторитетные западные исследователи мусульманакого права Taк, Й. Шахт отмечает, что для мусульманского права характерен дуализм религии и государства. По мнению Р. Шарля, мусульманское право — это прежде всего религия, затем — государство и культура. Ислам, подчеркивает Р. Давид, - это религия закона, а мусульманское право имеет не рациональную, а религиозную «божественную», природу.
Советские исследователи и ученые-юристы социалистических стран также подчеркивают, что мусульманское право — право мусульманской религии, являющееся ее неотъемлемой частью. Они обращают внимание на то, что ислам не знает четкого разграничения светских и духовных функций и способствует сохранению неразделенности духовной и светской власти, религии и государства.
На основе тезиса о неразрывном единстве в исламе «веры и государства», религии и права многие исследователи приходят к выводу, что исламу свойственна лишь религиозная догматика (теология), мораль и травила культа, а юридические нормы как таковые, если и имеются, то, по существу, совпадают с указанными правилами, не играют самостоятельной роли, либо занимают второстепенное место. Например, Абд ал-Азиз Амир полагает, что мусульманское право в глазах лравоверных является частью религиозной догматики. Субхи ас-Салих утверждает, что божественное откровение не является чем-то чуждым праву, которое не может быть понято без учета этого фактора. Причем откровение в исламе явно превалирует над правом. Мухаммад Фарук ан-Набхан, отмечая тесную связь в мусульманском праве юридических правил поведения с нормами морали, а также с общими целями и интересами ислама как религии, заключает, что в общем комплексе нормативных предписаний шариата религиозные и «гражданские» нормы не различаются, поскольку на государство (Возлагается функция обеспечения в равной степени всех положений шариата — как определяющих порядок отправления религиозных обязанностей, так и регулирующих взаимоотношения мусульман. Абд ал-Азиз Амир, обращая внимание на тесную связь мусульманского права с религиозной нравственностью, отмечает, что многие нормы мусульманской морали снабжены правовой санкцией и поэтому мусульманское право является самым «нравственным» правом.
Аналогичные
в целом позиции по рассматриваемому
вопросу занимают и буржуазные ученые.
Так, Р. Давид исходит из того, что
мусульманское право не играет самостоятельной
роли, поскольку в нем в принципе
не различаются обязательства
Среди
советских ученых также утвердилось
мнение о характерном для ислама
неразрывном единстве религиозных
и правовых норм. Например, А. Ф. Шебанов,
рассматривая мусульманское право,
называет его положения «религиозно-
Действительно,
тесная взаимосвязь правовых и религиозных
предписаний ислама, религиозная
основа мусульманского права, его «мусульманский»
характер не вызывают сомнений. Это
реальный факт, подтверждаемый анализом
особенностей мусульманского права
как системы действующих
Другой
общей чертой всех сложившихся в
исламе социо-нормативных регуляторов,
тесно связанной с первой, является
то, что нормативное содержание его
юридических предписаний и
Опора
на религиозные догматы и
1.1 Мусульманское гражданское право
Мусульманское гражданское право (муамалат), регулируя режим собственности, признает, что верховное право на любое имущество принадлежит Аллаху. Широко используется (в частности, ори проведении национализации и аграрной реформы) предание Пророка о том, что некоторые объекты (например, вода и земля) не могут (быть предметом частной собственности.
Мусульманское
государственное право требует,
чтобы правитель обязательно
был мусульманином. Значительная часть
полномочий главы государства носит
религиозный характер, связана с
первоочередной защитой интересов
ислама и контролем за исполнением
правоверными своих религиозных
обязанностей. Согласно мусульманской
политико-правовой теории, законодательная
власть в мусульманском государстве
принадлежит муджтахидам —
(В
мусульманском судебно-
Основной
идеей регулирования
1.2 Мусульманское уголовное право
Мусульманское
уголовное право (укубат) в качестве
наиболее опасных правонарушений рассматривает
посягательства на «права Аллаха», среди
которых особо выделяется вероотступничество,
влекущее смертную казнь. Как правило,
к совершившим преступления мусульманам
и (представителям иных религий «применялись
различные меры наказания. Во многих
случаях раскаяние преступника,
имеющее непосредственное отношение
к его религиозной совести, освобождало
его от наказания. И в то же время
за отдельные .правонарушения в качестве
санкции устанавливалось
Подобное
положение характерно и для современного
правового развития ряда «мусульманских
стран. Например, законодательство Марокко,
Иордании и Пакистана предусматривает
для мусульман уголовную
Положение о тесном взаимодействии в исламе правовых, моральных и религиозных правил поведения прослеживается также в анализе характера норм мусульманского права в собственном смысле, основания их обязательности и последствий их неисполнения. Так, для современных мусульманских исследователей характерна позиция, согласно которой в основе обязательности юридических предписаний шариата лежат вера в Аллаха и требования «мусульманской нравственности». При этом многие исследователи придерживаются мнения, что поведение мусульманина получает прежде всего религиозную оценку, а главным средством обеспечения норм мусульманского права является религиозная санкция за их нарушение.
Информация о работе Соотношение ислама и мусульманского права