Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 13:24, курсовая работа
Цель состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний правильно, объективно, всесторонне раскрыть тему курсовой работы.
Задачи исследования предопределяются целью и состоят в том, чтобы: раскрыть основные положения организации работы военных судов РФ, а также рассмотреть систему военных судов и их место в российской судебной системе, определить категорию дел подведомственную военным судам.
Введение………………………………………………………………..………. 3
История становления военных судов в России……………….......... 4
Основные положения организации работы военных судов РФ...…6
Система военных судов и их место в российской судебной
системе …………………………………………………………………….11
Категория дел подведомственная военным судам…………………...15
Заключение…………………………………………………………………… ....19
Список литературы………………………………………………………….…..20
В нашем же новом Законе, напротив, усилены гарантии независимости судей военных судов от командования и исполнительной власти. С этой целью военные суды выведены из состава Вооруженных Сил, куда ранее они организационно входили.
Кроме того, существенно изменен порядок материально - технического обеспечения военных судов, которое до принятия Закона целиком было возложено на органы военного управления, которые зачастую сами были участниками судебных разбирательств в военных судах. На Вооруженные Силы осталось возложено обеспечение военных судов, в основном, лишь такими специфическими средствами, как вооружение, связь, транспорт, а также охрана предоставленных военным судам служебных помещений.
Наряду с укреплением в
В соответствии со ст. 27 анализируемого Закона одним из обязательных требований, предъявляемых к кандидату на должность судьи военного суда, наряду с общими требованиями к остальным кандидатам в судьи, является наличие офицерского звания и заключение контракта о прохождении военной службы.
Но поскольку военные суды исключены из состава Вооруженных Сил, вводится институт прикомандирования судей и работников аппаратов из числа военнослужащих к военным судам, аналогичный прикомандированию военнослужащих к другим федеральным органам государственной власти. Это даст им возможность проходить службу в судах и позволит полностью вывести из подчинения командованию военных ведомств, исключив какую-либо зависимость от воинских должностных лиц.
Система (подсистема) военных судов строится с учетом организации и дислокации войск и других воинских структур. Подобно системе общих (гражданских) судов она также состоит из трех звеньев:
В соответствии со ст. 26 ФКЗ «О военных судах» статус судей военных судов и Военной коллегии определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", настоящим Федеральным конституционным законом, и иными федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Назначение судьи военного суда на другую должность в том же суде или его перевод в другой военный суд осуществляются с его согласия, за исключением случаев перевода судьи в военный суд, находящийся за пределами территории Российской Федерации или действующий в местностях, где введено чрезвычайное положение.
Судьи военных судов, годные по состоянию здоровья к военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до достижения предельного возраста пребывания на военной службе, установленного федеральными законами. Судьям военных судов, достигшим предельного возраста, установленного для пребывания в соответствующем воинском звании, срок военной службы может быть продлен до 10 лет Председателем Верховного Суда Российской Федерации по рекомендации квалификационной коллегии судей военных судов, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.
Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного суда: судьей военного суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей военных судов, а также имеющий офицерское звание и заключивший контракт о прохождении военной службы.
Задачи военных
судов в значительной мере
сходны с задачами общих (
Сближает военные и общие (гражданские) суды также установленная для них равная обязанность руководствоваться в своей деятельности требованиями принципа законности. Военные суды, как и все иные суды, должны неуклонно следовать предписаниям Конституции РФ, других законов и правовых актов; для них также обязательны разъяснения Пленума Верховного Суда РФ. При разбирательстве конкретных гражданских и уголовных дел они руководствуются одинаковыми процессуальными правилами, установленными ГПК и УПК, без каких бы то ни было изъятий. К примеру, подсудимый в военном суде, как и подсудимый в общем суде, пользуются в полном объеме процессуальными правами, которые дают ему возможность защищаться от предъявленного обвинения.
Но наряду со сходством задач и полномочий военных и общих судов между ними существуют и различия. Они проявляются в ряде моментов. Во-первых, военным судам не даны полномочия конституционного контроля, дача разъяснения законодательства, обязательных для всех судов и должностных лиц, разбирательств и разрешения дел (материалов) об административных правонарушениях. Во-вторых, те полномочия судебной власти, которыми наделены эти суды, реализуются не всегда в том объеме, в каком это делают общие суды. Например военные суды осуществляют правосудие в отношении далеко не всех граждан. Равным образом поставлена в жесткие рамки их деятельность по проверке правомерности действий и решений должностных лиц, ограничены возможности по исполнению решений об имущественных взысканиях. В-третьих, особенностью полномочий военных судов является то, что только они могут рассматривать и разрешать уголовные дела о преступлениях против военной службы (неисполнение приказа, сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы, самовольное оставление части или места службы, дезертирство, нарушение правил несения боевого дежурства, утрата военного имущества и т.д.).
Существенным фактором,
влияющим на положение военных судов
в российской судебной системе, является
то, что они образуются и функционируют
в специфических условиях войск, органов
и формирований, где федеральным законом
предусмотрена военная службы. Специфичность
этих условий проявляется прежде всего
в том, что в организации и функционировании
военных структур на первом плане находится
обеспечение безопасности Российской
Федерации, необходимой боеспособности
и боеготовности, поддержание воинской
дисциплины и установленного порядка
несения службы. Дислокация войск и сил
флота не связывается с национально-территориальными
или административно-
Изложенные и некоторые другие факторы в значительной мере предопределяют особенности организации и основ деятельности военных судов. Одна из них - включение в единую систему российских судов. Надзор за их судебной деятельностью в конечном счете осуществляет Верховный Суд РФ, который надзирает также за судебной деятельностью общих (гражданских) судов. Это позволяет обеспечить единообразие, а значит и справедливое, применение закона как к обычным гражданам, так и к тем которые одеты в военную форму. Такой подход не является единственно возможным. В Росси до 1917 года и в ряде современных государств до настоящего времени военные суды считались и считаются частью армии, средством, с помощью которого командование достигает поставленные перед ними цели (судьи назначались и назначаются командирами или воинскими начальниками различных уровней, последние утверждали и утверждают приговоры, выступали и могут выступать в роли органа, проверяющего приговоры, высшие инстанции военных судов обособлялись и обособляются от соответствующих общегражданских судов с подчинением военному ведомству и т.д.).
Однако данная особенность
организации и основ
Подведомственность уголовных дел военным судом в значительной мере предопределяется принадлежностью лица, привлекаемого к уголовной ответственности, к числу граждан, считающихся военнослужащими. По общему правилу эти суды рассматривают все уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством РФ, а также пребывающими в запасе гражданами, проходящими сборы.
Как отмечалось ранее, структура военных судов состоит из трех звеньев: основного, среднего и высшего.
Судам основного звена подсудны из общей массы уголовных дел, подведомственных военным судам всех уровней, дела о преступлениях лиц, имеющих воинское звание до подполковника или капитана 2-го ранга включительно (кроме дел о преступлениях, за которые в мирное время может быть назначена смертная казнь). Они рассматривают практически все гражданские дела, по которым допускается разбирательство в военных судах. С мая 1992 года к их ведению отнесено рассмотрение жалоб на решения о применении в качестве меры пресечения содержания под стражей. Прямое указание по данному поводу содержится в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста или продлении срока содержания под стражей» от 27 апреля 1993 года № 3.
На военные суды среднего звена возложено выполнение функций первой, второй (кассационной), а также судебных инстанций, призванных осуществлять проверку законности и обоснованности приговоров и иных судебных решений в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
По первой инстанции они уполномочены рассматривать уголовные дела:
- о преступлениях, совершенных лицами, имеющими воинские звания полковника или капитана 1-го ранга;
- о преступлениях лиц, занимающих должности от командира полка, командира корабля 1-го ранга и выше, и им равных по служебному положению;
- о всех преступлениях (в том числе лиц в звании до подполковника и капитана 2-го ранга).
Важным и ответственным
полномочием военных судов этог
Высшей судебной инстанцией по отношению к военным судам является Верховный суд РФ, в составе которого образуется Военная коллегия. Эта коллегия также уполномочена выполнять функции всех судебных инстанций.