Система военных судов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 13:24, курсовая работа

Описание работы

Цель состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний правильно, объективно, всесторонне раскрыть тему курсовой работы.
Задачи исследования предопределяются целью и состоят в том, чтобы: раскрыть основные положения организации работы военных судов РФ, а также рассмотреть систему военных судов и их место в российской судебной системе, определить категорию дел подведомственную военным судам.

Содержание

Введение………………………………………………………………..………. 3
История становления военных судов в России……………….......... 4
Основные положения организации работы военных судов РФ...…6
Система военных судов и их место в российской судебной
системе …………………………………………………………………….11
Категория дел подведомственная военным судам…………………...15
Заключение…………………………………………………………………… ....19
Список литературы………………………………………………………….…..20

Работа содержит 1 файл

Правоохранительные органы.doc

— 125.00 Кб (Скачать)


Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

ГОУ ВПО «Пензенский  Государственный Университет»

Юридический факультет

Кафедра «Уголовное право»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Правоохранительные органы»

на тему: «Система военных судов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение………………………………………………………………..………. 3 

  1. История становления военных судов в России……………….......... 4
  2. Основные положения организации работы военных судов РФ...…6
  3. Система военных судов и их место в российской судебной

     системе …………………………………………………………………….11

  1. Категория дел подведомственная военным судам…………………...15

Заключение…………………………………………………………………… ....19

Список литературы………………………………………………………….…..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность данной темы заключается в следующем: раскрыть вопрос о военных судах, ее характерных чертах и назначении.  Объектом исследования в курсовой работе является объективная реальность, то есть это те нормативные акты, которые отражают и регулируют статус военных судов в РФ.

Предметом изучения данной работы являются военные суды РФ.

Цель  состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний правильно, объективно, всесторонне раскрыть тему курсовой работы.

Задачи исследования предопределяются целью и состоят в том, чтобы:  раскрыть основные положения организации работы военных судов РФ, а также рассмотреть систему военных судов и их место в российской судебной  системе, определить  категорию дел подведомственную военным судам.

 В основу работы  положены, во-первых, Конституция РФ, Законы Рссийсской Федерпации  ; во-вторых, специальная юридическая литература. Значительный вклад в разработку вопросов, о военных судах внесли выдающиеся юристы, профессора, судьи, в частности  Н. И. Кузнецов, В. Г. Стрекозов,

А. А. Тер-Акопов, Х. М. Ахметшин, Ф. С. Бражник, Е. В. Прокопович,

В. П. Шупленков и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. История становления военных судов в России.

 

Военно-судебные органы России прошли долгий путь своего становления  и исторического развития. Первые упоминания о военных судах относятся к началу XVII века, когда регулярной, постоянной армии на Руси еще не было, а имелись лишь два постоянных воинских формирования - стрелецкие и пушкарские полки (с 1550 г.) В мирное время стрельцов и пушкарей, как и других российских под-данных, за совершенные преступления судили в «приказах». В случае объявления «сбора на войну» и с момента начала войны большая часть активного мужского населения рекрутировалась в армию, становилась ратниками. За совершенные правонарушения ратники отвечали уже не перед «приказами», а судились воево-

дским судом или назначенным  им судом полковых судей (для стрельцов - судом стрелецких сотенных голов).

Поскольку в армии  вся полнота власти, в том числе  судебной, принадлежала командованию, то и эти суды состояли из лиц, назначаемых соответствующими военачальниками. Это были суды временные, которые действовали в период сбо-

ра армии и ведения  боевых действий. Воеводский суд и  суды полковых судей по существу были прообразами в России военных  судов. Однако исследователи справедливо отмечали отсутствие в то время «правильного, самостоятельного во-

енного суда соответственно существовавшим тогда в Европе юридическим  пон-

ятиям»1

Таким образом, зарождение военных судов было обусловлено  необхо-

димостью осуществления судебной власти в армии, особенно в период военных действий и иных чрезвычайных ситуации. В дальнейшем это предназначение военных судов сохранялось, а их развитие происходило одновременно со становлением других государственных органов и военной рганизации страны, под воздействием общих детерминирующих исторических факторов.

 

Наиболее значимые изменения  в системе военных судов произошли  в годы правления Петра I. Этот период истории ознаменован стремлением разделения властей созданием в России регулярной постоянной армии, и появлением, выражаясь терминологией историков XIX века, «превосходных по тому времени» специальных военно-судебных и военно-уголовных законов.

В указанных целях  Петр I посылал за границу своих  сподвижников А. Вейде (в 1696-1698 г.), позднее - А. Меншикова и Б. Шереметева с задачей подыскать подходящие для российских условий военно-судебные кодексы.

В результате в 1702 г. появилось  Уложение Б. Шереметева, с которым  он уже вел боевые действия в Северной войне и обеспечивал необходимое постоянное правосудие в действующей армии на началах, подобных разделению властей. Есть все исторические основания полагать, что датой введения в действие указанного нормативного акта («Уложение или право воинского поведения генералов, средних и младших чинов и рядовых солдат») является 27 января 1702 г., что отмечалось еще 100 и более лет назад.2

В 1706 г. на базе немецкого  военно-уголовного кодекса был напечатан  Краткий артикул А. Меншикова, в  котором военно-судебный аспект был  представлен уже более отчетливо и полно.

В 1715-1716 гг. поэтапно был  введен в действие разработанный  при личном участии Петра I Воинский устав, который без преувеличения стал эпохой в деле становления российской государственности и армии, а также создания новых военных судов и соответствующих военно-судебных нормативов. В нем содержалась специальная глава «О суде и судиях». Многие его нормы применялись боле ста лет, а некоторые положения и формулировки Воинского устава не потеряли своего значения и поныне.

Согласно названному уставу, были предусмотрены коллегиальные военные суды трех видов:

- высший (генеральный)  суд в составе председателя - фельдмаршала  или старшего по чину генерала, а также четырех генералов  и двух полковников. Ему были  подсудны дела о важных государственных преступлениях, совершенных высшими военными чинами или воинскими частями;

- низший (полковой) суд  в составе председателя - полковника  и шести офицеров, которому были  подсудны все офицеры и нижние  чины, совершившие любые преступления, кроме имеющих важное государственное значение;

- «скорорешительный суд» - для условий военного времени  в случаях, не терпящих отлагательства. Он был правомочен рассматривать  все дела, подсудные полковому суду.

В 1722 году было разъяснено, что Военной коллегии принадлежит  право окончательного утверждения приговоров подведомственных им судов и что приговоры эти представлять в Сенат не следует. В последующем данную функцию, сопряженную с функцией личной канцелярией Государя по военно-судным делам, выполнял Генерал-Аудиторат. По замыслу Императора Генеральный Аудиторат должен был представлять собой «суд высший», учреждение независимое от Военной коллегии и подчиненное непосредственно верховной власти.

В 1867 г. в контексте  знаменитых Александровских реформ был принят Военно-судебный устав, в соответствии с которым поэтапно стала создаваться новая отечественная военно-судебная система. Она включала полковые суды, военно-окружные суды и Главный военный суд с двумя его отделениями - в Сибири и на Кавказе.

В 1922 году Военная коллегия вошла в состав Верховного Суда РСФСР.

23 ноября 1923 г. ЦИК СССР  утвердил Положение о Верховном  Суде Союза ССР, в соответствии  с которым Военная коллегия  передавалась в его состав. Фактически она начала работать в составе Верховного Суда СССР в апреле 1924 года.

В 20 - 50-е годы вопросы  судопроизводства во многом определялись не только законодательно, но и постановлениями  Пленума Верховного Суда СССР, а  также решениями органов исполнительной власти (Наркоматом юстиции, ЦИК и др.), которые принимались, порой исходя из политических интересов. Это позволяло административным учреждениям влиять на деятельность судов и, в частности, военных трибуналов, включая Военную коллегию.

Военные трибуналы в  советский период отечественной  истории рассматривались в качестве одного из правоохранительных органов страны. При осуществлении правосудия они были призваны «вести борьбу с посягательствами на безопасность СССР, боеспособность и боеготовность его Вооруженных Сил, воинскую дисциплину и установленный порядок несения воинской службы» (ст. 2 Положения о военных трибуналах 1980 г.) Военная коллегия, как звено системы военных трибуналов, также выполняла эти социально значимые функции. Лишь в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действовали общие суды, военные трибуналы рассматривали гражданские дела. В соответствии с прежней редакцией ст. 116 ГПК РСФСР и ст. 20 Положения о военных трибуналах Военная коллегия вправе была изъять любое гражданское дело из любого военного трибунала и принять к своему производству.

В то же время указанная специфика обеспечивала комплектование военных трибуналов и Военной коллегии в 70-90 годах квалифицированными офицерскими кадрами, отличавшимися высокой дисциплинированностью, ответственностью и оперативностью в работе.

В связи с упразднением структур судебной власти бывшего Союза ССР в 1991 году возник вопрос о дальнейшей судьбе военных трибуналов и Военной коллегии.

21 апреля 1992 г. очередной  Съезд народных депутатов России  по предложению Верховного Суда РФ внес дополнения в Конституцию РСФСР (ст.163 и 164), включив военные трибуналы в судебную систему Российской Федерации, вернув им прежнее, дореволюционное название «военные суды».

 

С принятием 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации, где по иному определены понятие, задачи судебной власти и способы ее осуществления, начался новый, современный этап в развитии системы военных судов, который привел к их коренному преобразованию.

С 1993 года военные суды стали рассматривать в порядке  гражданского судопроизводства такие  жалобы военнослужащих. Их количество из года в год возрастало в геометрической прогрессии. Так, в 1993 г. военными судами рассмотрено всего лишь 3000 гражданских дел, в 1994 г. их стало уже 13501, а в 2001 году - 211888. Военная коллегия соответственно стала выполнять функцию надзорной инстанции по этим делам.

23 октября 1996 г. принят  Федеральный конституционный закон  «О судебной системе Российской Федерации». В соответствии с его положениями в России формируется единая судебная система, в которую входят и военные суды. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных названным Федеральным конституционным законом, не допускается.

 

  1. Основные положения организации работы военных судов РФ.

29 июня 1999 г. официально  опубликован и вступил в силу  Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации". С его принятием на законодательном уровне завершились реорганизация военно-судебной системы Российской Федерации и создание самостоятельных и независимых от органов исполнительной власти (в том числе и от органов военного управления) судов, способных быть гарантом законности и справедливости в таких важнейших государственных структурах, как Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Вступивший в силу Закон устанавливает  полномочия, порядок образования и деятельности военных судов в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 22 Федерального конституционного закона Российской Федерации "О судебной системе Российской Федерации". При этом в Законе учтены новые требования, предъявляемые сегодня к судам общей юрисдикции, в связи с чем в нем имеются новеллы, которые в будущем планируется ввести и для остальных судов общей юрисдикции.

Давая характеристику Закону в целом, необходимо, прежде всего, подчеркнуть, что в нем получил дальнейшее развитие принцип единства судебной системы Российской Федерации, согласно которому военные суды не образуют какую-то самостоятельную и обособленную ветвь судебной власти, а наравне с районными, городскими, областными и другими судами полностью входят в единую систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным Судом Российской Федерации. Военные суды также создаются по территориальному принципу и могут быть созданы или упразднены лишь федеральным законом. В своей деятельности при рассмотрении дел они руководствуются, как и другие суды общей юрисдикции, таким же процессуальным и материальным законодательством, а их решения могут быть обжалованы, наравне с решениями иных судов общей юрисдикции, в Верховный Суд РФ. Особенностью военных судов является то, что они осуществляют правосудие в специфических армейских условиях.

Данные положения закреплены в ст. 1 рассматриваемого Закона, согласно которой военные суды входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Количество военных судов и численность судей военных судов устанавливаются Верховным Судом РФ. Такие принципы организации военных судов в России сильно отличаются от существующих, например, в США принципов организации и деятельности военных судов, согласно которым они в этой стране образуют отдельную систему и по многим вопросам осуществления правосудия непосредственно подчинены военному ведомству.

Информация о работе Система военных судов