Роль и место суда среди участников гражданского процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является обобщение выводов по роли и месту суда среди участников гражданского процесса, а также обоснование его неотъемлемости от состава участников суда.

Содержание

Введение
Глава 1. Состав участников гражданского процесса
Глава 2. Суд, как обязательный участник гражданского процесса
Глава 3. Состав суда. Отводы
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

поКурс.docx

— 55.45 Кб (Скачать)

В настоящее время  мировые судьи рассматривают  гражданские дела в первой инстанции  всегда единолично, федеральные судьи  рассматривают их единолично, если коллегиальный состав суда из трех судей не предусмотрен федеральным  законом. Так, согласно п. 1 ч. 4 ст. 10 и п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. "О военных судах Российской Федерации" гражданские дела, отнесенные к подсудности Военной коллегии Верховного Суда РФ и окружного (флотского) военного суда, рассматриваются единоличным судьей либо коллегией, состоящей из трех профессиональных судей. В коллегиальном составе суд рассматривает дела о расформировании избирательной комиссии или комиссии референдума (ч. 3 ст. 260 ГПК).

Рассмотрение дела в апелляционном порядке по апелляционной  или частной жалобе на не вступившие в законную силу решение или определение  мирового судьи осуществляет единолично судья районного суда (ч. 3 ст. 7 ГПК). Проверка же правильности не вступивших и вступивших в законную силу постановлений федеральных судов соответственно в кассационном и надзорном порядке всегда осуществляется коллегиальным судом.

Состав кассационной инстанции, рассматривающий конкретное гражданское дело, включает трех профессиональных судей суда соответствующего уровня, к компетенции которого относится  проверка законности и обоснованности не вступивших в законную силу постановлений суда первой инстанции (ст. 337 ГПК). Один из судей председательствует в процессе, обычно это штатный председатель судебного состава соответствующего суда. При разрешении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела, все судьи кассационного суда равны.

В составе надзорной  инстанции должно быть не менее трех профессиональных судей суда соответствующего уровня, к компетенции которого относится  проверка законности вступивших в силу судебных постановлений (ст. 377 ГПК). Конкретное же количество судей зависит от суда, рассматривающего дело в порядке  надзора.

Так, Судебная коллегия по гражданским делам и Военная  коллегия Верховного Суда РФ всегда рассматривают  надзорное дело в составе трех судей этого суда, один из которых  председательствует в процессе. Обычно председательствующим является штатный  председатель состава соответствующей  Судебной коллегии Верховного Суда РФ. При рассмотрении дела в порядке  надзора президиумом соответствующего суда количество судей для обеспечения  кворума должно быть не менее трех, но более половины членов президиума (см., например, ч. 3 ст. 17 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации"). Следовательно, при наличии в составе президиума конкретного суда более пяти членов количество судей при рассмотрении надзорного дела всегда будет более трех.

Обычно при рассмотрении дела президиумом председательствует в процессе председатель суда. При  разрешении любых вопросов, возникающих  при рассмотрении дела, все судьи  суда надзорной инстанции равны.

Статья 15 ГПК определяет порядок разрешения вопросов, возникающих  при разбирательстве дела коллегиальным  составом суда. Соблюдение установленного законом порядка разрешения всех возникающих при разбирательстве  дела вопросов коллегиальным составом суда является необходимым условием правильного рассмотрения и разрешения дела и достижения целей гражданского судопроизводства. Равенство всех судей  при осуществлении правосудия наиболее полно выражается в равном значении их голосов для принятия судом  решений по всем вопросам, возникающим  в процессе разбирательства дела.

Свои процессуальные права и обязанности при разбирательстве  гражданского дела коллегиальный суд, как и судья при единоличном  его рассмотрении и разрешении, осуществляет путем совершения соответствующих  правоприменительных процессуальных действий. При этом все судьи, входящие в состав данного суда, при разрешении возникающих при осуществлении  правосудия вопросов обладают равными  полномочиями, поэтому принимают  по ним решение большинством голосов.

Равенство всех судей  в процессе гарантируется и тем, что на председательствующего в  судебном заседании возлагается  обязанность голосовать последним. Иной порядок голосования мог  бы повлиять на результат разрешения тех или иных вопросов из-за большего авторитета председательствующего[4].

По смыслу закона председательствующий не только обязан голосовать последним, но и при самом  обсуждении возникающих при разбирательстве  дела вопросов свою окончательную позицию  по ним должен высказывать также  последним. Это не исключает возможность  дискуссии по обсуждаемым вопросам, в ходе которой все судьи, в  том числе и председательствующий, вправе отстаивать собственную точку  зрения, приводя в ее обоснование  соответствующие аргументы.

При разрешении каждого  вопроса в голосовании обязаны  принять участие все судьи. Результат  голосования при разбирательстве  дела судом первой инстанции всегда требует специального процессуального  оформления и должен найти отражение  в соответствующем судебном постановлении.

Постановление суда первой инстанции, которым дело не разрешается  по существу, выносится в форме  определения, по несложным вопросам оно принимается без удаления в совещательную комнату и  заносится в протокол судебного  заседания (ч. 2 ст. 224 ГПК). При удалении суда в совещательную комнату определение оформляется в виде отдельного документа, который подписывается всеми судьями, даже если один из них не согласен с позицией двух других судей.

Правило о принятии решения по всем разрешаемым вопросам по большинству голосов с возложением на председательствующего обязанностей высказывать свою позицию и голосовать последним действует и в суде надзорной инстанции, где закон не предусматривает обязательного ведения протокола судебного заседания. По несложным вопросам эти суды выносят устные определения, которые немедленно оглашаются в зале судебного заседания. По сложным вопросам принимаются определения в виде отдельного письменного документа с соблюдением правил, предусмотренных ч. 1 ст. 224 ГПК.

В президиуме суда, рассматривающем  дело по протесту в порядке надзора, как правило, участвуют более  трех судей. При равном количестве голосов  за принятие решения по какому-либо вопросу или против него решение  считается непринятым. Президиум  суда выносит определение, которое  подписывается одним председателем (ч. 2 ст. 388 ГПК).

Оставшись в меньшинстве, судья вправе в письменном виде изложить особое мнение, которое приобщается  к делу, но не оглашается при объявлении результата разрешаемого судом вопроса. Однако лица, участвующие в деле, вправе в соответствии с требованиями ст. 35 ГПК ознакомиться с особым мнением  судьи.

Право на особое мнение судья имеет при разрешении любого вопроса, возникающего при разбирательстве  дела. Если совещание по вопросу, требующему разрешения, происходит на месте и  судьи не могут достичь согласованного решения, вопрос не может расцениваться  как несложный и его следует  разрешить в совещательной комнате.

Особое мнение излагается в виде самостоятельного документа, помещается в отдельный конверт  и приобщается к делу.

Судьи, наделенные полномочиями по осуществлению правосудия, выступают  в процессе от имени суда – главного, контролирующего и решающего  субъекта судопроизводства. Возможность  их отвода является важнейшей гарантией  независимости, объективности и  беспристрастности суда, осуществления  им судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон. Институт отвода способствует правильному рассмотрению и разрешению дела, достижению конечных целей правосудия, и, прежде всего, его  основной конституционной цели –  защиты неправомерно нарушенных или  оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и  организаций (ст. 2, 17, 18, 46 Конституции  РФ).

Судья не вправе рассматривать  дело, если при предыдущем его рассмотрении он принимал по нему участие в каком-либо ином процессуальном качестве. Это  связано не только с тем, что суд  как орган правосудия занимает в  судопроизводстве особое положение, но и с наличием у каждого субъекта гражданского процесса процессуальных прав и обязанностей, строго определенных законом в соответствии с задачами и целями участия каждого в  судебном разбирательстве, а также  с их процессуальными функциями. Очевидна в связи с этим и недопустимость одновременного выполнения судьей в  том же процессе других процессуальных функций, например, секретаря судебного  заседания, переводчика, эксперта и  т.д.

Судья подлежит отводу и в тех случаях, когда ему  как очевидцу известны какие-либо обстоятельства, относящиеся к делу, хотя он формально  и не вызывался в суд в качестве свидетеля. В противном случае нельзя исключить наличие у него заранее  сформировавшейся определенной позиции  о том, как следует разрешить  возникший спор.

Основанием для  отвода судьи является также наличие  родственных отношений с лицами, участвующими в деле, или представителями. Поскольку закон в данном случае ничего не говорит о степени родства, препятствующего судье участвовать  в рассмотрении дела, таким основанием является любая его степень при  наличии родственных отношений.

Прежде всего, это  супруг и близкие кровные родственники – родители, дети, полнородные (имеющие  общих отца и мать) и неполнородные (имеющие одну мать и разных отцов либо одного отца и разных матерей) братья и сестры, дед, бабка, внуки. К ним приравниваются усыновители, усыновленные, мачеха, отчим. Степень родства может быть более отдаленная – дядя, тетя, племянники, двоюродные братья и сестры и т.д.

Равным образом  основанием для отвода являются и  отношения свойства, т.е. когда лицо, участвующее в деле, или представитель  являются родственником супруга  судьи. Уже само по себе наличие родственных  отношений с лицами, участвующими в деле, и представителями ставит под сомнение беспристрастность  судьи.

На практике наиболее частыми основаниями для заявления  отвода судье являются его личная, прямая или косвенная, заинтересованность в исходе дела либо наличие иных обстоятельств, вызывающих сомнение в  беспристрастности судьи. Лицо, заявляющее отвод, должно привести конкретные факты, свидетельствующие о заинтересованности и пристрастности судьи, поскольку  голословное утверждение основанием для удовлетворения заявления об отводе являться не может.

Прямая заинтересованность означает наличие непосредственного  материального, практического или  иного интереса в результате разрешения дела. При обнаружении и подтверждении  фактов об этом они с достаточной  очевидностью позволяют сделать  однозначный вывод о заинтересованности судьи. Более скрытой является косвенная  заинтересованность, требующая для  ее выявления учета факторов, как  правило, находящихся за пределами  данного дела.

К числу иных обстоятельств, вызывающих сомнение в беспристрастности  судьи, следует относить его дружественные  или, напротив, неприязненные отношения  с кем-либо из лиц, участвующих в  деле, и т.п.

Одной из гарантий объективного и беспристрастного рассмотрения и  разрешения гражданского дела является и запрет вхождения в состав рассматривающего дело суда лиц, состоящих в родственных  отношениях. Разрешение всех вопросов, возникающих при разбирательстве  дела, осуществляется по большинству  голосов судей. Наличие между  ними родственных отношений может  повлиять на результат такого голосования.

Требование о недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении дела распространяется лишь на производства в разных инстанциях. После отмены решения суд кассационной инстанции  вправе направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в том  же или ином составе (ст. 361 ГПК). Суд  надзорной инстанции вправе отменить решение суда первой, второй или  надзорной инстанций полностью  или в части и направить  дело на новое рассмотрение (п. 2 ч. 1 ст. 390 ГПК). При этом закон не содержит запрета для повторного рассмотрения дела теми же судьями этих инстанций.

Правило о недопустимости участия судьи в рассмотрении одного и того же дела в судах  разных инстанций является одной  из гарантий беспристрастного и объективного разрешения дела.

Проверяя законность судебных постановлений в апелляционном, кассационном или надзорном порядке, соответствующие суды выполняют  функции судебного надзора за деятельностью нижестоящих судов. Указания судов кассационной и надзорной  инстанций, изложенные в пределах их компетенции в определениях, обязательны  для судов при новом рассмотрении дела (ст. 369, ч. 2 ст. 390 ГПК). Нельзя допустить, чтобы судья осуществлял надзор за своими действиями либо выполнял свои же указания.

При рассмотрении дела в порядке надзора в президиуме суда докладчиком по делу может быть судья, не входящий в состав президиума и не принимающий участия в  голосовании. Тем не менее, закон  запрещает рассматривать дело в  президиуме суда по докладу судьи, если он принимал участие в рассмотрении дела в составе суда другой инстанции (ч. 2 ст. 386 ГПК). Системное толкование ст. 16, 17, 386 ГПК позволяет сделать вывод, что судья-докладчик после отмены решения или иного постановления президиумом не вправе участвовать в рассмотрении этого же дела в судах первой и кассационной инстанций.

В Верховном Суде РФ гражданские дела в порядке  надзора могут рассматриваться  Судебной коллегией по гражданским  делам и Военной коллегией, а  затем Президиумом этого суда. Судья, принимавший участие в  рассмотрении дела в порядке надзора  в составе Судебной коллегии по гражданским  делам или Военной коллегии, не вправе участвовать в рассмотрении этого же дела Президиумом, и наоборот.

Информация о работе Роль и место суда среди участников гражданского процесса