Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 06:54, курсовая работа
Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач:
обобщить и проанализировать законодательство, регулирующее участие прокурора в гражданском судопроизводстве со времен становления органов прокуратуры по сегодняшний день;
изучить различные точки зрения по поводу процессуального статуса прокурора и определить правовую природу его участия в гражданском судопроизводстве;
проанализировать комплекс основных прав и обязанностей прокурора.
Введение………………………………………………………………………3-7
Глава I. Роль прокурора в гражданском процессе……………………………8
§ 1. Законодательство, регулирующее участие прокурора в гражданском процессе (история и современный этап)…………………………………..8-16
§2. Сущность прокурорского надзора при рассмотрении гражданских дел в судах………………………………………………………………………..16-19
§3. Задачи прокуратуры в гражданском процессе………………………19-21
Глава II. Основания и формы участия прокурора в гражданском процессе……………………………………………………………………......22
§1. Основания участия прокурора в гражданском процессе……………22-26
§2. Инициативная форма участия прокурора в гражданском процессе..26-32
§3. Надзорная форма участия прокурора в гражданском процессе .…33-41
Глава III. Процессуальное положение прокурора в гражданском процессе..............................................................................................................42
§1. Прокурор в суде первой инстанции…………………………………..42-48
§2. Процессуальное положение прокурора на последующих стадиях гражданского процесса. ……………………………………………....48-54
Заключение…………………………………………………………………55-58
Список использованной литературы……………………………………..59-63
Законом от 9 мая 1911 года пожелания Министерства юстиции были удовлетворены: и без того узкий круг дел, по которым было обязательное участие прокурора, подвергся дальнейшему сокращению.
Советский период в развитии гражданского процесса России связан с кардинальным изменением роли прокуратуры в гражданском судопроизводстве. Практически неограниченные полномочия, предоставленные прокуратуре для участия по гражданским делам, были следствием общей линии законодателя на усиление вмешательства в частные дела. ГПК РСФСР, принятый в 1964 г., продолжил эту традицию: в ст. 12 было закреплено положение о том, что Генеральный прокурор СССР и подчиненные ему прокуроры обязаны своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы они ни исходили. Главной задачей прокурора в гражданском процессе считался надзор за законностью при рассмотрении и разрешении гражданских дел, а также при исполнении судебных постановлений.
Таким образом, роль прокурора по конечной цели мало чем отличалась от роли суда. Суд и прокуратура были партнерами в реализации политики КПСС при рассмотрении гражданских дел. Только проводили эту политику в жизнь разными средствами[7].
Прокурор, в отличие от суда, не принимал в процессе никаких решений по делу. В области гражданского судопроизводства прокуратура реализовывала свои задачи, возбуждая в суде дела, давая оценку действиям участников процесса своими заключениями и реагируя на постановления суда при помощи протестов. Суд был связан позицией прокурора в большей степени, чем позицией стороны, поскольку формально прокурор является органом, надзирающим за тем, как суд исполняет законы при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
К середине 1990-х гг. ст. 12 ГПК РСФСР практически утратила силу, поскольку она противоречила Конституции РФ и положениям Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 1 ноября 1995 г. № 168-ФЗ). Конституция РФ в ст. 129 закрепляет положение прокуратуры как единой централизованной системы с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Закон о прокуратуре возлагает на нее задачу надзора за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов. Согласно ст. 1 данного Закона прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, определения и постановления.
С формально-юридической стороны в полномочиях прокурора в гражданском процессе России это мало что изменило. Его участие в процессе по-прежнему возможно по неограниченному кругу дел. Оно служило выражением принципа публичности. Этот принцип проявляется в наличии у суда широких полномочий по вмешательству в распорядительные действия сторон, определению предмета доказывания и собиранию доказательств (принцип активности суда в советском гражданском процессе), в компетенции прокурора, предоставлявшей ему право участвовать в любом гражданском деле, в участии органов государственного управления, представителей общественности и некоторых других характерных особенностях, служащих обеспечению приоритета государственных интересов над интересами частных лиц.
При подготовке Гражданского процессуального кодекса РФ вопрос о роли прокурора в гражданском судопроизводстве вызвал дискуссию. В целом существовало два подхода к решению данного вопроса.
Первый из них заключался в том, чтобы минимизировать участие прокурора в рассматриваемых судами гражданских делах и рассматривать его скорее как исключение, обусловленное либо необходимостью защиты публичного интереса, либо невозможностью или крайней затрудненностью для лица самостоятельно обратиться к правосудию за защитой своих прав и получить адекватную защиту. Причем по мере устранения препятствий в доступе к правосудию (что в первую очередь связано с расширением доступности профессионального юридического представительства в судах и ростом квалифицированной юридической помощи) участие прокурора в частноправовых спорах при таком подходе должно сокращаться. В арбитражном же процессе его следовало сразу же сделать редчайшим исключением[8].
Другой подход выражался в том, чтобы участие прокурора в гражданском судопроизводстве в новом Кодексе сохранить в том виде, «в каком оно было предусмотрено действующим в то время ГПК РСФСР (по крайней мере, все его полномочия), а в новой редакции АПК РФ расширить полномочия прокурора до объема, предусмотренного действующим ГПК РФ, наделив его особым процессуальным статусом[9].
Наиболее последовательно эту точку зрения отстаивает в своих работах А. А. Власов: «Учитывая сложившуюся в стране ситуацию, необходимо признать, что в настоящее время нельзя лишать прокуратуру надзорных полномочий в гражданском судопроизводстве, поскольку сегодня на первый план выходит правозащитная деятельность прокуратуры»[10]
В Гражданском процессуальном кодексе РФ в целом возобладала позиция сторонников первой точки зрения. Общие положения об участии прокурора в деле закреплены в ст. 45 ГПК РФ, которая определяет возможность обращения прокурора в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц и вступления в процесс для дачи заключения по делам определенных Кодексом и другими федеральными законами категорий. Права и обязанности прокурора как лица, участвующего в деле, предусмотрены в ст. 35 ГПК РФ.
Статья 45 ГПК РФ существенно изменила положение прокурора в гражданском процессе, хотя, как и раньше, ч. 1 этой статьи закрепляет право прокурора обращаться в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. При этом здесь же законодатель оговаривает, что иск в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов гражданина может быть предъявлен прокурором лишь по просьбе заинтересованного лица, если оно само по уважительным причинам не может обратиться в суд. Иск в защиту интересов недееспособного гражданина может быть предъявлен прокурором независимо от просьбы заинтересованного лица. В Гражданском процессуальном кодексе РФ нет прежнего общего условия для обращения прокурора в суд с заявлением в защиту прав и интересов других лиц, согласно которому прокурор вправе был начинать процесс, если этого требовала охрана прав, свобод и интересов граждан, общественных либо государственных интересов. Это неполное, но все же значительное отступление от публичного начала в гражданском процессе продолжает общую тенденцию усиления роли состязательности и диспозитивности в российском гражданском процессе. Уже в Законе РФ «О прокуратуре Российской Федерации» (п. 4 ст. 27) была закреплена норма, в соответствии с которой в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 ГПК РФ в случаях, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. К числу таких лиц относится и прокурор.
Согласно Гражданскому процессуальному кодексу РФ (ст. 45) круг дел, по которым допускается участие прокурора, теперь определяется только этим Кодексом и другими федеральными законами и не может быть расширен по усмотрению прокурора.
Этот вопрос более не зависит и от усмотрения суда, который прежде (ст. 41 ГПК РСФСР) вправе был признать обязательным участие прокурора по конкретному делу. Отныне перечень таких случаев является исчерпывающим.
Прокурор относится к лицам, участвующим в деле. При этом цели, которые он преследует в деле, носят ярко выраженный публичный характер: «в целях осуществления возложенных на него полномочий» (ч. 3 ст. 45 ГПК РФ). В силу этого не может принимать участие в качестве прокурора лицо, имеющее личную заинтересованность в исходе дела. Такому лицу может быть заявлен отвод, либо оно само может отвести свою кандидатуру от участия в деле.
Прокурор принимает участие в гражданском процессе как по собственной инициативе, так и по инициативе суда, извещающего его о деле, в котором необходимо его участие.
Несмотря на то что законом прокурору предоставлено право принимать участие в любом из дел, отвечающих признакам ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, решение вопроса об участии в процессе принимается им исходя из наличия определенных условий или оснований, делающих это участие оправданным в данном конкретном случае.
В 2009 г. законодатель расширил круг дел, по которым прокурор может принимать участие по собственной инициативе (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ)[11]. Теперь прокурор может обратиться в суд с заявлением, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования[12]. Представляется, что в данном случае законодатель отнюдь не посягает на принципы состязательности и диспозитивности в гражданском процессе и не усиливает публичные начала, но значительно усиливает правозащитную функцию прокуратуры, ее социальную направленность в частности.
На современном этапе деятельность прокурора в гражданском процессе регулируется Конституцией РФ и отраслевым законодательством. В Конституции РФ прокурору и прокуратуре посвящена лишь одна ст. 129, которая помешена в гл. 7 «Судебная власть». Несмотря на это, прокуратура не является частью судебной власти, хотя и связана с нею тесно. В соответствии с ч. 1 ст. 129 Конституции РФ прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Что касается конкретной регламентации организации и деятельности прокуратуры РФ, то ч. 5 ст. 129 Конституции РФ отсылает к федеральным законам.
Подытоживая краткую историческую справку, хочется сделать вывод о том, что законодательство, регулирующие участие прокурора в гражданском процессе, всегда соответствовало своему времени, тем задачам, которые стояли перед прокуратурой в тот или иной период времени. Мне кажется современное законодательство, регулирующие участие прокурора в гражданском процессе, с учетом последних изменений наиболее удачно определяет место прокурора в гражданском процессе, не посягая на основополагающие принципы состязательности и диспозитивности в гражданском процессе.
§ 2. Сущность прокурорского надзора при рассмотрении гражданских дел судами
Деятельность прокурора представляет собой специфический вид государственной деятельности. Специфика обусловлена тем, что по российскому законодательству (ст. 1, 21, 26 Закона о прокуратуре РФ) прокуратура РФ, как единая федеральная централизованная система органов с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ, осуществляет от имени Российской Федерации надзор:
во-первых, за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов всеми органами власти и управления, должностными лицами, включая руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, а также судебных приставов;
во-вторых, за соответствием правовых актов органов и должностных лиц законам Российской Федерации;
в-третьих, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами власти и управления, а также их должностными лицами. Из этого следует, что целями прокурорского надзора как специфической сферы государственной деятельности, определяющими роль и место прокуратуры в системе государственных органов, являются обеспечение верховенства Конституции РФ и федеральных законов; обеспечение единства и укрепления законности; защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов государства и общества.
Таким образом, на органы прокуратуры возложена задача по охране и защите частных и публичных интересов. Особенно ярко это проявляется в сфере гражданского судопроизводства.
Участие прокурора в гражданском судопроизводстве преследует две цели[13]:
во-первых, выявление правонарушений в деятельности суда, его должностных лиц, судебных приставов, а также иных участников гражданского судопроизводства;
во-вторых, устранение выявленных правонарушений средствами и способами, предусмотренными нормами Закона о прокуратуре и ГПК РФ.
Цели прокурорского надзора в гражданском судопроизводстве обусловливают, в свою очередь, его функции. Под функциями прокурорского надзора понимаются основные направления прокурорской деятельности.
К числу функций прокурорского надзора в гражданском судопроизводстве относятся:
1) реагирование на выявленное правонарушение в целях его пресечения и устранения негативных последствий;
2) надзор, т. е. наблюдение за процессуальным поведением участников гражданского судопроизводства в целях выявления правонарушений в процессе рассмотрения дела, жалобы, представления или исполнения судебного акта, а также их предупреждения[14].
Наличие двух функций прокурорского надзора как двух основных направлений деятельности прокурора обусловливает необходимость его участия в гражданском судопроизводстве в двух процессуальных формах: инициативной и надзорной.
Под инициативной формой[15] участия прокурора в гражданском
процессе понимается такая его деятельность, которая направлена на возбуждение дела или производства путем предъявления иска, подачи заявления, принесения представления, а также поддержание иска, заявления, представления в процессе судебного разбирательства. Участвуя в гражданском судопроизводстве в инициативной форме, прокурор тем самым реализует функцию реагирования на то правонарушение, которое было им выявлено в порядке общенадзорной деятельности (т. е. до и вне процесса по конкретному гражданскому делу) или на предыдущей
стадии гражданского судопроизводства. Целью инициативной формы участия прокурора в гражданском деле является пресечение выявленного им нарушения законов, прав, свобод, интересов граждан, организаций, государства, а также устранение его негативных последствий.
Под надзорной формой[16] участия прокурора в гражданском процессе понимается вступление его в дело, начатое по инициативе других лиц, в целях надзора, т. е. наблюдения за ходом судебного разбирательства. Например, дело о признании гражданина недееспособным должно рассматриваться в присутствии прокурора (ч. 1 ст. 284 ГПК РФ). Вступая в уже начатое дело, прокурор реализует функцию надзора в смысле наблюдения за поведением участников судебного разбирательства в целях выявления правонарушений и их предупреждения.