Предмет доказывания в гражданском процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 08:11, курсовая работа

Описание работы

Специфика судебного доказывания обусловлена и тем, что в большинстве своем для суда это опосредованное познание обстоятельств дела, ибо факты, которые должны быть установлены, имели место в прошлом. Именно с познанием фактов прошлого чаще всего суд и имеет дело. Сравнительно редко суд непосредственно познает факты. Это возможно при исследовании фактов состояния, например при осмотре размера квартиры, расположения комнат и проч.
Познание предполагает наличие объекта познания, средств, с помощью которых познается объект. Аналогично в судебном доказывании выделяют предмет доказывания и доказательства.
Цель данной работы заключается в исследовании понятия и сущности предмета доказывания в гражданском судопроизводстве.

Содержание

Введение. 2
1. Предмет доказывания 4
1.1. Понятие предмета доказывания 4
1.2. Распределение обязанности по доказыванию и презумпции 13
1.3. Общеизвестные и преюдициальные обстоятельства 16
2. Особенности предмета доказывания в отдельных категориях дел 19
2.1. Предмет доказывания в исковом судопроизводстве 19
2.2. Производство по делам возникшим из публичных правоотношений 23
2.3. Особое производство 28
2.4. Исполнительное производство 31
Заключение 35
Список использованной литературы: 37

Работа содержит 1 файл

Предмет доказывания в гражданском процессе.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

     2) действительное волеизъявление  сторон договора;

     3) обстоятельства, свидетельствующие  о заключении сторонами договора, не соответствующего их действительному  волеизъявлению.

     Дела  о признании недействительным договора, заключенного органом юридического лица с превышением  своих полномочий

     В соответствии со ст. 174 ГК РФ, если полномочия лица на совершение сделки ограничены договором либо полномочия органа юридического лица - его учредительными документами по сравнению с тем, как они определены в доверенности, в законе либо как они могут считаться очевидными из обстановки, в которой совершается сделка, и при ее совершении такое лицо или орган вышли за пределы этих ограничений, сделка может быть признана судом недействительной по иску лица, в интересах которого установлены ограничения, лишь в случаях, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанных ограничениях.

     В предмет доказывания в делах о признании недействительным договора, заключенного органом юридического лица с превышением своих полномочий, входят следующие факты:

     1) заключение оспариваемого договора (ст. 174 ГК РФ);

     2) "ограничение полномочий органа юридического лица на заключение договоров (ст. 174 ГК РФ);

     3) превышение органом юридического  лица своих полномочий при  заключении оспариваемого договора (ст. 174 ГК РФ);

     4) обстоятельства, свидетельствующие  об осведомленности другой стороны  об ограничениях полномочий органа юридического лица или о том, что другая сторона должна была знать о таких ограничениях (ст. 174 ГК РФ)"21;

     5) получение сторонами оспариваемого  договора того или иного материального  блага (ст. 167 ГК РФ);

     6) стоимость полученного сторонами  оспариваемого договора материального блага на момент вынесения решения суда (ст. 167 ГК РФ).

     Дела  о признании  недействительным договора, заключенного под влиянием насилия (угрозы)

     В соответствии со ст. 179 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием насилия (угрозы), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.

     В предмет доказывания в делах  о признании недействительным договора, заключенного под влиянием насилия (угрозы), входят следующие факты (ст. 179 ГК РФ):

     1) причинение истцу и (или) его  близким физических и (или) душевных страданий и (или) психическое воздействие на него с целью принудить к заключению оспариваемого договора;

     2) заключение оспариваемого договора;

     3) причинная связь между причинением  истцу и (или) его близким  физических и (или) душевных страданий и (или) психическим воздействием на него и заключением оспариваемого договора;

     4) несоответствие волеизъявления  истца на заключение оспариваемого  договора его воле;

     5) получение сторонами оспариваемого  договора того или иного материального  блага;

     6) стоимость полученного сторонами  оспариваемого договора материального  блага на момент вынесения  решения суда (ст. 167 ГК РФ).

2.2. Производство по  делам возникшим  из публичных правоотношений

 

     Доказывание по делам о защите избирательных прав граждан и прав на участие в референдуме, связанным с неправильностью в списках избирателей (участников референдума)

     Предмет доказывания:

     1) "наличие у заявителя гражданства Российской Федерации (ст. 32 Конституции РФ, ст. 259 ГПК, ст. 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации")"22;

     2) достижение заявителем на день  проведения выборов (референдума) 18-летнего возраста (ст. 259 ГПК, ст. 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации");

     3) наличие на день проведения  выборов (референдума) одного  из обстоятельств, исключающих  право заявителя на участие  в них (ст. 32 Конституции РФ, ст. 259 ГПК, ст. 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), "а именно:

     - признание заявителя по суду  недееспособным;

     - нахождение заявителя по приговору  суда в местах лишения свободы"23;

     4) постоянное или преимущественное проживание либо пребывание заявителя на день проведения выборов (референдума) на территории соответствующего избирательного участка (участка референдума) (ст. 259 ГПК, ст. 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации");

     5) невключение заявителя в список  избирателей (участников референдума), исключение его из него либо  наличие какой-либо неправильности  в его фамилии, имени, отчестве, месте регистрации по месту жительства, препятствующей его участию в выборах (референдуме) (ст. 259 ГПК, ст. 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации");

     6) отказ избирательной комиссии (комиссии  референдума) исправить вышеуказанную неправильность в списке избирателей (участников референдума) (ст. 259 ГПК, ст. 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

     В предмет доказывания в делах об отказе в регистрации по месту жительства входят следующие факты:

     1) обращение гражданина к должностному  лицу, ответственному за регистрацию,  с заявлением о регистрации  по месту жительства (ст. 6 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713) (далее - Правила регистрации по месту жительства);

     2) принятие должностным лицом, ответственным  за регистрацию, решения об  отказе заявителю в регистрации  по месту жительства или уклонение от таковой по истечении установленного законом срока (ст. 6 Закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", п. 18, 19, 22 Правил регистрации по месту жительства);

     3) наличие одного из обстоятельств,  являющихся основанием к отказу  в регистрации заявителя по  месту жительства или уклонению  от таковой (ст. 254, 255 ГПК, ст. 1, 7 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", ст. 6 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", п. 16 Правил регистрации по месту жительства, п. 4.1 Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел РФ от 23 октября 1995 г. № 393 (далее - Инструкция о регистрации по месту жительства)):

     - "непредставление должностному лицу, ответственному за регистрацию, документа, удостоверяющего личность заявителя;

     - непредставление должностному лицу, ответственному за регистрацию,  военного билета или удостоверения  гражданина, подлежащего призыву на военную службу (для лиц, обязанных состоять на воинском учете);

     - непредставление должностному лицу, ответственному за регистрацию,  документа, являющегося основанием  для вселения заявителя в жилое  помещение, или его надлежаще  заверенной копии"24. Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не содержит каких-либо оснований к отказу в регистрации гражданина по месту жительства. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713, изначально содержали четыре таких основания. Все "они признаны Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ, в связи с чем Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в этой части утратили силу и применению не подлежат"25. Исходя из содержания мотивировочной части постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. № 4-П, отказ в регистрации гражданина по месту жительства возможен лишь по мотиву непредставления заявителем должностному лицу, ответственному за регистрацию, документов, указанных в ст. 6 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". С учетом изложенного, в делах об отказе в регистрации по месту жительства не имеют юридического значения такие обстоятельства, как размер жилой площади, освобождение жилого помещения лицами, утратившими право пользования им (в частности, бывшим собственником при продаже или ином отчуждении жилого помещения), наличие у заявителя родственных связей с проживающими в жилом помещении гражданами, состояние здоровья вселяемого, пригодность помещения для проживания, наличие и продолжительность регистрации заявителя на определенной территории, уплата установленного законом регистрационного сбора и проч.26;

     4) нарушение прав (свобод) заявителя  или создание препятствий к  их осуществлению отказом в  регистрации по месту жительства  или уклонением от таковой,  в частности права свободного  передвижения и выбора места жительства, права пользования жилым помещением, принадлежащим гражданину на праве собственности и др. (ст. 254, 255 ГПК, ст. 1, 2, 7 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан").

     Доказывание по делам о признании недействующими нормативных актов

     В предмет доказывания входят следующие  факты:

     1) принятие органом государственной  власти, органом местного самоуправления  или должностным лицом оспариваемого  нормативного правового акта (ст. 251, 253 ГПК). "Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом"27;

     2) опубликование указанного акта  в установленном порядке (ст. 251, 253 ГПК РФ). В случае неопубликования такого акта в установленном порядке его оспаривание может производиться в порядке, установленном гл. 25 ГПК;

     3) правомочность органа государственной  власти, органа местного самоуправления  или должностного лица, принявших  оспариваемый нормативный правовой акт, на его принятие (ст. 251, 253 ГПК);

     4) соответствие оспариваемого нормативного  акта (его оспариваемой части)  федеральному закону или другому  нормативному правовому акту, имеющим  большую юридическую силу (ст. 253 ГПК);

     5) нарушение прав и свобод гражданина или организации, либо интересов Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, либо компетенции Президента РФ, Правительства РФ, представительного органа власти субъекта РФ, высшего должностного лица субъекта РФ, органа местного самоуправления или главы муниципального образования оспариваемым нормативным правовым актом (ст. 3, 45, 251 ГПК). Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что в заявлении об оспаривании нормативного правового акта должно быть указано, в частности, какие права и свободы гражданина нарушаются этим актом или его частью. Это требование в равной мере распространяется и на заявления организаций - в них также должно быть указано, какие права организации нарушаются оспариваемым нормативным правовым актом или его частью. По общему правилу граждане и организации вправе обращаться в суд за защитой своих прав, свобод и охраняемых законом интересов (исключение составляют случаи, когда граждане или организации вправе в соответствии с федеральным законом обращаться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц). Исходя из этого, заявления граждан и организаций, оспаривающих нормативные правовые акты, не затрагивающие их права, т.е. не регулирующие отношения с их участием (например, заявление граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, об оспаривании нормативных правовых актов, регулирующих отношения с участием организаций и индивидуальных предпринимателей), не должны приниматься к производству судов. В принятии таких заявлений, как не подлежащих рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, следует отказывать, поскольку в заявлении, поданном от своего имени, оспаривается акт, не затрагивающий права, свободы или законные интересы заявителя. "Под нарушением компетенции перечисленных в ст. 251 ГПК лиц следует понимать регулирование оспариваемым нормативным правовым актом тех отношений, которые в соответствии с законом должны регламентироваться нормативными правовыми актами, издаваемыми этими лицами. В заявлении таких лиц должно быть указано, в чем конкретно состоит нарушение их компетенции оспариваемым нормативным правовым актом"28. Одной из гарантий местного самоуправления является право на судебную защиту. В связи с этим органы местного самоуправления, главы муниципальных образований вправе обращаться в суды с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов не только по основаниям нарушения их компетенции, но также и нарушения оспариваемым нормативным правовым актом других прав местного самоуправления.

Информация о работе Предмет доказывания в гражданском процессе