Правовая система Израиля

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

Современное государство Израиль было образовано 14 мая 1948 г. на основе резолюции ГА ООН от 29 ноября 1947 г. об отмене английского мандата на Палестину и о создании на ее территории двух независимых государств еврейского и арабского.
По форме государственно-территориального устройства Израиль унитарное государство. В административном отношении страна разделена на 6 округов.
Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту Кнессету, состоящему из 120 депутатов, избираемых на 4 года всеобщим избирательным правом по системе пропорционального представительства.
Смешанный характер израильского права.
Источниками израильского уголовно-процессуального права наряду с законами являются нормы общего (прецедентного) права.

Содержание

Государственное устройство
Правовая система
Общая характеристика
Гражданское и смежные с ним отрасли права
Уголовное право и процесс
Судебная система. Органы контроля
Литература

Работа содержит 1 файл

израиль.docx

— 34.92 Кб (Скачать)
 

Израиль

Государство Израиль 

     Государственное  устройство                                         

     Правовая система                                                    

       Общая характеристика                                             

       Гражданское и  смежные с ним  отрасли права                         

       Уголовное право  и процесс                                        

     Судебная система.  Органы контроля                                  

     Литература                                                           

    Государство в Западной Азии, на побережье Средиземного моря.

    Территория  в границах, определенных резолюцией 181 ГА ООН в 1947 г., 14,1 тыс. кв. км, а вместе с территорией, присоединенной в  ходе арабо-израильской войны 1948-1949 гг., - 20,7 тыс. кв. км. Столицей объявлен г. Иерусалим.

    Население - 6,1 млн. чел. (1999 г.), около 81% - евреи, остальные - в основном арабы.

    Официальные языки - иврит и арабский.

    Религия - большинство верующих исповедуют иудаизм, распространены также ислам  и христианство.

    В XI-Х вв. до н.э. образовались древнееврейские  царства Израиль и Иудея. Древнееврейская  государственность в Палестине  существовала с перерывами, вызванными войнами и чужеземной оккупацией, до середины I в. до н.э., когда Палестина  была завоевана римлянами. В VI в. территория Палестины завоевана арабами, в XI в. - крестоносцами, в XIII в. Египтом, в XVI в. - османскими турками. В конце XIX в. на территорию современного Израиля  началась еврейская эмиграция с  целью создания национального очага. В ходе Первой мировой войны 1914-1918 гг. Палестина оккупирована Англией, получившей от Лиги Наций мандат на управление данной территорией.

    Современное государство Израиль было образовано 14 мая 1948 г. на основе резолюции ГА ООН  от 29 ноября 1947 г. об отмене английского  мандата на Палестину и о создании на ее территории двух независимых  государств еврейского и арабского. 

Государственное устройство 

    По  форме государственно-территориального устройства Израиль унитарное государство. В административном отношении страна разделена на 6 округов.

    По  форме правления Израиль - парламентская  республика с уникальной системой власти. С 1996 г. это единственная страна в  мире, где Президент избирается парламентом, а Премьер-министр - непосредственно  гражданами. Политический режим - демократический.

    Израиль не имеет конституции как особого  правового акта, обладающего высшей юридической силой. Ее заменяют отдельные  Основные законы. С 1958 по 1988 г. Кнессет (парламент) принял девять таких законов (о Кнессете, о землях Израиля, о  Президенте, о Правительстве, о государственной  экономике, об армии, об Иерусалиме - столице  Израиля, о судоустройстве, о выборах). Несмотря на название "Основные", эти законы принимаются и изменяются в том же порядке, что и другие. Единственное их отличие состоит  в том, что они не могут быть приостановлены, изменены постановлениями  о чрезвычайном положении. Только отдельные  статьи являются "укрепленными", то есть для их изменения требуется  абсолютное большинство всех членов Кнессета (например, о проведении парламентских  выборов по пропорциональной системе). В марте 1992 г. были приняты 2 новых  Основных закона: о свободе профессий  и о человеческом достоинстве  и свободе. Первый из них, принятый в  новой редакции в 1994 г., является целиком "укрепленным". В последние  десятилетия были приняты и другие законы, которые хотя и не именуются  Основными, относятся к ним по своему содержанию.

    Отсутствие  конституции в Израиле нередко  объясняется длящейся борьбой между  сторонниками светской и теократической концепций по вопросу о роли религии  в государстве и правовой системе (последние отрицают необходимость другой конституции, помимо Торы).

    Законодательная власть принадлежит однопалатному  парламенту Кнессету, состоящему из 120 депутатов, избираемых на 4 года всеобщим избирательным правом по системе  пропорционального представительства.

    С 1996 г. выборы в Кнессет проводятся совместно с прямыми выборами Премьер-министра. Раньше Премьер избирался  правящей партией. Досрочные выборы Кнессета до 1996 г. могли быть объявлены  только путем принятия самим Кнессетом  решения об этом (в форме закона). С 1996 г. Премьер-министр с согласия Президента получил право распускать Кнессет, если сочтет, что большинство  его членов находится к нему в  оппозиции.

    Законодательная власть Кнессета практически не имеет  ограничений, поскольку на принятые им законы не может быть наложено вето и они не могут быть аннулированы Верховным судом.

    Кнессет также имеет широкие полномочия по руководству и надзору за действиями Правительства. Он утверждает бюджет, контролирует деятельность Правительства (Кабинета) путем депутатских запросов к министрам, проводит парламентские  расследования, наконец, может отправить  Кабинет в отставку путем вотума недоверия.

    В соответствии с принятой в Израиле  британской моделью законодательная  инициатива осуществляется главным  образом Кабинетом. Законы принимаются  большинством голосов присутствующих на заседании Кнессета депутатов (любое  число последних составляет кворум). Исключение из общего правила составляют законы, вносящие изменения в пропорциональную избирательную систему, а также  касающиеся Основных законов; в этих случаях требуется большинство, которое определено в соответствии с законом.

    Глава государства - Президент, избираемый Кнессетом  на 5 лет. Его статус определяется Основным законом 1964 г. Никто не может быть Президентом более 2 сроков подряд.

    Политического веса Президент практически не имеет; он исполняет в основном церемониальные функции. Президентские полномочия обычно осуществляются по рекомендации соответствующих государственных  министров. Президент подписывает  соглашения, ратифицированные Кнессетом, и законы, кроме тех, что касаются его полномочий. В отличие от глав государств в других странах израильский  Президент не имеет права вето. Президент также назначает дипломатических  представителей, принимает верительные  грамоты.

    Исполнительная  власть осуществляется Правительством во главе с Премьер-министром. С 1996 г. его избирает непосредственно  население. Кандидат в Премьер-министры может баллотироваться от партии (или нескольких партий), имеющей  не менее 10 мандатов в Кнессете, либо собрав 50 000 подписей. Он должен возглавлять  свой партийный список и быть не моложе 30 лет. Максимум пребывания на посту - 2 срока. Премьер-министр как глава  Кабинета осуществляет фактически руководство  внутренней и внешней политикой  страны, но все важные решения он представляет на утверждение Кнессета. Премьер-министр назначает (с одобрения  Кнессета) и освобождает других членов Кабинета.

    Кабинет ответственен перед парламентом. Вотум  недоверия Правительству может  быть вынесен большинством в 61 голос. В этом случае проводятся новые выборы и Кнессета, и Премьер-министра.

    Кнессет может выразить вотум недоверия  главе Правительства большинством в 81 голос или сместить последнего обычным парламентским большинством в 61 голос за совершение морально-этического проступка. В этих случаях переизбирается только Премьер-министр. 

Правовая  система 

Общая характеристика 

    Государство Израиль имеет смешанную правовую систему, в которой сочетаются черты романо-германского (континентального) и англосаксонского права. Кроме того, в стране действуют сразу две системы религиозного права- еврейская и мусульманская, применяемые к представителям соответствующих конфессий.

    Смешанный характер израильского права порожден самой историей образования Государства  Израиль. Поскольку территория современного еврейского государства до 1918 г. принадлежала Турции, местное право изначально формировалось на основании правовых источников Османской империи. Основу османского права, действовавшего в  Палестине, составляли источники различного происхождения. Право собственности  было изложено в кодексе "Маджалла". Он представлял собой собрание норм исламского права ханифитской школы, подготовленное турецкими оккупационными властями в 1869-1876гг. В области семейно-брачных отношений и наследования действовало некодифицированное исламское право, а сфера торговли регулировалась законами, которые турецкие султаны дословно переписали из французских источников.

    После того как Великобритания в 1922 г. получила мандат Лиги Наций на управление Палестиной, был принят Декрет (British Palectine Order of Aug. 10. 1922), согласно ст.46 которого всем судам  подмандатной территории предписывалось применять в полном объеме законодательство Османской империи, действовавшее  на 1 февраля 1914 г., турецкие законы, изданные позднее, а также все юридические  акты, принимаемые властями подмандатной территории. Далее, в соответствии с  обычной практикой британской колониальной администрации Декрет уполномочивал  суды во всех случаях, когда в применяемом  законе отсутствовали необходимые  нормы, действовать на основании  общего права и права справедливости. За тот период, когда Палестина  являлась английской подмандатной территорией (1922-1948), английское общее право в значительной степени вытеснило франко-османское. Начавшееся массовое переселение в Палестину евреев принесло сюда также еврейское религиозное право.

    Сразу после провозглашения Государства  Израиль (1948 г.) был принят Декрет, оставлявший  в силе существовавшие на тот момент законы, которые не противоречат Декларации независимости или тем законам, которые будут приняты Кнессетом. Таким образом, в стране сохранились  законы Османской империи (имевшие  силу до 1917 г.), многие законы времен мандата, включая значительную часть британского  общего права, элементы еврейского религиозного права и некоторые другие.

    Наконец, последний по времени слой израильской  правовой системы составило законодательство, принятое начиная с 1948 г. и получившее развитие в практике израильских  судов.

    В настоящее время источниками  израильского права являются законы, разного рода подзаконные акты, судебные прецеденты, правовые обычаи, правовая (в том числе религиозно-правовая) доктрина, иудаистские и мусульманские  священные книги.

    Среди законов как источников права  ключевую роль играют заменяющие конституцию  Основные законы, регламентирующие такие  основополагающие вопросы, как функции  Президента, Кнессета, Правительства  и государственного контролера, судопроизводство, службу в армии, свободу предпринимательства, защиту человеческого достоинства  и свободы личности. Приоритет  Основных законов перед обычными был подтвержден в 1955 г., когда  Верховный суд получил полномочия проверять, не противоречат ли законы, принимаемые Кнессетом, Основным.

    Израильское прецедентное право являет собой  типичный пример права стран, придерживающихся традиций английского общего права. Судебный закон 1957 г. устанавливает, что  суд руководствуется судебным прецедентом, установленным вышестоящим судом. Прецедент, установленный Верховным  судом, обязателен для всех судов, кроме  него самого. Судейское нормотворчество  особенно заметно при разрешении необычных ситуаций, новых и спорных  проблем. Судьи прибегают к такой  деятельности часто под видом  толкования в формулировках, относящихся  к основополагающим конституционным  принципам (особенно касающимся свободы  личности). С годами в Израиле  сложился особый свод прецедентного  права на базе решений Верховного суда, утверждающих гражданские права - свободу слова, собраний, вероисповедания  и равенство всех перед законом - как основные ценности израильской  правовой системы.

    После 1948 г. английские судебные прецеденты не имеют в Израиле обязательного  характера. В настоящее время  суды чаще ссылаются не на английскую, а на американскую судебную практику; на нее же ориентирована и деятельность Верховного суда Израиля. Иногда встречаются ссылки на решения по аналогичным вопросам в Канаде, Австралии, Германии, во Франции.

    Обычаи  становятся источником израильского права  по прямому указанию закона или в  силу многолетней практики. Так, ряд  обычаев (ноагим), принятых повсеместно  на предприятиях и организациях в  Израиле, имеет такую же юридическую  силу, что и оформленный законодательный  акт. К ним относится, например, обычай заранее предупреждать работника  об увольнении. Даже если этот пункт  отсутствует в коллективном или  индивидуальном договоре, работодатель обязан за две недели письменно предупредить работника. В противном случае он имеет право обратиться в суд, который примет решение в его  пользу на основании повсеместно  принятого обычая.

Информация о работе Правовая система Израиля