Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 16:56, реферат
Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Слово «каждому» следует понимать таким образом: если кто-то является субъектом каких-либо правоотношений, то он вправе получить от государства судебную защиту. Одновременно в ч. 2 ст. 46 Конституции РФ уточняется, что защищать права и свободы можно и путем обжалования действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, т.е. защищать свои права и свободы в сфере управления (публичных отношений).
Введение
1. Понятие и виды подведомственности в гражданском процессе
1.1 Понятие подведомственности
1.2 Виды подведомственности
2. Судебная подведомственность гражданских дел: понятие и значение
3. Подведомственность суду отдельных категорий гражданских дел
3.1 Подведомственность дел о защите чести, достоинства и деловой репутации
Заключение
Список литературы
Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений (п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ).
Все исковые и неисковые дела рассматриваются судами общей юрисдикции при условии, что они не относятся к категории экономических споров и других дел, отнесенных законом к ведению арбитражных судов (ст. ст. 27 - 33 АПК РФ).
1.2 Виды подведомственности
В
теории гражданского процессуального
права и в законодательстве различают
несколько видов
Подведомственность
конкретного правового
Исключительная
подведомственность. Абсолютное большинство
споров, вытекающих из гражданских, семейных,
жилищных, экологических, других правоотношений,
рассматривается
Альтернативная подведомственность. Спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном порядке, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 80 Семейного кодекса РФ родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов). Оно заключается в письменной форме, подлежит нотариальному удостоверению и имеет силу исполнительного листа (ст. ст. 99 - 100 Семейного кодекса РФ). Родитель может избрать и судебный порядок взыскания алиментов, если соглашение не заключено.
Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.
Разновидностью альтернативной подведомственности является передача споров третейским судам. Для передачи спора третейскому суду требуется волеизъявление не одной стороны, а двух сторон и заключение соглашения о передаче спора третейскому суду в определенной форме.
Законом предусмотрены требования к форме соглашения о передаче спора третейскому суду. Оно должно быть заключено обязательно в письменной форме, в виде отдельного третейского соглашения либо в виде третейской оговорки в договоре.
Соглашение
считается заключенным в
Стороны могут аннулировать соглашение о передаче спора третейскому суду только по взаимному согласию. Не допускается односторонний отказ от соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда.
Условная подведомственность. Данный вид подведомственности означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду. Для условной подведомственности характерно, чтобы требование до суда обязательно было предметом рассмотрения и разрешения другого органа. Так, индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Порядок образования комиссий по трудовым спорам, их компетенция, срок обращения в комиссию по трудовым спорам, порядок рассмотрения спора регламентируются Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. ст. 384 - 389). Порядок разрешения коллективных трудовых споров также состоит из ряда этапов (ст. 401 Трудового кодекса РФ).
Обязательный
внесудебный порядок
Досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров предусмотрен Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации от 24 декабря 2002 г. (ст. 120), ФЗ «О связи» от 18 июня 2003 г. (ст. 55), Кодексом внутреннего водного транспорта, принятого 7 февраля 2001 г. (ст. ст. 161, 162).
Подведомственность
дел, определяемая по связи исковых
требований. При объединении нескольких
связанных между собой
Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований.
В
ст. 22 ГПК РФ содержится правило, позволяющее
решить вопросы подведомственности
связанных между собой исковых
требований, когда их разъединение
возможно. В этой статье Кодекса
РФ закреплен приоритет
Если
возможно разделение требований, судья
выносит определение о принятии
требований, подведомственных суду общей
юрисдикции, и об отказе в принятии
требований, подведомственных арбитражному
суду.
2. Судебная подведомственность гражданских дел: понятие и значение
Анализ законодательства позволяет сформулировать несколько общих правил подведомственности дел.
Суды общей юрисдикции согласно ст. 22 ГПК РФ рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, иностранных лиц, международных организаций о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод, законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, которые не носят по общему правилу экономический характер, за изъятиями, установленными федеральным законом.
Кроме того, суды рассматривают и разрешают:
-
дела по указанным в ст. 122 ГПК
РФ требованиям, разрешаемые в
порядке приказного
- дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст. 245 ГПК РФ;
- дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК РФ;
-
дела об оспаривании решений
третейских судов и о выдаче
исполнительных листов на
-
дела о признании и приведении
в исполнение решений
Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.
В то же время в случаях, предусмотренных АПК РФ и другими федеральными законами, арбитражному суду подведомственны дела из гражданских правоотношений, когда одной из сторон является гражданин, не имеющий статус индивидуального предпринимателя, дела, отнесенные к специальной подведомственности арбитражного суда (ст. 33 АПК РФ), например дела о несостоятельности.
Для
определения, какой суд - общей юрисдикции
или арбитражный - компетентен разрешить
конкретный спор, необходимо выяснить,
обладает ли участвующий в нем
гражданин статусом индивидуального
предпринимателя и связан ли возникший
спор с предпринимательской
Первое
обстоятельство подтверждается свидетельством
о государственной регистрации
в качестве индивидуального
Если же у гражданина - индивидуального предпринимателя такая цель отсутствовала, когда он в гражданском обороте выступал, например, как потребитель по договору купли-продажи, компетентным разрешить возникший спор следует признать суд общей юрисдикции.
Экономические
споры, возникающие из гражданских
правоотношений в процессе предпринимательской
и иной экономической деятельности,
между организациями, гражданами, осуществляющими
предпринимательскую
В изъятие из этого правила некоторые гражданско-правовые споры между организациями подведомственны судам общей юрисдикции, например по субъектному составу. Кроме того, в отдельных случаях взыскание с организации может быть произведено в бесспорном порядке. Вместе с тем решение, принятое в административном порядке, может быть в дальнейшем обжаловано в арбитражный суд (ст. 11 ГК РФ).
Дела
по спорам между государственными органами,
органами местного самоуправления, а
также между ними и различными
коммерческими и
Общественные организации и их органы, а также третейские суды, арбитражи вправе разрешать лишь те споры о праве, которые соответствующими законодательными актами прямо отнесены к их ведению, и лишь при соблюдении условий, указанных в этих актах.
Законодатель, последовательно проводя идею расширения судебной подведомственности гражданских дел, в ГК РФ устанавливает, что даже в тех сравнительно немногочисленных случаях, когда в соответствии с законом защита гражданских прав осуществляется в административном порядке, решение административного органа может быть обжаловано в суд (п. 2 ст. 11). В таких случаях вводится смешанная подведомственность.
В
ст. 22 ГПК РФ определена подведомственность
гражданских дел судам, которая,
кроме того, делает отсылку к ст.
122 («Требования, по которым выдается
судебный приказ»), ст. 245 («Дела, вытекающие
из публичных правоотношений») и
ст. 262 («Дела, рассматриваемые судом
в порядке особого
Ст.
22 ГПК РФ устанавливает предметную
компетенцию судов общей