Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:16, курсовая работа
Актуальность темы. В современных условиях на первый план общественных процессов выходит правовая политика, поскольку практическая реализация иных стратегических направлений деятельности государства представляется возможной без надлежащего правового регулирования общественных отношений. Отечественной наукой выработан значительный теоретический материал по вопросу о сущности, социальном назначении, месте и роли правовой политики в системе средств государственного управления обществом.
Теоретическая часть
Введение
1. Понятие и виды подведомственности гражданских дел
1.1 Исключительная подведомственность
1.2 Множественная подведомственность
2. Понятие и виды подсудности гражданских дел
2.1 Родовая подсудность
2.2 Виды и общие правила территориальной (местной) подсудности
2.2.1 Альтернативная подсудность
2.2.2 Исключительная подсудность
2.2.3 Договорная подсудность
2.2.4 Подсудность по связи исковых требований
3. Передача дела из одного суда в другой
Заключение
Практическая часть
Список использованной литературы
Теоретическая часть Введение 1. Понятие и виды 1.1 Исключительная 1.2 Множественная 2. Понятие и виды подсудности гражданских дел 2.1 Родовая подсудность 2.2 Виды и общие правила территориальной (местной) подсудности 2.2.1 Альтернативная подсудность 2.2.2 Исключительная подсудность 2.2.3 Договорная подсудность 2.2.4 Подсудность по связи исковых требований 3. Передача дела из одного суда в другой Заключение Практическая часть Список использованной литературы |
3 3 5 6 7 11 12 14 15 16 18 19 21 24 25 26 |
Актуальность темы. В современных условиях на первый план общественных процессов выходит правовая политика, поскольку практическая реализация иных стратегических направлений деятельности государства представляется возможной без надлежащего правового регулирования общественных отношений. Отечественной наукой выработан значительный теоретический материал по вопросу о сущности, социальном назначении, месте и роли правовой политики в системе средств государственного управления обществом.
Правовая политика - понятие многогранное. Оно складывается из ряда направлений: правотворчество, правоприменение, интерпретация, доктрина, правообучение и т.п. Система действующего права является нормативным основанием правовой политики. Поэтому особенности тех или иных ее разновидностей, в значительной степени, определяются спецификой отрасли права, в рамках которой она осуществляется. В связи с этим выделяют конституционную, уголовную, уголовно-процессуальную, гражданско-правовую и т.д. политику.
Одним из важнейших направлений правовой политики является правовая политика в сфере гражданского судопроизводства.
Конституционное право каждого на судебную защиту посредством законного, независимого и беспристрастного суда означает, в частности, что рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда, без предубеждения, полно, всесторонне и объективно.
Кроме того, в последние годы существенно
изменяется представление о соотношении
различных органов власти в государстве
и радикально обновляется законодательство
(от ведомственных нормативных
Значение подсудности и
В курсовой работе рассматривается
понятие подсудности и
Подведомственность и
Предмет работы – институт подведомственности и подсудности гражданских дел.
Объектом работы – общественно-правовые отношения, возникающие в сфере правового регулирования института подведомственности и подсудности.
Цель курсовой работы: на основе изученных нормативных и теоретических источников, правоприменительной практики рассмотреть институт подведомственности и подсудности гражданских дел, выявить проблемы, встречающиеся при определении подведомственности и подсудности гражданских дел и сформулировать предложения по совершенствованию института подведомственности и подсудности гражданских дел.
Задачи работы:
1. Понятие и виды подведомственности гражданских дел судам
Правовое понятие «
Однако понятие
Значение подведомственности достаточно многогранно. Прежде всего, подведомственность выступает в качестве межотраслевого института права, выполняющего функции распределительного механизма юридических дел между различными юрисдикционными органами. В условиях построения и осуществления системы государственной власти на принципах разделения властей подведомственность играет роль рабочего юридического механизма, позволяющего реализовать данное положение в государственно-правовом строительстве. Ведь недостаточно провозгласить начала разделения властей, необходимо и реально воплотить его в законодательство и юридическую практику всех государственных органов с помощью правовых критериев.
Подведомственность является одним из юридических условий, определяющих возникновение права на обращение в суд. В этом аспекте подведомственность очерчивает пределы реализации данного права, определяя границы судебной власти в соотношении с законодательной и исполнительной. Подведомственность выступает и в качестве юридического факта в конкретном фактическом составе, определяющем возникновение гражданского процесса. При обращении в суд подведомственность из качества юридического условия становится юридическим фактом, который устанавливается судьей при решении вопроса о возбуждении гражданского дела. При этом в конкретном фактическом составе юридическим фактом является не сама по себе подведомственность, а ее конкретный, определенный вид. В каждом фактическом составе может быть либо исключительная судебная подведомственность, либо разновидности множественной подведомственности.
Данное положение отражено в целом в содержании ГПК, где в зависимости от конкретного вида подведомственности устанавливаются последствия, связанные с несоблюдением ее правил (п.п. 1 п. 1 ст. 153). Подведомственность выступает не только в качестве правообразующего фактического обстоятельства. В ряде случаев неподведомственность может быть и правопрепятствующим, и правопрекращающим юридическим фактом в зависимости от конкретной фактической ситуации (см., например: п.п. 1 п.1 ст. 247 ГПК).
Следовательно, институт подведомственности является обязательным условием законности правосудия, так как обеспечивает четкое функционирование судебной власти и правильность рассмотрения и разрешения гражданских дел. [2, c. 247]
Виды подведомственности
1. Исключительная – дело рассматривается только непосредственно судом и не может разрешаться по существу другими органами. Для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы. К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т. д.
2. Множественная – означает, что юридический вопрос может быть разрешен в суде общей юрисдикции или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде. В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа, либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы.[3, c. 153]
1.1 Исключительная подведомственность
Применительно к судам под
Поэтому в пункте 1 статьи 24 ГПК предусмотрено, что суды в порядке гражданского судопроизводства рассматривают дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, если в соответствии с настоящим кодексом и другими законами их защита не осуществляется в ином судебном порядке.
В теории гражданского процесса и на практике для определения судебной подведомственности гражданских дел пользуются двумя критериями в совокупности:
1) характером спорного
2) субъектным составом спорного правоотношения. [1, c. 20]
В целом, все гражданские дела разделяются на три вида судопроизводства: исковые, дела особого искового производства и особого производства.
Поэтому в пункте 2 статьи 24 ГПК предусмотрена норма о том, что суды рассматривают иски по спорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, административных, финансовых, хозяйственных, земельных правоотношений, отношений по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и других правоотношений, в том числе отношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой.
Сюда относятся и дела, разрешаемые по нормам приказного производства, а именно по требованиям:
Перечень требований, по которым может быть выдан судебный приказ, является исчерпывающим. При возникновении спора по таким требованиям они остаются в подведомственности судов и рассматриваются по общим правилам искового производства.
Судам подведомственны и дела об обжаловании решений третейских судов.
Кроме исковых дел о защите прав, свобод и законных интересов, рассматриваемых по общим правилам искового производства, судам подведомственны и другие дела.
Судам подведомственны дела, возникающие из публичных правоотношений, указанные в подразделе 3 ГПК:
-о защите избирательных прав
граждан и общественных
-об оспаривании постановлений
органов (должностных лиц), уполномоченных
рассматривать дела об
-об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих;
-об оспаривании законности
-о признании актов и действий органов и должностных лиц незаконными по обращению прокурора.
Судам подведомственны дела, в которых отсутствует спор о праве, и которые рассматриваются ими по правилам особого производства: