Подведомственность гражданских дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 19:22, курсовая работа

Описание работы

Понятие подведомственности. Надо ли в настоящее вре¬мя изучать подведомственность? Казалось бы, сняты вес огра¬ничения на судебную подведомственность, нет практически ни одного вопроса, который бы нельзя было сделать предметом судебного разбирательства. Однако прошедшие политико-пра¬вовые реформы, снявшие ограничения на подведомственность дел судам, не решили проблемы, связанной с разграничением предметов ведения, а наоборот, усложнили ее.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

РАЗДЕЛ №1: ПОНЯТИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ
ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ 5

РАЗДЕЛ №2: ОРГАНЫ, НАДЕЛЕННЫЕ ПРАВОМ РАЗРЕШАТЬ ЮРИДИЧЕСКИЕ ДЕЛА 8

РАЗДЕЛ №3: КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДЕЛ ОРГАНАМ ГРАЖДАНСКОЙ ЮРИСДИКЦИИ 10
ГЛАВА №1: КРИТЕРИЙ 1 – ХАРАКТЕР СПОРНОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ 11
ГЛАВА №2: КРИТЕРИЙ 2 - СУБЪЕКТНЫЙ СОСТАВ УЧАСТНИКОВ СПОРА 13
ГЛАВА №3: КРИТЕРИЙ 3 - СПОРНОСТЬ ЛИБО БЕССПОРНОСТЬ ПРАВА 15
ГЛАВА №4: ИНЫЕ КРИТЕРИИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ 17
4.1) Наличие договора между сторо¬нами спора 17
4.2) Характер правового акта 17

РАЗДЕЛ №4: СПОРЫ О ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ И ПОРЯДОК ИХ РАЗРЕШЕНИЯ 20

РАЗДЕЛ № 5: ВИДЫ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ 24
ГЛАВА №1: ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ 24
ГЛАВА №2: МНОЖЕСТВЕННАЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ 26
2.1) Договорная подведомственность 26
2.2) Императивная (условная) подведомственность 26
2.3) Альтернативная подведомственность 27
2.4) Смешанная подведомственность 29
1
РАЗДЕЛ №6: ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ 30


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа содержит 1 файл

sergeigp.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

    Во-вторых, следует определить круг дел, которые исключительно подведомственны определенным судам независимо от характера требований, например, как дела о банкротстве, которые подведомственны только арбитражным судам независимо от совместно заявленных других требований, допустим, о возмещении убытков

    В-третьих, при установлении неподведомственности дела в процессе возбуждения дела либо судебного разбирательства следует не только отказывать в принятии заявления, прекращать разбирательство по делу, но с согласия сторон передавать дело в соответствующий суд по надлежащей подведомственности13.

    В-четвертых, подведомственность юридических дел обычно определяется теми органами (судами: конституционным, общей юрисдикции, арбитражными, нотариусом, органами административной юрисдикции и т. п.), к которым обращаются за их разрешением заинтересованные лица. Допускаемые при этом ошибки исправляются соответствующими вышестоящими судебными и административными органами по жалобам заинтересованных лиц.

    Следует определить правовой порядок разрешения споров о подведомственности. Из общего смысла законодательства очевидно, что  споры между юрисдикционными органами по поводу того, кому из них подведомственна определенная категория дел, должны разрешаться либо в законодательном порядке, либо путем обращения к Конституционному Суду РФ или посредством принятия совместных постановлений высших органов заинтересованных юрисдикционных ведомств. Примером последнего способа внесения ясности в разграничение пра-воприменительных полномочий может служить принятие Пленумом Верховного Суда РФ и Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ совместного постановления от 18 августа 1992 г. "О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам"14, снявшим ряд коллизионных вопросов подведомственности дел этим органам. Другим вариантом решения спорных вопросов является постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г., предлагающее разграничивать подведомственность в "смежных" сферах путем принятия федеральных конституционных законов.

    Представляется, что такое разграничение подведомственности различных органов судебной власти должно происходить на постоянной основе, с участием и Конституционного Суда РФ, поскольку, как уже отмечалось, в ряде случаев его компетенция также не является "юридически чистой". Ведь коллизии в подведомственности между различными органами судебной власти носят постоянный характер и их полное устранение практически невозможно. Например, во Франции с целью урегулирования вопросов подведомственности действует трибунал по конфликтам, который решает спорные вопросы разграничения компетенции различных судов. Было бы целесообразным создание такого рода органов и в России, по крайней мере на уровне руководителей высших судебных органов России, с целью согласования на периодических встречах данных вопросов, либо путем принятия совместных решений от имени Пленумов Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и пленарного заседания судей Конституционного Суда РФ.

    Как видно, критерии подведомственности должны формулироваться в нормах права достаточно определенно, в противном случае они не будут выполнять своей роли и затруднять реализацию права на судебную защиту.

 

    РАЗДЕЛ  №5: ВИДЫ  ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ

 

    В зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность подразделяется на исключительную и множественную15.

 

    ГЛАВА №1: ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ

 

      Абсолютное большинство споров, вытекающих из гражданских, семейных, жилищных, экологических и других правоотношений рассматриваеся непосредственно только судом и не может разрешаться по существу другими органами. То есть для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо органы. Например, споры о лишении родительских прав, дела об установлении усыновления, споры о признании авторства на художественное произведение разрешаются только судами общей юрисдикции. Дела о несостоятельности (банкротстве) отнесены к исключительной подведомственности арбитражных судов. Следовательно, в отношении таких дел установлена исключительная подведомственность.

    Как  подвид  исключительной подведомственности можно выделить подведомственность гражданских дел, определяемую по связи исковых требований. Так, при объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде.

    Объективное соединение требований возможно при  наличии общности их оснований. В  ст. 28 ГПК содержится правило, позволяющее  решить вопросы подведомственности связанных между собой исковых требований, когда их разъединение нецелесообразно и приведет к возникновению нескольких процессов.

    Новый арбитражный процессуальный кодекс не содержит аналогичной коллизионой  нормы. Она сохраняется только в  ст. 28 ГПК, закрепляя приоритет подведомственности судов общей юрисдикции.

    Случаи  объективного соединения требований редки, однако и они встречаются в  судебной практике. Например, две организации, являясь юридическими лицами, разрешали  спор о праве на жилые помещения, которые к моменту разрешения спора были уже заселены гражданами. Судебная коллегия ВС РСФСР по данному делу указала, что иск предъявлен не только к предприятию но и к гажданам, а поэтому дело подведомственно суду.     

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА №2: МНОЖЕСТВЕННАЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ

 

    Напротив, имущественные споры между гражданами и между организациями, а также  между гражданами и организациями имеют множественную подведомственность, так как могут разрешаться не только государственными судами (общей юрисдикции, арбитражным), но и третейскими судами. Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может быть подразделена на договорную, императивную, альтернативную и смешанную.

 

    2.1) Договорная подведомственность 

    Договорной  является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон. Например, граждане по взаимному согласию вправе передать любой возникший между ними спор (кроме споров, вытекающих из трудовых и семейных правоотношений) на разрешение третейского суда (ст. 1 Положения о третейском суде). При наличии соглашения сторон принимается к рассмотрению спор между организациями, в том числе и во внешнеэкономической деятельности.

 

    2.2) Императивная (условная) подведомственность

 

    Императивной  называют подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности. Императивной подведомственностью охватываются следующие случаи:

  1. дело до передачи в суд подлежит рассмотрению в обязательном претензионном порядке,
  2. когда законом предусмотрен предварительный внесудебный порядок разрешения дела в административном порядке, включая возможность бесспорного списания средств либо обращения взыскания на имущество (налоговыми органами и т. п.).

     Так, большинство трудовых споров разрешается вначале комиссией по трудовым спорам и только после этого судом (ст. 204, 210 КЗоТ). Согласно п 2 ст. 452 ГК РФ требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом или договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок Здесь установлен обязательный претензионный порядок разрешения такого спора об изменении или расторжении договора.

    В соответствии со ст 31, 32, 40, 41 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 г (с изменениями от 24 ноября 1995 г) заявление о возмещении вреда подается работодателю (администрации предприятия), который несет ответственность за вред, причиненным трудовым увечьем, либо его правопреемнику. При несогласии заинтересованного гражданина с решением работодателя или неполучении ответа в установленный срок спор рассматривается судом.

    При императивной подведомственности каждый последующий орган из числа участвующих в разрешении дела наделен правом контроля за правильностью принятых до него по спору другими органами решений. Так, суд, рассматривая трудовой спор, вправе не согласиться с решением, принятым по нему комиссией по трудовым спорам, и разрешить его по существу так, как считает нужным.

 

    2.3) Альтернативная подведомственность

    Альтернативной  называют подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. Например, в соответствии с п. 7 ст. 17 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" лицо, исключенное из членов кооператива, вправе обжаловать решение правления кооператива и наблюдательного совета кооператива очередному общему собранию кооператива или в суд16. Аналогичные положения об обжаловании в альтернативном порядке предусмотрены в ст. 267 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и ряде других законодательных актов.

    В соответствии с традиционно принятой трактовкой правил альтернативной подведомственности заинтересованное в разрешении спора лицо вправе обратиться по своему усмотрению к любому из органов, названных в законе. Однако по ныне действующему законодательству заинтересованное лицо, обратившись за разрешением спора в несудебном порядке в соответствии с правилами альтернативной подведомственности, не лишается права на обращение в суд. Такое понимание правил альтернативной подведомственности вытекает из ст. 46 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также из ст. 3 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", п. 2 ст. 11 ГК РФ, части второй ст. 129 Водного кодекса РФ и иных законодательных актов. Поэтому и при наличии альтернативы между разрешением спора в судебном и административном порядке заинтересованное лицо вправе обжаловать решение, вынесенное органом исполнительной власти или органом местного самоуправления в суд.

    Так, в соответствии со ст. 42 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" решение окружной избирательной комиссии обжалуется в Центральную избирательную комиссию РФ или в суд субъекта Федерации. При этом обжалование решения окружной избирательной комиссии в административном порядке не препятствует обращению заинтересованных лиц в суд для защиты своих прав17.

    Иногда  правила подведомственности формулируются  таким образом, что создается впечатление о наличии правил альтернативной подведомственности. Так, согласно части первой ст. 131 Водного кодекса РФ ущерб водным объектам возмещается по решению суда или арбитражного суда. Однако в данном случае никакого права выбора не имеется, а орган судебной власти, уполномоченный на разрешение спора, определяется в соответствии с установленными законом правилами подведомственности. Данное положение подчеркнуто в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ от 18 августа 1992 г. "О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам", в соответствии с которым в случаях, когда в законодательном акте подведомственность определена альтернативно (суду или арбитражному суду), следует при ее определении исходить из субъектного состава участников и характера правоотношений18.

    Поэтому в настоящее время альтернативная подведомственность практически утратила свое самостоятельное правовое значение, а трансформировалась в смешанную подведомственность. В юридически чистом виде альтернативная подведомственность сохранилась по делам с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, осуществляющих предпринимательскую деятельность, которые в настоящее время подведомственны как судам общей юрисдикции, так и арбитражным судам.

 

    2.4) Смешанная подведомственность 

    Смешанной может быть названа подведомственность, сочетающая в себе признаки, присущие другим видам подведомственности, чаще всего императивной и альтернативной. Например, в соответствии со ст. 4 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (ре шения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Если гражданину в удовлетворении жалобы во внесудебном порядке будет отказано или он не получит ответа в течение месяца со дня ее подачи, гражданин вправе обратиться с жалобой в суд.

Информация о работе Подведомственность гражданских дел