Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 15:28, контрольная работа
В настоящее время проблема подсудности и подведомственности гражданских дел судам должна решаться с учетом общих конституционных норм прямого действия, закрепленных в п.п. 1, 2 ст. 46 Конституции РФ, где записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свод» и «решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд». Указанные нормы развивают правовые идеи, провозглашенные «Декларацией прав и свобод человека и гражданина».
I. Понятие и виды подведомственности в гражданском процессе
1.1. Понятие и виды подведомственности
1.2. Судебная подведомственность гражданских дел: понятие и значение
1.3. Подведомственность суду отдельных категорий гражданских дел…..12
1.3.1. Подведомственность суду дел из брачно-семейных отношений
1.3.2. Подведомственность суду дел из трудовых правоотношений
II. Понятие и виды подсудности в гражданском процессе
2.1 Понятие и виды подсудности
2.2 Родовая подсудность
2.3 Территориальная подсудность
2.4 Изменение подсудности
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Самарский
государственный
университет»
Контрольная
работа.
По
дисциплине: гражданско-процессуальное
право.
Вариант
№ 5
Выполнила:
Студентка 5 курса
Группа 943ЗО
Павлова
Е.Е.
Самара,2012
Оглавление.
Введение…………………………………………………………
I. Понятие и виды
подведомственности в гражданском процессе…………….4
1.1. Понятие
и виды подведомственности………………………………
1.2. Судебная
подведомственность гражданских дел:
понятие и значение..9
1.3. Подведомственность
суду отдельных категорий гражданских
дел…..12
1.3.1. Подведомственность суду дел из брачно-семейных
отношений………………………………………………………
1.3.2. Подведомственность суду дел из трудовых
правоотношений…………………………………………
II. Понятие и виды
подсудности в гражданском процессе………………........16
2.1 Понятие
и виды подсудности…………………………………………….
2.2 Родовая
подсудность…………………………………………………
2.3 Территориальная
подсудность…………………………………………...
2.4 Изменение
подсудности…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Задача № 1………………………………………………………………………..
Задача № 2………………………………………………………………………..
Введение.
В настоящее время проблема подсудности
и подведомственности гражданских дел
судам должна решаться с учетом общих
конституционных норм прямого действия,
закрепленных в п.п. 1, 2 ст. 46 Конституции
РФ, где записано: «Каждому гарантируется
судебная защита его прав и свод» и «решения
и действия (или бездействия) органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
общественных объединений и должностных
лиц могут быть обжалованы в суд». Указанные
нормы развивают правовые идеи, провозглашенные
«Декларацией прав и свобод человека и
гражданина».
Суды
вправе рассматривать и разрешать
споры, вытекающие из любых правоотношений,
которые трудно перечислить в
виде завершенного перечня.
Целями
данной работы является рассмотрение
подведомственности и подсудности
гражданских дел, их понятий, видов
и определений.
Также,
следует заметить, что подведомственность
и подсудность гражданских дел,
разные понятия. Нормы о подсудности определяют
компетенцию конкретных судов внутри
судебной системы по рассмотрению и разрешению
того или иного гражданского дела.
Нормы
же о подведомственности разграничивают
компетенцию судов общей
При
возбуждении гражданских дел
важно правильно определять как
подведомственность дела, так и его
подсудность.
I.
Понятие и виды подведомственности
в гражданском процессе.
1.1.
Понятие и виды
подведомственности.
В
самом общем смысле подведомственность
- это разграничение компетенции (прав,
обязанностей и ответственности) между
различными органами в решении тех или
иных вопросов. Каждому государственному
органу присуща своя прерогатива - исключительное
право. Конституция Российской Федерации
наделяет исключительным правом осуществлять
правосудие только суд. Вся судебная система
устанавливается Конституцией РФ и федеральным
конституционным законом. В соответствии
с законом в систему федеральных судов
входят Конституционный Суд РФ, Верховный
Суд РФ, верховные суды субъектов Федерации,
районные, военные, Высший Арбитражный
Суд РФ, федеральные арбитражные суды
округов, арбитражные суды субъектов Федерации.
Наряду с системой федеральных судов закон
предусмотрел также существование судов
субъектов Федерации.
Каждая
из судебных ветвей наделена собственной
компетенцией. И соответственно защита
нарушенных или оспоренных гражданских
прав осуществляется в соответствии с
подведомственностью дел, установленной
процессуальным законодательством.
В
нормах гражданского законодательства
теперь подведомственность чаще всего
прямо не определяется, а содержатся нормы
отсылочного характера. Так, защиту нарушенных
или оспоренных гражданских прав осуществляет
в соответствии с подведомственностью
дел, установленной процессуальным законодательством,
суд, арбитражный суд или третейский суд.
Гражданский кодекс Российской Федерации
от 21 октября 1994 г. - М.: ИНФА-М, 2011 ст. 11. Тем
самым подведена черта под многолетней
дискуссией о месте института подведомственности
в системе российского права: является
ли он институтом материального, материально-процессуального
или чисто процессуального характера.
Подведомственность
является одним из юридических условий,
определяющих возникновение права на
обращение в суд. Здесь подведомственность
очерчивает пределы реализации данного
права, определяя границы судебной власти
в соотношении с законодательной и исполнительной,
одновременно определяя подведомственность
каждому из органов судебной власти.
Для
определения подведомственности дел
различных видов судопроизводства используются
разные правила. Для неисковых дел в законе
использован такой метод определения
их подведомственности суду, как полное
перечисление категорий дел, составляющих
тот или иной вид неискового производства.
Подведомственность
дел тем или иным органам устанавливается
законами и иными правовыми актами,
в которых закрепляются общие правила
и отдельные исключения из них. С помощью
этих правил разрешается в каждом случае
вопрос о том, какой орган правомочен разрешить
дело, т.е. разграничивается подведомственность
дел судам общей юрисдикции, с одной стороны,
и иным органам судебной, исполнительной
власти, третейским судам, международным
коммерческим арбитражам и другим, имеющим
соответствующие юрисдикционные полномочия.
В
качестве критериев отнесения отдельных
категорий юридических дел к
ведению определенных органов можно
выделить:
- характер
спорного правоотношения (имея в
виду его содержание - связано
ли оно с предпринимательской
и иной экономической
- субъектный
состав (состав участников спора);
- спорность
либо бесспорность права;
- наличие
договора между сторонами спора;
- характер
правового акта;
- орган,
которым принят нормативный акт
Могут
использоваться в законодательстве
и иные критерии разграничения
Судам
подведомственны дела приказного производства
по требованиям, например, основанным
на нотариально удостоверенной сделке,
на сделке, совершенной в простой письменной
форме.
Суды
рассматривают и разрешают
Судам
подведомственны дела особого производства.
Все категории этих дел перечислены в
ст. 262 ГПК РФ, всего 11 разновидностей дел.
Подведомственность
является одним из юридических условий,
определяющих возникновение права
на обращение в суд. В этом аспекте
подведомственность очерчивает пределы
реализации данного права, определяя
границы судебной власти в соотношении
с законодательной и исполнительной.
Подведомственность выступает и в качестве
юридического факта в конкретном фактическом
составе, определяющем возникновение
гражданского процесса. При обращении
в суд подведомственность из качества
юридического условия становится юридическим
фактом, который устанавливается судьей
при решении вопроса о возбуждении гражданского
дела. При этом в конкретном фактическом
составе юридическим фактом является
не сама по себе подведомственность, а
ее конкретный, определенный вид.
В
каждом фактическом составе может быть
либо исключительная судебная подведомственность,
либо разновидности множественной подведомственности.
Исключительная
(иногда ее называют единичной), предусматривающая
возможность рассмотрения определенных
категорий дел только какими-либо одними
указанными в законе органами (только
судебными, только административными,
только общественными), исключая возможность
обращения в другой орган. Большинство
споров, которые вытекают из гражданских,
семейных, жилищных, экологических, земельных,
трудовых, налоговых и других правоотношений,
рассматриваются только судами общей
юрисдикции и не могут разрешаться по
существу другими органами. Это понятие
означает, что для разрешения спора судом
не требуется обязательного досудебного
порядка обращения в какие-либо иные органы.
В
зависимости от того, относит ли
закон разрешение определенной категории
дел к ведению исключительно
каких-либо одних органов или
нескольких различных органов, подведомственность
может быть подразделена на единичную
(исключительную) и множественную. Например,
споры о лишении родительских прав, дела
об установлении усыновления разрешаются
только судами общей юрисдикции. Дела
о несостоятельности (банкротстве) отнесены
к исключительной подведомственности
арбитражных судов. Следовательно, в отношении
таких дел установлена исключительная
подведомственность.
Напротив,
значительная часть имущественных
споров между гражданами, между организациями
имеют множественную
Альтернативная
подведомственность. Спор правового
характера может быть по закону разрешен
не только судом, но и другим несудебным
органом (в административном порядке,
нотариальном порядке, третейским судом).
Обращение к той или иной форме защиты
права зависит от усмотрения истца, заявителя,
другого заинтересованного лица или определяется
соглашением сторон, выраженным как в
отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового
договора. Треушников М. К. Гражданский
процесс.- М.: Городец-издат, 2003.- 720с. Закон
допускает разрешение дела одним из нескольких
юрисдикционных органов по выбору лица,
права и законные интересы которого, по
его мнению, ущемлены.
Разновидностью
альтернативной подведомственности является
передача споров третейским судам. Для
передачи спора третейскому суду требуется
волеизъявление не одной стороны, а двух
сторон и заключение соглашения о передаче
спора третейскому суду в определенной
форме.
Законом
предусмотрены требования к форме
соглашения о передаче спора третейскому
суду. Оно должно быть заключено обязательно
в письменной форме, в виде отдельного
третейского соглашения либо в виде третейской
оговорки в договоре.
Соглашение
считается заключенным в
Информация о работе Подсудность и подведомственность гражданских дел