Особое производство понятие,признаки особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы необходимо влечет за собой определение целей исследования:
• исследование правового статуса лиц, участвующих в деле;
• исследование теоретико-правовой основы регламентации рассмотрения дел в особом порядке в гражданском процессе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5
1. Особое производство в системе гражданского судопроизводства………….8
1.1 Понятие особого производства, его место в системе гражданского судопроизводства…………………………………………………………………8
1.2 Дела, рассматриваемые судом в порядке особого производства...14
1.3 Порядок рассмотрения и разрешения дел, рассматриваемых судом в порядке особого производства……………………………………………….16
2. Особенности осуществления особого производства по отдельным категориям дел…………………………………………………………………..23
2.1 Дела об усыновлении (удочерении) ребенка………………………23
2.2 Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим……………………………………………...27
2.3 Дела об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами…………………………….31
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованных источников………………………………………….45

Работа содержит 1 файл

Особое производство.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

     Следует заметить, что и новый процессуальный закон далеко не все категории  дел относит к какому-либо виду гражданского судопроизводства, что  вызовет практические трудности. В то же время отдельные новеллы ГПК РФ, думается, останутся мертворожденными образованиями. Так, в подраздел IV ГПК РФ "Особое производство" включен специальный порядок рассмотрения судами дел об эмансипации, т.е. об объявлении ребенка полностью дееспособным (глава 32).

     Между тем, насколько известно, ни одного дела по этому поводу в наших судах  возбуждено не было, хотя ГК РФ предусматривает  возможность судебной эмансипации  с 1995 г. Возможно, это связано со своеобразием российского менталитета, в силу которого сложно представить возникновение в нашем государстве ситуации, с которой ст.27 ГК РФ связывает обращение с требованием об эмансипации в суд7. Так, условиями заявления в суд несовершеннолетним требования об эмансипации являются:

     · желание несовершеннолетнего старше 16 лет стать полностью дееспособным и обратиться за этим в суд;

     · работа несовершеннолетнего (согласие родителей на занятие им предпринимательской  деятельностью, с одной стороны, и отсутствие согласия этих же родителей  на эмансипацию - с другой).

     Предположение о соблюдении подобных условий может  быть только теоретическим, так зачем  засорять ГПК РФ особыми правилами  для изначально ненужного производства?

     А вот про санкционирование принудительных исполнительных действий законодатель "забыл", хотя актуальность такого производства трудно переоценить. Действующий исполнительный процесс входит в противоречие с Конституцией, так как каждый раз, когда судебный пристав-исполнитель совершает исполнительные действия, связанные с обращением взыскания на имущество граждан по несудебным исполнительным документам, нарушается п.3 ст.35 Конституции РФ. Однако только первые два подпункта п.1 ст.7 ФЗ "Об исполнительном производстве"8 называют в качестве исполнительных документы, выдаваемые на основании судебных актов, а оставшиеся подпункты 3-8 относят к перечню подлежащих принудительному исполнению акты иных, несудебных органов. На практике противоречие исполнительного законодательства конституционным основам вызывает признание недействительными постановлений о возбуждении исполнительного производства по несудебным документам, например, по постановлениям Госторгинспекции и иных органов о привлечении виновных субъектов к штрафной ответственности.

     Порядок судебного санкционирования исполнительных действий обязательно должен быть предварительным и оформляться именно решением, а не постановлением или иным актом судебной власти, исходя из конституционной нормы о решении как единственном основании изъятия имущества гражданина.

     При законодательном закреплении процесса санкционирования исполнительных действий (отдельной главой в подразделе IV ГПК РФ "Особое производство") можно было бы взять то лучшее, что наработано судебной практикой по делам о принудительном психиатрическом освидетельствовании и принудительной госпитализации граждан в психиатрические лечебные учреждения. Процедура судебного санкционирования нашла свое отражение в процессуальном законодательстве только в главе 35 ГПК РФ 2002 года, и до недавнего времени судьи руководствовались в этом плане Законом РФ от 02.07.92 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"9. Однако за почти десятилетие своего действия данный Закон был достаточно апробирован судами, что позволило выявить некоторые положительные моменты, успешно применимые к процессу санкционирования судами любых принудительных действий, в том числе исполнительных, с учетом специфики последних.

     К таким моментам, в частности, можно  отнести:

     · сокращенные сроки как на обращение  с требованием о даче санкции, так и на рассмотрение судом вопроса о санкционировании;

     · ограниченный перечень лиц, которые  вправе выступать заявителями по данной категории дел;

     · отсутствие стадии подготовки дела к  судебному разбирательству;

     · неявка заинтересованных лиц не должна препятствовать судебному разбирательству дела о санкционировании;

     · упрощенная процедура проведения судебного  заседания;

     · немедленное исполнение принятого  судом решения при сохранении для заинтересованных лиц возможности  кассационного обжалования.

     Предлагаемый  вариант является лишь одним из возможных способов решения проблем судебного контроля в сфере исполнительных правоотношений, но, полагаю, наиболее предпочтительным и приемлемым для российской действительности. 

1.2 Дела, рассматриваемые  судом в порядке  особого производства.

В особом производстве рассматриваются дела:

     · об установлении фактов, имеющих юридическое  значение;

     · об усыновлении (удочерении) ребенка;

     · о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;

     · об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или лишении несовершеннолетнего  в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

     · об объявлении несовершеннолетнего  полностью дееспособным (эмансипации);

     · о признании движимой вещи бесхозяйной  и признании права муниципальной  собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;

     · о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);

     · о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар  и принудительном психиатрическом  освидетельствовании;

     · о внесении исправлений или изменений  в записи актов гражданского состояния;

     · по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;

     · по заявлениям о восстановлении утраченного  судебного производства.

     Дела, относящиеся к особому производству, различны. Приведенный перечень таких дел в ч. 1 статьи 262 ГПК РФ не является исчерпывающим. Согласно ч. 2 ст. 262 ГПК к рассмотрению в порядке особого производства федеральными законами могут быть отнесены и другие дела. Так, например, к особому производству в качестве самостоятельной категории дела можно отнести дела о признании гражданина дееспособным (п. 3 ст. 29 ГК, ч. 2 ст. 286 ГПК).

     Следует отметить, что перечень дел, рассматриваемых  судом в порядке особого производства, претерпел изменения по сравнению  с ранее действовавшим ГПК РСФСР (ст. 245). Это обусловлено наличием норм материального права и прежде всего ГК. В соответствии с ГК в гл. 27 ГПК введены новые институты10.

     Так, наличие п. 4 ст. 26 ГК предопределило включение в ГПК новой категории  дел об ограничении или лишении несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами. Для реализации правил ст. 27 ГК в комментируемую статью введена новая категория дел об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация), поскольку объявление несовершеннолетнего эмансипированным при отсутствии согласия родителей (одного из родителей), усыновителей или попечителя - прерогатива суда. Положения ст. 225, 226 ГК обусловили отнесение к рассмотрению в порядке особого производства дел о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь (гл. 33 ГПК).

     В соответствии со ст. 148 ГК претерпели существенные изменения положения о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам  на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство), что нашло свое отражение в главе 34 ГПК. Наличие норм материального права в Законе о психиатрической помощи вызвало включение в ГПК новой категории дел о принудительной госпитализации в психиатрический стационар и о принудительном психиатрическом освидетельствовании (гл. 35). Выделение в особое производство вышеназванных категорий дел представляется правильным. Как показывает судебная практика, такие дела судами рассматривались и ранее, однако отсутствие в законе прописанной процедуры их рассмотрения вызывало определенную сложность, неоднозначный подход судей к их рассмотрению. 

1.3 Порядок рассмотрения  и разрешения дел, рассматриваемых судом в порядке особого производства.

     Процессуальный  порядок рассмотрения данной категории  дел основывается на общих правилах искового производства, правилах особого  производства в целом и правилах, установленных для конкретной категории дел особого производства. Особое производство основано на общих принципах гражданского процесса, соответствующие дела проходят те же стадии гражданского процесса, что и остальные гражданские дела. На дела особого производства распространяются общие правила доказывания, ведения протоколов, вынесения судебных решений, пересмотра и т.п.

     Вместе  с тем в связи с бесспорным характером дел, рассматриваемых в  порядке особого производства, имеются  определенные процессуальные особенности  их рассмотрения.

     Для дел особого производства характерен специфический субъектный состав. В этом производстве нет сторон (истца и ответчика), отсутствуют третьи лица. Суд рассматривает их с участием заявителей и других заинтересованных лиц11.

     Привлечение в процесс участников по делам особого производства происходит по просьбе заявителя, по инициативе суда или заинтересованного лица.

     Лицо, в интересах которого возбуждается дело особого производства, называется заявителем. В качестве заявителей могут выступать как граждане, так и юридические лица или их представители. Например, это может быть гражданин, для которого устанавливаемый факт порождает определенные права; члены семьи гражданина, признаваемого ограниченно дееспособным; граждане или организации из числа лиц, участвующих в деле, материалы судебного производства по которому утрачены, и т.д.

     Комментируемый  ГПК ввел новые виды дел особого  производства, и соответственно появились  новые лица, имеющие право обратиться в суд в качестве заявителей. Так, в соответствии со ст. 306 ГПК врач-психиатр может обратиться в суд с заявлением о принудительном психиатрическом освидетельствовании гражданина.

     Заявители являются лицами, участвующими в деле (ст. 34). Поэтому они наделены правами  и обязанностями лиц, участвующих  в деле (ст. 35). В связи с отсутствием спора о праве невозможно применение типично исковых институтов - признание иска и отказ от иска, мировое соглашение, встречный иск и т.д.

     К участию в делах особого производства привлекаются заинтересованные лица. К "другим заинтересованным лицам" относятся все лица, чьи права и законные интересы будут затронуты состоявшимся по делу решением. Часть 2 статьи 263 ГПК РФ дала отдельным авторам основание для широкого понимания понятия "заинтересованные лица" - это лица, имеющие прямую материально-правовую заинтересованность в деле; лица, на которых возлагается обязанность реализовать право, подтвержденное установленным фактом; прокурор; органы опеки и попечительства в тех случаях, когда закон обязывает их участвовать в рассмотрении отдельных категорий дел12. Представляется, что данный подход спорен, поскольку к одной категории субъектов отнесены участники судопроизводства, выполняющие различные процессуальные функции. Кроме того, ст. 34 ГПК в перечне лиц, участвующих в деле, указывает заинтересованных лиц наряду с иными субъектами процесса. Часть 2 ст. 263 регламентирует, что дела особого производства суд рассматривает с участием заявителей и заинтересованных лиц. Редакция ч. 2 комментируемой статьи дает основание для вывода, что заявители и заинтересованные лица являются участниками особого производства наряду с другими субъектами процесса. Поэтому представляется целесообразным понимать под заинтересованными лицами только тех лиц, чьи материально-правовые интересы может затронуть решение.

     В качестве заинтересованных лиц привлекаются органы записи актов гражданского состояния, отказавшие внести исправления в произведенную запись (ст. 307), государственный нотариус или нотариус, занимающийся частной практикой, совершивший нотариальное действие или отказавший в его совершении (ст. 310), держатель документа на предъявителя по делам вызывного производства (ст. 279), гражданин, в отношении которого решается вопрос об ограничении дееспособности или признании его недееспособным (гл. 31); родители (родитель) по делам об установлении усыновления (удочерения) (гл. 29) и др.

Информация о работе Особое производство понятие,признаки особенности