Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:47, реферат
Первым из них является то, к какой категории относится данное лицо — к гражданам, иностранцам или лицам без гражданства. Причем иностранцы и апатриды даже формально не приравнены к гражданам в целом в отношении какой-либо части прав и свобод. Конституционное регулирование основ статуса иностранцев содержится, как отмечалось, в гл. 1 "Общие положения", и этот законодательно-технический прием обеспечивает то, что с точки зрения организации текста Конституции правовой статус иностранцев никаким образом не пересекается с правовым статусом граждан.
1. Общая характеристика конституционных прав, свобод и обязанностей 3
2. Китайское гражданство и режим иностранцев 6
3. Политические права, свободы и обязанности 9
4. Гражданские (личные) права, свободы и обязанности 11
5. Экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности 15
6. Конституционные гарантии прав и свобод 17
Заключение 19
Литература: 21
Право собственности
в Конституции КНР имеет
Обращает также на себя внимание дважды обозначенный в части первой ст. 13 Конституции "законный характер" собственности граждан, что говорит о том большом значении, какое этому придается. Во второй части этой статьи устанавливается, что "государство, согласно закону, охраняет право граждан на наследование частной собственности".
В этой же главе
тем не менее имеется и статья, прямо говорящая
об экономических правах, адресованных
трудящимся. В части первой ст. 8 Конституции
записано следующее положение: "Трудящиеся,
участвующие в сельских коллективных
хозяйственных организациях, имеют право
в пределах, установленных законом, хозяйствовать
на приусадебных земельных участках и
выделенных в личное пользование горных
участках, заниматься домашним промыслом
и разводить собственный скот".
В Конституции КНР, как это характерно для социалистического "конституционализма" вообще, особое внимание уделено именно "материальным", а не юридическим гарантиям прав и свобод, причем, как уже указывалось, эти гарантии связаны прежде всего с деятельностью государства. На это прямо указывают формулировки статей Конституции, провозглашающих права и свободы. Так, в части третьей ст. 36 говорится, что "государство охраняет нормальное отправление религии", в части второй ст. 42 — что "государство различными путями создает условия для трудоустройства..." и т. д.
Ряд статей, посвященных
правам и свободам, содержит отсылки
к закону: так, согласно ст. 40 "свобода
и тайна переписки граждан
Китайской Народной Республики охраняются
законом". Упоминания о законе встречаются
в ст. 37, 39, 40, 41, 55, 56, причем в одних
случаях закон призван
Специальной нормы, посвященной праву на судебное обжалование административных решений в Конституции КНР нет, однако это право можно при желании вывести из содержащегося в ст. 41 Конституции более общего права на обращение в государственные органы с жалобами, обвинениями или заявлениями. Кроме того, ст. 3 Закона КНР об организации народных судов 1979 г. относит к задачам судов "охрану личных свобод, демократических и иных прав граждан" и тем самым прямо указывает на суд как на одну из гарантий обеспечения прав и свобод. Закон о пересмотре административных действий 1999 г. предусмотрел, что такой пересмотр осуществляется по заявлениям граждан, юридических лиц и иных организаций специализированными подразделениями административных органов. В случае несогласия лица с решением такого подразделения допускается обращение с административным иском в народный суд, кроме случаев, когда решения административных органов считаются согласно законодательству окончательными.
Все же в некоторых статьях Конституции содержатся непосредственные юридические гарантии прав и свобод. Так, свобода личности гарантируется в ст. 37 следующими положениями ее частей второй и третьей:
"Никто из
граждан не может быть
Запрещается лишать граждан свободы личности или ограничивать ее незаконным заключением под стражу или другими незаконными действиями; запрещается незаконный обыск граждан".
В ст. 39 неприкосновенность
жилища гарантируется запрещением
незаконного обыска или незаконного
вторжения в жилище граждан. В
ст. 40 свобода и тайна переписки
граждан гарантируются
Что же касается других институциональных гарантий, то такие институты, как конституционный суд или уполномоченный по правам человека, концепция социалистического общества в КНР в настоящее время не предусматривает.
Для конституции КНР характерно довольно подробное регулирование обязанностей граждан. К ним относятся: обязан-ность защищать единство государства и сплоченность всех национальностей страны; соблюдать конституцию и законы; хра-нить государственную тайну; беречь общественную собственность, соблюдать трудовую дисциплину и общественный порядок, уважать нормы общественной морали, охранять безопасность, честь и интересы родины, защищать отечество и отражать агрессию, платить налоги, а также соотнесенные и сформулированные с правом на труд и образование обязанности трудиться и учиться. Как видно из данного перечня, большая часть этих обязанностей носит ярко выраженный социалистический характер и отражает соответствующие реалии (например, обязанность трудиться или соблюдать трудовую дисциплину), а обязанность “отражать агрессию” является также конституционным воплощением учения Мао Цзэдуна о врагах.
В китайской литературе дается иная трактовка правового статуса личности в КНР. Обычно подчеркивается, что при оценке положения с правами человека в КНР нужно учитывать историю и действительность в этой стране; часто встречается и апелляция к представлениям китайского народа, которые и воплощены в законодательстве (в данном случае о роли партии не упоминается. КПК как бы отступает в тень, а правовой статус личности выступает как реализация интересов только народа): "У китайского народа сложились свои представления о правах человека, эти представления вытекают из исторических условий и конкретных реалий страны, основываются на длительном опыте. В соответствии с этими представлениями в Китае были разработаны соответствующие законы и политические установки" .
С официальной точки зрения три характерные черты отличают правовой статус личности в КНР: 1) широкий охват населения ("Права человека являются ни достоянием меньшинства, ни отдельных классов и прослоек, а всех граждан Китая"); 2) справедливость ("В условиях социалистического строя, установленного в КНР, упразднена эксплуатация, ликвидированы эксплуататорские классы. Пользование гражданскими правами не встречает ограничений, связанных с имущественным положением, национальной и расовой принадлежностью, положением, родом занятий, социальным происхождением, вероисповеданием, образовательным цензом, оседлостью и др. Все граждане общества пользуются равными правами"); 3) реальность ("Права, которыми пользуются граждане в реальной жизни, идентичны тем, которые записаны в конституции и законах") . Даже оставив на совести авторов последнее высказывание, нельзя не отметить, что то, что выдается за особенности правового статуса личности в КНР является общепризнанными нормами и страны, в которых они не признаются, составляют редкое исключение.
Иерархия жизненных ценностей рядового китайца и иерархия конституционных прав и свобод также существенно отлича-ются. Перечень прав и свобод в конституции КНР открывается избирательными правами, потом идет ряд других политических свобод (свобода слова, печати, собраний и т.д.), свобода вероисповедания, затем свобода личности, неприкосновенность чести и достоинства граждан. Однако, как отмечалось в российской литературе, политические свободы являются приоритетными скорее для интеллигенции, чем для основной массы граждан КНР. Традиционное сознание ставит на первое место право на жизнь и здоровье, право на имя (древнее по происхождению право, основанное на понимании имени как судьбы) и право на собственное изображение .