Особенности конституционно-правового статуса личности в Китайской Народной Республике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:47, реферат

Описание работы

Первым из них является то, к какой категории относится данное лицо — к гражданам, иностранцам или лицам без гражданства. Причем иностранцы и апатриды даже формально не приравнены к гражданам в целом в отношении какой-либо части прав и свобод. Конституционное регулирование основ статуса иностранцев содержится, как отмечалось, в гл. 1 "Общие положения", и этот законодательно-технический прием обеспечивает то, что с точки зрения организации текста Конституции правовой статус иностранцев никаким образом не пересекается с правовым статусом граждан.

Содержание

1. Общая характеристика конституционных прав, свобод и обязанностей 3
2. Китайское гражданство и режим иностранцев 6
3. Политические права, свободы и обязанности 9
4. Гражданские (личные) права, свободы и обязанности 11
5. Экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности 15
6. Конституционные гарантии прав и свобод 17
Заключение 19
Литература: 21

Работа содержит 1 файл

СУРС - КПЗС.docx

— 49.25 Кб (Скачать)

Право собственности  в Конституции КНР имеет своеобразное регулирование. Прежде всего в гл. II "Основные права и обязанности граждан" о данном праве не упоминается, а в гл. I "Общие положения" говорится о гарантиях права собственности. Включение статей о собственности в главу "Общие положения" показывает, что для законодателя важно право собственности не как часть правового статуса граждан, а как элемент экономической системы, и главная задача дан­ных норм — определение места личной и частной собственности в социалистическом экономическом механизме. На это прямо указывает формулировка некоторых положений ст. 11 в редакции 1988 и 1999 гг.: "Необщественный сектор экономики, включающий индивидуальные и частные хозяйства, которые ведут дела в установленных законом пределах, является важной составляющей социалистической рыночной экономики" (часть первая); "Государство охраняет законные права и интересы частных хозяйств и направляет их деятельность, осуществляет наблюдение и контроль в отношении индивидуальных и частных хозяйств" (часть третья).

Обращает также  на себя внимание дважды обозначенный в части первой ст. 13 Конституции "законный характер" собственности  граждан, что говорит о том  большом значении, какое этому  придается. Во второй части этой статьи устанавливается, что "государство, согласно закону, охраняет право граждан  на наследование частной собственности".

В этой же главе тем не менее имеется и статья, прямо говорящая об экономических правах, адресованных трудящимся. В части первой ст. 8 Конституции записано следующее положение: "Трудящиеся, участвующие в сельских коллективных хозяйственных организациях, имеют право в пределах, установленных законом, хозяйствовать на приусадебных земельных участках и выделенных в личное пользование горных участках, заниматься домашним промыслом и разводить собственный скот". 

 

6. Конституционные  гарантии прав  и свобод

В Конституции  КНР, как это характерно для социалистического "конституционализма" вообще, особое внимание уделено именно "материальным", а не юридическим гарантиям прав и свобод, причем, как уже указывалось, эти гарантии связаны прежде всего с деятельностью государства. На это прямо указывают формулировки статей Конституции, провозглашающих права и свободы. Так, в части третьей ст. 36 говорится, что "государство охраняет нормальное отправление рели­гии", в части второй ст. 42 — что "государство различными путями создает условия для трудоустройства..." и т. д.

Ряд статей, посвященных  правам и свободам, содержит отсылки  к закону: так, согласно ст. 40 "свобода  и тайна переписки граждан  Китайской Народной Республики охраняются законом". Упоминания о законе встречаются  в ст. 37, 39, 40, 41, 55, 56, причем в одних  случаях закон призван конкретизировать осуществление права или свободы, а в других — урегулировать  порядок их ограничения. Указания законодателю относительно содержания будущего законодательного регулирования в Конституции  не даются, и руки у него во многом развязаны.

Специальной нормы, посвященной праву на судебное обжалование  административных решений в Конституции  КНР нет, однако это право можно  при желании вывести из содержащегося  в ст. 41 Конституции более общего права на обращение в государственные  органы с жалобами, обвинениями или  заявлениями. Кроме того, ст. 3 Закона КНР об организации народных судов 1979 г. относит к задачам судов "охрану личных свобод, демократических  и иных прав граждан" и тем самым  прямо указывает на суд как  на одну из гарантий обеспечения прав и свобод. Закон о пересмотре административных действий 1999 г. предусмотрел, что такой  пересмотр осуществ­ляется по заявлениям граждан, юридических лиц и иных организаций специализированными подразделениями административных органов. В случае несогласия лица с решением такого подразделения допускается обращение с административным иском в народный суд, кроме случаев, когда решения административных органов считаются согласно законодательству окончательными.

Все же в некоторых  статьях Конституции содержатся непосредственные юридические гарантии прав и свобод. Так, свобода личности гарантируется в ст. 37 следующими положениями ее частей второй и третьей:

"Никто из  граждан не может быть подвергнут  аресту иначе, как органами  общественной безопасности с  санкции или по постановлению  народной прокуратуры или по  постановлению народного суда.

Запрещается лишать граждан свободы личности или  ограничивать ее незаконным заключением  под стражу или другими незаконными  действиями; запрещается незаконный обыск граждан".

В ст. 39 неприкосновенность жилища гарантируется запрещением  незаконного обыска или незаконного  вторжения в жилище граждан. В  ст. 40 свобода и тайна переписки  граждан гарантируются следующим  положением: "Никакие организации  или отдельные лица ни под каким предлогом не могут препятствовать свободе и тайне переписки граждан, за исключением случаев, когда в интересах государственной безопасности или в целях расследования уголовного дела органы общественной безопасности или органы прокуратуры в порядке, установленном законом, осуществляют проверку переписки". В части второй ст. 41, провозглашающей право на обращение в государственные органы, соответствующие государственные органы обязываются рассматривать обращения путем проверки фактов и несут ответственность за их разрешение, причем "никто не может оказывать давление на граждан и мстить им". Выше мы уже упоминали о предусмотренном частью третьей этой статьи праве граждан на компенсацию в случае нарушения их прав государственными органами или государственными служащими.

Что же касается других институциональных гарантий, то такие институты, как конституционный  суд или уполномоченный по правам человека, концепция социалистического  общества в КНР в настоящее  время не предусматривает.

 

Заключение

Для конституции  КНР характерно довольно подробное  регулирование обязанностей граждан. К ним относятся: обязан-ность защищать единство государства и сплоченность всех национальностей страны; соблюдать конституцию и законы; хра-нить государственную тайну; беречь общественную собственность, соблюдать трудовую дисциплину и общественный порядок, уважать нормы общественной морали, охранять безопасность, честь и интересы родины, защищать отечество и отражать агрессию, платить налоги, а также соотнесенные и сформулированные с правом на труд и образование обязанности трудиться и учиться. Как видно из данного перечня, большая часть этих обязанностей носит ярко выраженный социалистический характер и отражает соответствующие реалии (например, обязанность трудиться или соблюдать трудовую дисциплину), а обязанность “отражать агрессию” является также конституционным воплощением учения Мао Цзэдуна о врагах.

В китайской  литературе дается иная трактовка правового  статуса личности в КНР. Обычно подчеркивается, что при оценке положения с правами человека в КНР нужно учитывать историю и действительность в этой стране; часто встречается и апелляция к представлениям китайского народа, которые и воплощены в законодательстве (в данном случае о роли партии не упоминается. КПК как бы отступает в тень, а правовой статус личности выступает как реализация интересов только народа): "У китайского народа сложились свои представления о правах человека, эти представления вытекают из исторических условий и конкретных реалий страны, основываются на длительном опыте. В соответствии с этими представлениями в Китае были разработаны соответствующие законы и политические установки" .

С официальной  точки зрения три характерные  черты отличают правовой статус личности в КНР: 1) широкий охват населения ("Права человека являются ни достоянием меньшинства, ни отдельных классов  и прослоек, а всех граждан Китая"); 2) справедливость ("В условиях социалистического  строя, установленного в КНР, упразднена эксплуатация, ликвидированы эксплуататорские классы. Пользование гражданскими правами не встречает ограничений, связанных с имущественным положением, национальной и расовой принадлежностью, положением, родом занятий, социальным происхождением, вероисповеданием, образовательным цензом, оседлостью и др. Все граждане общества пользуются равными правами"); 3) реальность ("Права, которыми пользуются граждане в реальной жизни, идентичны тем, которые записаны в конституции и законах") . Даже оставив на совести авторов последнее высказывание, нельзя не отметить, что то, что выдается за особенности правового статуса личности в КНР является общепризнанными нормами и страны, в которых они не признаются, составляют редкое исключение.

Иерархия жизненных  ценностей рядового китайца и  иерархия конституционных прав и  свобод также существенно отлича-ются. Перечень прав и свобод в конституции КНР открывается избирательными правами, потом идет ряд других политических свобод (свобода слова, печати, собраний и т.д.), свобода вероисповедания, затем свобода личности, неприкосновенность чести и достоинства граждан. Однако, как отмечалось в российской литературе, политические свободы являются приоритетными скорее для интеллигенции, чем для основной массы граждан КНР. Традиционное сознание ставит на первое место право на жизнь и здоровье, право на имя (древнее по происхождению право, основанное на понимании имени как судьбы) и право на собственное изображение .

 

Литература:

  1. Права человека в Китае. Пекин, 1991. С. III.
  2. Бергер Я.  «Права человека в Китае: всеобщность и специфика» // Проблемы Дальнего Востока. 1993. № 3. С. 35—39.
  3. Лю Сумей, Румянцев Е. Н. Китай, каким я его знаю. М., 1999. С. 95.
  4. Овчинников В.В. «Китай: что стоит за запретом сообщества "Фалунь"?» // Российская газета. 1999. 2 сент.
  5. Китайская Народная Республика. Конституция и законодательные акты. М., 1984. С. 358.
  6. Проблемы Дальнего Востока. 1996. № 4. С. 35.

Информация о работе Особенности конституционно-правового статуса личности в Китайской Народной Республике