Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:47, реферат
Первым из них является то, к какой категории относится данное лицо — к гражданам, иностранцам или лицам без гражданства. Причем иностранцы и апатриды даже формально не приравнены к гражданам в целом в отношении какой-либо части прав и свобод. Конституционное регулирование основ статуса иностранцев содержится, как отмечалось, в гл. 1 "Общие положения", и этот законодательно-технический прием обеспечивает то, что с точки зрения организации текста Конституции правовой статус иностранцев никаким образом не пересекается с правовым статусом граждан.
1. Общая характеристика конституционных прав, свобод и обязанностей 3
2. Китайское гражданство и режим иностранцев 6
3. Политические права, свободы и обязанности 9
4. Гражданские (личные) права, свободы и обязанности 11
5. Экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности 15
6. Конституционные гарантии прав и свобод 17
Заключение 19
Литература: 21
Особенности
конституционно-правового
Оглавление
1. Общая характеристика конституционных прав, свобод и обязанностей 3
2. Китайское гражданство и режим иностранцев 6
3. Политические права, свободы и обязанности 9
4. Гражданские (личные) права, свободы и обязанности 11
5. Экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности 15
6. Конституционные гарантии прав и свобод 17
Заключение 19
Литература: 21
Правовой статус человека в КНР зависит от двух обстоятельств.
Первым из них
является то, к какой категории
относится данное лицо — к гражданам,
иностранцам или лицам без
гражданства. Причем иностранцы и апатриды
даже формально не приравнены к гражданам
в целом в отношении какой-либо
части прав и свобод. Конституционное
регулирование основ статуса
иностранцев содержится, как отмечалось,
в гл. 1 "Общие положения", и
этот законодательно-технический
Вторым важным
обстоятельством для
Конституционное регулирование прав и свобод в КНР отличается рядом особенностей как по сравнению с западными конституциями (что вполне понятно), так и по сравнению с классической социалистической моделью. Можно выявить следующие особенности:
Необходимо отметить, что в китайской литературе дается иная по сравнению с общепринятой трактовка правового статуса человека в КНР. Обычно подчеркивается, что при оценке положения с правами человека в КНР нужно учитывать историю и реальности этой страны, часто встречается и апелляция к представлениям китайского народа, которые и воплощены в законодательстве (в данном случае о роли Коммунистической партии не упоминается, КПК как бы отходит в тень, а правовой статус человека выступает как реализация интересов только народа): "У китайского народа сложились свои представления о правах человека, эти представления вытекают из исторических условий и конкретных реалий страны, основываются на длительном опыте. В соответствии с этими представлениями в Китае были разработаны соответствующие законы и политические установки".
С официальной точки зрения три характерные черты отличают правовой статус человека в КНР: 1) широкий охват населения ("права человека являются достоянием не меньшинства, не отдельных классов и прослоек, а всех граждан Китая"); 2) справедливость ("в условиях социалистического строя, установленного в КНР, упразднена эксплуатация, ликвидированы эксплуататорские классы. Пользование гражданскими правами не встречает ограничений, связанных с имущественным положением, национальной и расовой принадлежностью, положением, родом занятий, социальным происхождением, вероисповеданием, образовательным цензом, оседлостью и др. Все граждане общества пользуются равными правами"); 3) реальность ("права, которыми пользуются граждане в реальной жизни, идентичны тем, которые записаны в Конституции и законах"). Даже оставив на совести авторов последнее высказывание, нельзя не отметить, что то, что выдается за характерные черты правового статуса человека в КНР, является общепризнанными нормами, и страны, в которых они не признаются, представляют собой редкое исключение.
Иерархия жизненных
ценностей рядового китайца и
иерархия конституционных прав и
свобод также существенно отличаются.
Перечень прав и свобод в Конституции
КНР открывается избирательными
правами, потом идет ряд других политических
свобод (свобода слова, печати, собраний
и т. д.), свобода вероисповедания,
затем свобода личности, неприкосновенность
чести и достоинства граждан.
Однако, как отмечалось в российской
литературе, политические свободы являются
приоритетными скорее для интеллигенции,
чем для основной массы граждан
КНР. Традиционное сознание ставит на
первое место право на жизнь и
здоровье, право на имя (древнее по
происхождению право, основанное на
традиционном для китайского менталитета
понимании имени как судьбы) и
право на собственное изображение.
Конституция 1982 г. — первая конституция социалистического периода, в которой употребляется термин "гражданство". Часть первая ст. 33 Конституции КНР 1982 г. гласит: "Все лица, имеющие гражданство Китайской Народной Республики, являются гражданами Китайской Народной Республики". На первый взгляд эта формула — типичный "круг в определении" и не несет никакого содержания, но это не так, по крайней мере для китайцев. Долго не появлявшееся на конституционном уровне определение гражданства КНР, которое в силу этого может показаться результатом длительных поисков законодателем наиболее удачного решения проблемы, почти дословно воспроизводит норму Конституции 1946 г., согласно ст. 4 которой "лица, имеющие гражданство Китайской Республики, являются гражданами Китайской Республики".
Порядок приобретения, утраты гражданства и восстановления в гражданстве регулируется Законом о гражданстве 1980 г. Китайскими гражданами считаются:
Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть приняты в гражданство КНР. Для этого они должны "проявить готовность соблюдать Конституцию и законы страны" и отвечать одному из нижеследующих условий: иметь близких родственников среди китайских граждан, постоянно проживать в КНР или иметь иные надлежащие основания (какие именно, закон не оговаривает; видимо, это отнесено на усмотрение администрации).
Двойное гражданство за китайскими гражданами не признается. За лицами, которые приобрели китайское гражданство, иностранное гражданство не сохраняется. Соответственно китайские граждане, постоянно проживающие на территории другой страны, в случае добровольного приобретения ими иностранного гражданства утрачивают китайское гражданство. Аналогичный порядок действует при восстановлении в гражданстве.
Китайские граждане
могут выйти из китайского гражданства
после возбуждения
Законом о гражданстве
предусмотрена возможность
За лиц, не достигших 18-летнего возраста, по вопросам приобретения китайского гражданства, выхода из него и восстановления в нем ходатайствуют их родители или другие законные представители.
Закон говорит о подаче ходатайств "в установленном законом порядке", однако этот порядок оказался за рамками данного закона, так же как и сроки рассмотрения ходатайств, порядок обжалования решений и многие другие важные процедурные вопросы. Ходатайства по поводу гражданства принимаются на территории страны городскими и уездными управлениями общественной безопасности по месту жительства заявителя, а за пределами страны — дипломатическими и консульскими представителями КНР. Ходатайство рассматривается Министерством общественной безопасности, которое после удовлетворения ходатайства выдает соответствующее свидетельство.
Следует отметить,
что в КНР по отношению к
нежелательным гражданам
В Конституции КНР содержится целый ряд норм, посвященных китайцам, проживающим за границей. Прежде всего это ст. 50, которая гласит: "Китайская Народная Республика охраняет надлежащие права и интересы китайских граждан, проживающих за границей, законные права и интересы китайцев-репатриантов и родственников проживающих за границей китайцев". Кроме того, в статьях о правовом статусе ВСНП и Государственного совета также имеется упоминание о данной категории лиц: в соответствии со ст. 70 ВСНП создает специальную комиссию по делам китайских граждан, проживающих за границей, а согласно п. 12 ст. 89 Государственный совет "охраняет надлежащие права и интересы китайских граждан, проживающих за границей, охраняет права и законные интересы китайцев-репатриантов и родственников проживающих за границей китайцев".
КНР может предоставить право убежища иностранцам, вынужденным эмигрировать по политическим причинам (часть вторая ст. 32 Конституции).
Основы режима
иностранцев определены в части
первой ст. 32 Конституции, согласно которой
КНР охраняет законные права и
интересы иностранцев, находящихся
в Китае, а эти иностранцы, в
свою очередь, должны соблюдать законы
КНР. В Конституции КНР также
регулируются основы правового статуса
иностранных предприятий и