Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:44, реферат
Целью настоящей курсовой работы является исследование основных аспектов организации суда судебной власти в Российской Федерации.
Введение 3
Глава 1. Основы судебной власти в РФ 5
1.1. Понятие и основные признаки судебной власти 5
1.2. Судебная система – форма проявления функций судебной власти 10
Глава 2. Особенности организации судебной власти в РФ 19
2.1.Принципы организации работы судов в России 19
2.2. Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции. Судебный департамент 28
Заключение 35
Библиография 36
Иными словами, вся организационная сторона деятельности судов общей юрисдикции сегодня должна осуществляться работниками Департамента разного уровня, в связи с чем необходимо кратко охарактеризовать порядок назначения на должности хотя бы ключевых фигур. Генеральный директор Департамента назначается и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ, заместители Генерального директора, так же Председателем Верховного Суда, но единолично и на основании представления Генерального директора Департамента. Начальник управления (отдела) департамента в субъекте Федерации назначается и освобождается от должности Генеральным директором Департамента по согласованию с председателем суда областного уровня соответствующего субъекта Российской Федерации, а также соответствующим советом судей и органами государственной власти, причем в порядке, установленном законом субъекта Федерации57. Заместители начальника управления (отдела) Департамента назначаются и освобождаются от должности по его представлению Генеральным директором. Администратор суда областного уровня назначается и освобождается от должности начальником главного управления организационно-правового обеспечения Департамента по представлению председателя соответствующего суда, а администратор районного суда - начальником управления (отдела) Департамента в субъекте Федерации по представлению председателя соответствующего районного суда. Администраторы судов являются работниками Департамента, но в силу законодательной модели (причем вполне оправданно) администратор подчиняется как начальнику управления (отдела) департамента в субъекте Федерации, так и председателю соответствующего суда.
Такая организационная модель свидетельствует о чрезвычайной централизации и бюрократизации органа, что особенно ярко проявляется в "вытягивании" на более высокий уровень по вертикали полномочий по организационному обеспечению судов. Согласно действующему закону все вопросы областного уровня решаются в центральном аппарате, районного - на уровне субъекта Федерации. Еще более сомнительным представляется учреждение института администраторов суда. Двойственность правового статуса администратора, неопределенность его правовых связей с аппаратом суда, потребность преобразовывать каждое свое решение в отношении сотрудников суда в решения председателя суда и т. п. лежат на поверхности и, очевидно, должны привести к сложностям в реализации организационной модели. Как свидетельствует В. Дробышев, заместитель начальника Главного управления Департамента, анализ деятельности администраторов судов58 высветил именно этот ряд проблем59. Абсолютно логичным представляется предложение, высказанное им, об изменении Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" в части правового статуса администратора суда и перевода этой фигуры в аппарат суда, с одной стороны, и прямом подчинении председателю суда, с другой стороны. Именно поэтому думается, что, несмотря на приведенные выше положительные оценки законодательного решения вопроса об организационной модели обеспечения судов общей юрисдикции, они несколько завышены, а само решение не оптимально.
Есть и иные претензии к Закону, но они скорее относятся к сферам конституционного и административного права, поэтому оставим их за рамками настоящего исследования. Отметим лишь, что еще на стадии подготовки проекта названного Закона неоднократно высказывались аналогичные упомянутым и иные замечания и предложения, отвергнутые его разработчиками.
Многостороннее исследование организации судебной власти в России позволяет сделать вывод, что молодая судебная власть, рожденная 12 декабря 1993 г. в результате проведенного референдума по принятию Конституции Российской Федерации, состоялась как власть и продолжает развиваться.
Принято около 300 законов, регламентирующих деятельность самой судебной власти и позволяющих успешно разрешать вопросы, входящие в ее компетенцию.
Открытый доступ к статистическим данным о работе органов судебной власти и складывающейся практике применения законов, ежегодно публикуемым в официальных юридических изданиях, способствует прозрачности и понятности деятельности судов для населения.
Предпринятое исследование позволило дать определение судебной власти, выявить ее как функцию государства, реализуемую через суды, объединенные в единую судебную систему России. Установлено, что в судах эту функцию осуществляют носители судебной власти - судьи, законная деятельность которых в рамках компетенции гарантируется и обеспечивается конституционными принципами.
В курсовом исследовании показано место, соотношение и взаимосвязи судебной власти с двумя другими ветвями власти, роль судебной власти как уравновешивающего начала в отношениях гражданина с государством.
Однако исследовательский
потенциал рассматриваемых
Нормативные акты
Научная литература
1 Кони А.Ф. Избранные произведения.-М.1980.-С.62
2Петрухин И.Л. Проблемы судебной власти в современной России// Государство и право. 2000. № .7- С. 15; Власов А. А. Проблемы эффективности и доступности правосудия в России // Государство и право. - 2004. - N 2. - С. 13; Костров Г. К. Как правосудию стать правосудным? // Журнал российского права. - 2004. - N 10. - С. 3;
3 Фойницкий И Я. Курс уголовного судопроизводства. Т. 1. СПб., 1996.- С. 158.
4 Дмитриев Ю.А., Черемных Г.Г. Судебная власть в механизме разделения властей и защите прав и свобод человека // Гос. и право. 1997. № 8.-С. 48.
5 Познышев С.В. Элементарный учебник русского уголовного процесса. М., 1913.-С. 87-88.
6 Общая теория государства и права / Под ред. В.В.Лазарева. М.. 2007.-С. 284.
7 Правоохранительные органы Российской федерации / Под ред. В.П. Божьева. М., 2007.-С. 33.
8 Фойницкий И.Я. Указ. соч. Т. 1.-С. 8.
9 ст. 118 Конституции РФ
10 См.: Чиркин В.Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты // Сов. гос. и право. 1990. № 8.-С. 9.
11 См.: Шейфер СЛ. Понятие и взаимоотношения судебной, прокурорской и следственной властей // В кн.: Уголовная ответственность: основания и порядок реализации. Самара, 1991.-С. 59.
12 См.: Кобликов А. Судебная власть и процессуальные гарантии // Вестник Верховного Суда СССР. 1991. № 8.-С. 26.
13 Ржевский ВА.. Чепурнова Н.М. Указ. соч.-С. 96.
14 Скитович В.В. Судебная власть как системное образование // Правоведение. 1997. № 1.-С. 150.
15 Закон о Судебной системе. Ст.1, ч 1.
16 Всеобщая Декларация Прав человека Ст. 10.
17 Закон о Судебной системе ст. 1
18 Закон о Судебной системе ст. 5 ч. 1 и 2
19 Конституция РФ ст. 118,
20 Закон о Судебной системе ст. 5. ч. 1, 2
21 Закон о Конституционном Суде ст. 106
22 Лазарева В. А. Судебная защита В уголовном процессе РФ: проблемы теории и практики / Автореф. дис.... докт. юрид. наук. М.. 2000.-С. 16.
23 Лазарева В. А. Судебная власть и ее реализация в уголовном процессе. Самара.2004.-С. 32.
24 Шейфер С. А., Яблоков В. А. Понятие судебной власти и ее функции //В сб.: Проблемы судебно-правовой реформы в России. История и современность. Самара.2000.-С. 198.
25 Ржевский В.А., Чепурнова Н.М. Судебная власть в Российской Федерации. Конституционные основы организации и деятельности.-М.2007.-С. 96-98.
26 Ржевский В.А., Чепурнова Н.М. Судебная власть в Российской Федерации. Конституционные основы организации и деятельности.-М.2007.-С. 110
27 Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996г. №1 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации с изменениями от 15 декабря 2001г.//Российская газета.2001.20 декабря.
28 Клеандров М.И. Судья — центральное звено судебной системы. -М, 2004.-С. 5—7.
29 Разумов С.Л. Понятие судебной системы. В кн: Судебная система России. - М., 2000.-С. 119.
30 Клеандров М.И. Судья — центральное звено судебной системы. -М, 2004.-С. 7-8.
31 Лебедев В.М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. — М., 2007.-С. 234
32 Гаджиев Г. А. Структура и механизм судебной власти.-М.:Профобразование. 2007.-С.34
33 СЗ РФ. 1998. №2. Ст. 223. ( в ред. Федеральных законов от 27.102003 № 133-ФЗ, от 30.11.2004 № 143 ФЗ)
34 СЗ РФ. 1999. №26. Ст. 3170.
35 СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.
36 СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1455; 1998. № 30. Ст. 3613; 2000. № 10. Ст. 1067; 2001. N4 49. Ст. 4566.
37 Комментарий к законодательству о судебной власти в Российской Федерации.- М., 2004.-С. 273
38 Несколько дальше авторы указанной работы включают в понятие организационного обеспечения деятельности суда применительно к Конституционному Суду РФ выделенные нами направления деятельности, например мероприятия по обеспечению безопасности судей (с. 274).
39 Комментарий к Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации". М., 1998.-С. 147.
40 С 1972 г. согласно постановлению СМ СССР № 194 от 21 марта 1972 г. "Об утверждении Положении о Министерстве юстиции СССР".
41 Гаджиев Г. А. Структура и механизм судебной власти.-М.:Профобразование. 2007.-С.19-20
42 К чему обычно и сводится критика существовавших моделей обеспечения. См. например: Комментарий к Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации". С. 147-148; Настольная книга судьи. Введение в профессию. М., 2000. С. 36; Судоустройство и правоохранительные органы Российской Федерации. М., 2000. С. 139-140 и др.
43 Изварина А.В. Судебная власть.-Ростов-на-Дону: Из-во СКНЦ ВШ, 2003.-С.135
44 Алексеева Л.Б., Андреев В.И. и др. Настольная книга судьи. Введение в профессию.-М.,2000.-С.40
45 ч. 2 ст. 21 Закона о судебной системе РФ
46 За исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в пункте 3 статьи 30 УПК РФ
47 Например, ст. 105ч. 2 -убийство с отягчающими обстоятельствами, ст. 126 ч. 3 - похищение человека, совершенное группой лиц, повлекшее по неосторожности смерть или иные тяжкие последствия, ст. 304—провокация взятки либо коммерческого подкупа и др.
48 Ершов В.В. и др. Судебная система. М., 2000.-С. 186, 190.
49 Гаджиев Г. А. Структура и механизм судебной власти.-М.:Профобразование. 2007.-С.143
50 Данный орган также обеспечивает деятельность всех органов судейского сообщества России (ч. 1 ст. 1 Закона о Судебном департаменте).
51 Некоторые сомнения вызывал правовой статус этого органа, но, как справедливо отмечают авторы Комментария к Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации" (М., 1998. С. 149), данный орган, несомненно, является частью судебной системы РФ, хотя и не обладает полномочиями по осуществлению правосудия.