Организация осуществления президентской власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:16, реферат

Описание работы

В современное время при обсуждении вопросов власти речь идет, прежде всего, о власти в человеческом коллективе. Всякая власть такого рода обычно определяется как способность (употребляемая или нет в данный момент) путем какого-либо воздействия, связанного с волевыми, психическими моментами, обеспечить желаемое поведение определенного лица, коллектива, другого субъекта отношений (например, автономного образования в составе государства). Отношения власти - всегда асимметричны, они предполагают доминирование одной стороны.

Содержание

Введение. 2

Глава 1. Президент РФ в системе разделения властей. 6

1.1 Значение института президентства. 6

1.2 Соотношение ветвей власти и Президента. 11

Глава 2. Президент как глава Российского государства. 15

2.1 Порядок избрания. Кандидаты на замещение должности. Правовой иммунитет. Отрешение от должности. 15

2.2 Задачи и компетенция. 32

Глава 3. Организация осуществления президентской власти. 48

3.1 Управление делами Президента РФ. Органы при Президенте РФ.. 48

3.2 Указы Президента РФ и проблемы их совершенствования. 60

Заключение. 77

Список использованных источников и литературы.. 81

Работа содержит 1 файл

Президент как глава российского государства.doc

— 365.00 Кб (Скачать)

 

Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, должен обратиться в Центральную избирательную комиссию с ходатайством в письменной форме о регистрации группы избирателей не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации. Ходатайство и документы, прилагаемы к нему, представляются кандидатом лично или уполномоченным представителем группы избирателей в случае, если кандидат болен, находится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.

 

В случае, если проводятся досрочные выборы, срок в 20 дней не применяется.

 

В ходатайстве о регистрации группы избирателей обязательно должны быть указаны следующие сведения о кандидате и о каждом члене группы избирателей:

 

1) фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес места жительства, гражданство, срок проживания на территории Российской Федерации кандидата;

 

2) фамилия, имя и отчество, дата рождения, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес места жительства, гражданство, серия и номер (номер), дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, каждого члена группы избирателей.

 

К ходатайству о регистрации группы избирателей должны быть приложены:

 

- нотариально удостоверенный или удостоверенный должностным лицом исполнительного органа государственной власти, должностным лицом органа местного самоуправления, которые уполномочены совершать нотариальные действия в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса протокол регистрации членов группы избирателей при проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата

 

- протокол собрания данной группы избирателей, который содержит сведения:

 

1) об образовании группы избирателей;

 

2) о поддержке самовыдвижения кандидата с указанием фамилии, имени и отчества, даты и места рождения, основного места работы или службы, занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы или службы - рода занятий), адреса места жительства, гражданства, срока проживания на территории Российской Федерации кандидата;

 

3) о назначении уполномоченных представителей группы избирателей с указанием фамилии, имени и отчества, даты рождения, серии и номера (номера), даты выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адреса места жительства, основного место работы или службы, занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы или службы - рода занятий).

 

К ходатайству о регистрации группы избирателей прилагаются:

 

1) доверенности на уполномоченных представителей группы избирателей;

 

2) список уполномоченных представителей группы избирателей в печатном и машиночитаемом виде;

 

3) заявление кандидата о его согласии баллотироваться, в котором указываются:

 

- фамилия, имя и отчество,

 

- дата и место рождения,

 

- адрес места жительства,

 

- образование,

 

- основное место работы или службы,

 

- занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий),

 

- срок проживания на территории Российской Федерации,

 

- гражданство (в случае наличия помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства - гражданство иностранного государства с указанием наименования этого государства, даты и оснований приобретения гражданства),

 

- вид, серия и номер (номер) документа, удостоверяющего личность и содержащего сведения о гражданстве и об адресе места жительства, наименование и код органа, выдавшего данный документ, и дата его выдачи.

 

- сведения о судимости кандидата;

 

- принадлежность не более чем к одной политической партии либо к иному общественному объединению и свой статус в данном общественном объединении.

 

4) нотариально удостоверенная доверенность на уполномоченного представителя (нотариально удостоверенные доверенности на уполномоченных представителей) по финансовым вопросам кандидата;

 

5) если кандидат одновременно выдвинут на других выборах, - письменное уведомление о его выдвижении на других выборах.

 

К ходатайству о регистрации группы избирателей также прилагается копия налоговой декларации с отметкой налогового органа по месту представления декларации кандидата и его супруга за четыре до года назначения выборов Президента Российской Федерации, где указываются сведения:

 

- о размере доходов кандидата и его супруга

 

- об источниках доходов кандидата и его супруга,

 

- об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности (в том числе совместной собственности),

 

- об обязательствах имущественного характера кандидата и его супруга.

 

Отставка - это добровольный уход с поста с подписанием письменного заявления, извещающего об оставлении должности; устного объявления будет в данном случае вряд ли достаточно. Подача в отставку Президента РФ и принятие Председателем Правительства РФ на себя обязанностей Президента должны иметь бесповоротный характер: Президент не может после принятия указанного решения объявить, что он передумал, и отозвать свое заявление об отставке.

 

Правда, возникает практический вопрос: переходят ли в рассматриваемом случае обязанности Президента РФ к Председателю Правительства РФ автоматически или же Председатель Правительства РФ должен официально объявить о начале их исполнения? Во избежание недоразумений на этот счет Конституционному Суду РФ следовало бы дать толкование ст.92 Конституции. Его суть могла бы быть выражена в следующих положениях: поскольку Конституция говорит лишь об отставке Президента РФ и не предусматривает, что кто-то должен эту отставку принять, принятие Председателем Правительства РФ полномочий Президента инициируется фактом официального объявления Президентом о своей отставке. Последний должен сделать это, полагаем, в письменной форме (с указанием не только года, месяца и дня, но также и часа, с которого начинается отставка), даже если Президент объявляет об этом в публичном выступлении либо в заявлении по телевидению и т.п. Причем отставка непременно должна последовать в день объявления о ней (т.е. следует исключить возможность такой ситуации, когда Президент объявляет заранее о том, что через неделю, месяц и т.п. он уходит со своего поста. Как раз в этом случае он может заявить, что передумал и отзывает свое заявление).

 

С объявленного момента (дня и часа) Председатель Правительства РФ считается автоматически приступившим к исполнению обязанностей Президента РФ. Председателю Правительства РФ, в свою очередь, надо незамедлительно сделать заявление об этом. Это необходимо для укрепления общественного спокойствия и обеспечения нормального общего хода государственных дел. Но не более того. Вновь подчеркнем: юридически исполнение президентских обязанностей Председателем Правительства РФ должно начинаться с момента объявления Президентом о своей отставке.

 

Парламент ставит под сомнение поступки Президента лишь в случае совершения им особо тяжких преступлений (ст. 93 Конституции). Конечно, палаты могут дать оценку любым решениям Президента, не поддержать их и даже осудить.

 

Немаловажно и то, что сторонники отставки Президента по решению Федерального Собрания не уточняют, какой в данном случае нужно применить процессуальный механизм. А эта сторона дела в подобной ситуации исключительно важна. Федеральное Собрание составляют две палаты: Государственная Дума и Совет Федерации. Совместно заседать они не имеют права это запрещает ст. 100 Конституции. Поэтому законы принимаются парламентом в два этапа: сначала рассматриваются в Государственной Думе, только затем в Совете Федерации. А как быть с вопросом об отставке Президента? Обсуждать в палатах в аналогичной очередности, или в данном случае это не имеет значения? В любом случае Конституция в перечнях полномочий обеих палат не предусматривает принятия решения по поводу отставки Президента. И регламенты палат также ничего не говорят ни о возможности, ни о процедуре обсуждения подобного вопроса.

 

Так что решение об отставке относится только к компетенции самого Президента. Но надо ли кому-то принимать отставку Президента? Вопрос этот возникает в связи с тем, что, например, согласно ч.1 ст. 117 Конституции, Правительство РФ может подать в отставку, "которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации". Не следует ли такое же правило записать в отношении Президента?

 

Прежде всего, отметим, что Президенту Конституция дает выбор принять или отклонить просьбу Правительства об отставке, поскольку Правительство РФ, как было сказано, является Правительством Президента РФ. Президент же никому не подотчетен, поэтому говорить о том, что кто-то должен принимать или, тем более, отклонять отставку Президента, нет никаких оснований. В этом нет необходимости и с формальной точки зрения, т.е. даже для простой констатации окончания полномочий уходящего в отставку Президента. Как указывалось, самого заявления Президента РФ достаточно, если это детализировать юридически.

 

Не забудем и о процессуальной стороне: если допустить, что кто-то должен принять отставку Президента, то какому органу это поручить? Возложить миссию на две палаты парламента нельзя, поскольку заседать сообща они не вправе. Опасно поручать это одной Государственной Думе возможно, она по каким-либо причинам не сможет собраться на заседание или не будет кворума. Не исключено, что Государственная Дума будет распущена Президентом по основаниям, предусмотренным Конституцией, а он в это время решит подать в отставку. Уполномочивать Совет Федерации тем более не стоит, учитывая, что палата лишь периодически собирается в Москве. К тому же неясно, как оформлять принятие отставки Президента. Ведь для вынесения постановления требуется большинство от общего числа членов соответствующей палаты. А если такого большинства не будет, отставку считать не принятой?

 

Чтобы избежать перечисленных проблем, лучше вообще отказаться от принятия кем-либо отставки Президента и взять за основу предложенный в начале механизм: с момента объявления отставки самим Президентом его полномочия автоматически считать досрочно прекращенными. Либо возложить миссию принятия отставки Президента на Конституционный Суд РФ, да и то лишь для констатации: поскольку заявление об отставке подано, вступают в действие все юридические процессуальные механизмы, связанные с передачей исполнения обязанностей Президента Председателю Правительства РФ.

 

При введении поста Президента РСФСР в 1991 г. в Конституции предусматривалась возможность его отрешения от должности в случае нарушения им Конституции РСФСР, законов РСФСР, а также данной им присяги.

 

Действующая Конституция РФ устанавливает такие основания для постановки вопроса об отрешении, при которых оно практически невозможно. Президент РФ, согласно ст. 93 Конституции, может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

 

Хотя такие нормы навеяны опытом конституционного регулирования некоторых зарубежных стран, трудно представить, чтобы Президентом России был избран человек, способный совершить столь тяжкие деяния. Кроме того, формулировка ст. 93, толкуемая буквально, вызывает удивление - получается, что лицо, занимающее пост Президента РФ и совершившее деяние, хотя и не подпадающее под признаки тяжкого преступления, но все-таки являющееся уголовным преступлением, не может быть отрешено от должности. Получается, что уголовный преступник вправе оставаться на посту Президента РФ, по крайней мере, Конституция этого не исключает. При этом, наверное, предполагается, что такого Президента все-таки заставят подать в отставку. Но что делать, если такого не произойдет? Очевидно, в период грядущих конституционных реформах в России придется более четко решить вопрос об основаниях отрешения Президента от должности.

 

Процедура отрешения такова. Предложение о выдвижении обвинения, согласно ч. 2 ст. 93 Конституции, может быть внесено по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы (а их, как известно, 450). В соответствии со ст. 176 Регламента Государственной Думы 1998 г. такое предложение должно содержать конкретные указания на признаки преступления, предусмотренного ст. 93 Конституции, которое вменяется в вину Президенту. Прежний Регламент (1994 г.) требовал также представить обоснование его причастности к этому преступлению, действующий акт этого условия не содержит.

 

Согласно Регламенту Государственной Думы (ст. 177), предложение о выдвижении обвинения направляется Государственной Думы на заключение специальной комиссии, образуемой палатой, для оценки процедурных правил и фактической обоснованности обвинения. Отсюда следует, что на данном этапе у Государственной Думы нет права ни отклонить предложение, ни отказать в образовании комиссии. И вместе с тем, очевидно, что предложение депутатов поступает в письменном виде, с их подписями. Иначе говоря, Дума не устраивает дискуссии по фабуле обвинения, по его формулировке, не проводит голосования по данному вопросу. Даже если кто-то из депутатов утверждает, что в приведенных положениях он не усматривает состава преступления, Дума не будет обсуждать это.

 

Специальная комиссия избирается Государственной Думой в составе председателя, заместителя председателя и 13 членов комиссии (прежний Регламент требовал 10-12 депутатов). Председателя комиссии Государственная Дума избирает путем открытого голосования большинством от общего числа депутатов палаты. Члены комиссии избираются по представлению депутатских объединений общим списком. Действующий Регламент говорит о пропорциональном (прежний - о "равном") представительстве депутатских объединений в комиссии. Заместитель председателя избирается на заседании самой комиссии.

 

В обсуждении предложения о выдвижении обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности принимают участие депутаты Государственной Думы, а также приглашенные для этого эксперты и другие лица. Преимущественное право выступить имеют представители фракций и депутатских групп. Полномочному представителю Президента РФ в Государственной Думе и полномочному представителю Правительства РФ в Государственной Думе слово предоставляется вне очереди. После прекращения обсуждения представителям фракций и депутатских групп предоставляется слово для выступления по мотивам голосования, не более 5 минут каждому.

 

По итогам обсуждения Государственная Дума двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты принимает постановление о выдвижении против Президента РФ обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления для отрешения его от должности. Постановление принимается тайным голосованием с использованием бюллетеней. Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ в пятидневный срок направляется в Совет Федерации, а также в Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ для дачи заключений.

 

Если Государственная Дума принимает постановление о выдвижении обвинения, доводит его до сведения Верховного Суда и предлагает ему дать заключение, возникает вопрос: будет ли Верховный Суд давать заключение по просьбе одного органа и направлять его в другой орган? Вопрос этот не риторический: согласно ст. 172 Регламента Совета Федерации, данная палата начинает рассмотрение обвинения против Президента по получении из Государственной Думы постановления о выдвижении обвинения и заключения Верховного Суда РФ. Конечно, норма исходит из прежнего Регламента Государственной Думы, согласно которому именно Государственная Дума запрашивала заключение Верховного Суда и препровождала его вместе со своим постановлением в Совет Федерации. Сейчас было бы логично установить, что Верховный Суд наряду с постановлением Государственной Думы получает и запрос от Совета Федерации, которому и представляет свое заключение. Это следует отразить в Регламенте Совета Федерации.

Информация о работе Организация осуществления президентской власти