Организация деятельности Правительства Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы. Правительство, также Кабинет или Совет Министров — высший коллегиальный исполнительный орган государства, осуществляющий руководство государственным управлением.
Основная задача правительства — проводить в жизнь законы, принятые высшим законодательным органом государства (парламентом). С этой целью правительство или отдельные его министерства разрабатывают и принимают подзаконные акты, например, постановления. Правительство может обращаться к парламенту с инициативой принять или изменить закон.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
4
1 ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

6
1.1 Понятие и основные признаки государственных исполнительных органов

6
1.2 Классификация исполнительных органов
9
1.3 Высшие и центральные исполнительные органы
10
2 ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

17
2.1 Правительство РК как высший орган государственного управления
17
2.2 Компетенция и полномочия Правительства РК
19
2.3 Взаимосвязь исполнительных органов РК с законодательными и судебными

26
3 ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА

29
3.1 Выработка мер по проведению внешней политики Правительством РК

29
3.2 Процедура денонсации международных договоров РК
31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
35

Работа содержит 1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РК.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

В области экономики Правительство  разрабатывает основные направления  государственной экономической  политики, стратегические и тактические  меры по ее осуществлению; экономические  программы, республиканский бюджет и составляет отчет о его исполнении, обеспечивает его исполнение; разрабатывает и осуществляет меры по укреплению финансовой системы Республики; обеспечивает государственный контроль за соблюдением законности при образовании и использовании государственных валютных, финансовых и материальных ресурсов; осуществляет структурную и инвестиционную политику; вырабатывает и реализует государственную политику ценообразования, устанавливает номенклатуру продукции, товаров и услуг, на которые применяются регулируемые государством цены; организует управление государственной собственностью, обеспечивает ее защиту[19].

В области социальной Правительство разрабатывает основные направления государственной политики, государственные программы; определяет систему и условия оплаты труда, социальной защищенности граждан, государственного социального обеспечения и социального  страхования; обеспечивает решение вопросов социального развития регионов; содействует решению проблем молодежи, физической культуры и спорта, туризма, социального партнерства. В области науки, техники, образования и культуры Пpaвительство разрабатывает и реализует планы научно-техническего развития; определяет и реализует государственную политику по развитию науки и техники, внедрению новых технологий, культуры, образования.

В области административно-политического  управления Правительство образует и упраздняет консультативно-совещательные органы, руководит деятельностью министерств, государственных комитетов, центральных исполнительных органов, не входящих в Правительство, контролирует исполнение ими законов, актов Президента и Правительства, назначает на должность и освобождает заместителей министров, назначает на должность и освобождает от должности руководителей центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства. Основания для этого устанавливаются и конкретизируются законодательными актами о государственной службе и порядке » ее прохождения. Вопросы отставки указанных должностных: лиц, не входящих в состав Правительства, не регулируются статьей 70 Конституции Республики Казахстан. Правительство также осуществляет руководство деятельностью местных исполнительных органов по вопросам государственного управления, контролирует исполнение ими законов.

В области укрепления законности и правопорядка Правительство  обеспечивает осуществление правовой реформы: разрабатывает и реализует  меры по охране и защите прав и свобод граждан, обеспечению законности и правопорядка, безопасности и обороноспособности Республики, территориальной целостности и охраны государственных границ.

В области внешней  политики Правительство принимает  решения о проведении переговоров и подписании межправительственных соглашений; обеспечивает развитие взаимоотношений Республики с иностранными государствами, международными и региональными организациями; разрабатывает меры по реализации внешнеэкономической политики; принимает меры I по развитию внешней торговли; осуществляет сотрудничество и взаимодействие с международными финансовыми организациями.

Возглавляет Правительство  Премьер-Министр, полномочия которого закреплены в Конституции Республики и в Указе Президента РК, имеющем  силу Конституционного закона, «О Правительстве Республики Казахстан». Премьер-Министр имеет следующие полномочия:

организует  работу Правительства и распределяет функциональные обязанности между  своими заместителями и членами  Правительства;

представляет  Правительство или поручает представительство Правительства в отношениях с Президентом, Парламентом, Конституционным Советом, Верховным Судом, Генеральной Прокуратурой, другими государственными органами;

представляет  Правительство или поручает представительство Правительства в международных отношениях и подписывает межправительственные договоры и соглашения;

вносит Президенту Республики предложения: о структуре  и составе Правительства; об образовании, реорганизации и упразднении  министерств, государственных комитетов и центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства; по кандидатурам для назначения на должность руководителя Аппарата Правительства, министра; председателя государственного комитета, акима области, города республиканского значения и столицы Республики; об освобождении от должности указанных лиц;

представляет  на утверждение Президенту единую систему  финансирования и оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета Республики;

докладывает Президенту об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях;

заслушивает отчеты членов Правительства, руководителей  центральных и местных исполнительных органов[20].

Премьер-Министр  выполняет и другие полномочия, возложенные на него законодательством и связанные с организацией и руководством деятельностью Правительства.

В Указе Президента РК, имеющем силу Конституционного закона, «О Правительстве Республики Казахстан» определены полномочия заместителей Премьер-Министра. Они входят в состав Правительства по должности и выполняют следующие полномочия: осуществляют координацию деятельности соответствующих министерств, государственных комитетов, центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства, а также местных исполнительных органов в пределах порученной отрасли (сферы) государственного управления;

несут ответственность  за состояние дел в координируемых отраслях государственного управления, осуществляют контроль за исполнением  в них законов, актов Президента и Правительства;

вносят на рассмотрение Премьер-Министра и Правительства  предложения по назначению на должность  и освобождению от должности руководителей  соответствующих центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства[21].

Заместители Премьер-Министра по его поручению выполняют и другие функции.

Министры, председатели государственных комитетов являются членами Правительства. Они осуществляют руководство соответствующими министерствами и государственными комитетами, несут  ответственность за состояние дел в отраслях (сферах) государственного управления, находящихся в ведении соответствующих министерств и государственных комитетов. Вместе с тем члены Правительства коллегиально ответственны за решения, принимаемые Правительством, даже если они не голосовали за их принятие, но не заявили незамедлительно о своем несогласии (ст. 68 Конституции Республики Казахстан).

При Премьер-Министре Республики образуется Президиум как  постоянно действующий совещательный  орган Правительства. В состав Президиума Правительства входят по должности заместители Премьер-Министра и руководитель Аппарата Правительства. Премьер-Министр вправе включить в состав Президиума и других членов Правительства. Порядок подготовки и проведения заседаний Президиума Правительства определяется Регламентом.

Заседания Правительства  проводятся не реже одного раза в месяц. Заседания созываются Премьер-Министром  либо Президентом. При рассмотрении Правительством особо важных вопросов на его заседаниях председательствует Президент. Заседание Правительства считается правомочным, если в нем принимают участие не менее двух третей его членов. Заседания проводятся открыто по инициативе Президента либо Премьер-Министра, могут проводиться закрытые заседания Правительства.

Создается собственный  Аппарат Правительства, который обеспечивает информационно-аналитическое, правовое, организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Премьер-Министра и Правительства. Руководитель Аппарата назначается и освобождается Президентом по представлению Премьер-Министра. Руководитель Аппарата организует взаимодействие Аппарата Правительства с Администрацией Президента, Аппаратом Парламента, министерствами, государственными комитетами, ведомствами, местными исполнительными органами.

Для выработки  предложений по вопросам, отнесенным к компетенции Правительства, при Правительстве образуются комиссии, советы и иные консультативно-совещательные органы. Эти органы возглавляет Премьер-Министр, его заместители, члены Правительства. Решения консультативно-совещательных органов носят рекомендательный характер.

Правительство Республики Казахстан в своей  деятельности руководствуется принципами унитаризма, разделения государственной  власти на три ветви, законности, гласности, обеспечения общественного согласия и политической стабильности, прав и свобод человека и гражданина.

Правительство Республики Казахстан, во-первых, участвует  в законотворческом процессе, осуществляемом Парламентом и Президентом; во-вторых, осуществляет нормотворчество в  рамках своей компетенции; в-третьих, контролирует нормотворческую деятельность министерств и ведомств; в-четвертых, контролирует нормотворческую деятельность местных органов исполнительной власти.

Правительство обладает правом законодательной инициативы. Оно вправе по всем вопросам, входящим в его компетенцию, разрабатывать законопроекты и вносить их на рассмотрение Мажилиса.

Конституционное положение о том, что Правительству  Республики Казахстан предоставлено  право законодательной инициативы, не означает, что Правительство может  вносить, может и не вносить проекты законов в Парламент. Правительство как особая ветвь государственной власти, обладающая широкими полномочиями в сферах, которые могут функционировать на основе законов, безусловно, заинтересовано в том, чтобы соответствующие законы принимались. Поэтому Правительство не только вправе, но и обязано постоянно заниматься законопроектной работой. С целью реализации права законодательной инициативы Правительство разрабатывает план законопроектной работы[22].

Организационной опорой Правительства в подготовке законопроектов являются министерства и ведомства. Предложения министерств, государственных комитетов и ведомств Республики по разработке конкретных законопроектов вносятся Министерством юстиции в Правительство Республики. Оно после рассмотрения и обобщения направляет их в Мажилис Парламента для включения в перечень законопроектных работ. Исходя из перечня законопроектных работ и принятия по этим вопросам Парламентом Республики решений, центральные исполнительные органы в установленные сроки должны разработать и представить в Правительство законопроекты на казахском и русском языках. Персональную ответственность за качество, своевременность разработки и представления законопроектов несут первые руководители центральных исполнительных органов. Понятие «качество» весьма емкое. Подготовка законопроектов заинтересованными министерствами может привести к тому, что они через законы будут стремиться закреплять узковедомственные интересы. Если такое возобладает в проектах законов, то в случае принятия их они могут нанести вред интересам государства, общества, граждан. Поэтому «качество» закона включает в себя не только понятие совершенства законопроектов с точки зрения законодательной техники, но и понятие целесообразности законопроектов с точки зрения соответствия общим интересам. На это обращено внимание в Регламенте работы Правительства Республики Казахстан, утвержденном Правительством 22 февраля 1996 г. Так, проекты законов вносятся Правительству министерствами и государственными комитетами по вопросам своего ведения.

Для того чтобы  законопроекты имели соответствующее  качество, в необходимых случаях  представляются акты экономических, правовых, научно-технических и иных экспертиз. На рассмотрение Правительства вместе с проектом закона и соответствующими обоснованиями представляются справка о поступивших замечаниях, заключения экспертиз. Если законопроекты, подготовленные в порядке законодательной инициативы Правительства, затрагивают вопросы, отнесенные Конституцией и законами к полномочиям Президента, они подлежат согласованию с Президентом Республики.

Законопроекты, вносимые Правительством в Парламент, подлежат обязательному обсуждению на заседании Правительства либо его Президиума. Обсуждение законопроекта  проводится при обязательном участии разработчиков документа, экспертов. По результатам рассмотрения законопроекта принимается постановление Правительства либо распоряжение Премьер-Министра, на основании которого проект закона может быть направлен в Мажилис Парламента или возвращен на доработку.

Правительство не только самостоятельно осуществляет право законодательной инициативы. Оно выполняет поручения Президента о внесении законопроекта в Мажилис  Парламента. Конституция Республики Казахстан не предоставляет Президенту право законодательной инициативы. Но это не означает, что Президент отстраняется от процесса законотворчества. Одним из каналов воздействия на законотворчество является предусмотренное Указом о Президенте право Президента поручать Правительству внесение законопроекта в Мажилис Парламента. Имеется в виду, что законопроект разрабатывается в Администрации Президента и через Правительство вносится в  Парламент[23].

Правительство вносит законопроект на рассмотрение Мажилиса Парламента и отстаивает его  принятие. В Регламенте Правительства РК, утвержденном постановлением Правительства от 23 февраля 1999 г., указывается, что уполномоченному лицу, представляющему в Парламенте РК проекты законов, внесенные Правительством, запрещается выражать согласие при их рассмотрении на внесение изменений и дополнений, связанных с концепцией закона, изменением правового содержания и предусматривающих сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, без согласования с Правительством. Ответственность за согласие на внесение изменений и дополнений по указанным основаниям без согласования с Правительством несут первые руководители государственных органов, представляющих в Парламенте Республики соответствующие законопроекты. В случаях вынесения на голосование парламентариями изменений и дополнений по указанным основаниям, не согласованных с Правительством, лица, представляющие проекты законов, обязаны требовать фиксации в стенограмме заседания своих возражений и незамедлительно информировать канцелярию Премьер-Министра об этих изменениях и дополнениях.

Информация о работе Организация деятельности Правительства Республики Казахстан