Ограничение дееспособности граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение выбранной темы с точки зрения новейших отечественных исследований по данной проблематике.

Для достижения данной цели я поставила перед собой ряд задач:
Изучить теоретические аспекты ограничения дееспособности и недееспособности граждан;
Сказать об актуальности данной проблемы в современных условиях;
Изучить обзор судебной практики по данным делам.

Содержание

ГЛАВА 1

ОГРАНИЧЕНИЕ ДЕЕСПОСОБНОСТИ И ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНА НЕДЕЕСПОСОБНЫМ
Порядок и основания признания гражданина недееспособным 5
Основания и порядок признания гражданина ограниченно дееспособным 9
Расточительство как возможное основание ограничения дееспособности 16

ГЛАВА 2

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДЕЛАМ О ПРИЗНАНИИ ГРАЖДАНИНА ОГРНАЧЕННО ДЕЕСПОСОБНЫМ ИЛИ НЕДЕЕСПОСОБНЫМ
Дела о признании гражданина ограниченно дееспособным и недееспособным 22
Дела о признании гражданина ограниченно дееспособным и об отмене ограничения дееспособности 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 35

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

    В предмет доказывания по делам  об ограничении гражданина в дееспособности входит установление следующих обстоятельств:

    1) злоупотребление спиртными напитками  или наркотическими средствами. Злоупотреблением спиртными напитками  или наркотическими средствами, дающим основание для ограничения  дееспособности гражданина, является  их чрезмерное или систематическое  употребление. При этом закон не ставит возможность ограничения дееспособности в зависимость от признания лица хроническим алкоголиком или наркоманом. Могут существовать и иные обстоятельства, ставящие семью в тяжелое материальное положение, например, азартные игры, страсть к коллекционированию и прочее, но они не являются основанием к ограничению в дееспособности;

    2) наличие семьи у гражданина, в  отношении которого ставится  вопрос об ограничении дееспособности;

    3) тяжелое материальное положение  в семье лица, ограничиваемого в дееспособности;

    4) причинная связь между злоупотреблением  спиртными напитками или наркотическими  средствами и тяжелым материальным  положением семьи; 

    5) совокупный доход семьи, включая  доходы самого гражданина, в отношении  которого возбуждено дело об ограничении в дееспособности.

    Наличие у других членов семьи заработка  или иных доходов само по себе не является основанием для отказа в  удовлетворении просьбы заявителя, если семья не получает от лица, злоупотребляющего  спиртными напитками или наркотическими средствами, необходимой материальной поддержки либо вынуждена содержать его полностью или частично.

    6) причины, способствующие пьянству, алкоголизму или злоупотреблению  наркотическими средствами. В соответствии  с указанием Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, упоминавшегося выше, в целях повышения качества профилактической работы судам необходимо выяснять причины, способствующие пьянству, алкоголизму или злоупотреблению наркотическими средствами, информировать о них соответствующие органы путем вынесения частных определений;

    7) другие обстоятельства. Среди других  обстоятельств можно назвать,  к примеру, факт принадлежности  к членам семьи. Согласно ч. 1 ст. 281 ГПК подобные дела могут  быть начаты по заявлению членов семьи данного лица, профсоюзов и иных общественных организаций, прокурора, органа опеки и попечительства, психиатрического лечебного заведения. К числу членов семьи лица, злоупотребляющего спиртными напитками или наркотическими веществами, относятся: супруг, совершеннолетние дети, родители, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, проживающие совместно с ним и ведущие общее хозяйство. Поскольку и другие субъекты наделены правом обращения к суду с заявлением об ограничении дееспособности лица, то доказыванию подлежат соответствующие обстоятельства. Так, относительно общественных организаций должно быть установлено, определено ли такое право уставом или положением об этих общественных организациях. Если заявление подано прокурором, то соблюдены ли правила о подсудности, и прочее [4, с. 1].

    На  основании выделенных обстоятельств, подлежащих доказыванию, можно определить необходимые доказательства по рассматриваемой  категории дел:  
  доказательства, подтверждающие факты злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. К таким доказательствам относятся акты милиции и общественных организаций, справки из медицинских вытрезвителей, акты администрации об отстранении лица от работы в связи с появлением в нетрезвом состоянии либо в состоянии наркотического опьянения, копии решений судов по делам о восстановлении на работе лиц, свидетельские показания, а также другие материалы;

    доказательства  материального положения семьи - это документы о доходах семьи (справка о заработной плате, стипендии, пенсии и прочее);

    справка с места жительства о составе  семьи;

    характеристика  лица, в отношении которого ставится вопрос об ограничении дееспособности;

    справка о заработной плате гражданина, в  отношении которого решается вопрос об ограничении дееспособности;

    справка от нарколога (может быть предъявлена  в подтверждение злоупотребления  спиртными напитками и наркотическими средствами);

    копия свидетельства о браке;

    копии свидетельств о рождении детей;

    другие  доказательства [6, с. 33].

    Поскольку при рассмотрении дел данной категории обязательно участие органа опеки и попечительства, а также прокурора, суд заслушивает их заключения.

    Исходя  из того, что для ограничения дееспособности не требуется наличия хронического алкоголизма, проведение наркологической экспертизы не является обязательным, но может иметь место по инициативе заявителя и заинтересованных лиц.

    В особом производстве практически отсутствуют  стороны, поэтому сложно говорить о  распределении обязанности доказывания. Но в данной категории дела заявителю противостоит само лицо, в отношении которого возбуждено дело об ограничении дееспособности, а также другие заинтересованные лица, полагающие, что нет оснований для ограничения дееспособности. Такими заинтересованными лицами чаще всего выступают совершеннолетние члены семьи [6, с. 34].

    ГПК предусматривает случаи отмены судом  ограничения в дееспособности, для  этого необходимо в судебном порядке  доказать одно из следующих обстоятельств:

    прекращение злоупотребления спиртными напитками  или наркотическими веществами;

    прекращение существования семьи лица, признанного  ограниченно дееспособным (в результате смерти, развода, разделения семьи).

    Как и в любом деле, могут подлежать  установлению и иные обстоятельства, но указанные выше являются основными  материально-правовыми обстоятельствами, в обоснование которых должны представляться соответствующие доказательства. В подтверждение первого факта могут быть представлены в суд медицинские справки, характеристика лица, справка с места его работы, справка о заработной плате и прочее. В подтверждение второго факта копия свидетельства о расторжении брака, копия свидетельства о смерти, справка с места жительства о составе семьи и прочее [6, с. 35].

    Далее рассмотрим основные тенденции правоприменительной практики ограничения дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками в Республике Беларусь.

    В апреле 2010 года генеральной прокуратурой Республики Беларусь изучена правоприменительная практика ограничения дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками. Проанализирована эффективность влияния этой меры воздействия на предупреждение пьянства и алкоголизма, дана оценка деятельности соответствующих государственных органов.

    Проведенный анализ показал, что из 649 дел, рассмотренных  судами республики в 2009 году, требования удовлетворены по 539, отказано в их удовлетворении по 33, прекращено производство по 73, оставлены без рассмотрения 4 дела.

    Изучение  материалов в отношении граждан, признанных ограниченно дееспособными, беседы с членами их семей и  попечителями указывают на то, что применение данной гражданско-правовой меры дает определенные положительные результаты.

    Так, из 539 лиц, признанных ограниченно дееспособными  вследствие злоупотребления спиртными  напитками, прекратили их употребление 124 (23%). В отношении 157 (29,1%) лиц отмечено значительное сокращение употребления спиртных напитков, что повлекло улучшение материального положения и оздоровление обстановки в семьях. Вместе с тем не всегда данная мера способствовала достижению позитивных результатов, так как 258 (47,9%) лиц не изменили своего поведения.

    Установлено, что получаемый эффект зависит прежде всего от характера сложившихся  семейно-бытовых отношений, степени  алкогольной зависимости, деятельности соответствующих государственных  органов, состояния и меры воздействия общественного мнения по месту жительства или работы лиц, признанных ограниченно дееспособными.

    Установлено, что общественные объединения заявления  в суд не направляли, а органы опеки и попечительства возбуждали судопроизводство лишь в 6 случаях. По заявлениям членов семьи рассмотрено 20 дел, прокуроров – 623.

    Органы  здравоохранения, образования, труда  и социальной защиты требования закона игнорируют, выявление и учет граждан, нуждающихся в попечительстве вследствие злоупотребления спиртными напитками, не осуществляют. Слабо используется также потенциал трудовых коллективов, общественных формирований.

    Отдельные прокуроры направляли заявления  в ситуациях, когда собранные  материалы и фактические данные не позволяли судам принимать  решения об их удовлетворении.

    Выявлены  многочисленные факты неисполнения судебных решений.

    Так, из 46 граждан, признанных судом Первомайского  района г.Минска ограниченно дееспособными, в отношении 20 не были назначены  попечители.

    На  момент проверки не исполнены состоявшиеся во втором полугодии 2009 г. решения судов Минского, Ивановского, Березовского, Шкловского, Краснопольского, Кричевского, Могилевского, Славгородского, Ветковского, Осиповичского, Хотимского, Оршанского, Полоцкого, Шумилинского районов, Ленинского района г. Бреста, не назначены попечители.

    Материалы большинства изученных дел не содержали сведений об исполнении решений, что свидетельствует об отсутствии надлежащего судебного контроля.

    Профилактическое  воздействие анализируемой нормы  закона оканчивается после вынесения соответствующего судебного решения. Попечителями в большинстве случаев являются члены семей лиц указанной категории, как правило, женщины. Оставаясь один на один с лицом, признанным ограниченно дееспособным, они не могут принимать действенные меры по достижению поставленной цели. Помощь со стороны государственных органов практически не оказывается.

    Проверки  выполнения попечителями своих функций  проводились нерегулярно.

    Несмотря  на решения судов об ограничении  дееспособности граждан, имели место факты получения и распоряжения подопечными заработной платой, пенсией и другими выплатами.

    По  результатам проверки, проведенной  по требованию Генеральной прокуратуры, в органы опеки и попечительства внесены 23 представления, 7 предписаний, должностным лицам вынесены 10 официальных предупреждений.

    В связи с распространенностью  нарушений законодательства, связанного с выявлением и учетом граждан, нуждающихся  в попечительстве вследствие злоупотребления  спиртными напитками, неудовлетворительным исполнением судебных решений Генеральным прокурором Республики Беларусь                     Г.А. Василевичем потребовано от подчиненных прокуроров активизировать прокурорский надзор в этой сфере правоотношений.

    По информации Генеральной прокуратуры Республики Беларусь более 500 женщин получили право в 2009 году получать зарплату своих мужей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Расточительство как возможное  основание ограничения  дееспособности
 

    Проблема  игромании перестала быть уделом только "игромана", членов его  семьи, родных и близких. Подобно  алкоголю и наркотикам, она становится проблемой общества и государства. Игры и пари как объект позитивного правового регулирования были обозначены в национальном правовом поле только в конце 90-х годов прошлого столетия. Однако проблема публичных страстей появилась не вчера, и легализация азартных игр и игорных заведений - лишь одна из возможностей влияния государства на складывающуюся ситуацию.

    Как говорилось выше, чтобы иметь права и нести обязанности в гражданском обороте, субъект права должен обладать правосубъектностью, составляющими которой выступают правоспособность и дееспособность.

    Поскольку ограничение дееспособности совершеннолетнего  гражданина является весьма существенным вторжением в его правовой статус, то оно допускается законом только при наличии серьезных оснований, которые должны быть установлены  судом.

    Во-первых, ограничение дееспособности предусмотрено ст. 30 ГК только для лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами. Во-вторых, основанием для ограничения дееспособности гражданина по ст. 30 ГК служит такое чрезмерное употребление спиртных напитков, наркотических средств или психотропных веществ, которое влечет за собой значительные расходы на их приобретение, вызывает материальные затруднения и тем самым ставит семью в тяжелое положение.

Информация о работе Ограничение дееспособности граждан