Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 07:15, курсовая работа
На мой взгляд, вопрос «Нормативно правовые акты в РФ» является самым интересным и актуальным из представленных на рассмотрение. Именно поэтому я решила взять данный вопрос в качестве основополагающего в теме моей курсовой работы. Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения. В
Статьи (пункты, части) закона могут излагаться либо в обобщенной форме, охватывающей однородные факты или однопорядковые общественные отношения, либо путем перечисления конкретных предметов, действий или явлений. Последний вариант представляется менее совершенным по сравнению с первым, так как статьи закона при перечислении оказываются обычно громоздкими по объему и, что более важно, такое перечисление далеко не всегда оказывается исчерпывающим. Поэтому в тех случаях, когда невозможно обойтись без перечисления, необходимо добиваться их полноты. Если же полный перечень дать невозможно, то следует привести примерный перечень, который поможет понять смысл и направленность правового регулирования соответствующих общественных отношений. При этом вынужденном варианте примерным перечнем следует пользоваться осторожно, не расширять его содержание , что может повлечь за собой ошибки в правоприменительной практике. Во всяком случае, необходимо избегать использования выражений «и т.п.», «другие вопросы», которыми в законодательстве обычно заканчивается примерный перечень. Эти выражения предполагают распространение правового правила на те случаи, которые прямо не указаны в перечне. А это довольно сложная операция, которая требует выяснения общих признаков всех случаев, указанных в перечне, вслед за тем эти общие признаки необходимо подвести под те случаи, которые подразумевались выражениями «и т.п.», «другие вопросы».
В большинстве случаев нормативно-правовая часть закона излагается постатейно в соответствии со схемой «если – то», вслед за которой указываются те невыгодные последствия (санкции), которые наступают при неисполнении или нарушении статьи. Однако следует заметить, что невыгодные последствия (санкции) отнюдь не всегда содержатся в данной статье, они могут быть указаны в другой статье закона или даже в ином правовом акте.
В том случае, если законом (или подзаконным актом) изменяется, дополняется или отменяется статья ранее действовавшего закона (или подзаконного акта), то соответствующее предписание закона начинается со слов: «статью такую-то изложить в следующей редакции» или «такой-то акт дополнить статьей (пунктом, частью) такой-то следующего содержания»6. Если, далее, законом устанавливается нормативно-правовое предписание, распространяющее действие ранее принятых актов на иной круг лиц и общественных отношений, или если временным нормативно-правовым предписаниям (действие которых ограничено определенным периодом; календарным сроком либо временем, установленным для выполнения того или иного предписания) придается характер неопределенно длительного действия, то это нормативно-правовое предписание излагается как вновь принимаемое правовое правило. С точки зрения законодательной техники недопустимо включение в закон (подзаконный акт) постоянного действия предписаний временного характера.
Постановляющая
часть закона должна включать правовые
установления лишь нормативного характера.
Не допускается включение в нее
правовых установлений ненормативного
характера. В правотворческой практике
бывают исключения из этого правила,
но не в отношении закона, а только
в отношении подзаконных актов.
Например, акты органов государственного
управления зачастую содержат в себе
не только нормативно-правовые установления,
но и правовые предписания ненормативного
характера. Эти допущения объясняются
необходимостью придать правовым актам
органов государственного управления
максимальную оперативность и гибкость:
наличие ненормативных правовых
предписаний в нормативно-
Несоблюдение
нормативно-правового
Если закон запрещает совершение определенных действий, то в него включается специальное указание, предусматривающее применение соответствующей санкции. Однако чаще всего санкции содержатся в других законах или иных правовых актах.
Новый закон
обычно содержит указание об отмене, если
иное не предусмотрено им, всех других
действующих законов и
Для упрощения
этой работы законодатель зачастую прибегает
к общему указанию: «Ранее принятые
по данному вопросу акты считать
утратившими силу». Однако такое
упрощение в законодательстве недопустимо,
ибо вопрос о действии того или
иного закона или подзаконного акта
остается на усмотрении отдельных должностных
лиц и органов, не говоря уже о
том, что у них могут возникнуть
сомнения о действии или бездействии
того или иного закона и подзаконного
акта. Все это может привести к
серьезным ошибкам в
Закон обязательно
публикуется в официальных
Что касается вступления закона в силу, то оно определяется самим законом, либо с момента его официального опубликования.
Структура закона
завершается подписью соответствующего
должностного лица, что придает ему
официальное значение. Обычно таким лицом
является глава государства или председатель
парламента, что определяется конституцией
той или иной страны.
3. ПОДЗКОННЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ
Подзаконные
акты издаются на основе и во исполнение
законов и содержат юридические
нормы. Это правотворческие акты
компетентных органов, которые основаны
на законе и не противоречат ему. Подзаконные
акты обладают меньшей юридической
силой, чем законы, они базируются
на юридической силе законов и
не могут противостоять им. Эффективное
регулирование общественных отношений
имеет место тогда, когда общие
интересы согласуются с индивидуальными
интересами. Подзаконные акты как
раз и призваны конкретизировать
основные, принципиальные положения
законов применительно к
Несмотря на
то, что в нормативно-правовом регулировании
социальных связей главное определяющее
место занимает закон, подзаконные
акты тоже имеют весьма важное значение
в жизни любого общества, играя
вспомогательную и
По своему
содержанию подзаконные акты, как
правило, являются актами различных
органов исполнительной власти. По
субъектам издания и сфере
распространения они
К общим подзаконным
актам относятся
Нормативные указы президента: в системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяется конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением.
Постановления правительства: это подзаконные нормативные акты, принимаемые в контексте с указаниями президента и призванные в необходимых случаях урегулировать более подробные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством вооруженных сил и т.д.
Система нормативно-правовых
актов современных государств неоднородна.
Это объясняется особенностями
форм государственного правления, многовековыми
традициями отдельных стран, национальными
и другими факторами. Тем не менее,
подавляющее большинство
Степень юридической силы нормативно-правовых актов может быть различна, но степень обязательности содержащихся в них норм абсолютно одинакова для всех тех, к кому относятся их предписания. Это принципиальное положение составляет основу функционирования правового государства.
И последнее,
в нормативном регулировании
общественных отношений главное
и определяющее место занимает закон.
Подзаконные акты играют лишь вспомогательную
и детализирующую роль. В правовом
государстве закон охватывает своим
действием все основные стороны
общественной жизни, он является главным
гарантом коренных интересов, прав и
свобод личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие акт вообще-то употребляется в теории права в двояком смысле. Первый – акт, как действие; второй – акт, как материальный (письменный, электронный) носитель информации, как документ. Именно в последнем смысле и обозначается нормативно-правовой акт как источник права.
Нормативно-правовой акт всегда имеет как внешнюю, так и внутреннюю структуру. В других же отраслях права мы находим различные способы изложения правовых норм, в статьях нормативно-правового акта – от полного соответствия до изложения нормы права в разных статьях, а то и вообще в разных нормативно-правовых актах.
Наряду с
нормами права (социальными правилами
поведения), которые воплощает, содержит
нормативно-правовой акт, существуют и
нормы, не имеющие правового характера
и значения. Однако они также воплощены,
закреплены в письменной и иной документальной
форме. Иногда в юридической литературе,
вместо словосочетания «нормативно-правовой
акт» употребляется понятие