Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 07:15, курсовая работа
На мой взгляд, вопрос «Нормативно правовые акты в РФ» является самым интересным и актуальным из представленных на рассмотрение. Именно поэтому я решила взять данный вопрос в качестве основополагающего в теме моей курсовой работы. Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения. В
1.3. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования.
Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст.6 ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»: «федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу»3
Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон не имеет обратной силы, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу.
Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:
Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:
- по истечении срока действия, на который он был принят;
- в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена).
Действие нормативного акта в пространстве определено территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами Федерации.
С выше изложенными проблемами тесно связано действие акта по кругу лиц. На территории Российской Федерации нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства.
Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц (военнослужащих, государственных служащих, работников милиции, прокуратуры, суда, ветеранов войны и труда, многодетных матерей и т.д.).
Дипломатические
представители обладают дипломатическим
иммунитетом, на них не распространяются
уголовные и иные законы, предусматривающие
санкции за правонарушения.
2. ПРИЗНАКИ ЗАКОНА И ЕГО СТРУКТУРА
2.1 Понятие и признаки закона
Закон – это
главный и преимущественный нормативно-правовой
акт современного государства. Он содержит
правовые нормы, которые регламентируют
наиболее важные стороны общественной
и государственной жизни. Определение
закона можно сформулировать следующим
образом: это нормативный акт, принятый
в особом порядке органом
Теория закона сформулировала следующие основные и важнейшие признаки закона:
Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов, придавая ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен.
В свою очередь законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Конституционные законы определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций. На основе конституционных законов строится и детализируется вся система нормативно-правовых актов. Конституция по отношению к другим нормативно-правовым актам, в том числе и законам, обладает высшей юридической силой. Обыкновенные законы принимаются и действуют в строгом соответствии с конституционными актами, регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни.
Классификация законов может проводиться по различным основаниям. Например:
- по их юридической
силе (Конституция, федеральный
- по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);
- по предмету
правового регулирования (
- по сроку
действия (постоянные законы и
временные) и т.д.
2.2 Структура закона
Закон – основная
категория законодательной
Главенствующее
и специфическое положение
Остановимся, прежде всего, на структуре закона, т.е. на организации содержания, целесообразного расположения нормативно-правовых предписаний и иных правовых атрибутов. Структура закона занимает важное место в законодательной технике и имеет существенное практическое значение. Правильное распределение правового материала в тексте закона делает его структуру четкой и логически последовательной, помогает быстро ориентироваться в содержании закона, способствует его лучшему усвоению, обеспечивает использование на практике в соответствии с требованиями законности.
Структура закона состоит из следующих основных элементов5:
Указанием на
орган, принявший закон, определяется
сфера его действия и юридическая
сила. Любой правовой акт, так же
как и закон, должен иметь наименование
органа, его принявшего. Тем самым
создается соответствующая
Каждый закон
(равно как и любой правовой
акт) должен иметь название, что позволяет
сразу же определить его предмет,
круг регулируемых общественных отношений.
При этом название закона следует
формулировать максимально
Преамбула представляет собой вводную часть закона, в котором излагаются мотивы его принятия, задачи или цели. Тем самым раскрываются причины принятия и направленность закона, политическое, экономическое или социально-культурное значение. Преамбула пропагандирует закон, мобилизует и активизирует деятельность людей на его практическую реализацию.
Преамбулу закона следует излагать кратко, без лишних слов, торжественных описаний и популистских призывов. Лозунговые декларации в законе неуместны.
Правила законодательной
техники вовсе не требуют, чтобы
во всех законах формулировались
преамбулы. Например, в кодексах они
отсутствуют, ибо само содержание со
всей очевидностью свидетельствует
о стремлении законодателя свести воедино
и систематизировать
Иногда в преамбулу включается так называемая констатирующая часть, описывающая неудовлетворительность ранее принятых правовых актов или практически разбирающая положение дел в соответствующих сферах общественных отношений, сложившееся в результате реализации этих актов. Такого рода констатирующие части преамбулы представляются излишними, поскольку перегружают текст сведениями, не имеющими нормативно-правового значения: они являются исходным пунктом для введения в жизнь новых, более совершенных правовых актов и поэтому уместны в заключениях, объяснительных записках или докладах при обсуждении законопроекта.
Нельзя допускать, чтобы мотивы, задачи или цели закона излагались не в преамбуле закона, а в его постановляющей части, равно как и преамбула закона не должна иметь конкретный нормативно-правовой характер.
Основной частью закона является его нормативно-правовое содержание, постановляющие предписания, дозволения и запреты. На этой части следует сосредоточить главное внимание в процессе законотворчества, поскольку именно в ней излагаются обязательные установления, составляющие содержание закона.
Нормативно-правовая часть закона обычно начинается после слов такой-то орган «постановляет»; вслед за этим излагается конкретное содержание соответствующих предписаний, дозволений и запретов. Нормативно-правовое содержание закона излагается в логической последовательности с разбивкой на статьи, которые в свою очередь делятся на пункты с цифрами или буквенными обозначениями, либо на части, каждая из которых начинается с красной строки. При этом пунктам и частям придается равноценное значение.
Подзаконные акты зачастую излагаются не по статьям, а по пунктам с цифровым обозначением, что представляется нецелесообразным. Более предпочтительным было бы изложение подзаконных актов, так же как и законов, т.е. с разбивкой на статьи.
Постановляющая
часть крупных по объему законов
(равно как и подзаконных
Каждую статью (пункт, часть) закона следует формулировать так, чтобы она содержала по возможности отдельное, но законченное правовое правило со всеми его составными элементами. В том случае, если в одной статье (пункте, части) трудно воспроизвести все признаки правового правила, некоторые из них могут быть выделены в отдельный абзац при непременном условии, что в нем не будет изложено иное правовое правило, логически не связанное с самой статьей единством внутреннего содержания. Иначе говоря, данный абзац – лишь дополнение к статье, но отнюдь не самостоятельная часть.