Конституционные основы права на жизнь

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Право на жизнь традиционно считается «царицей прав», естественным и неотъемлемым правом любого человека. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов. Это в значительной степени даже не правовая, а философская категория, над которой работали целые поколения философов и правоведов всего мира

Содержание

Введение 3
Глава I. Общая характеристика конституционного права на жизнь 5
1.1. Содержание права на жизнь: некоторые вопросы теории и законодательной формации 5
1.2. Право на жизнь в системе основных прав и свобод человека 9
1.3. Обеспечение права на жизнь 12
Глава II. Проблема права на жизнь и смертной казни 16
2.1. Общие сведения о смертной казни 16
2.2. Право на жизнь и конституционно-правовые аспекты применения смертной казни 19
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 27

Работа содержит 1 файл

Конституционные основы права на жизнь.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

     В последние годы к проблеме смертной казни, ее применению за конкретные преступления привлекается все более пристальное внимание.

     Исключительная мера наказания – смертная казнь назначается за умышленные убийства. На протяжении 1991 – 2000 гг. создавалась законодательная основа для применения альтернативных мер смертной казни – лишение свободы на длительные сроки вплоть до пожизненного заключения. Во второй половине десятилетия 1991-2000 гг. и в начале нового десятилетия 2001-2002гг. складывалась практика назначения судами длительных сроков лишения свободы как альтернативы смертной казни. Тот факт, что с 1998г. стало достаточно широко применяться лишение свободы на срок свыше 15 до 25 лет, а также такое наказание, как пожизненное заключение и продолжало применяться лишение свободы на срок свыше 10 лет до 15 лет, обусловил возможность снижения числа лиц, осуждаемых к смертной казни.

     Вместе с тем, наметившаяся тенденция применения длительных сроков лишения свободы, в том числе пожизненного заключения, и сокращении в этой связи числа случаев осуждения к смертной казни позволяет сделать вывод, что во-первых тенденция может при соответствующих условиях приобрести устойчивый характер в течение ближайших лет. Во-вторых, число осужденных к смертной казни не превышает среднегодовых значений и будет стремиться к единичным случаям.

     Смертная казнь как наиболее суровый и потому исключительный вид наказания, по определению должен применяться в исключительных случаях. И это правильно. Именно такая практика складывается в Беларуси в последние годы. Есть все основания, что такая практика сохранится, и случаи осуждения к данному наказанию останутся единичными, причем только за умышленные убийства при отягчающих обстоятельствах число которых все еще велико.

     Процесс «девальвации» данного вида наказания неизбежен с исторической точки зрения. По существу, он уже идет, о чем свидетельствуют статистика и судебная практика. Нельзя с точностью сказать до какого конкретного срока будет продолжаться этот период. Но одно можно с уверенностью утверждать, что в течение этого периода смертная казнь должна присутствовать в системе наказаний. За это время будет накоплен опыт применения альтернативных мер, создана инфраструктура органов, исполняющих такие меры.

     Ни  одно серьезное криминологическое  исследование не подтверждает, что смертная казнь (или введение более строгих наказаний) приводит к снижению преступности, и, естественно, не может подтвердить то, чего нет. Усиление карательных мер и рост преступности обычно идут параллельно. Известно, что в странах, где существуют строгие наказания, высок уровень преступности, и, напротив, нередко там, где повышается уровень преступности, появляются более жестокие наказания, расширяются масштабы их применения. Если предположить, что здесь есть зависимость, то необходимо решить: что от чего зависит – рост преступности ведет к более строгим наказаниям, расширению их применения или, наоборот, чем больше людей наказывают, чем больше их проходит «тюремные университеты», тем больше криминогенный потенциал общества.

      На  мой взгляд, жестокость наказания свидетельствует о низком уровне развития цивилизации, о нездоровье общества. По-моему, сейчас наше общество и объективно, и субъективно не готово к отмене смертной казни, но со временем государству следует обязательно отказаться от данного наказания. 
 

 

      2.2. Право на жизнь и конституционно-правовые аспекты применения смертной казни  

     Право на жизнь и связанная с ним  проблема смертной казни относится  к разряду вечных, экзистенциальных вопросов  человечества и в любой постановке  являются исключительно сложными, поскольку включают самые различные аспекты: мировоззренческие, правовые, философские, нравственно-этнические, культурологические и др. По каждому из этих аспектов имеется огромный массив публикаций и научных исследований, отличающийся большим разнообразием мнений.

     Кроме того, право на жизнь имеет несколько  остро дискуссионных социально-медицинских  аспектов, касающихся, например, абортов, трансплантологии, клонирования и других медицинских опытов, а также эвтаназии  как права людей, страдающих неизлечимой болезнью, на добровольный уход из жизни, и т.п.

     Если  рассуждать о праве на жизнь с  позиций конституционно-правовых ценностей, то это право можно понимать как  в широком, так и в узком  смысле.

     В разделе 2 «Личность, общество, государство» Конституции Республики Беларусь содержатся две основополагающие нормы.

     В части второй ст. 21 Основного Закона право на жизнь рассматривается  в широком смысле: «Каждый имеет  право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий»[1]. При этом данная норма Конституции почти буквально воспроизводит положение пункта 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека 1948 года.

     Если  анализировать право на жизнь  в указанном смысле, то чрезвычайно важным представляется право граждан любого государства на полноценное питание и свободу от голода.

     В ноябре 2009 года в Риме проходил Всемирный  саммит по продовольственной безопасности. Генеральный секретарь ООН Пан  Ги Мун в своем выступлении  отметил, что сегодня на планете голодают более миллиарда человек. Каждый день в мире в результате недоедания умирают 17 тыс. детей, а всего за год – 6 миллионов детей. И это притом, что в мире имеется достаточное количество продуктов питания для того, чтобы накормить всех людей на планете.

     18 ноября 2009 г. на указанном саммите  принята Декларация по борьбе  с голодом. Это, безусловно, позитивный  шаг, но еще в 1974 году принималась  аналогичная Декларация ООН о  ликвидации голода и недоедания. К сожалению, приходится констатировать, что за последние 35 лет ситуация в мире в данном отношении мало изменилась к лучшему.

     В связи с этим следует особо  подчеркнуть, что при очевидной  важности обсуждаемого вопроса об отмене смертной казни нельзя забывать и  о глобальной проблеме сохранения жизни миллионов ни в чем не повинных голодающих людей.

     Важно отметить, что право на жизнь гарантируется  не только эффективной борьбой с  преступностью, но и проведением  миролюбивой внешней политики, исключающей  войны и международные вооруженные  конфликты.

     Безусловно, право на жизнь является неотъемлемым, но не абсолютным правом. Даже при полном отказе от применения смертной казни  в качестве вида наказания в законодательстве любой страны все равно будут  сохраняться нормы, предусматривающие  законное основание лишать жизни другого человека. Они будут применяться с учетом таких обстоятельств, исключающих преступность деяния, как необходимая оборона, правомерное применение правоохранительными органами оружия в целях пресечения наиболее опасных преступных посягательств, уничтожение живой силы противника во время войны и т.п.

     В подтверждение данного тезиса можно  сослаться на положения международного права, которые содержатся в пункте 2 ст. 2 Европейской конвенции о  защите прав человека и основных свобод:

     «Лишение жизни не рассматривается как нарушение настоящей статьи, когда оно является результатом абсолютно необходимого применения силы:

     а) для защиты любого лица от противоправного  насилия;

     б) для осуществления законного  задержания или предотвращения побега лица, заключенного под стражу на законных основаниях;

     в) для подавления, в соответствии с  законом, бунта или мятежа».

     Касаясь международно-правового аспекта  применения смертной казни, важно обратить внимание на то, что за период, прошедший  после Второй мировой войны, отношение в Европе к этому виду наказания и его нормативное регулирование как на региональном, так и национальном уровне претерпели серьезные изменения.

     Одним из важнейшим документов можно считать  Протокол №6 Совета Европы  от 28 апреля  1983 года е Европейской конвенции 1950 года. В ст. 1 данного Протокола провозглашалось, что смертная казнь отменяется и никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен, а в ст. 2 сохранялось положение о возможности применения смертной казни лишь за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны.

     Аналогичный правовой режим в отношении смертной казни был закреплен и в  принятом Генеральной Ассамблеей ООН 15 декабря 1989 года Втором факультативном протоколе к Международному пакту  о гражданских и политических правах 1966 года.

     Следующим значительным шагом явилось принятие 3 мая 2002 года Советом Европы Протокола  №13 к Европейской конвенции 1950 года об отмене смертной казни при любых  обстоятельствах. В ст. 1 данного  Протокола установлено, что смертная казнь отменяется, никто не может быть приговорен к такому наказанию или подвергнут смертной казни.

     Выражая приверженность общеевропейским ценностям, ближайшие соседи Беларуси – Украина  и Россия также отказались от применения смертной казни. Вместе с тем правовой решение данного вопроса в каждой из этих стран было сформулировано по-разному с учетом конституционного закрепления указанного института.

         Так, в нормах Конституции Украины 1996 года, закрепляющих право на жизнь, отсутствует положение о возможности применения смертной казни. «Каждый человек имеет неотъемлемое право на жизнь. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Обязанность государства – защищать жизнь человека. Каждый имеет право защищать свою жизнь и здоровье, жизнь и здоровье других людей от противоправных посягательств»[2].

     Смертная  казнь была предусмотрена лишь в  Уголовном кодексе Украины.

     Ранее, при вступлении в Совет Европы, Украина взяла на себя обязательства, связанные с членством в этой организации, в том числе по запрещению смертной казни, которые содержались в Выводе Парламентской Ассамблеи Совета Европы №190 (1995) относительно заявки Украины на вступление в Совет Европы.

     Конституционный Суд Украины, рассмотрев на пленарном заседании 29 декабря 1999 года конституционное представление 51 народного депутата о соответствии Конституции Украины положений ст. 24, 58-60, 93, 190 Уголовного кодекса в части назначения смертной казни, принял решение о неконституционности смертной казни как вида наказания и поручил Верховной Раде Украины привести Уголовный кодекс Украины в соответствие с этим решением.

     На  основании изложенного 22 февраля 2000 года был принят Закон Украины  «О внесении изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Исправительно-трудовой кодексы Украины», в соответствии с которыми такой вид наказания, как смертная казнь, исключен и введен новый вид наказания – пожизненное лишение свободы.

     Отношение к проблеме смертной казни в Республики Беларусь также неоднозначно.

     Во  время проведенного в Беларуси 24 ноября 1996 года всенародного референдума на поставленный вопрос «Поддерживаете ли Вы отмену смертной казни в Республики Беларусь?» 80, 44 процента граждан, принявших участие в голосовании, ответили отрицательно.

     В ходе республиканского социологического мониторинга, проведенного в августе – сентябре 2009 года. Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь, 79,5 процента респондентов не поддержали исключение смертной казни из перечня наказаний за совершение особо тяжких преступлений, а за ее отмену высказались лишь 4,5 процента опрошенных.

     Такое единодушие может иметь несколько  причин.

     Несомненно, определенную роль при этом играют неблагоприятные исторические факторы (в 20-м веке наш народ пережил  крупные общественные потрясения, унесшие жизнь миллионов людей); недостаточная вера населения в эффективность уголовной политики и ее способность гарантировать личную защищенность каждого законопослушного гражданина; отрицательный опыт некоторых стран, где после отмены смертной казни возросло количество тяжких преступлений против личности, и некоторые другие обстоятельства.

     Многие  граждане Республики Беларусь, полагают, что применения смертной казни соответствует  социальной справедливости и является серьезным сдерживающим фактором роста особо тяжких преступлений, сопряженных с посягательством на жизнь человека. В первую очередь общественное мнение активно поддерживает применение смертной казни в отношении серийных убийц, а также преступников, жертвами которых стали малолетние несовершеннолетние.

        В свете изложенного чрезвычайно  важным представляется отношение  к данному вопросу Православной  Церкви. Так, в Основах учения  Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, утвержденных на Архиерейском Соборе 26 июня 2008 года, говорится следующее: «Признавая, что смертная казнь была приемлема в ветхозаветные времена, а указаний на необходимость ее отмены нет ни в Священном Писании Нового Завета, ни в Предании и историческом наследии Православной Церкви…Церковь часто принимала на себя долг печалования об осужденных на казнь, прося для них милости и смягчения наказания… Защищая человеческую жизнь, Церковь, вне зависимости от отношения общества к смертной казни, призвана исполнять этот долг печалования».

Информация о работе Конституционные основы права на жизнь