Конституционные основы права на жизнь

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Право на жизнь традиционно считается «царицей прав», естественным и неотъемлемым правом любого человека. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов. Это в значительной степени даже не правовая, а философская категория, над которой работали целые поколения философов и правоведов всего мира

Содержание

Введение 3
Глава I. Общая характеристика конституционного права на жизнь 5
1.1. Содержание права на жизнь: некоторые вопросы теории и законодательной формации 5
1.2. Право на жизнь в системе основных прав и свобод человека 9
1.3. Обеспечение права на жизнь 12
Глава II. Проблема права на жизнь и смертной казни 16
2.1. Общие сведения о смертной казни 16
2.2. Право на жизнь и конституционно-правовые аспекты применения смертной казни 19
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 27

Работа содержит 1 файл

Конституционные основы права на жизнь.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

     Содержание  этой позиции соответствует следующему определению: "...под правом на жизнь  следует понимать комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной сред обитания, условий жизни. К этим факторам относятся политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконного хранения оружия и т.п."  Сторонники такого подхода определения права на жизнь предполагают, что государства обязаны предпринимать определенные меры в этом направлении.

     Л.Н. Линик в содержание понятия "жизнь" включает три аспекта: начало, завершение жизни, а также фазы между началом  и завершением, которые нельзя было бы назвать жизнью. В этой связи  следует отметить, что начало жизни в правовом порядке в различных отраслях не определяется едино. В гражданском праве человек становится объектом правовой защиты, т.е. приобретает правосубъектность, в силу рождения. В уголовном праве началом жизни считается момент физиологических родов, т.е. начало процесса выхода из утробы матери. Гражданско-правовая защита, однако, гарантируется по существенным вопросам уже до рождения: для сохранения имущественных прав нерожденного человека, а также против нанесения вреда неразрешаемыми действиями[7].

     Из  этого различного объема правовой защиты исходит общий принцип существующего  права: право на жизнь защищается в каждой сфере в объеме, в котором  оно достойно защиты и котором  жизни грозят типичные для этой отрасли  опасности. Однако нужно принять во внимание, что в уголовном праве зарождающаяся жизнь также должна пользоваться определенной защитой, гарантируемой с момента зачатия или по крайней мере имплантации. Этого требует современное состояние медицины, которая сегодня достигла такого уровня, при котором правовая защита человеческого зародыша крайне необходима. Особенно остро этот вопрос встает при осуществлении имплантации, преследующей цель преодоления бесплодия родителей, а значит, обеспечения репродукции. Этому должно соответствовать и требование правовой охраны плода. Развитие новых биотехнологий, методов пренатальной (дородовой) диагностики и медицины привело к широкому распространению исследований на человеческих эмбрионах и поставило перед научной общественностью ряд этико-правовых вопросов, среди которых определение пределов реализации репродуктивных прав человека, выявление правомерности использования человеческих эмбрионов для научно-исследовательских и терапевтических целей. В основе указанных проблем лежит отсутствие четкого правового статуса эмбриона человека. В частности, не определен этап развития, с которого человеческий эмбрион находится под защитой закона и наделяется правом на жизнь.

     Таким образом, обнаруживается общая тенденция, в соответствии с которой защита жизни от нанесения вреда необходима уже с момента зачатия жизни, а в контексте вопроса о правоспособности этот момент "сдвигается" на более позднее время. Отсюда следует, что начало жизни по смыслу ряда нормативных правовых актов должно устанавливаться с момента зачатия.

     В основу законодательной трактовки  права на жизнь должно быть принято  экстенсивное понятие жизни. Право  на жизнь распространяется и на начинающуюся жизнь, иначе были бы неполными гарантии человеческого существования. Прекращение  жизни также определяется далеко не только со смертью. Наступление смерти проходит несколько этапов, от агонии до абсолютной биологической смерти. В зависимости от различения этапов, их определения и времени возникновения употребляются разные названия смерти: клиническая смерть, смерть, связанная с прекращением физиологических процессов в клетках, органическая смерть, в частности смерть мозга, смерть личности и биологическая смерть.

     Между началом и завершением жизни  по смыслу законодательства не может  быть понятийно принципиально зон жизни, которые недостойны защиты, идет ли речь об угасающей жизни либо о "нестоящей жизни" (как у душевнобольных или слабоумных). Основа такого понимания усматривается в том, что человеческая жизнь означает безусловную, высшую ценность в конституционной системе основных прав. Субъективное право на жизнь представляет собой не только основу человеческого достоинства, но также и предпосылку всех иных основных прав человека и гражданина.

 

    1. Право на жизнь в системе  основных прав и свобод человека, его свойства
 

      Данное  право дает возможность человеку рассчитывать на защиту своей жизни  со стороны государства от любых  противоправных посягательств. Данное право не должно подлежать ограничению, однако международные акты и конституция  Республики Беларусь допускают ограничение данного права, а именно смертная казнь, как высшая мера наказания за особо тяжкие преступления. Человек, осужденный к смертной казни имеет право обратиться к президенту с просьбой о помиловании.

     Важнейшим этапом развития института прав человека стала вторая половина XX в. Признание Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и ряда других, важнейших международно-правовых актов явилось неоценимым вкладом в развитие цивилизации и культуры XX в.

     Что же касается конституций, то они, подстраиваясь  под определенный  этап жизни  общества постоянно дополнялись  правами и свободами человека, но, при этом обеспечивали полноправную жизнь не всему обществу в целом, а лишь некоторой части общества, являющейся  «правящей верхушкой» такого общества.

     Конституция закрепляет наиболее важные и социально  значимые для отдельного человека, общества и государства права  и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства   и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.

     Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционного правоотношения, в котором участвует государство и гражданин. Для гражданина смысл такого правоотношения состоит в получении защиты своих прав, а для государства – в обязанности предоставить эту защиту[6].

     Основные  права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, так как значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает объявление государства как демократического и правового. В каком бы государстве ни находился человек - он является свободным существом, которое находится под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого он является, а также государства, в котором он находится. Это состояние свободы не даруется государством, а принадлежат ему от рождения.

     Конституционным правам и свободам свойственны  признаки, которые лежат в основе других прав, закрепляемых иными отраслями  права. Все права и свободы  граждан в той или иной сфере  жизни производны от основных прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции. Отличие конституционных прав и свобод  заключается  в  неотделимости их от личности. Человек (гражданин) не вправе отказаться или передать другому лицу такие права.

     Конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности и лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права. Конституция лишь устанавливает принципы, на которых должно строиться текущее законодательство. 

     Характерной особенностью конституционных прав и свобод также является и то, что они равны и едины для всех без исключения. Так возникновение основных прав и свобод  граждан связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь, в связи с чем не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению гражданина  и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства.

     Конституционные права и свободы закрепляются в правовом акте государства, имеющим высшую юридическую силу.

     Итак, конституционные права и свободы  человека и гражданина – неотъемлемые наиболее важные права и свободы, принадлежащие ему от рождения, защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности и получающие высшую юридическую силу.

     Безусловно, высшей ценностью для любого человека является жизнь. Именно поэтому право на жизнь – важнейшее из всех прав человека, именно это право подлежит первоочередной защите со стороны государства.

     Однако  на практике декларирование права на жизнь не означает его эффективной защиты. Современное законодательство отнюдь не идеально в плане обеспечения реального прямого действия конституционной нормы о праве на жизнь.

     Статья 24 Конституции РБ гласит: «Каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств[1].

     Провозглашение  в нашей Конституции права на жизнь требует от государства и правоохранительных органов решительной борьбы с террористическими акциями и другими преступными посягательствами, в результате которых гибнут тысячи людей.

     Серьезной гарантией права на жизнь служит обеспечение техники безопасности и предупреждение несчастных случаев на производстве. Это же относится и к профилактике дорожно-транспортных происшествий, ежегодно уносящих десятки тысяч жизней. В конечном счете меры, направленные на развитие здравоохранения, в частности борьба с детской смертностью, также служат гарантиями провозглашенного в Конституции права на жизнь.

Право на жизнь является, несомненно, самым  естественным и неотъемлемым в

жизни человека. Без обеспечения права  на жизнь нельзя говорить о любых  других правах и свободах. Всемирная декларация прав человека (ст. 3) и Пакт о гражданских и политических правах (ст. 6) закрепляет это право в качестве важнейшего. И это не сводится к какому-то одному единичному аспекту, например, к отмене смертной казни, а наоборот - имеет весьма широкое и глубокое содержание. Основой его является обеспечение мира и безопасности, так как война является крайним отрицанием права на жизнь. По этому комитет по правам человека отмечает, что в свете этого права основным долгом государства является предотвращение войны и поддержание мирных отношений. Особой опасностью комитет считает разработку, испытание и производство оружия массового поражения, так как оно представляет собой наиболее серьезную угрозу праву на жизнь в современном обществе[4].

      Прямое  отношение к праву на жизнь  имеет сокращение детской смертности и увеличение продолжительности  жизни, так как, например, наличие  высокой детской смертности означает, что государство не обеспечивает жизнь своих сограждан.

      Важными аспектами гарантии права на жизнь являются: предотвращение произвольных убийств, совершенных силами безопасности, предупреждение преступности, обращение с правонарушителями и ограничение применения силы и огнестрельного оружия силами правопорядка. В связи с этими проблемами Конгресс ООН, состоявшийся в 1990г. в Гаване, принял “основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка”. Эти принципы очень важны, так как непосредственно связаны с охраной жизни людей в современном обществе.

 

      1.3. Обеспечение права на жизнь 

     Сегодня система обеспечения конституционных  прав и свобод граждан в Республики Беларусь представляет собой довольно пеструю картину, причем не только по организационным формам, но и по темпам продвижения к конституционной модели устройства государственно-правового механизма охраны основных прав и свобод. Едиными основами всей системы органов государственной власти являются конституционные положения: о регулировании и защите прав и свобод граждан и о защите прав и свобод граждан. Однако процесс создания подлинно единой системы органов государственной власти Беларуси, обеспечивающей охрану и защиту основных прав и свобод личности, идет весьма неравномерно в разных регионах, на разных уровнях власти, в разных ведомствах.

     Особенность состояния этого важнейшего института  демократии сегодня заключается  в том, что задача государственных  органов по обеспечению охраны и защиты основных прав и свобод граждан выступает как внутренняя задача обеспечения прав, прежде всего, самих чиновников государственного аппарата, а не населения, как это должно быть по определению. Органы государственной власти приобрели за последние годы чрезмерную относительную самостоятельность. В итоге оказались исчерпанными ресурсы доверия граждан к государству и его органам. Это привело как к отчуждению масс от государственных структур, так и к отчуждению государственных органов от населения. Наличие правовых норм, закрепляющих возможность гражданина беспрепятственно пользоваться конституционными правами и свободами, вовсе не означает, что каждому гражданину автоматически гарантируется их реализация или охрана и защита. Наличие таких норм является необходимым, но отнюдь не достаточным условием для реализации личностью своих прав и свобод в практике общественных отношений. Требуется реализация провозглашенного в Конституции права личности, т.е. действительное получение ею того блага, которое составляет содержание данного права.

Информация о работе Конституционные основы права на жизнь