Источники гражданского и граждаского процессуального права

Автор: k**********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы источников гражданского права и гражданского процессуального права весьма значительна. На сегодняшний день в нашей стране регулярно происходит изменение и обновление законодательной базы, принимаются различные новые законы, отменяется действие старых, а следовательно, изменяются и источники.
Задачами данной работы являются:
1. Определить понятие источников гражданского права и гражданского процессуального права, их виды.
2. Провести сравнительный анализ вышеупомянутых источников, выявить их возможные схожие и различные черты.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Понятие и виды источников гражданского права и гражданского процессуального права……………………………………………………………5
Глава 2. Нормативные акты как источники гражданского права и гражданского процессуального права………………………………….………8
2.1. Конституция Российской Федерации…………………………………….....9
2.2. Гражданский кодекс РФ и Гражданский процессуальный кодекс РФ…..11
2.3. Законы РФ………………………………………………………………….17
2.4. Подзаконные нормативные акты………………………………………….26
2.4.1 Указы Президента РФ……………………………………………………..26
2.4.2 Постановления Правительства РФ………………………………………33
2.4.3. Акты федеральных органов исполнительной власти………………….33
2.5. Нормы международного права……………………………………………34
2.6. Обычаи делового оборота…………………………………………………36
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованных нормативных правовых актов и литературы……..39

Работа содержит 1 файл

источники ГП и ГПП.docx

— 74.56 Кб (Скачать)

      В целях защиты прав и законных интересов  лиц, имеющих паспорт гражданина СССР, не принявших гражданства других государств и проживающих на территории Российской Федерации по состоянию  на 6 февраля 1992г., которые на основании  Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991г. №1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» могли быть признаны гражданами Российской Федерации, факт их постоянного  проживания на территории Российской Федерации подлежит установлению в  судебном порядке. 

Определение по делу № 78-В09-25.

     2.4. Подзаконные нормативные акты

     В соответствии со ст. 1 ГПК РФ не включены в состав законодательства о гражданском судопроизводстве нормативные указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. 

     2.4.1 Указы Президента РФ

     Указы Президента РФ обладают наибольшей юридической  силой среди подзаконных нормативных  актов и могут быть приняты  по любому вопросу, входящему в компетенцию  Президента, круг которых определён статьями 83-89 Конституции РФ. В соответствии со статьей 90 Конституции РФ «…2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. 3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам».15

Указы Президента РФ подлежат официальному опубликованию и вступают в силу, если иное не установлено самим указом, по истечении 7 дней. Среди многочисленных указов Президента РФ немало и таких, которые содержат нормы гражданского права, например: «О жилищных кредитах»16, «О выпуске в обращении жилищных сертификатов» 17, «О высвобождении и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении некоторых органов, учреждений и предприятий»18.

     Стоит отметить, что указы, распоряжения Президента могут носить и ненормативный, индивидуальный характер (например, о награждении директора предприятия почетной грамотой за вклад в российскую экономику) — в этом случае они не будут являться источниками права. 

     Примеры из судебной практики19 

РЕШЕНИЕ 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ

                                  

18 октября  2010 г.

N ГКПИ10-951

    

(Д) 

                                  

     Верховный Суд Российской Федерации  в составе:

     судьи Верховного Суда Российской  Федерации Романенкова Н.С.,

     при секретаре А.В.,

     с участием прокурора Степановой  Л.Е.,

     рассмотрев  в  открытом  судебном  заседании  гражданское дело  по

заявлению  А.М. о признании частично недействующим  пункта 2 подраздела

3   раздела   14   Реестра   должностей   федеральной  государственной

гражданской   службы,   утвержденного   Указом  Президента  Российской

Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574,

                                  

установил:

 

     Указом  Президента  Российской  Федерации от 31 декабря 2005 г. N

1574   утвержден   Реестр   должностей   федеральной   государственной

гражданской службы (далее - Реестр). Пунктом 2 подраздела 3 раздела 14

Реестра должность помощника судьи в  аппарате районного суда отнесена к

категории "помощники (советники)".

     Гражданка  А.М. обратилась  в Верховный Суд Российской  Федерации с

заявлением  о признании недействующим пункта 2 подраздела 3 раздела 14

Реестра  в  части  отнесения  должности  "помощник  судьи" к категории

должностей  "помощники  (советники)".  Как  указывает  заявитель,  она

работала  в  суде в должности помощника  судьи с апреля 2002 г. В марте

2008  г.  с ней был заключен служебный  контракт сроком на один год,  по

окончании  которого она уволена с гражданской  службы. Она обратилась в

суд  с  иском  о  восстановлении  на  работе, в удовлетворении исковых

требований  ей  было  отказано  в  связи  с тем, что Указом Президента

Российской  Федерации "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской  службы"  должность  "помощник судьи" отнесена к категории "помощники (советники)",  с которыми согласно Федеральному закону "О государственной  гражданской  службе  в  Российской  Федерации" должны заключаться   срочные   служебные  контракты.  Оспариваемое  положение нормативного  правового  акта  не  соответствует  данному Федеральному закону,  нормам  международного  права,  лишает  ее  права  на  труд и достойную заработную плату.

     А.М.  извещена  о  времени   и  месте судебного заседания,  просила

рассмотреть дело в ее отсутствие.

     Представитель  Президента  Российской  Федерации представил в суд

письменные  возражения и просил рассмотреть  дело в его отсутствие.

     Исследовав   материалы   дела,   заслушав   заключение  прокурора

Генеральной   прокуратуры   Российской   Федерации   Степановой  Л.Е.,

полагавшей,  что  заявление  не подлежит удовлетворению, Верховный Суд

Российской   Федерации   не   находит   оснований  для  удовлетворения

заявленного требования.

     Федеральный  закон  от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной

гражданской  службе  Российской Федерации" (далее - Федеральный закон)

предусматривает,  что  реестр  должностей  федеральной  государственной

гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации (часть первая статьи 10).

     Во   исполнение   требований   федерального  законодателя  Указом

Президента  Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574 утвержден

Реестр  должностей федеральной государственной  гражданской службы.

     Данный   нормативный   правовой   акт   опубликован  в  "Собрании

законодательства   Российской  Федерации"  N  1,  2  января  2006  г.,

"Российской  газете" N 2, 12 января 2006 г.

     Реестр   состоит   из  разделов,  содержащих  перечни  должностей

федеральной     государственной     гражданской     службы,    которые

классифицированы  по государственным органам, категориям, группам и не

содержит  указания  о  том,  какой вид  служебного контракта (служебный

контракт  на неопределенный срок или срочный  служебный контракт) должен

заключаться  с  федеральным  государственным  служащим при замещении им той или иной должности.

     Доводы заявителя о том, что  главным критерием заключения  срочного

служебного  контракта  является  невозможность  установления постоянных

служебных  отношений,  не соответствуют требованиям  законодательства о

государственной гражданской службе. Служебный контракт на определенный срок   заключается   в   установленных  законодательством  случаях,  в частности,  в случае замещения должностей гражданской службы категории "помощники (советники)"  (статья  25  Федерального закона). Истечение срока   действия  срочного  служебного  контракта  является  одним  из оснований  его  прекращения,  освобождения  гражданского  служащего от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы.

     При классификации должностей  гражданской службы по категориям  они

подразделяются  на  должности  руководителей, помощников (советников),

специалистов,   обеспечивающих  специалистов  (статья  9  Федерального

закона).

     Должности   категории  "помощники  (советники)"  согласно  данной

статье  учреждаются  для  содействия лицам, замещающим государственные

должности,   руководителям   государственных   органов,  руководителям

территориальных  органов  федеральных  органов  исполнительной власти и

руководителям представительств государственных  органов в реализации их

полномочий  и  замещаемые  на  определенный  срок, ограниченный сроком

полномочий  указанных лиц или руководителей.

     Из   буквального  содержания  Федерального  закона  следует,  что

должности   гражданской  службы,  отнесенные  к  категории  "помощники

(советники)",  замещаются  на  определенный  срок,  причем этот срок в

любом  случае  не  может  быть  более  срока полномочий лиц, замещающих

государственные   должности,  руководителей  государственных  органов,

руководителей     территориальных    органов    федеральных    органов

исполнительной  власти и руководителей представительств государственных

органов.

     Федеральный   закон  под   государственными  должностями   понимает

должности,    устанавливаемые   Конституцией   Российской   Федерации,

федеральными  законами  для  непосредственного  исполнения  полномочий

федеральных  государственных  органов,  и  должности,  устанавливаемые

конституциями  (уставами), законами субъектов Российской Федерации для

непосредственного   исполнения   полномочий   государственных  органов

субъектов  Российской  Федерации.  Должность  судьи  федерального суда

отнесена  к государственной должности  Российской Федерации.

     Статус  судьи  в  Российской  Федерации определяется в Конституции

Российской  Федерации, Федеральном конституционном  законе от 31 декабря

1996  г.  N  1-ФКЗ  "О  судебной  системе Российской Федерации", Законе

Российской  Федерации  от  26 июня 1992 г. N 3132-1 "О  статусе судей в

Российской  Федерации",  чтобы  гарантировать  осуществление правосудия

независимым    и    беспристрастным    судом.    Судьи    осуществляют

публично-правовые задачи судебной власти, и законодатель предъявляет к

ним особые квалификационные требования, включая  специальные требования к  кандидатам  на  должности  судей,  порядку назначения на должность, пребывания в должности и прекращения полномочий, тогда как гражданская служба  представляет  собой  профессиональную  служебную  деятельность граждан  на  должностях  гражданской  службы по обеспечению исполнения полномочий   федеральных   государственных   органов,  государственных органов    субъектов    Российской    Федерации,    лиц,    замещающих государственные  должности  Российской  Федерации,  и  лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Источники гражданского и граждаского процессуального права