Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:29, курсовая работа
Целью данной работы является изучение компетенции Президента Российской Федерации.
Задачи:
проанализировать согласованное функционирование и взаимодействие Президента РФ и органов государственной власти;
изучить компетенции Президента РФ в области законодательной и исполнительной власти;
установить виды возможностей Президента РФ в сфере внешней и внутренней политики;
показать роль института президента в условиях формирования гражданского общества, его главные функции и возможности.
Введение 3
ГЛАВА 1. История становления института Президента РФ…………5
Глава 1. Полномочия Президента РФ. 9
1.1. Взаимодействие Президента и Федерального Собрания, Президента и Правительства. Отношения с субъектами РФ. 10
1.2. Президент и судебная власть. 18
1.3. Военные полномочия. Полномочия в сфере внешней политики. 19
Заключение 24
Список используемой литературы 26
В военной области полномочия
Президента достаточно широки. Он является
Верховным Главнокомандующим
Положение Верховного Главнокомандующего
позволяет Президенту отдавать любые
приказы Министерству обороны, министр
обороны, хотя и является членом Правительства,
работает под непосредственным руководством
Президента. Президент вправе в любой
момент взять на себя командование
Вооруженными Силами в случае войны
или угрозы агрессии. Наряду с Вооруженными
Силами в структуру воинских формирований,
подчиненных различным
Организация воинских формирований в Российской Федерации строится на четком принципе, согласно которому эти формирования могут быть только общефедеральными и подчиненными Президенту РФ, ни один субъект РФ не вправе создавать собственные воинские формирования.
В случае агрессии против России или ее непосредственной угрозы Президент вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Но единолично объявить состояние войны Президент не вправе.
Конституцией РФ предусмотрено, что режим военного положения определяется федеральным конституционным законом. Указ Президента РФ о введении военного положения требует утверждения Советом Федерации.
Военные полномочия Президента РФ конкретизированы в некоторых федеральных законах. Решение о направлении за пределы территории РФ отдельных военнослужащих для участия в миротворческой деятельности принимает Президент РФ. Он же определяет район действий, задачи, подчиненность, срок пребывания, порядок замены этих военнослужащих и принимает решение об их отзыве13. Если же речь идет о направлении за пределы Российской Федерации воинских формирований Вооруженных Сил, то решение об этом принимается Президентом РФ на основании постановления Совета Федерации о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации. Решение об отзыве указанных формирований принимается Президентом РФ самостоятельно, но об этом он обязан информировать Совет Федерации и Государственную Думу. На Президента РФ возлагается основная обязанность по организации подготовки и обеспечению военного и гражданского персонала для участия в миротворческой деятельности, он определяет порядок формирования, состав и численность воинского контингента.
В Федеральном законе закреплен
ряд других военных полномочий Президента
РФ: определение основных направлений
военной политики Российской Федерации,
осуществление руководства
Военные полномочия Президента
РФ весьма широки, но они не подменяют
полномочий других органов государственной
власти в области обороны. Так, например,
Совет Федерации и
Как глава государства, осуществляющий
высшее представительство в
Президент назначает и отзывает послов и иных дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. Он, однако, должен при этом провести консультации с соответствующими комитетами или комиссиями Государственной Думы и Совета Федерации.
Последнюю группу полномочий
составляют полномочия по отношению
к населению страны, гражданам, избирателям.
Президент Российской Федерации, прежде
всего, решает вопросы гражданства.
Конституцией России установлено единое
российское гражданство, возможность
гражданства субъектов
К правомочиям Президента относится также предоставление политического убежища. Всеобщая декларация прав человека провозглашает: каждый человек, преследуемый за убеждения, может иметь убежище в других странах и пользоваться им. Указом Президента от 21 июля 1997 года № 746 утверждено Положение «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища». Оно предоставляется гражданам и лицам без гражданства по их письменному ходатайству с учетом государственных интересов Российской Федерации на основании общепризнанных принципов и норм международного права. Президентом Российской Федерации также определены случаи, когда политическое убежище не предоставляется16.
Полномочием Президента Российской
Федерации, обращенным ко всем избирателям,
является назначение референдума - проведение
всенародного тайного голосования
граждан Российской Федерации для
выяснения их мнения по важнейшим
проблемам государственной
К ведению Президента отнесены
вопросы награждения
К полномочиям Президента относится также принятие актов о помиловании осужденных приговором суда. Помилование применяется к отдельным лицам, и его надо отличать от амнистии. «К ведению Государственной Думы относится объявление амнистии»17.
Президент Российской Федерации рассматривает адресованные ему обращения граждан, которые, согласно статье 33 Конституции Российской Федерации, они вправе направлять в любые государственные органы и органы местного самоуправления. Обращения являются важной формой связи Президента, других государственных органов и органов местного самоуправления с населением.
Заключение
Подводя итоги работы отметим, что Президенту РФ отводится особая роль в механизме государственной власти, а следовательно, и особая компетенция, определяемая Конституцией РФ. Она охватывает все аспекты государственной деятельности, носит комплексный характер.
Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.
В установленном Конституцией РФ порядке Президент принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент РФ как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
По совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за Президентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть. Этими органами в соответствии со ст. 11 Конституции являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Практика оказывает (об этом можно, в частности, судить по президентской почте), что обязанность Президента гарантировать Конституцию, права и свободы человека и гражданина воспринимаются чрезвычайно широко. Например, нередко граждане адресуют Президенту свои жалобы, связанные с несправедливым, по их мнению, решениями правоохранительных органов и даже судебными решениями. И при этом подчеркивают, что Президент как гарант Конституции прав человека, обязан им помочь. Президент является главой государства, но одновременно имеет политический мандат, вручаемый народом на всеобщих прямых выборах. Президент, таким образом, не только занимает пост главы государства, но и является наиболее авторитетным (с правовой точки зрения) выразителем определенных политических интересов, даже не будучи партийным Президентом. Такое положение Президента не ограничивает самостоятельность деятельности основных государственных органов Российской Федерации, поскольку полномочия Президента направлены, прежде всего, на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации, строгое соблюдение Конституции Российской Федерации, защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану государственного суверенитета.
Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты:
Литература