Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:29, курсовая работа
Целью данной работы является изучение компетенции Президента Российской Федерации.
Задачи:
проанализировать согласованное функционирование и взаимодействие Президента РФ и органов государственной власти;
изучить компетенции Президента РФ в области законодательной и исполнительной власти;
установить виды возможностей Президента РФ в сфере внешней и внутренней политики;
показать роль института президента в условиях формирования гражданского общества, его главные функции и возможности.
Введение 3
ГЛАВА 1. История становления института Президента РФ…………5
Глава 1. Полномочия Президента РФ. 9
1.1. Взаимодействие Президента и Федерального Собрания, Президента и Правительства. Отношения с субъектами РФ. 10
1.2. Президент и судебная власть. 18
1.3. Военные полномочия. Полномочия в сфере внешней политики. 19
Заключение 24
Список используемой литературы 26
Содержание
Введение 3
ГЛАВА 1. История
становления института
Глава 1. Полномочия Президента РФ. 9
1.1. Взаимодействие Президента и Федерального Собрания, Президента и Правительства. Отношения с субъектами РФ. 10
1.2. Президент и судебная власть. 18
1.3. Военные полномочия. Полномочия в сфере внешней политики. 19
Заключение 24
Список используемой литературы 26
Введение.
На сегодняшний день компетенция
Президента РФ неоднозначно оценивается
российскими и зарубежными
Компетенция Президента РФ складывается из функций и полномочий, которыми он наделяется как глава государства.
Эти два понятия очень
близки друг к другу, но не тождественны.
Между нормами, определяющими функции
Президента России, и нормами, определяющими
его полномочия, имеются существенные
различия. Первый вид норм формирует
цели, которые в процессе их реализации
превращаются в определенный результат,
а второй вид норм закрепляет за
Президентом Российской Федерации
права и обязанности, а также
предопределяет его основные организационные
формы работы. В той мере, в
какой функции и полномочия присущи
исключительно главе
Целью данной работы является изучение компетенции Президента Российской Федерации.
Задачи:
Трудно переоценить
В первой главе работы рассматриваются история становления президентства в Российской Федерации, во второй главе полномочия Президента Российской Федерации.
Институт президентства
- обширно распространенное явление
в современном мире. Во многих странах
различного уровня развития, этот институт
работает уже длительное время. Ни один
политический институт не повлиял на
ход мировой истории в XX веке столь
глубоко существенно, как президентский
институт США. Для правильного понимания
механизма демократических
Избрание президента, его возможности, взаимоотношения с законодательными органами, сроки пребывания у власти и многие остальные черты, определяющие конкретное содержание данной формы правления, далеко не адекватны в разных странах.
Они определяются историческими чертами, политическими традициями, соотношением сил меж президентом другими властями, меж противоборствующими и многими другими факторами.
История президентства, взятая в мировом масштабе, отнюдь не свидетельствует о том, что наличие этого института является критерием демократичности страны вообще, и его политического устройства в частности.
В советский период отечественной
истории, около семидесяти лет в
нашей стране существовал именно
коллегиальный глава
Сначала, в марте 1990 г., был введён пост Президента СССР, а затем – во многих союзных республиках, в том числе в марте 1991 г. и в РСФСР. Так как основные причины появления института президентской власти в нашей стране являются общими, то прежде чем рассматривать Российскую Федерацию, необходимо проанализировать некоторые общие моменты.
«Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии отечественной государственности, поскольку советской республике, такого рода институт был органически чужд. Полновластие Советов, соединение в них законодательной и исполнительной власти были органически несовместимы с принципом разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти - поста президента.
Поэтому, идея об учреждении поста Президента, первоначально, как уже отмечалось, возникшая ещё в бывшем СССР, встретила значительное сопротивление части народных депутатов, сторонников сохранения Советской власти, вполне резонно увидевших в ней нарушение принципа полновластия советов. Однако набирающие силу процессы демократизации, обновление всей государственной системы одержали верх, и пост Президента СССР в марте 1990 г. был учрежден, что повлекло существенные изменения в Конституции СССР 1977г»1.
14 марта 1990г. был принят
Закон СССР «Об учреждении
поста Президента СССР и
Вскоре, после этого начался
аналогичный процесс
Рассматривая вопрос о
назначении и причинах возникновения
института президентской власти
именно на перестроечном этапе, следует
отметить, что конституционное
«При введении поста Президента на уровне СССР следовал ряд объяснений, толкующих причины появления института президентской власти в нашей стране, которые нельзя оставить без внимания и по отношению к Российской Федерации.
Во-первых, это размежевание
функций партии и государства. Ранее
все главные вопросы внутренней
и внешней политики решались партийными
органами и, таким образом, основное
звено в выработке стратегии
государственной жизни было вне
государственной системы. Теперь же
потребовалось укрепить то звено
государственной власти, функции
которого ранее подменялись партийными
решениями. Во-вторых, после проведения
разделения властей появилась
Из названных обстоятельств только последнее было более или менее ясно, так как нередко надо оперативно реагировать на ситуацию и принимать быстрые решения, что один человек сделает лучше, чем коллегия»3.
Анализируя причины появления
института президентской власти
в нашей стране необходимо отметить,
что в России институт президентства
обладает определенной новизной. Президент
в России занимает особое место в
системе государственных
Президент РФ обладает широкими
полномочиями в различных сферах
государственной жизни. В одних
случаях эти полномочия носят
прерогативный характер, т.е. принадлежат
исключительно ему, в других –
соприкасаются с полномочиями других
органов государственной
При изучении полномочий Президента Российской Федерации следует, прежде всего, обратить внимание на три важных момента. Во-первых, исчерпывающий ли их перечень приведен в Конституции Российской Федерации? Опыт ее применения показал, что дать его невозможно.
Каждая из сфер полномочий включает в себя широкий круг полномочий Президента, которые реализуются им как непосредственно, так и в тесном взаимодействии с другими федеральными органами государственной власти и различными методами: в правовых формах посредством издания указов и распоряжений; определения приоритетных направлений деятельности всех государственных структур; разработки федеральных программ; проведения различного рода организационных мероприятий; встреч с руководителями различных органов, как федеральных, так и региональных, с представителями партий, иных общественных объединений и др.
Во-вторых, в Конституции Российской Федерации полномочия Президента определены фрагментарно, отсутствует их развернутое изложение. Согласно сложившейся практике, эти полномочия конкретизируются в федеральных конституционных и федеральных законах.
В-третьих, актуальное теоретическое
и практическое значение имеет группирование
полномочий Президента Российской Федерации.
Оно позволяет
По специфике предметов компетенции и взаимоотношений с другими органами государственной власти полномочия Президента могут быть разбиты на следующие основные группы.
Полномочия Президента, вытекающие
из различия конституционных функций
главы государства и
Президент имеет право законодательной инициативы, т. е. внесения законопроектов в Государственную Думу, он обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием. Это вето, именуемое в теории как относительное, может быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя палатами Федерального Собрания при раздельном обсуждении большинством в две трети голосов каждой палаты — в этом случае Президент обязан подписать закон в течение семи дней. Законопроект становится законом и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после чего закон или должен быть отклонен, или вступает в силу. От права на отклонение законов (вето) отличается право на возвращение принятого палатами закона, если Президент усматривает в процессе принятия или одобрения закона нарушение конституционных условий и процедур его принятия или одобрения. Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 апреля 1996 г. подтвердил такое право Президента, исходя из его роли как гаранта Конституции РФ.