Функции и полномочия президента РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение компетенции Президента Российской Федерации.
Задачи:
проанализировать согласованное функционирование и взаимодействие Президента РФ и органов государственной власти;
изучить компетенции Президента РФ в области законодательной и исполнительной власти;
установить виды возможностей Президента РФ в сфере внешней и внутренней политики;
показать роль института президента в условиях формирования гражданского общества, его главные функции и возможности.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. История становления института Президента РФ…………5
Глава 1. Полномочия Президента РФ. 9
1.1. Взаимодействие Президента и Федерального Собрания, Президента и Правительства. Отношения с субъектами РФ. 10
1.2. Президент и судебная власть. 18
1.3. Военные полномочия. Полномочия в сфере внешней политики. 19
Заключение 24
Список используемой литературы 26

Работа содержит 1 файл

курсовик КПРФ.docx

— 54.54 Кб (Скачать)


 

Содержание

Введение 3

ГЛАВА 1. История  становления института Президента РФ…………5

Глава 1. Полномочия Президента РФ. 9

1.1. Взаимодействие Президента и Федерального Собрания, Президента и Правительства. Отношения с субъектами РФ. 10

1.2. Президент и судебная  власть. 18

1.3. Военные полномочия. Полномочия в сфере внешней политики. 19

Заключение 24

Список используемой литературы 26

 

 

Введение.

 

На сегодняшний день компетенция  Президента РФ неоднозначно оценивается  российскими и зарубежными государствоведами. Вместе с тем очевидно, что большую  часть своих функций глава  государства реализует посредством  взаимодействия с другими органами государственной власти и путем  издания различных актов.

Компетенция Президента РФ складывается из функций и полномочий, которыми он наделяется как глава  государства.

Эти два понятия очень  близки друг к другу, но не тождественны. Между нормами, определяющими функции  Президента России, и нормами, определяющими  его полномочия, имеются существенные различия. Первый вид норм формирует  цели, которые в процессе их реализации превращаются в определенный результат, а второй вид норм закрепляет за Президентом Российской Федерации  права и обязанности, а также  предопределяет его основные организационные  формы работы. В той мере, в  какой функции и полномочия присущи  исключительно главе государства (то есть не делятся с парламентом, правительством или судебными органами), они называются прерогативами главы  государства (например, предлагать парламенту кандидатуру на пост главы правительства  или присваивать высшие воинские звания). Между функциями, полномочиями Президента России и его организационными формами деятельности существует тесная связь, так как каждая функция  должна быть обеспечена правомочиями главы российского государства  и реализована в соответствующих  формах его работы.

Целью данной работы является изучение компетенции Президента Российской Федерации.

Задачи:

  1. проанализировать согласованное функционирование и взаимодействие Президента РФ и органов государственной власти;
  2. изучить компетенции Президента РФ в области законодательной и исполнительной власти;
  3. установить виды возможностей Президента РФ в сфере внешней и внутренней политики;
  4. показать роль института президента в условиях формирования гражданского общества, его главные функции и возможности.

Трудно переоценить актуальность рассматриваемой в работе темы. Вопрос полномочий главы государства периодически поднимается в России с момента  появления института президентства. А в последнее время, в свете  избрания на пост президента В. Путина и утверждения Д. Медведева премьером, в стране вновь заговорили о передачи части президентских полномочий главе правительства.

В первой главе работы рассматриваются история становления президентства в Российской Федерации, во второй главе полномочия Президента Российской Федерации.

 

 

  1. . история становления института президентства в российской федерации.

 

Институт президентства - обширно распространенное явление  в современном мире. Во многих странах  различного уровня развития, этот институт работает уже длительное время. Ни один политический институт не повлиял на ход мировой истории в XX веке столь  глубоко существенно, как президентский  институт США. Для правильного понимания  механизма демократических правительственных  и публичных систем нужно рассмотрение самого института президентства, его  сущности и особенности.

Избрание президента, его  возможности, взаимоотношения с  законодательными органами, сроки пребывания у власти и многие остальные черты, определяющие конкретное содержание данной формы правления, далеко не адекватны  в разных странах.

Они определяются историческими  чертами, политическими традициями, соотношением сил меж президентом  другими властями, меж противоборствующими  и многими другими факторами.

История президентства, взятая в мировом масштабе, отнюдь не свидетельствует  о том, что наличие этого института  является критерием демократичности  страны вообще, и его политического  устройства в частности.

В советский период отечественной  истории, около семидесяти лет в  нашей стране существовал именно коллегиальный глава государства - Президиум Верховного Совета СССР, состоящий по последней Конституции  СССР 1977г. из 39 членов (ст. 120). При этом, для выявления причин радикального обновления института главы государства, необходимо учитывать, что всё это  началось ещё в период существования  СССР

Сначала, в марте 1990 г., был введён пост Президента СССР, а затем – во многих союзных республиках, в том числе в марте 1991 г. и в РСФСР. Так как основные причины появления института президентской власти в нашей стране являются общими, то прежде чем рассматривать Российскую Федерацию, необходимо проанализировать некоторые общие моменты.

«Институт президентской  власти имеет сравнительно короткую историю в развитии отечественной  государственности, поскольку советской  республике, такого рода институт был  органически чужд. Полновластие Советов, соединение в них законодательной  и исполнительной власти были органически  несовместимы с принципом разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов  власти - поста президента.

Поэтому, идея об учреждении поста Президента, первоначально, как  уже отмечалось, возникшая ещё  в бывшем СССР, встретила значительное сопротивление части народных депутатов, сторонников сохранения Советской  власти, вполне резонно увидевших  в ней нарушение принципа полновластия советов. Однако набирающие силу процессы демократизации, обновление всей государственной  системы одержали верх, и пост Президента СССР в марте 1990 г. был учрежден, что повлекло существенные изменения в Конституции СССР 1977г»1.

14 марта 1990г. был принят  Закон СССР «Об учреждении  поста Президента СССР и внесении  изменений и дополнений в Конституцию  (Основной Закон) СССР».2 Согласно изменённой Конституции (Ст. 127), главой Советского государства становился Президент СССР. Им мог быть избран гражданин СССР не моложе 35 и не старше 65 лет. Одно и то же лицо не могло быть Президентом СССР больше двух сроков подряд. Президент СССР должен был обеспечить взаимодействие органов государственной власти и управления. Конституция СССР предусматривала выборы Президента СССР гражданами, т.е. прямые выборы. Однако избрание первого Президента СССР (оказавшегося, как показала практика и последним) в соответствии с законом от 14 марта 1990г. произошло на Съезде народных депутатов СССР.

Вскоре, после этого начался  аналогичный процесс установления института президентской власти и в союзных республиках, где  решения об этом принимались соответствующими Верховными Советами.

Рассматривая вопрос о  назначении и причинах возникновения  института президентской власти именно на перестроечном этапе, следует  отметить, что конституционное законодательство в значительной мере отразило и как  бы суммировало те многочисленные и  порою весьма противоречивые взгляды  и предложения, которые высказывались  учеными-юристами, народными депутатами и журналистами на стадии подготовки и обсуждения проектов нормативных  правовых актов и вопросов, касающихся общего правового статуса и назначения института президентства в стране.

«При введении поста Президента на уровне СССР следовал ряд объяснений, толкующих причины появления  института президентской власти в нашей стране, которые нельзя оставить без внимания и по отношению  к Российской Федерации.

Во-первых, это размежевание функций партии и государства. Ранее  все главные вопросы внутренней и внешней политики решались партийными органами и, таким образом, основное звено в выработке стратегии  государственной жизни было вне  государственной системы. Теперь же потребовалось укрепить то звено  государственной власти, функции  которого ранее подменялись партийными решениями. Во-вторых, после проведения разделения властей появилась необходимость  согласования деятельности законодательных  и исполнительных органов. В-третьих, возникла настоятельная потребность  в стабилизации обстановки и быстром  разрешении чрезвычайных ситуаций. Существовавшие структуры оказались для этого  неприспособленными.

Из названных обстоятельств  только последнее было более или  менее ясно, так как нередко  надо оперативно реагировать на ситуацию и принимать быстрые решения, что один человек сделает лучше, чем коллегия»3.

Анализируя причины появления  института президентской власти в нашей стране необходимо отметить, что в России институт президентства  обладает определенной новизной. Президент  в России занимает особое место в  системе государственных органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Полномочия Президента РФ.

 

Президент РФ обладает широкими полномочиями в различных сферах государственной жизни. В одних  случаях эти полномочия носят  прерогативный характер, т.е. принадлежат  исключительно ему, в других –  соприкасаются с полномочиями других органов государственной власти, способствуя решению вопросов во взаимодействии на основе принципа разделения властей. Совокупность президентских  полномочий сбалансирована с полномочиями других органов государственной  власти, образуя систему сотрудничества и взаимных противовесов в целях  недопущения односторонних авторитарных решений.

При изучении полномочий Президента Российской Федерации следует, прежде всего, обратить внимание на три важных момента. Во-первых, исчерпывающий ли их перечень приведен в Конституции  Российской Федерации? Опыт ее применения показал, что дать его невозможно.

Каждая из сфер полномочий включает в себя широкий круг полномочий Президента, которые реализуются  им как непосредственно, так и  в тесном взаимодействии с другими  федеральными органами государственной  власти и различными методами: в  правовых формах посредством издания  указов и распоряжений; определения  приоритетных направлений деятельности всех государственных структур; разработки федеральных программ; проведения различного рода организационных мероприятий; встреч с руководителями различных  органов, как федеральных, так и  региональных, с представителями  партий, иных общественных объединений  и др.

Во-вторых, в Конституции  Российской Федерации полномочия Президента определены фрагментарно, отсутствует  их развернутое изложение. Согласно сложившейся практике, эти полномочия конкретизируются в федеральных  конституционных и федеральных  законах.

В-третьих, актуальное теоретическое  и практическое значение имеет группирование  полномочий Президента Российской Федерации. Оно позволяет систематизировать  и, таким образом, более наглядно представить весь их объем.

По специфике предметов  компетенции и взаимоотношений  с другими органами государственной  власти полномочия Президента могут  быть разбиты на следующие основные группы.

 

2.1. Взаимодействие  Президента и Федерального Собрания, Президента и Правительства. Отношения с субъектами РФ.

 

Полномочия Президента, вытекающие из различия конституционных функций  главы государства и парламента, в главном не конкурируют с  полномочиями представительного органа. Конституция проводит четкое различие их полномочий исходя из принципа разделения властей. В то же время полномочия Президента в сфере взаимоотношений  с парламентом позволяют рассматривать  главу государства как непременного участника законодательного процесса. Президенту принадлежит право назначать  выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента назначаются  Советом Федерации. В то же время  Совет Федерации формируется  на основе Конституции РФ и федерального закона без участия Государственной  Думы и Президента. Таким образом, назначение выборов этих трех органов  государственной власти происходит не на взаимной основе, чтобы избежать взаимозависимости. После выборов  Государственная Дума собирается на тридцатый день самостоятельно, но Президент может созвать заседание  Думы раньше этого срока.

Президент имеет право  законодательной инициативы, т. е. внесения законопроектов в Государственную  Думу, он обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием. Это  вето, именуемое в теории как относительное, может быть преодолено при повторном  принятии законопроекта двумя палатами Федерального Собрания при раздельном обсуждении большинством в две трети голосов каждой палаты — в этом случае Президент обязан подписать закон в течение семи дней. Законопроект становится законом и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после чего закон или должен быть отклонен, или вступает в силу. От права на отклонение законов (вето) отличается право на возвращение принятого палатами закона, если Президент усматривает в процессе принятия или одобрения закона нарушение конституционных условий и процедур его принятия или одобрения. Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 апреля 1996 г. подтвердил такое право Президента, исходя из его роли как гаранта Конституции РФ.

Информация о работе Функции и полномочия президента РФ