Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:41, курсовая работа
Цель данной работы – используя нормативно-правовые документы и дополнительную литературу - выявить все стороны договора розничной купли-продажи, указать его значимость; исследовать особенности данного договора, обозначить проблемные моменты применения его на практике и, соответственно, дать целесообразное решение.
Исходя из поставленной цели я ставлю перед собой следующие задачи:
- рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи, в частности, понятие договора, сферу его применения, разновидности и его форму;
- проанализировать правовое регулирование договора розничной купли-продажи;
- исследовать особенности содержания договора розничной купли-продажи, порядок его заключения, правило публичной оферты;
- обозначить имеющиеся в законодательстве погрехи и пути их решения.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1 Общая характеристика договора розничной купли-продажи ………..7
1.1 Понятие и особенности договора розничной купли-продажи…….......7
1.2 Разновидности договора розничной купли-продажи……………........15
1.3 Элементы договора розничной купли-продажи…………………........19
Глава 2 Содержание договора розничной купли-продажи ……………….......23
1.1 Права и обязанности продавца по договору……………………...........23
1.2 Права и обязанности покупателя по договору…………………............27
1.3 Ответственность сторон по договору…………………..........................29
Глава 3 Особенности защиты прав граждан-потребителей
по договору розничной купли- продажи.................................................31
Заключение…………………………………………………………………….......37
Список использованных источников……………………………………….........42
В ст. 12 Закона «О защите прав потребителей» ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге), об изготовителе (исполнителе, продавце) установлена в зависимости от вида правонарушения. Если предоставление ненадлежащей, т.е. недостоверной или недостаточно полной, информации о товаре (работе, услуге), а также об изготовителе (исполнителе, продавце) повлекло:
- приобретение товара (работы, услуги), не обладающего необходимыми потребителю свойствами, - потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков;
- невозможность использования приобретенного товара (работы, услуги) по назначению - потребитель вправе потребовать предоставления ему в разумно короткий срок надлежащей информации. Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков;
- возникновение недостатков товара (работы) после передачи его потребителю - он вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные п. 1-4 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, а исполнителю - требования, предусмотренные п. 1 ст. 29 данного Закона;
- причинение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя - он вправе требовать от изготовителя (исполнителя, продавца) возмещения вреда в порядке, предусмотренном гл. 59 ГК и ст. 14 Закона «О защите прав потребителей». Пунктом 1 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» предусматривается общее правило, по которому условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.[63]
Убытки, возникшие у потребителя вследствие исполнения договора, в котором имеются условия, нарушающие действующее законодательство или являющиеся менее благоприятными, чем установленные им, подлежат возмещению изготовителем (продавцом, исполнителем) в полном объеме. При этом не обязательно весь договор в целом должен признаваться недействительным. Если договор мог быть исполнен и без включения в него недействительной части, недействительная часть сделки (договора) не влечет недействительность прочих ее частей (ст. 180 ГК РФ).[64]
Согласно п. 2 и п. 3 ст. 16 рассматриваемого Закона запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Имеется в виду навязывание потребителю товаров "в наборе", "заказе" или услуг "в комплексе". Продавец не вправе навязывать потребителю приобретение товара, не являющегося единой ассортиментной единицей - "комплектом" согласно п. 1 ст. 479 ГК (набор посуды или мебели). Присоединение иного дополнительного товара к необходимому потребителю фактически приводит к увеличению цены одних товаров (работ, услуг) за счет других, не пользующихся спросом и не могущих быть реализованными иным способом. Подобные действия и составляют "ущемление" прав потребителей. С другой стороны, продавцу (исполнителю) запрещается без согласия потребителя предоставлять дополнительные услуги за плату. Закон в данном случае предоставляет право потребителю, получившему подобные услуги без согласования дополнительных условий, требовать возврата уплаченных продавцу (исполнителю) сумм.[65]
Заключение
Итак, в своей курсовой работе я рассмотрела договор розничной купли-продажи. По данному договору продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Путем анализа договора я выделила его существенные условия, к которым относятся: предмет и цена. Отметила разновидности договора, выделила основные особенности и элементы.
Разновидностями договора являются:
- продажа товара с условием о его принятии покупателем в определенный срок;
- продажа товаров по образцам (описаниям, каталогам);
- продажа товаров с использованием автоматов;
- продажа товара с условием о его доставке покупателю;
- договор найма-продажи.
Выяснила, что особенностями договора является следующее:
- продавцом выступает только хозяйствующий субъект (предприниматель или коммерческая организация);
- нормы договора носят в основном обязательный характер и направлены, в первую очередь, на обеспечение интересов потребителей;
- договор розничной купли – продажи является публичным, то есть предложение от продавца обращено не к конкретным лицам, а к любому лицу, которое согласится заключить договор на предложенных в оферте условиях.
К элементам такого договора относятся: продавец, покупатель, предмет договора, цена, срок договора, форма и порядок заключения договора.
Что же касается сферы применения договора, то он довольно часто
используется среди других разновидностей договора купли-продажи. Он
занимает первое место в сфере удовлетворения потребностей граждан. Сущность купли-продажи в розницу заключается в продаже отдельных экземпляров товара или в небольшом количестве, достаточном для удовлетворения повседневных нужд. Это также является и отличием от оптовой продажи товаров, подразумевающую продажу товара крупными партиями.
Каждый день люди осуществляют разного рода деятельность. Они делают огромное количество различных покупок, и тем самым вступают в правовые отношения. Немногие из них понимают все правовые особенности в этих отношениях профессионального продавца и рядового покупателя. Поэтому данный договор играет первостепенную роль в Гражданском Кодексе РФ среди разновидностей купли-продажи.
На ряду с особенностям этого договора, имеющими специфический характер, также необходимо отметить требования, предъявляемые к его форме. В соответствии со ст. 493 ГК РФ в случаях, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара. Если покупатель поддерживает условия формуляров или иных стандартных форм, предложенных продавцом, то договор заключается в письменной форме.
В своей курсовой работе я также установила, что договор розничной купли – продажи регулируется нормами ГК РФ (гл. 30), а к отношениям с участием покупателя-гражданина, не урегулированным ГК РФ, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.
Поскольку договор розничной купли – продажи является публичным, то из этого следует, что его возможно заключать с использованием публичной оферты, понятие которой дается в ст. 437 ГК РФ: публичная оферта - это содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется. В соответствии со ст. 494 ГК РФ публичной офертой признается предложение, содержащее в себе все существенные условия розничной купли-продажи, предлагаемое продавцом в розничной купле-продаже товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц. Ей же также признается и выставление в месте продажи, например, на прилавки, витрины товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах, то есть описание, каталоги, фотоснимки товаров в месте их продажи. Здесь не имеет значение указание цены, а также другие существенные условия договора розничной купли-продажи.
Но часто возникает путаница между публичной офертой и рекламой. Целями рекламы является создание и дальнейшее способствование развитию интереса к различного рода предметам. Особой характерной чертой рекламной информации является то, что она выражается в виде предложения направлять оферты, но одновременно с этим не включает в себя никаких существенных условий договора и, следовательно, распространяющее лицо не имеет обязательств оферента. В этом как раз и состоит отличие публичной оферты от рекламы.
Что же касается особенностей защиты прав граждан-потребителей, то здесь мне хотелось бы обозначить ряд проблем, существующих на практике.
Несмотря на то, что Закон «О защите прав потребителей» является одним из реально действующих законов, способных решить конкретную проблему гражданина, не все потребители доходят до суда. Одни не готовы потратить достаточное количество времени для оформления искового заявления, консультации юриста, на судебные заседания и так далее, считая, что «овчинка выделки не стоит», другие еще не избавились от комплекса страха перед судом.
Хотя, по уверению работников суда, таких людей в последние годы стало меньше. Сегодня искушенный потребитель считает, что суд - это цивилизованный способ решения конфликтов, при этом более грамотно составляются исковые заявления, появились адвокаты, которые специализируются на защите прав потребителей в суде.
В 2007 году, к примеру, мировые судьи рассмотрели 43 иска по защите прав потребителей, а суды общей юрисдикции - 26 исков. Восемь дел закончились мировыми соглашениями, четыре получили отказ. В остальных случаях требования истцов были удовлетворены.
Для успешного разрешения конфликта вначале стоит определиться, кого, согласно Закону РФ «О защите прав потребителей», призвать к ответу: продавца или фирму-изготовителя (это решает сам потребитель независимо ни от каких условий). При обращении к продавцу гражданин имеет больше прав, чем при обращении к изготовителю. Кроме того, при обращении к продавцу он может потребовать от магазина доставить крупногабаритный товар для ремонта или замены и предоставить в течение трёх дней аналогичный товар во временное пользование.
Подытоживая, хотелось бы отметить, что при заключении договора розничной купли-продажи требуется умение правильно его составить и понять. Практика показывает, что тщательное формулирование договорных условий является одним из надежных средств избежать возникновения трудно устранимых недоразумений в последующем, особенно, принимая во внимание многоаспектность возникающих при заключении и исполнении договора проблем. Интересы продавца и покупателя далеко не совсем совпадают и, в случае ненадлежащего исполнения обязательств должником, кредитор несет убытки. И, зачастую, затраты времени и сил на его юридическое преследование, во-первых, могут быть весьма обременительными и, во-вторых, оказаться в конечном счете напрасными, если у неисправного должника не будет достаточно денежных средств или иного имущества, на которое может быть обращено взыскание. На мой взгляд, необходимо взвесить риск несоблюдения условий договора и постараться изыскать средства снижения вероятных неблагоприятных последствий.
Учитывая правила толкования терминов, необходимо стремиться к тому, чтобы достигнутое соглашение наиболее четко отражалось в тексте договора, воплощалось в формулировках одинаково понимаемых каждой стороной и не допускающих произвольной интерпретации.
Проанализировав свою работу, я пришла к выводу, что одной из проблем развития правового регулирования договора розничной купли-продажи является совершенствование законодательства. Пути решения данной проблемы видятся мне в пересмотре легальной классификации договора розничной купли-продажи, более детальном урегулировании отдельных его разновидностей, например, договора купли-продажи через торговые автоматы. В целом же следует констатировать вполне достаточный уровень правового регулирования самого массового договора – договора розничной купли-продажи.
48
Список использованных источников
I Нормативные акты и опубликованная практика
1 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.10.1994 № 51 - ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 1994 г. - № 32. - Ст. 3301.
2 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 26.01.1996 № 14 - ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 1996 г. - № 5. - Ст. 410.
3 Руководящие принципы в защиту интересов потребителей: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 апреля 1985 г. № 39/248 // Коммерческий вестник. - 1989. - № 7, 8.
4 О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции": Федер. закон от 10 января 1997 г. № 15-ФЗ // URL: Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 17.03.2010.
5 О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и о признании утратившим силу пункта 28 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей": Федер. закон от 21 декабря 2004 г. № 171-ФЗ (с изменениями от 25 октября 2007 г.) // СЗ РФ. – 2004. - № 52 (часть I). - Ст. 5275.
6 О рекламе: Федер. закон РФ от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 1995 г. - № 23. - Ст. 2864.
7 О техническом регулировании: Федер. закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - № 52. - Ст. 5140.
8 Об оружии: Федер. закон РФ от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ (с изм. и доп. от 21.07.98 и 31.07.98 г.) // URL: Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 17.03.2010.
9 Об утверждении перечня технически сложных и дорогостоящих товаров: Постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 1997 г. // URL: Справочно - правовая система « Консультант Плюс », 17.03.2010.
10 Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров: Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998г. № 55 // URL: Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 17.03.2010.
11 Об утверждении Правил продажи товаров по образцам: Постановление Правительства РФ от 21 июля 1997 г. № 918 // СЗ РФ. - 1997. - № 30. - Ст. 3657.
12 Об утверждении перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению: Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 720 // СЗ РФ. - 1997. - № 25. - Ст. 2942.
13 О защите прав потребителей: Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 // URL: Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 17.03.2010.