Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:41, курсовая работа
Цель данной работы – используя нормативно-правовые документы и дополнительную литературу - выявить все стороны договора розничной купли-продажи, указать его значимость; исследовать особенности данного договора, обозначить проблемные моменты применения его на практике и, соответственно, дать целесообразное решение.
Исходя из поставленной цели я ставлю перед собой следующие задачи:
- рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи, в частности, понятие договора, сферу его применения, разновидности и его форму;
- проанализировать правовое регулирование договора розничной купли-продажи;
- исследовать особенности содержания договора розничной купли-продажи, порядок его заключения, правило публичной оферты;
- обозначить имеющиеся в законодательстве погрехи и пути их решения.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1 Общая характеристика договора розничной купли-продажи ………..7
1.1 Понятие и особенности договора розничной купли-продажи…….......7
1.2 Разновидности договора розничной купли-продажи……………........15
1.3 Элементы договора розничной купли-продажи…………………........19
Глава 2 Содержание договора розничной купли-продажи ……………….......23
1.1 Права и обязанности продавца по договору……………………...........23
1.2 Права и обязанности покупателя по договору…………………............27
1.3 Ответственность сторон по договору…………………..........................29
Глава 3 Особенности защиты прав граждан-потребителей
по договору розничной купли- продажи.................................................31
Заключение…………………………………………………………………….......37
Список использованных источников……………………………………….........42
Права покупателя во всем корреспондируют обязанностям продавца. Так, если продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, то для покупателя право на информацию является частью субъективного статуса. Если продавец обязан надлежаще упаковать товар, то покупатель вправе это требовать и т.д.[45]
Права покупателя определяются и в ряде нормативно-правовых актов. В соответствии с Законом «О защите прав потребителей»[46], продавец имеет право:
- на помощь в выборе товара, проверять цену товара (по сопроводительным документам).
В ст. 503 ГК РФ закреплены права покупателя в случае продажи ему:
- товара ненадлежащего качества. Закон гласит: «покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранение недостатков товара».[47]
1.3 Ответственность сторон по договору
Ст.505 ГК РФ закрепляет – «в случае неисполнения продавцом обязательства по договору розничной купли-продажи возмещение убытков и уплата неустойки не освобождают продавца от исполнения обязательства в натуре». «Скупое» правило гражданского кодекса находит продолжение в ряде статей Закона «О защите прав потребителей», в частности в ст.23.[48]
Итак, во-первых, законодательство предусматривает ответственность продавца за неисполнение обязательства по договору.
Это правило устанавливает исключение из нормы п.2 ст.396 ГК РФ, об освобождении должника от исполнения обязательства в натуре. И, как верно отмечает Садиков О.Н.: «Если законом или договором установлена неустойка за неисполнение или ненадлежащее исполнение продавцом своих обязательств, уплата этой неустойки, а также возмещение убытков не освобождают его от исполнения обязательства в натуре»[49]. Так, уплата продавцом предусмотренной ст.23 Закона «О защите прав потребителей» неустойки в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки выполнения требований покупателя о замене недоброкачественного товара, устранении его недостатков, соразмерном уменьшении цены, возмещении расходов на устранение недостатков, возврате уплаченной за товар цены не освобождает его от обязанности заменить товар, устранить недостатки и т.д.
Во-вторых, Законом «О защите прав потребителей» предусмотрена ответственность продавца за просрочку выполнения требований потребителя (ст.23).
На практике, в связи с применением этого вида ответственности продавца нередко возникают некоторые проблемы. Так, ст.21 Закона “О защите прав потребителей”, устанавливает ответственность за нарушение сроков выполнения требований потребителя. Во-первых, закон устанавливает неустойку только за просрочку исполнения требований потребителя о замене или ремонте товара. При этом не установлены ни сроки, ни ответственность за отказ расторгнуть договор или уменьшить покупную цену. Судьи, действуя по аналогии, взыскивают неустойку и в этих случаях. В этой связи, возникает вопрос о том, исходя из какой цены необходимо исчислять неустойку, и решается она каждый раз по-разному.[50] В практике было уже три различных подхода к проблеме:
- взыскание неустойки исходя из цены товара на момент приобретения;
- исходя из его цены на момент обращения в суд (либо подачи заявления в магазин);
- исходя из цены на момент вынесения судом решения.
Последний подход представляется, на мой взгляд, наиболее правильным, поскольку неустойка, установленная в законе, призвана, прежде всего, наказать продавца (или изготовителя), нарушающего права потребителей, и предотвратить подобные нарушения в дальнейшем.
Законодатель также предусмотрел ответственность продавца и в случае непредоставления покупателю необходимой и достоверной информации (п.3,4 ст.495 ГК РФ).[51]
Степень ответственности различается в зависимости от того, заключен договор розничной купли-продажи или нет.
Если продавец не предоставляет информацию до заключения договора, он обязан возместить покупателю убытки, причиненные необоснованным уклонением от заключения договора.[52]
После заключения договора покупатель вправе:
- в разумный срок отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы и возмещения других убытков;
- предъявить предусмотренные ст.503 ГК РФ требования по поводу недостатков товара, которые возникли вследствие отсутствия у него необходимой или достоверной информации;
- потребовать возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или
имуществу вследствие непредоставления необходимой или достоверной информации о товаре при условии, что товар приобретался для использования в личных, семейных или домашних целях, а не для осуществления предпринимательской деятельности.
Еще одной особенностью ответственности по договору розничной купли-продажи является то, что нарушение имущественных прав потребителя в договоре розничной купли-продажи (регулируемой Законом РФ “О защите прав потребителей”) дает право требовать компенсации морального вреда.[53]
Согласно ст. 151 ГК РФ, под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права и блага.
Более расширенное определение дается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 "О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда" (с изм. и доп. от 25 октября 1996 г., 15 января 1998 г.)[54], где под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
48
Глава 3 Особенности защиты прав граждан-потребителей
по договору розничной купли- продажи
Потребителем по смыслу Закона «О защите прав потребителей» является только такой гражданин, который приобретает и использует товары исключительно для целей личного потребления, а не для перепродажи или использования с целью извлечения прибыли. Однако это вовсе не означает, что такой гражданин не может использовать их в качестве орудий производительного труда (сенокосилка или трактор, слесарный станок или грузовой автомобиль). Для применения законодательства «О защите прав потребителей» важно лишь, чтобы плоды и доходы, полученные гражданином в результате его производительного труда, не могли рассматриваться как прибыль, т.е. один из существенных признаков предпринимательской деятельности.[55]
Гражданин рассматривается в качестве потребителя, если он не только приобретает, использует товары, заказывает работы (услуги), но и имеет намерение приобрести или заказать их. Это означает, что некоторые нормы закона должны применяться и до того, как между сторонами возникнут договорные отношения. Другими словами, ряд норм закона распространяется и на преддоговорные отношения. Это в особенности касается ст. 8-12 Закона «О защите прав потребителей», регулирующих предоставление потребителям информации.[56]
Обязательства между изготовителями, продавцами, исполнителями и потребителями, возникающие по поводу приобретения или использования товаров для личных (бытовых) нужд, не являются обязательствами строго личного характера (за исключением обязательств, возникающих из причинения вреда жизни и здоровью потребителя товарами, работами или услугами ненадлежащего качества), поэтому, в частности, не прекращаются смертью гражданина-потребителя (ст. 418 ГК). Изготовителем может признаваться только такая организация или гражданин-предприниматель, которые производят товары для реализации потребителям. Следовательно, рассматриваемое законодательство не может применяться, если эти лица докажут, что выпускают продукцию, не предназначенную для потребителя, либо не передавали потребительские товары для реализации.[57]
Закон «О защите прав потребителей» урегулировал систему основных прав потребителей, установленных "Руководящими принципами в защиту интересов потребителей", единогласно принятыми Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 г.:
- право на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества;
- право на безопасность жизни и здоровья потребителей;
- право на информацию о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах);
- право на просвещение потребителей и компетентный выбор необходимых товаров (работ, услуг);
- право на государственную и общественную защиту прав потребителей;
- право на объединение потребителей в добровольные общественные организации.
Разумеется, не все перечисленные права и далеко не в одинаковой степени получают гражданско-правовую охрану. В дальнейшем мной будут рассмотрены только те гражданско-правовые конструкции, которые призваны обеспечить повышенную охрану прав потребителей как участников договорных отношений.[58]
В соответствии со ст. 8-10 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Эта информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.[59]
Информация об изготовителе (исполнителе, продавце) включает фирменное наименование (наименование) организации, место ее нахождения и режим работы. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце) должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).[60]
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. При этом по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ.
Согласно п. 2 ст. 9 Закона «О защите прав потребителей» информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
- сведения о качестве и безопасности товаров, работ или услуг;
- обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары (работы, услуги);
- сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг);
- гарантийный срок, если он установлен;
- указания на цену и условия приобретения товаров (работ, услуг);
- правила и условия эффективного и безопасного использования
товаров (работ, услуг);
- срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с Законом о защите прав потребителей;
- место нахождения изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара (работы);
- информацию о сертификации товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, а также о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Информация о товарах (работах, услугах) доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг), а информация о сертификации товаров (работ, услуг) представляется в виде маркировки в установленном порядке знаком соответствия и указанием в технической документации сведений о проведении сертификации.[61]
Согласно п. 3 ст. 495 ГК РФ покупатель, которому не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте продажи необходимую информацию о товаре, вправе потребовать от продавца возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора розничной купли-продажи, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. Продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, несет ответственность и за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации.[62]