Аппелляционное и кассационное производство в гражданском процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 09:20, контрольная работа

Описание работы

Понятие, сущность и значение аппеляционного производства. Право апелляционного обжалования и порядок его осуществления. Полномочия суда апелляционной инстанции. Постановления апелляционного суда.
Понятие, сущность и значение кассационного производства. Процессуальный порядок рассмотрения дел в кассационной инстанции. Пересмотр в порядке надзора вступивших в законную силу постановлений суда.

Работа содержит 1 файл

контр. раб. вар.2.docx

— 60.68 Кб (Скачать)

Следует отметить, что положение  п.3 ч.2 ст.377 ГПК РФ. Не допускающие  обращение с надзорной жалобой (представлением) на вступившее в законную силу судебные постановления мировых  судей и суда апелляционной инстанции  в Судебную коллегию по гражданским  делам ВС РФ, не противоречит Конституции  РФ постольку, поскольку в системе  действующего правового регулирования  гражданского судопроизводства сужение  возможностей надзорного обжалования  указанных судебных постановлений  связано с особенностями гражданских  дел, отнесенных к подсудности мировых  судей, и наличием апелляционных  процедур проверки выносимых ими  решений (Постановление КС РФ от 5 февраля 2007г №2-П);

    1. на постановления Президиумов окружных (флотских) военных судов; на кассационные определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные постановления были обжалованы в Президиум окружного (флотского)  военного суда – в Военную коллегию ВС РФ;
    2. на вступившие в законную силу решения и определения суда субъекта РФ, окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если они были предметом кассационного рассмотрения в ВС РФ, на вступившие в законную силу решения и определения ВС РФ, принятые им по первой инстанции; на определения Кассационной коллегии ВС РФ; на определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ, вынесенные ею в кассационном порядке; на определения Военной коллегии ВС РФ, вынесенные ею в кассационном порядке – в Президиум ВС РФ.

С представлениями о пересмотре постановлений Президиумов судов  надзорной инстанции вправе обращаться;

    • Генеральный прокурор РФ и его заместитель – в любой суд надзорной инстанции;
    • Прокурор субъекта РФ – в Президиум суда субъекта РФ.

Как указала Генеральная  прокуратура РФ в своем Информационном письме от 27 января 2003г., при направлении  в вышестоящие прокуратуры представлений  нижестоящими прокурорами о принесении надзорных представлений необходимо прилагать соответствующее количество экземпляров копий указанных процессуальных документов, заверенных соответствующих судом.

Жалоба (представление) на определение  Судебной коллегии по гражданским делам  ВС РФ подается в Президиум ВС РФ при условии, что обжалуемое постановление  нарушает единство  судебной практики, с приведением соответствующих  обоснований такого нарушения.

Таким образом, полномочия Президиума ВС РФ в отношении дел, поднадзорных Судебной коллегии по гражданским делам  ВС РФ, строго ограничены. Президиум  ВС РФ как надзорная инстанция  рассматривает дела, представляющие особую важность для обеспечения  единства судебной практики, нарушенного  указанной коллегией.

Под единством судебной практики следует понимать правильное и единообразное применение судами на всей территории РФ федерального законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

Для Судебной коллегии по гражданским  делам ВС РФ нарушением единства судебной практики может считаться вынесение  определений, противоречащих постановлениям Пленума ВС РФ, содержащим разъяснения  по вопросам судебной практики; постановлениям Президиума ВС РФ, определениям Судебной коллегии по гражданским делам и  Кассационной коллегии ВС РФ по конкретным делам, содержащим толкование норм материального  и процессуального права; материалам официально опубликованных ВС РФ обзоров  судебной практики и ответов на возникающие  у судов вопросы при применении законодательства.

Кроме того, согласно ст. 389 ГПК  РФ с целью обеспечения единства судебной практики и законности Председатель ВС РФ и его заместитель по жалобе заинтересованного лица или представлению  прокурора могут внести в Президиум  ВС РФ мотивированное представление  о пересмотре в порядке надзора  судебных постановлений, нарушающих права, свободы или законные интересы неопределенного  круга лиц. Иные публичны интересы либо принятых с нарушением правил подведомственности или подсудности.

Как разъяснил КС РФ, исходя из конституционных принципов гражданского судопроизводства. Председатель ВС РФ или его заместитель могут  осуществлять закрепленное за ними ст. 389 ГПК РФ правомочие только при наличии  обращения заинтересованных лиц (включая  тех, которые по своему статусу в  соответствии с законом обладают правом обращаться в защиту публичных  интересов) с соблюдением общих  правил, предусмотренных гл.41 ГПК  РФ (Постановление от 5 февраля 2007г. №2-П).

В этой связи Судебная коллегия ВС РФ также отметила необходимость  буквального трактования норм указанной  статьи в плане предоставления соответствующих  полномочий исключительно перечисленным  в ней субъектам (Председателю ВС РФ и его заместителю). Внесение подобных представлений председателями областных  или других судов со ссылкой на применение аналогии процессуального законодательства (а именно на ч.4 ст.1 ГПК РФ) не предусмотрено процессуальным законодательством. Применение аналогии допускается в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства (определение СКГД ВС РФ от 13 ноября 2007г. №5- В07-139).

Надзорная жалоба (представление) должны содержать:

- наименование суда, в  который они адресуются;

Наименование лица, подающего  жалобу (представление), его место  жительства или место нахождения и процессуальное положение (истец, прокурор и т.д.);

- наименование других  лиц, участвующих в деле, их  место жительства или место  нахождения;

- указание на суды, рассматривающие  дело по первой, апелляционной  (кассационной) или надзорной инстанции,  и содержание принятых ими  решений;

- указание на постановление,  которое непосредственно обжалуется  в надзорную инстанцию (таких  постановлений может быть несколько);

- указание на то, в чем  заключается допущенное судами существенное нарушение закона.

Дополнительное требование к жалобе установлено в случае подачи её лицом, не принимавшим участия  в деле, В этом случае в жалобе должно быть указано, какие права  и законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

В случае если надзорная  жалоба (представление) ранее подавались в надзорную инстанцию (например, при обжаловании в Президиум  ВС РФ определения, поданного ранее  в Судебную коллегию по гражданским  делам ВС РФ), в них должно быть указано на принятое решение суда.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу. В  случае подачи жалобы представителем к ней необходимо приложить доверенность с указанием такого полномочия или  иной документ (в случае законного  представительства). Представление  прокурора подписывается уполномоченным на то прокурором.

§3. Действия суда после получения надзорной жалобы (представления)

При нарушении требований к содержанию надзорной жалобы (представления), указанных в ст. 378 ГПК РФ, при  её подаче лицом, не имевшим на то полномочий1, при пропуске срока обжалования, нарушения правил подсудности при подаче жалобы (представления) либо по просьбы лица о возвращении (отзыве) жалобы (представления) они возвращаются в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции без рассмотрения по существу.

Поданная жалоба научается  по приложенным материалам либо по материалам истребованного дела соответственно председателем (заместителем) суда субъекта РФ либо судьей ВС РФ, в зависимости  от суда, куда жалоба (представление) поданы.

В случае истребования дела судья вправе вынести определение  о приостановлении исполнения решения  суда до окончания производства при  наличии просьбы лица.

Надзорная жалоба (представление) рассматриваются в суде субъекта РФ не более чем один месяц, если дело не было истребовано, и не более  чем два месяца при истребовании дела, не считая периода времени со дня истребования дела до дня его поступления в суд надзорной инстанции.

В ВС РФ надзорная жалоба (представление) рассматриваются не более чем два месяца, если дело не было истребовано, и не более чем  три месяца при его истребовании, не считая периода времени со дня  истребования дела до дня его поступления  в ВС РФ.

С учетом сложности дела в случае его истребления указанные  сроки могут быть продлены Председателем  ВС РФ или его заместителем, но не более чем на два месяца.

По результатам изучения жалобы (представления) судья либо отказывает в передаче жалобы на рассмотрение суда надзорной инстанции (такое  определение, вынесенное судьей ВС РФ, может быть отменено Председателем  ВС РФ (его заместителем) в случае подачи на него жалобы заинтересованным лицом), если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора, либо передает жалобу вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.

В случае отказа судьи в  передаче жалобы (представления) для  рассмотрения в судебном заседании  суда надзорной инстанции выносится  определение. В нем указываются: дата и место его вынесения; фамилия  и инициалы судьи, вынесшего определение; наименование лица, подавшего жалобу (представление)4 судебное постановление, которое обжалуется; мотивы, по которым  отказано в передаче надзорной жалобы (представления).

В случае вынесения определения  о передаче надзорной жалобы (представления) с делом для рассмотрения в  судебном заседании суда надзорной  инстанции в нем кроме реквизитов определения об отказе в передаче также указываются: наименование суда надзорной инстанции, в который передается дело для рассмотрения по существу; обжалуемые судебные постановления; содержание дела; мотивы оснований передачи; предложение судьи, вынесшего определение. Вместе с вынесенным определением и материалами дела судья направляет надзорную жалобу (представление) в суд надзорной инстанции.

В случае передачи жалобы (представления) с делом для рассмотрения лица, участвующие в деле, извещаются о  времени и месте рассмотрения с предоставлением им копии надзорной  жалобы (представления). Неявка надлежащим образом извещенных лиц, участвующих  в деле, в судебное заседание суда надзорной инстанции не препятствуют рассмотрению дела.

 

Глава 3. Пересмотр  по вновь открывшимся обстоятельствам  решений, определений суда, постановлений  президиума суда надзорной инстанции, вступивших в законную силу

 

§1. Сущность и  значение стадии пересмотра по вновь  открывшимся обстоятельствам

Пересмотр по вновь открывшимся  обстоятельствам является самостоятельной (исключительной) стадией гражданского судопроизводства, предоставляющей  дополнительную гарантию защиты прав, свобод и законных интересов граждан  и организаций.

В гл. 42 ГПК РФ, регулирующую пересмотр. Федеральными законами от 28 июля 2004г №94- ФЗ и от 4 декабря 2007 г. №330-ФЗ были внесены существенные изменения ( в частности, добавлен самостоятельный  объект пересмотра, расширен перечень оснований для пересмотра). Вместе с тем исследователями отмечается непоследовательность законодателя в  решении вопроса пересмотра по вновь  открывшимся обстоятельствам. В  частности, указывается на целесообразность изменения названия данной главы  Кодекса – включения в неё слова «производство», как это сделано в АПК РФ.

Используя в названии главы  конструкцию «вновь открывшиеся  обстоятельства», законодатель не дает дефиниции данного понятия. Большинством исследователей оно определяется следующим  образом. Вновь открывшееся обстоятельство – это не известный ранее ни стороне, ни суду юридический факт (как  положительный, как и отрицательный), объективно существовавший на тот момент рассмотрения дела в суде соответствующей  инстанции, имеющий существенное значение для дела и ставящий под сомнение сделанные судом  выводы (т.е., как  правило, обоснованность судебного  решения).

Если факты были общедоступны и не было препятствий для ссылки на них при рассмотрении дела, признать такие обстоятельства вновь открывшимися нельзя (определение СК ГД ВС РФ от 9 февраля 1999г. №3- Г99-1). Не является вновь  открывшимся обстоятельством толкование нормы, ставшее известным заявителю после вынесения судебного постановления (определение ВС РФ от 11 августа 1998г № ГКПИ97-401). Не является вновь открывшимися обстоятельствами и изменение действующего законодательства (постановление Президиума ВС РФ от 31 августа 2005г. №1-пв05). Не следует также путать вновь открывшееся обстоятельство с новым обстоятельством, которое может появиться после вынесения судебного постановления (определения ВС РФ от 11 августа 1998г № ГКПИ97-401). Не является вновь открывшимся обстоятельством и изменение действующего законодательства (постановление Президиума ВС РФ от 31 августа 2005г №1-пв05). Не следует также путать вновь открывшееся обстоятельство с новым обстоятельством, которое может появиться после вынесения судебного постановления.

Цель данной стадии –выявление оснований для последующей проверки соответствия судебного постановления  действительным обстоятельством дела (т.е. выявление вновь открывшихся  обстоятельств).

Информация о работе Аппелляционное и кассационное производство в гражданском процессе