Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:03, курсовая работа
Актуальность исследования заключается в том, что область защиты прав потребителей намного шире, чем большинство наших сограждан имеет возможность себе представлять и «Закона о защите прав потребителей» охватывает целую область права – «законодательство о защите прав потребителей», которое включает в себя: Гражданский кодекс, Закон «О рекламе», Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности», Закон «О естественных монополиях», и множество других законов, так или иначе стоящих на страже интересов потребителей. Ориентироваться во всем этом правовом пространстве может, безусловно, только человек, имеющий профессиональное юридическое образование.
Таким образом целью данной курсовой работой являет изучение способов защиты нарушенных прав и рассмотрение одного из наиболее важного права потребителей- право получение информации о приобретаймом товаре.
ВВЕДЕНИЕ.……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 . ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
§ 1.Право потребителя на получение информации о товаре…………………4
§ 2.Ответственность за не предоставление потребителю необходимой информации…………………………………………………………………..….6
§ 3.Право потребителя на обмен товара……………………………………….7
ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОХРАНЕ И ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
§ 1.Последствия продажи товара ненадлежащего качества……………….....11
§ 2. Oрганы, в компетенцию которых входит защита прав потребителей………………………………………………………………….....17 § 3.Защита нарушенных прав в суде…………………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..………………………………………..29
СОКРАЩЕНИЯ.……………………………………………………………….32
5 ФЗ от 17.12.1995 года №212-ФЗ
при его заключении, на что
прямо указывает ст. 493 ГК РФ. Существенный
недостаток - это "неустранимый недостаток,
либо недостаток, который не может быть
устранен без несоразмерных затрат времени,
либо выявляется неоднократно, либо проявляется
вновь после устранения, или другие подобные
недостатки"6. Таким образом, если
товар имеет хотя бы один из вышеперечисленный
признаков, качество товара следует считать
ненадлежащим, а товар - имеющим существенный
недостаток. Факт
6 ФЗ от 17.12.1995 года № 212-ФЗ; ФЗ от 21.12.2004 года № 171-ФЗ
Поскольку возникший дефект
не связан с недостатком, о котором
стороны договорились при заключении
договора, потребитель сможет обратиться
к продавцу (изготовителю) с претензией. Итак,
потребитель, которому продан товар ненадлежащего
качества, если оно не было оговорено продавцом,
вправе по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков
товара или возмещение расходов на их
исправление потребителем или третьим
лицом; - соразмерного уменьшения покупной цены; -
замены на товар аналогичной марки (модели,
артикула); - замены на такой же товар другой
марки (модели, артикула) с соответствующим
перерасчётом покупной цены; - расторжения договора
купли-продажи. Потребитель сам выбирает
каким из перечисленных прав он воспользуется
. Из этого правила есть три исключения.
______________________________
- автотранспортные средства и номерные агрегаты
к ним; - мотоциклы, мотороллеры;
§ 2.Органы, в компетенцию которых входит защита прав потребителей
Законом "О защите прав
потребителей" определена система
государственной защиты прав потребителей
товаров (работ, услуг) в условиях формирующихся
рыночных отношений. Статьями 40 и 42 указанного
закона определены полномочия государственных
органов в области защиты прав потребителей.
К специальным государственным органам
по защите прав потребителей относятся:
Государственный комитет Российской Федерации
по антимонопольной политике и поддержке
новых экономических структур; Госстандарт
России, Госкомсанэпиднадзор России, Государственная
торговая инспекция, МВД РФ, Минэкологии
России, Таможенный комитет России и их
территориальные органы, а также администрация
субъектов Российской Федерации и территориальные
органы управления торговлей (потребительского
рынка), если это предусмотрено в специальных
нормативных актах, принятых органами
власти субъектов Федерации. Так, согласно
закону г. Москвы "О штрафных санкциях
за нарушения в работе предприятий потребительского
рынка и услуг г. Москвы”, принятого в
1994 году Московской городской думой, право
проверки соблюдения правил торговли
и наложения санкций предоставлено Департаменту
потребительского рынка и услуг правительства
г. Москвы, органам управления административных
и муниципальных округов. В соответствии
со ст. 42 Закона ( п. 1) органы государственного
управления, осуществляющие контроль
за безопасностью товаров (работ, услуг),
направляют предписания об устранении
нарушений требований по безопасности
(в пределах предоставленных им полномочий).
Например, к числу таких нарушений закон
относит несоблюдение изготовителем (продавцом,
исполнителем) требований; 1) о разработке
и доведении до сведения потребителей
специальных правил безопасного использования,
хранения, транспортировки товаров; 2) о
соблюдении установленного порядка обязательной
сертификации товаров; 3)запрете реализации
товара, требующего обязательную сертификацию,
без сертификата ; 4) о доведении потребителям
информации о сертификации; 5) о приостановке
производства товаров, которые могут причинить
вред, а также о снятии таких товаров с
производства; 6) об установлении срока
службы (годности) на товары; 7)запрете реализации
товаров по истечении срока годности; 8)доведении
потребителям установленных сроков службы
(годности) товаров; 9) обеспечении безопасности
товаров в течение срока их службы; 10)соответствии
товаров обязательным требованиям стандартов,
обеспечивающих безопасность потребителей,
и других требовании, установленных законодательством.
8ст. 14 ФЗ «О защите прав потребителей» от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
применения штрафных санкций со стороны органов, выполняющих функции по защите прав потребителей. Предприятие, организация или должностное лицо, в адрес которых направлено предписание или в отношении которых применен штраф, могут обратиться в суд (арбитражный суд) с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания любого контролирующего органа либо отмене или изменении решения о наложении штрафа. Наряду с органами государственной защиты прав потребителей - органов государственного управления, полномочия которых предусмотрены ст. ст. 40 - 42 закона, этим же Законом (ст. 44) предусмотрено создание структур по защите прав потребителей при органах местного самоуправления. Эти органы самостоятельно образуются администрацией, их финансирование, как правило, осуществляется из средств местного бюджета. В качестве независимых самоуправляемых общественных организаций могут создаваться общества потребителей, которые объединяют на добровольной основе граждан в целях коллективной защиты своих прав как потребителей9. В настоящее время в рамках движения потребителей действуют различные объединения граждан (общества, союзы, ассоциации), построенные как по территориальному, так и по функциональному типу. Эти организации добровольно объединяются в Союз потребителей РФ. Как структурам по защите прав потребителей при органах местного самоуправления, так и общественным организациям по защите прав потребителей Закон предоставляет широкие возможности влияния на качество потребительских товаров и услуг, участвовать в проверках правил
9 ст.45 ФЗ «О защите прав потребителей» от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
торговли, контроля за применением цен и т.д. К важнейшим их функциям относится их право на предъявление исков в судебные органы по защите прав потребителей.
§ 3. Защите нарушенных прав в суде
Если потребитель обнаружил недостаток в купленном товаре или какая-нибудь услуга не соответствует договору - потребитель должен известить об этом другую сторону. Написать заявление об обнаружении недостатка товара в 2-х экземплярах, одно из которых передается продавцу (исполнителю), а на втором продавец (исполнитель) делает отметку о полученном заявлении. В этом случае потребитель должен в течение 7 дней получить результат намерений продавца (исполнителя). Если этот ответ потребителя не устраивает, то он может обратиться в суд. Перед обращением в суд потребитель должен подготовить документы, по любому делу составляется исковое заявление (отражающее суть возникшего спора). Закон устанавливает определенные требования к содержанию такого заявления, оно должно быть составлено в нескольких экземплярах (кол-во ответчиков). К заявлению должны быть приложены документы подтверждающие обоснованность исковых требований. После подготовки документов, они подаются в суд, заявление подается по месту жительства ответчика, или по месту причинения вреда. По Закону исковое заявление должно быть оплачено. От уплаты освобождаются инвалиды, ветераны ВОВ, лица с тяжелым материальным положением, потребители по искам, которые связаны с защитой нарушенных прав предусмотренных в Законе. Исковое заявление можно отправить по почте, или передать лично судье. При приеме судьей заявления выдается повестка для следующего приема, на котором будет ответчик. Дальше идет время подготовки к судебному разбирательству. Срок досудебной подготовки не превышает 7 дней (по сложным делам до 21 дня). В этот период судья вызывает истца и ответчика и выясняет суть претензии. Если ответчик не явился на прием, судья может перенести на другой день, если он опять не явился судья назначает дату судебного разбирательства, а ответчика вызывают в суд повесткой. Потом следует судебное разбирательство, которое начинается с проверки явки участников. Судья разъясняет сторонам их права и обязанности. В судебном заседании ведется протокол, куда заносятся все, что происходит в ходе рассмотрения дела. Стороны имеют право заявлять ходатайства, отводы, знакомятся с материалами делопроизводства, задавать вопросы друг другу, право обжаловать решения и определения суда. Они имеют право представлять и участвовать в их исследовании. Для разрешения спора можно прибегать к экспертизе. Для экспертизы необходимо определение суда. На время производства экспертизы производство по делу приостанавливается. Получив результаты экспертизы судья назначает дату заседания. При рассмотрении всех имевшихся у сторон ходатайств, судья начинает рассмотрение дела по существу, представляет право сторонам выступить. После объяснений сторон допрашиваются вызванные в суд свидетели. После допроса свидетелей суд приступает к изучению письменных материалов дела. Когда исследование материалов в деле закончится, суд переходит к прениям. После прений судья удаляется в совещательную комнату, для решения. Затем судья выносит только резолютивную часть решения. В окончательной форме решение выносится через 3 дня после судебного разбирательства. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента вынесения окончательного приговора. Если рассмотрение дела откладывается из-за неявки одной из сторон, то суд может вынести заочное решение. В течение 15 дней явившаяся сторона может обратиться в суд с просьбой об отмене заочного решения. В этом случае, если суд отменяет заочное решение, то назначается новое судебное заседание с участием другой стороны. Решение суда начинает исполняться через 10 дней после того, как суд вынес решение. После вступления решения суда в законную силу есть необходимость получить в канцелярии суда исполнительный лист. Вообще, решение исполняется в том суде, на территории которого находится ответчик, либо его имущество. Получив исполнительный лист нужно обратиться в канцелярию того суда, в котором решение будет исполняться. Этот лист регистрируется в канцелярии суда, после чего он передается под расписку судебному исполнителю. После чего последний посылает должнику предложение о добровольном исполнении решения, исполнение решения устанавливается в 5 дней. За исключением случаев, если в самом решении указывается срок. Судебный исполнитель должен предупредить, что если должник откажется от добровольного исполнения решения, то последует принудительное. Судебный исполнитель вручая предложение о добровольном исполнении решения суда, должен описать имущество и наложить арест на случай его отказа. После истечения срока добровольного исполнения наступает принудительное исполнение. Принудительное исполнение решения не связанного с реализацией имущества должника, должно быть закончено судебным исполнителем в 20-дневный срок. Судебный исполнитель имеет право вызывать должника в суд для знакомства с исполнительными документами, получать от сторон и других лиц устные или письменные сообщения, если они необходимы для исполнения решения, входить в помещение занимаемое должником. Производить осмотр всех хранилищ (если они есть). Такой осмотр проводится в присутствии понятых. В случае не допуска судебного исполнителя в помещения он может привлечь ОВД или местные органы. При оказании сопротивления исполнителю он может составить акт и направить его в суд, для привлечения к ответственности. Исполнение решения суда осуществляется за счет денежных средств имеющихся на счету должника. Судебный исполнитель направляет в банк инкассовое поручение о списании денег и копию исполнительного листа. Банк обязан списать деньги и перевести на депозитный счет суда. С этого счета деньги передаются взыскателю по чеку или пересылаются по почте. Если денег находящихся на счету фирмы недостаточно, исполнитель обязан обратить взыскание на имущество10. Оценка имущества осуществляется судебным исполнителем (может привлекаться эксперт), если это касается недвижимости, акт об аресте направляется в орган который регистрировал это имущество.
10 ст.69, п.4 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 года №229-ФЗ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного
исследования можно отметить, что
на сегодняшний день тема «Защита
прав потребителя при продаже
товаров» является одной из наиболее
значимых в силу осуществления сильной
потребительской политики, реформирования
рыночных отношений, потому как в
связи с этим возникла острая необходимость
наведения порядка в части
полного и достоверного информирования
потребителей о товарах, их изготовителях,
продавцах (как отечественных, так
и зарубежных); необходимость в упорядочении
государственной политики, обеспечении
безопасности и качества товаров, работ,
услуг. Объектом исследования можно выделить: -
отношения, возникающие между потребителем
и изготовителем, исполнителем, продавцом
при продаже товаров; - установление прав
потребителей на приобретение товаров
надлежащего качества и безопасных для
жизни и здоровья потребителей; - получение
информации о товарах и об их изготовителе
(продавце); - государственная и общественная
защита интересов потребителей и определение
механизма реализации этих прав. В настоящее
время в РФ сформирована комплексная система
норм и правил, направленная на защиту
прав потребителей. Она призвана защищать
интересы лиц, которые, не обладая специальными
познаниями и возможностями в области
прав, приобретают товары и услуги у профессионально
подготовленных участников рынка, как
предпринимателей.