Защита прав потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования заключается в том, что область защиты прав потребителей намного шире, чем большинство наших сограждан имеет возможность себе представлять и «Закона о защите прав потребителей» охватывает целую область права – «законодательство о защите прав потребителей», которое включает в себя: Гражданский кодекс, Закон «О рекламе», Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности», Закон «О естественных монополиях», и множество других законов, так или иначе стоящих на страже интересов потребителей. Ориентироваться во всем этом правовом пространстве может, безусловно, только человек, имеющий профессиональное юридическое образование.
Таким образом целью данной курсовой работой являет изучение способов защиты нарушенных прав и рассмотрение одного из наиболее важного права потребителей- право получение информации о приобретаймом товаре.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 . ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
§ 1.Право потребителя на получение информации о товаре…………………4
§ 2.Ответственность за не предоставление потребителю необходимой информации…………………………………………………………………..….6
§ 3.Право потребителя на обмен товара……………………………………….7
ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОХРАНЕ И ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
§ 1.Последствия продажи товара ненадлежащего качества……………….....11
§ 2. Oрганы, в компетенцию которых входит защита прав потребителей………………………………………………………………….....17 § 3.Защита нарушенных прав в суде…………………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..………………………………………..29
СОКРАЩЕНИЯ.……………………………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

Курсовая Работа.docx

— 66.19 Кб (Скачать)

5 ФЗ от 17.12.1995 года №212-ФЗ

 

при его заключении, на что  прямо указывает ст. 493 ГК РФ.  Существенный  недостаток - это "неустранимый недостаток, либо недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, либо выявляется неоднократно, либо проявляется вновь после устранения, или другие подобные недостатки"6. Таким образом, если товар имеет хотя бы один из вышеперечисленный признаков, качество товара следует считать ненадлежащим, а товар - имеющим существенный недостаток.         Факт невозможности  устранения недостатка может быть установлен только экспертным исследованием. Для подтверждения факта повторного появления недостатка достаточно справки или квитанции об устранении этого недостатка ранее, а также подтверждении возникновения недостатка вновь.            Хотя Закон не обязывает покупателя ремонтировать его, экспертным заключением может быть установлено, что недостаток устранять бесполезно, так как он появится вновь. Обычно это происходит из-за несовершенства всей конструкции товара, технологии его изготовления.   Воспользоваться правами, предусмотренные ст.18 Закона, потребитель может только в том случае, если ненадлежащее качество товара не было оговорено продавцом при покупке. Если же при покупке товара отдельные недостатки были оговорены, это не лишает покупателя права предъявить претензии по поводу других обнаруженных недостатков, которые не были оговорены при покупке. Например, потребителю продан холодильник, на корпусе которого есть царапина, о чем потребителю было известно при покупке. В период гарантийного срока обнаружен дефект реле холода.

 


6 ФЗ от 17.12.1995 года № 212-ФЗ; ФЗ от 21.12.2004 года № 171-ФЗ

Поскольку возникший дефект не связан с недостатком, о котором  стороны договорились при заключении договора, потребитель сможет обратиться к продавцу (изготовителю) с претензией.       Итак, потребитель,  которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:             - безвозмездного устранения недостатков товара или возмещение расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;    - соразмерного уменьшения  покупной цены;      - замены на товар  аналогичной марки (модели, артикула);     - замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены;      - расторжения договора  купли-продажи.     Потребитель сам выбирает каким из перечисленных прав он воспользуется . Из этого  правила есть три исключения.  Первое исключение. В отношении технически сложных и дорогостоящих товаров потребитель вправе предъявить не все перечисленные требования, а лишь требования о безвозмездном устранении недостатков или возмещении расходов на их устранение третьими лицами, а также о соразмерном уменьшении покупной цены и расторжении договора. Остальные требования потребитель вправе предъявить только при обнаружении в товаре существенных недостатков. Перечень таких товаров был утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации7. В него вошли:

 

_______________________________________________________________________________________________________7Постановление Правительство РФ № 535 от 13.05.1997 год

- автотранспортные  средства и номерные агрегаты  к ним;    - мотоциклы, мотороллеры;         - снегоходы;           - катера, яхты, лодочные  моторы;        - холодильники и  морозильники;        - стиральные машины  автоматические;       -персональные компьютеры с основными переферийными устройствами;            - сельскохозяйственная техника (трактора, комбайны и т.д).  К сожалению, понятия « дорогостоящий товар» в Законе отсутствует.  Учитывая разный уровень обеспеченности людей, вопрос о том, является  ли товар дорогостоящим, должен  решаться применительно к потребителю,  а не к товару. Действительно,  иногда сумма, которую один потребитель расходует ежедневно, для другой семьи составляет месячный доход. Поэтому при возникновении спора о том, является ли товар дорогостоящим, решение будет принимать суд.          Второе исключение. При обнаружении недостатков в товарах, свойства которых  не позволяют устранить их недостаток ( например, прокисшее молоко), потребитель вправе предъявить требования: о замене товара, уменьшении покупной цены, либо расторжении договора. Эти требования потребитель вправе предъявить только в том случае, если недостатки обнаружены в пределах срока годности. Например, купленные консервы со сроком хранения 6 месяцев хранились в течение 3-х месяцев. Открыв их, потребитель обнаружил, что консервы испортились. Так как срок годности еще не прошел, потребитель может предъявить претензии.    Третье  исключение. Если требования предъявляются не продавцу, а изготовителю, то потребитель вправе требовать безвозмездного устранения недостатка или замены его не аналогичный.      Одним из нововведением последней редакции Закона, вызвавшим широкие обсуждения, стала норма п.4 ст.18, в силу которой отсутствие у потребителя товарного или кассового чека, подтверждающего факт или условие покупки, не является основанием для отказа в удовлетворении его требования.          Данное  положение Закона не означает, что отныне магазин не должен выдавать чеки на продаваемые товары. Покупка по-прежнему должна оформляться надлежащим образом, да и законодательство о контрольно-кассовых машинах никто не отменял.        Но многие полагают, что потребители таким образом  получают возможность для злоупотреблений: они будут возвращать в магазины товары, приобретенные на рынках. Эти опасения безосновательны. В случае, если у потребителя нет чека (либо иного документа), продавец вправе потребовать иных доказательств приобретения товара в этом магазине. Это может быть гарантийный талон, сопроводительная документация на товар со штампом магазина о продаже либо иные документы. Отсутствие гарантийного талона во многих случаях вообще лишает потребителя права предъявлять какие-либо претензии. В том случае, если никаких документов не представлено либо представленные документы не вызывают доверия, а у продавца имеются обоснованные сомнения в том, что товар приобретен в данном магазине, решение спора можно перенести в судебные органы. При этом основанием к отказу в добровольном удовлетворении требований потребителя является не отсутствие чека, а наличие обоснованных сомнений в том, что товар приобретен именно в этом магазине и именно в тот день, о котором говорит покупатель. В суде покупатель должен доказать факт приобретения товара в указанный день в магазине ответчика, а продавец должен представить доказательства, опровергающие доводы истца. Рассчитывать только на свидетельские показания было бы неверно, поскольку суд с учетом конкретных обстоятельств вправе признать свидетелей заинтересованными в исходе дела и критически подойти к оценке их показаний. Кроме того, не следует забывать, что свидетели несут ответственность за правдивость своих показаний: если в судебном заседании их показания будут опровергнуты, суд вправе направить материалы в прокуратуру для привлечения их к уголовной ответственности за лжесвидетельство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2.Органы, в компетенцию которых входит защита прав потребителей

Законом "О защите прав потребителей" определена система  государственной защиты прав потребителей товаров (работ, услуг) в условиях формирующихся  рыночных отношений.     Статьями 40 и 42 указанного закона определены полномочия государственных органов в области защиты прав потребителей. К специальным государственным органам по защите прав потребителей относятся: Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур; Госстандарт России, Госкомсанэпиднадзор России, Государственная торговая инспекция, МВД РФ, Минэкологии России, Таможенный комитет России и их территориальные органы, а также администрация субъектов Российской Федерации и территориальные органы управления торговлей (потребительского рынка), если это предусмотрено в специальных нормативных актах, принятых органами власти субъектов Федерации. Так, согласно закону г. Москвы "О штрафных санкциях за нарушения в работе предприятий потребительского рынка и услуг г. Москвы”, принятого в 1994 году Московской городской думой, право проверки соблюдения правил торговли и наложения санкций предоставлено Департаменту потребительского рынка и услуг правительства г. Москвы, органам управления административных и муниципальных округов.    В соответствии со ст. 42 Закона ( п. 1) органы государственного управления, осуществляющие контроль за безопасностью товаров (работ, услуг), направляют предписания об устранении нарушений требований по безопасности (в пределах предоставленных им полномочий). Например, к числу таких нарушений закон относит несоблюдение изготовителем (продавцом, исполнителем) требований;       1) о разработке и доведении до сведения потребителей специальных правил безопасного использования, хранения, транспортировки товаров;  2) о соблюдении установленного порядка обязательной сертификации товаров;            3)запрете реализации товара, требующего обязательную сертификацию, без сертификата ;        4) о доведении потребителям информации о сертификации;  5) о приостановке производства товаров, которые могут причинить вред, а также о снятии таких товаров с производства;     6) об установлении срока службы (годности) на товары;   7)запрете реализации товаров по истечении срока годности;  8)доведении потребителям установленных сроков службы (годности) товаров;            9) обеспечении безопасности товаров в течение срока их службы;  10)соответствии товаров обязательным требованиям стандартов, обеспечивающих безопасность потребителей, и других требовании, установленных законодательством.      Законодательными актами могут быть предусмотрены и иные случаи нарушения требований по безопасности, для устранения которых указанные органы вправе давать предписания об их устранении.   Указанные органы вправе также предъявлять иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполнителям, продавцам) в случае нарушения ими требований по безопасности товаров. Ст. 43 Закона предусматривает основания для применения санкций (штрафов) к изготовителям (продавцам). Два из них относятся к компетенции  Государственного комитет по антимонопольной политике (уклонение от предписания или несвоевременное исполнение предписания). Госстандарт и другие органы, осуществляющие контроль за безопасностью товаров, применяют штрафы по следующим основаниям:      1) уклонение от исполнения предписания;      2) несвоевременное его исполнение;       3) причинение ущерба потребителю товаром, не отвечающим требованиям по безопасности;         4) нарушение правил сертификации товаров.     Указанная статья устанавливает предельный уровень штрафа. Конкретный его размер определяется соответствующим контролирующим органом в зависимости от вины нарушителя. Те же основания применения штрафов предусмотрены и в отношении должностных лиц - руководителей предприятий и органов по сертификации. Здесь штраф исчисляется в пределах минимальных размеров оклада. За одно и то же нарушение могут быть привлечены к ответственности и юридические лица -изготовитель, продавец и индивидуальные предприниматели.     В случаях, когда потребителю причинен ущерб товарами, не отвечающими предъявленным требованиям по безопасности, он возмещается в полном объеме8.         Особым основанием применения штрафных санкций служит нарушение правил сертификации товаров органами по сертификации, испытательными лабораториями (центрами). С этих организаций может быть взыскан штраф в размере двукратной стоимости работ по сертификации, а с изготовителей товаров (продавцов) взыскивается штраф в размере стоимости реализованных товаров.        Предусматривая применение санкций к продавцу (изготовителю) за нарушение прав потребителя, закон одновременно предусматривает и контроль судебных органов за обоснованностью и правомерностью


 

8ст. 14 ФЗ «О защите прав потребителей» от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

применения штрафных санкций  со стороны органов, выполняющих  функции по защите прав потребителей. Предприятие, организация или должностное  лицо, в адрес которых направлено предписание или в отношении которых применен штраф, могут обратиться в суд (арбитражный суд) с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания любого контролирующего органа либо отмене или изменении решения о наложении штрафа.           Наряду с органами государственной защиты прав потребителей - органов государственного управления, полномочия которых предусмотрены ст. ст. 40 - 42 закона, этим же Законом (ст. 44) предусмотрено создание структур по защите прав потребителей при органах местного самоуправления. Эти органы самостоятельно образуются администрацией, их финансирование, как правило, осуществляется из средств местного бюджета. В качестве независимых самоуправляемых общественных организаций могут создаваться  общества потребителей, которые объединяют на добровольной основе граждан в целях коллективной защиты своих прав как потребителей9.           В настоящее время в рамках движения потребителей действуют различные объединения граждан (общества, союзы, ассоциации), построенные как по территориальному, так и по функциональному типу. Эти организации добровольно объединяются в Союз потребителей РФ.  Как структурам по защите прав потребителей при органах местного самоуправления, так и общественным организациям по защите прав потребителей Закон предоставляет широкие возможности влияния на качество потребительских товаров и услуг, участвовать в проверках правил


 

9 ст.45 ФЗ «О защите прав потребителей» от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

торговли, контроля за применением цен и т.д. К важнейшим их функциям относится их право на предъявление исков в судебные органы по защите прав потребителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 3. Защите нарушенных прав в суде

Если потребитель обнаружил  недостаток в купленном товаре или  какая-нибудь услуга не соответствует  договору - потребитель должен известить  об этом другую сторону. Написать заявление  об обнаружении недостатка товара в 2-х экземплярах, одно из которых  передается продавцу (исполнителю), а  на втором продавец (исполнитель) делает отметку о полученном заявлении.          В этом случае потребитель должен в течение 7 дней получить результат намерений продавца (исполнителя). Если этот ответ потребителя не устраивает, то он может обратиться в суд.       Перед обращением в суд потребитель должен подготовить документы, по любому делу составляется исковое заявление (отражающее суть возникшего спора). Закон устанавливает определенные требования к содержанию такого заявления, оно должно быть составлено в нескольких экземплярах (кол-во ответчиков). К заявлению должны быть приложены документы подтверждающие обоснованность исковых требований. После подготовки документов, они подаются в суд, заявление подается по месту жительства ответчика, или по месту причинения вреда. По Закону исковое заявление должно быть оплачено. От уплаты освобождаются инвалиды, ветераны ВОВ, лица с тяжелым материальным положением, потребители по искам, которые связаны с защитой нарушенных прав предусмотренных в Законе. Исковое заявление можно отправить по почте, или передать лично судье. При приеме судьей заявления выдается повестка для следующего приема, на котором будет ответчик. Дальше идет время подготовки к судебному разбирательству.           Срок досудебной подготовки не превышает 7 дней (по сложным делам до 21 дня). В этот период судья вызывает истца и ответчика и выясняет суть претензии. Если ответчик не явился на прием, судья может перенести на другой день, если он опять не явился судья назначает дату судебного разбирательства, а ответчика вызывают в суд повесткой. Потом следует судебное разбирательство, которое начинается с проверки явки участников. Судья разъясняет сторонам их права и обязанности. В судебном заседании ведется протокол, куда заносятся все, что происходит в ходе рассмотрения дела. Стороны имеют право заявлять ходатайства, отводы, знакомятся с материалами делопроизводства, задавать вопросы друг другу, право обжаловать решения и определения суда. Они имеют право представлять и участвовать в их исследовании.         Для разрешения спора можно прибегать к экспертизе. Для экспертизы необходимо определение суда. На время производства экспертизы производство по делу приостанавливается. Получив результаты экспертизы судья назначает дату заседания. При рассмотрении всех имевшихся у сторон ходатайств, судья начинает рассмотрение дела по существу, представляет право сторонам выступить. После объяснений сторон допрашиваются вызванные в суд свидетели. После допроса свидетелей суд приступает к изучению письменных материалов дела. Когда исследование материалов в деле закончится, суд переходит к прениям. После прений судья удаляется в совещательную комнату, для решения. Затем судья выносит только резолютивную часть решения. В окончательной форме решение выносится через 3 дня после судебного разбирательства. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента вынесения окончательного приговора.             Если рассмотрение дела откладывается из-за неявки одной из сторон, то суд может вынести заочное решение. В течение 15 дней явившаяся сторона может обратиться в суд с просьбой об отмене заочного решения. В этом случае, если суд отменяет заочное решение, то назначается новое судебное заседание с участием другой стороны. Решение суда начинает исполняться через 10 дней после того, как суд вынес решение. После вступления решения суда в законную силу есть необходимость получить в канцелярии суда исполнительный лист. Вообще, решение исполняется в том суде, на территории которого находится ответчик, либо его имущество. Получив исполнительный лист нужно обратиться в канцелярию того суда, в котором решение будет исполняться. Этот лист регистрируется в канцелярии суда, после чего он передается под расписку судебному исполнителю. После чего последний посылает должнику предложение о добровольном исполнении решения, исполнение решения устанавливается в 5 дней. За исключением случаев, если в самом решении указывается срок. Судебный исполнитель должен предупредить, что если должник откажется от добровольного исполнения решения, то последует принудительное. Судебный исполнитель вручая предложение о добровольном исполнении решения суда, должен описать имущество и наложить арест на случай его отказа. После истечения срока добровольного исполнения наступает принудительное исполнение. Принудительное исполнение решения не связанного с реализацией имущества должника, должно быть закончено судебным исполнителем в 20-дневный срок. Судебный исполнитель имеет право вызывать должника в суд для знакомства с исполнительными документами, получать от сторон и других лиц устные или письменные сообщения, если они необходимы для исполнения решения, входить в помещение занимаемое должником. Производить осмотр всех хранилищ (если они есть). Такой осмотр проводится в присутствии понятых. В случае не допуска судебного исполнителя в помещения он может привлечь ОВД или местные органы. При оказании сопротивления исполнителю он может составить акт и направить его в суд, для привлечения к ответственности. Исполнение решения суда осуществляется за счет денежных средств имеющихся на счету должника. Судебный исполнитель направляет в банк инкассовое поручение о списании денег и копию исполнительного листа. Банк обязан списать деньги и перевести на депозитный счет суда. С этого счета деньги передаются взыскателю по чеку или пересылаются по почте.         Если денег находящихся на счету фирмы недостаточно, исполнитель обязан обратить взыскание на имущество10. Оценка имущества осуществляется судебным исполнителем (может привлекаться эксперт), если это касается недвижимости, акт об аресте направляется в орган который регистрировал это имущество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


10 ст.69, п.4 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 года №229-ФЗ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования можно отметить, что  на сегодняшний день тема «Защита  прав потребителя при продаже  товаров» является одной из наиболее значимых в силу осуществления сильной  потребительской политики, реформирования рыночных отношений, потому как в  связи с этим возникла острая необходимость  наведения порядка в части  полного и достоверного информирования потребителей о товарах, их изготовителях, продавцах (как отечественных, так  и зарубежных); необходимость в упорядочении государственной политики, обеспечении безопасности и качества товаров, работ, услуг.     Объектом исследования можно выделить:      - отношения, возникающие между потребителем и изготовителем, исполнителем, продавцом при продаже товаров;      - установление прав потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей;  - получение информации о товарах и об их изготовителе (продавце);  - государственная и общественная защита интересов потребителей и определение механизма реализации этих прав.      В настоящее время в РФ сформирована комплексная система норм и правил, направленная на защиту прав потребителей. Она призвана защищать интересы лиц, которые, не обладая специальными познаниями и возможностями в области прав, приобретают товары и услуги у профессионально подготовленных участников рынка, как предпринимателей. Законодательство в области защиты прав потребителей включает в себя нормы разных законных и подзаконных нормативных актов, основным из которых является Федеральный закон «О защите прав потребителей». Он регулирует отношения с участием потребителей, определяет права потребителей и механизм их реализации.       В сравнении с прежним законом новая редакция Закона уточнила и конкретизировала основные понятия, используемые законодательством в рамках возникающих на потребительском рынке правоотношений.  В Законе «О защите прав потребителей» уделяется большое внимание установлению и реализации таких прав, как:       - право на удовлетворение основных нужд;      - право на безопасность;         - право на информацию;         - право выбора;           - право быть выслушанным;         - право на возмещение;          - право на потребительское просвещение;      - право на здоровую окружающую среду.      Закон осуществляет защиту путем установления указанных прав потребителей и обязанностей продавцов, изготовителей, а также путем установления норм, регулирующих вопросы права потребителей при их нарушении и ответственность.       Дополнительной гарантией соблюдения прав потребителей является также то, что защита прав потребителя осуществляется не только конкретным лицом, чьи потребительские права нарушены, но и государственными и общественными организациями. Так, ФЗ «О защите прав потребителей» установил в этой области специальные полномочия для Федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей, иных федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, осуществляющие контроль за соблюдением законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, за качеством и безопасностью товаров.         Основным и наиболее эффективным способом защиты интересов потребителя является обращение в суд. Учитывая особый характер потребительских отношений, российским законодательством установлен ряд условий при обращении потребителей в суд: альтернативная подсудность рассмотрения споров, то есть потребителю предоставляется право выбора предъявления исковых требований, а также освобождение потребителя от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав. В судебном порядке может быть взыскана не только стоимость товара, но и возмещены убытки в целом, причиненные потребителю, а также компенсация морального вреда, причиненного вследствие нарушения изготовителем (продавцом) прав потребителя, предусмотренные законами и правовыми актами РФ.      Четкое установление прав потребителей, порядка разрешения споров, сроков, размера ответственности способствуют тому, что в настоящее время получили распространение и внесудебные способы решения конфликтов: в большинстве городов России при местной администрации созданы государственные органы по защите прав потребителей, которые служат реальным щитом на пути нарушения прав потребителей.   Действующим законодательством установлена нормативная ответственность (гражданско-правовая (имущественная), административная, уголовная), которая создает серьезную гарантию от нарушения прав потребителей, несмотря на существующие пробелы в них.    Таким образом, можно сказать, что актуальность темы в полной мере раскрыта.          Поставленные цели достигнуты и обоснованы.

Информация о работе Защита прав потребителей