Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 09:50, контрольная работа
Главной идеей Послания бывшего Президента Российской Федерации Путина В.В. от 10.05. 2006 г. Федеральному Собранию явилась особая забота государства о возрождении и обеспечении семейных ценностей. Государственный интерес в регулировании семейных отношений выражен в ст. 7 Конституции РФ, согласно которой "в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства", в ст. 38 Основного Закона закреплено, что "материнство и детство находятся под защитой государства".
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ИНСТИТУТА БРАКА
1.1 Понятие брака в правовой науке
1.2 Эволюция института брака в правовой науке
1.3 Юридическая природа брака в правовой науке
2. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА
2.1 Заключение брака в органах ЗАГСа
2.2 Процедура заключения брака
2.3 Заключение брака в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ
3. УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА И ПРЕПЯТСТВИЯ К ЗАКЛЮЧЕНИЮ БРАКА
3.1 Условия заключения брака
3.2 Препятствия к заключению брака
3.3 Медицинское обследование лиц, вступающих в брак
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Многообразные точки зрения на правовую природу брака существуют не только в отечественной теории семейного права, но и в семейном праве зарубежных государств. В частности, Е.А. Васильев выделяет из числа существующих за рубежом три основные точки зрения на брак: брак-договор (наиболее распространенная концепция), брак-статус, брак-партнерство. [14]
Характерно, что, как и в России, конституционное законодательство большинства зарубежных стран устанавливает необходимость государственной защиты брака как основы семьи.
Например, Конституцией Ирландии (ст. 41 (3.1) закреплено, что «государство берет на себя обязательство с особой тщательностью охранять институт брака, на котором основана семья, и защищать его от нападок». [14]
В некоторых государствах посчитали необходимым дать нормативное определение брака, причем именно в конституции. Так, ст. 46 Конституции Республики Болгария 1991 г. провозглашает, что «брак представляет собой добровольный союз мужчины и женщины». [13]
Таким образом, вышесказанное делает возможным дать следующее понятие брака: брак — это важнейший юридический факт, вызывающий возникновение семейно-правовых связей, и представляет собой свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном порядке с соблюдением требований закона, направленный на создание семьи. В каждом случае брак является конкретным правоотношением, порождающим у супругов определенные субъективные права и обязанности личного и имущественного характера.
Семья является одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
Поэтому когда мы говорим о важнейших социальных институтах - столпах общества, то в числе первых называем семью. Семья - главный институт общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие.
Брак - институт, регулирующий отношения между полами. В обществе сексуальные отношения регулируются комплексом культурных норм.
Конечно,
половые отношения могут
В
ходе культурно-исторического
Для современной России характерны деформации семьи и брака как общественных институтов. Если в советские времена представление о семье как о ячейке общества, вне которой человек является социально ущербным, было преобладающим, то теперь отношение прямо противоположно.
Как следствие вышеизложенных обстоятельств многие наши сограждане перестали воспринимать семью и брак как важные ценности и жизненный приоритет. Если в 50-е и 70-е гг. прошлого века на 100 браков приходилось соответственно 7 и 15 разводов [19], то в 2007 г. на каждые четыре зарегистрированных брака приходилось три развода.
Брак уже не представляет собой для мужчины и женщины ни социальную, ни правовую значимость. Опять-таки по данным социологических исследований, все большее число мужчин и женщин предпочитают не регистрировать свои отношения, выбирая новые формы сожительства: "гостевой брак", "партнерский брак" и др. По данным последней переписи населения, 50% российских женщин не замужем, причем из каждой тысячи 175 никогда не состояли в браке. Из 34 млн. супружеских пар в России у 3,4 млн. (9,8%) брак не был зарегистрирован. [19]
С точки зрения государственно-правового регулирования брачно-семейных отношений современная ситуация может быть охарактеризована как противоречие публичных и частных интересов.
С одной стороны, отдельные индивидуумы выражают свой интерес, совместно проживая с лицами того же пола, называя это сожительство браком; признают такое явление, как многоженство (многомужество); предпочитают проживать в незарегистрированном браке и т.п. С другой стороны, государство и общество не признают подобные социальные изменения имеющими право на существование как не соответствующие установленному законодателем "стандарту" брачно-семейных отношений.
Такая ситуация характерна не только для нашего государства. Отдельные страны восприняли подобные элементы "модернизации" семьи и брака: признаются однополые браки и даже разрешается усыновление такими супругами детей; применяется процедура регистрации заключения и расторжения брака по Интернету и т.п.
Российское законодательство, продолжая следовать установленным традициям, императивно регламентирует отношения, связанные с оформлением брачно-семейных связей. Необходимо выяснить в связи с этим, насколько возможно и целесообразно установление государством формы брачно-семейных отношений, как при этом соотносятся интересы публичного содержания с частными интересами мужчины и женщины.
Значительное
внимание публичному интересу в регулировании
отношений между супругами
Взаимодействие интересов супругов и интересов государства, по мнению И.А. Покровского, проявляется в выполнении мужчиной и женщиной особого социального предназначения. "От воли частных лиц зависит вступить или не вступить в брак, но раз они вступили, они уже не принадлежат себе, так как должны выполнять теперь некоторую социальную функцию". [20]
Необходимо отметить, что Конституцией РФ, принятой 12 декабря 1993 года всенародным голосованием, установлено в п.1 ст. 7, что «Российское государство – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Важнейшим критерием социального государства является защита материнства, детства, отцовства, а также и защита семьи. В пункте 2 этой же статьи Конституции сказано, « В российской Федерации …….. обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства,……. Развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». [1]
Статьей 72 Конституции предусмотрено, что семейное законодательство находится «в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации».
Семейное законодательство состоит из Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, а также законов субъектов Российской Федерации. В статье 2 Семейного Кодекса говорится о том, что семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака, признание брака недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), между другими родственниками и иными лицами, также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Законодатель установил, что к названным в ст. 2 Семейного Кодекса имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, урегулированным семенным законодательством (ст. 3 Кодекса), применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семенных отношений.
В случае если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон, и при отсутствии норм гражданского права, прямо регулирующих указанные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона).
Чтобы
охарактеризовать основные этапы формирования
понятий и функционального
В истории человечества существовали иногда одновременно, но в разных местах, четыре системы брачных отношений:
- групповой брак - брачный союз нескольких мужчин и женщин (повсеместно был распространен в первобытном обществе);
- полигиния - один мужчина и несколько женщин (этот тип особенно присущ скотоводам-кочевникам) - полиандрия - одна женщина и несколько мужчин (крайне редкий случай, существовавший у одного из народов Индокитая);
-
моногамия - один мужчина и
одна женщина (преобладающая
- Моногамия встречается в двух формах: пожизненная и допускающая развод, или легко разводимая. Неполная семья (один родитель с детьми) встречались крайне редко. [32]
Согласно обычаю заключения браков они делятся на эндогамные и экзогамные. При эндогамии выбирается только из той группы, к которой относится сам вступающий в брак. Экзогамия предполагает выбор брачного партнера в чужой группе.
Одним
из критериев типологии семьи
выступает неравенство
Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку: общественному положению, возрасту, доходу. Так называемый статусный брак предполагает преимущество выбора брачных партнеров для занимающих высшие ступеньки в социальной иерархии. Отсюда возникает понятие “неравный брак”. В кастовом, сословном и отчасти классовом обществах неравные браки запрещались в тех случаях, когда они угрожали стабильности социальной иерархии. По существу, это возвращение к принципу эндогамного брака, разрешающего заключать союзы только в пределах своей группы - рода, племени, сословия, касты.
Другим
критерием классификации
Практика покупного брака повлекла за собой оживление таких обычаев, как похищение невест, нередко чисто символическое. При похищении невесты у разных народов практиковались разные обычаи. Например, у древних галлов этим занимались женщины - родственницы жениха. Батаки с Суматры обязательно оставляли в доме похищенной знак - одежду или оружие, иначе брак считался незаконным. Узаконивание брака после умыкания обычно сводилось к выплате выкупа и чисто символическому бою за честь похищенной невесты и ее родителей.
Особой разновидностью платного брака считается священный брак. В своей книге “Золотая ветвь” Джеймс Фрезер приводит множество доказательств тому, что обычай выдавать девиц замуж за богов-покровителей, был широко распространен у многих древних народов. Так, индейцы Перу выдавали 14-летнюю девушку замуж за камень, по форме напоминающий человека и почитавшийся в качестве бога. Девушка должна была хранить свою девственность и приносить богу-мужу жертвы от имени соплеменников, которые оказывали ей величайшее почтение. Кенийское племя кикуйю поклонялось речной змее, поэтому через каждые несколько лет молодую девушку выдавали замуж за бога-змея.