Заключение и расторжение договоров на примере лизинга, факторинга, франчайзинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:52, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы ставится освещение вопросов, связанных с оформлением договоров в различных сферах деятельности, а конкретнее на примерах лизинга, факторинга, франчайзинга.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Понятие и условие договора………………………………….6
1.1. Заключение договора……………………………………………..7
1.2. Изменение и расторжение договора……………………………..8
2. Лизинговые правоотношения………………………………..10
2.1. Правовые основы лизинговых правоотношений…………………10
2.2. Юридическая природа лизинга……………………………………11
2.3. Определение лизинга…………………………………………… ...12
2.4. Стороны лизинга…………………………………………………...13
2.5.Правовые обязанности сторон по лизингу………………………..16
2.6.Виды лизинга……………………………………………………….18
3.Факторинг…………………………………………………………25
3.1.. Предмет договора факторинга…………………………………...27
3.2. Виды факторинговых операций…………………………………..28
3.3.Стороны договора факторинга…………………………………….31
3.4.Правовые аспекты сделок по договору факторинга……………..36

4.Франчайзинг………………………………………………………40
4.1. Организация франчайзинговой системы в бизнесе……………...40
4.2. Виды франчайзинга………………………………………………...43
4.3.Преимущество франчайзинга……………………………………...44
4.4. Содержание договора о франшизе……………………………….47
4.5.Прекращение франчайзинговых отношений……………………..53
4.6.Состояние дел франчайзинга в Казахстане………………………55
Примеры заключения и расторжения договоров на основе лизинга, факторинга, франчайзинга…………………………………………………56

Заключение ……………………………………………………………….65
Список используемой литературы………………………………………68

Работа содержит 1 файл

Дип. Заключение и расторжение договоров примере лизинга, фак.doc

— 402.00 Кб (Скачать)

Это не простой вопрос, и здесь, как правило, требуется консультация юри­ста. Ведь каждый объект промышлен­ной собственности имеет свое специфи­ческое правовое значение и свои спосо­бы защиты. Так например, очень на­дежно защищены права на изобретения, промышленные модели, промышленные образцы. В Патентном законе РФ от 23 сентября 1992 г. детально определены критерии охраноспособности изобрете­ний полезных моделей промышленных образцов, способы и процедуры призна­ния их охраноспособности Патентным  ведомством россии, права и обязаннос­ти авторов и патентообладателей и ав­торов. То же можно сказать и о защите прав на товарные знаки, поскольку за­кон о товарных знаках от 23 сентября 1992 г. содержит подробную регламен­тацию отношений, возникающих в связи с регистрацией, правовой охраной и ис­пользованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименования мест происхождения товаров. Напротив, объ­екты промышленной собственности в виде секретов производства (так назы­ваемые «ноу–хау») защищены весьма слабо. Пожалуй, единственным специ­альным нормативным актом по этому вопросу является постановление Прави­тельства РК от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».

Правда, существуют примерные фор­мы договоров на покупку–продажу па­тентных лицензий, беспатентных лицен­зий, которыми можно воспользоваться как прототипами при составлении фран­шизного соглашения, но интересы каж­дой из сторон будут более надежно за­щищены, если в подготовке соглашения будет использована помощь опытного юриста. Следует обратить особое вни­мание на такой аспект предмета согла­шения, как исключи­тельность передаваемых франшизопользователю прав. В соглашении должно быть четко определено, будут ли переда­ваемые франчайзером права исключи­тельными и, если это предусматривает­ся, то в границах какой территории. Здесь могут быть различные варианты. Если одновременно с передачей права на товарный знак предусматривается поставка товаров для их последующей реализации, то в соглашении могут быть определены торговые квоты. Мо­жет быть также предоставлена возмож­ность не только пользоваться передава­емыми исключительными правами, но и продавать их, в свою очередь, другим лицам. В этом случае будут иметь место отношения субфранчайзинга. Это зна­чит, что франчайзи, купивший лицен­зию, будет выступать по отношению к тем лицам, которым он перепродает лицензию, в качестве франчайзера.

Специфика предмета договора в от­ношениях франчайзинга обуславливает необходимость передачи франчайзи не только самого права в виде лицензии, но и практической возможности пользоваться им. В большинстве случаев для этого необходимы передача технической документации, рабочих инструкций, по­ставка оборудования и материалов, об­учение франчайзи методам работы, по­следующее оказание консультативной помощи. Все эти вопросы должны быть отражены в договоре. Если программа практической помощи франчайзи явля­ется достаточно объемной, она может быть вынесена из основного текста до­говора в приложение (которое, разуме­ется, должно быть неотъемлемой сос­тавной частью договора).

Самостоятельный блок условий со­глашения о франшизе—обязательства, которые берет на себя франчайзи. Они также в значительной мере определяют­ся предметом договора. Основное из них—плата за пользование лицензией. Здесь же нужно отметить, что способы установления платы могут быть весьма различными. Обычно они включают в себя единовременный всту­пительный взнос, плату за лицензию и периодические последующие платежи в виде отчислений от прибыли (роялти). Могут быть установлены и дополни­тельные виды оплаты, в частности за услуги по обучению, взносы на рекламу. Но не исключено, что фирма–франчайзер ограничит платежи со стороны фра­нчайзи по некоторым видам соглашений на определенном этапе развития только единовременной оплаты поставляемого оборудования и материалов.

Из специфики предмета соглашения о франшизе следует также предусматривать среди прочих условий обязанности франчайзи по сохранению репутации (доброго имени) франчайзинговой сис­темы в целом. Это предполагает стро­гое соблюдение стандартов, установлен­ных франчайзером, инструкций по ор­ганизации и управлению предприятием, оговоренной политики цен, участие в маркетинге и рекламе, в совершенст­вовании методов работы.

Как  правило,  предусматривается и финансовый контроль за деятельнос­тью франчайзи со стороны франчайзера, а также ряд стандартных условий, обыч­но включаемых в хозяйственные догово­ры всех видов: о сроках действия до­говора, ответственности сторон, право­преемстве, способах разрешения споров.

Одна из сложнейших задач франчай­зера при составлении им стандартного соглашения о франшизе и исполнении оговоренных в нем обязательств—это поддержание корректного уровня кон­троля над деятельностью франчайзи так чтобы контроль этот не был чрез­мерным. Франчайзеру обычно подаются требования работников предприятия–франчайзи о компенсации или жалобы о нанесенном ущербе от третьего лица, которое понесло убыток во франчайзированном предприятии. Лица, подаю­щие жалобы, утверждают, что франчайзер должен нести ответственность за де­ятельность и оплошности своих фран­чайзи. Во многих случаях основанием для навязывания подобного рода ответственности является право контроля франчайзера над деятельностью франчайзи.

В практике американского франчайзинга такой род ответственности приня­то называть субститутивной ответствен­ностью. Жалобы, связанные с субститу­тивной ответственностью, часто осно­вываются на агентском праве. Другими словами, истец подает жалобу, имея в виду, что франчайзи является «аген­том" франчайзера. По этому закону сто­рона, представляемая «агентом", назы­вается «принципал". Основное положе­ние агентского права заключается в том, что принципал несет ответственность за деятельность и упущения своих агентов. Таким же образом, если франчайзи фак­тически является агентом своею франчайзера, то тот обязан нести ответствен­ность за ошибки и упущения франчайзи. Агентские отношения характеризуются тремя элементами:

*           агент является субъектом, на кото­рого распространяется право контроля принципала;

*           агент обязан действовать с выго­дой для принципала,

*           агент уполномочен изменять офи­циальные отношения принципала.

Обычно 101 факт, является ли фран­чайзи агентом франчайзера или нет, оп­ределяется тем, имеет ли франчайзер право контролировать или он уже фак­тически  контролирует  деятельность франчайзи.

Как правило, там, где франшизное соглашение дает франчайзеру право на полный или частичный контроль над франчайзи, существуют агентские отно­шения и франчайзер может управлять «намерениями и делами» в достижении определенной цели. Франчайзер имеет юридический и вещественный интерес в защите «репутации своей системы», и этот интерес позволяет франчайзеру осуществлять определенный контроль над предприятием франчайзи.

Кроме жалоб, касающихся действи­тельного агентства, третья сторона мо­жет преследовать франчайзера в судеб­ном порядке, имея в виду то, что фран­чайзи является «кажущимся» агентом франчайзера.

Право действовать как агент, не явля­ясь им фактически, возникает там, где принципал словами либо действиями производит впечатление, что агент уполномочен действовать в определен­ных вопросах. Также это кажущееся об­ладание правами может быть отнесено к словам и делам кажущегося принципа­ла.

Хотя франчайзеры обычно успешно преодолевают дела о субститутивной ответственности, основанные на теории об агентстве, здесь могут быть случаи, когда франчайзер признается ответ­ственным за действия, произведенные во франчайзированных предприятиях, если эти действия производились с ведома франчайзера. Ответственность может возникнуть из необдуманно доброволь­ного взятия на себя ответственности.

Франчайзер должен быть очень пре­дусмотрительным не только при состав­лении своего соглашения о франшизе, но и при проведении франчайзинговой программы. Франчайзеры в большой мере заинтересованы в том, чтобы их франчайзи придерживались системы ра­боты, принятой во франчайзинге, и спо­собствовали поддержанию доброй сла­вы торговой марки франчайзера. Как бы то ни было, чрезмерный контроль может стать причиной роста ответствен­ности франчайзера за действия или не­брежность франчайзи. Таким образом, франчайзи должен прилагать усилия по созданию и сохранению такого уровня контроля, который позволит ему защи­тить свою франчайзинговую систему и торговую марку и в то же время не превратит его в ежедневное опекунство, которое приведет франчайзера к ответ­ственности за действия и небрежность своих франчайзи. Кроме того, франчай­зеры, которые берут на себя специаль­ные обязательства (типа распростране­ния мер безопасности), должны выпол­нять их так чтобы существовала уверен­ность, что сделано все возможное для обеспечения этих мер.

С целью недопущения ситуации, в ко­торой третья сторона считает франчай­зи агентом франчайзера или самим франчайзером, франчайзер должен предпри­нять шаги для разъяснения, что фран­чайзи и франчайзированный бизнес независмы друг от друга. Франчайзер может потребовать, чтобы франчайзи поставил свою подпись в де­ловых бумагах, подтверждая, что он владеет своим бизнесом и действует не­зависимо. Кроме того, франчайзер должен   создать   отдельные   уставы: один—для подразделении, находящихся во владении компании, и другой —для франчайзированного бизнеса. Кроме того, чтобы избежать возникновения отношений «кажущегося агент­ства», франчайзер должен включить в свое соглашение о франчайзинге поло­жение о том, что франчайзи независимо работает в соответствии с контрактом и не является агентом. Более того, во франчайзинговое соглашение могут быть включены аспекты, ответствен­ность за которые несет исключительно франчайзи. Например, франчайзи дол­жен отвечать за соответствие своей ра­боты действующему законодательству, указам и постановлениям.

Если франчайзер предлагает полное руководство по безопасности, то это ру­ководство должно состоять из рекомен­даций, а не из требований. Франчайзер должен разъяснить, что франчайзи от­ветственен за безопасность на своем предприятии. Франчайзер не должен пред­лагать своего участия в этих меропри­ятиях, он вообще должен исключить ме­ры предосторожности из своих периоди­ческих инспекций по контролю качества и даже не должен комментирован принятие или непринятие определенных мер. С другой стороны, если франчайзер хочет установить диктат и оказывать давление в соблюдении мер безопаснос­ти, то действовать в данном случае франчайзер должен более напористо и по следовательно.

Следует учитывать, что конкретное содержание франчайзингового договора может довольно существенно разли­чаться в зависимости от вида деятельности, являющегося предметом соглашения. С этой точки зрения обычно раз­личают два вида франчайзинга: товарный франчайзинг и деловой франчайзинг.

Товарный франчайзинг используется в сфере торговли. Он может применять­ся и в отношении товаров, изготовите­лем которых является сам франчайзер, и к товарам, изготовленным другими фирмами и продаваемым под торговой маркой франчайзера. Главное, что отличает товарный франчайзинг от обычной оптовой торговли,  привязанность франчайзи к товарному знаку и торговой марке франчайзера. Франчайзер, как правило, поставляет обусловленный соглашением товар для его продажи франчайзи, но главное это не сам по себе товар, а использование определенного ассортимента и определенной технологии торговли. Наиболее часто торговый франчайзинг применяется для сбыта то­варов, имеющих значимую торговую марку или требующих специфических торговых услуг до или после продажи. Характерными примерами таких товаров являются бензин, автомобили, велосипеды. алкогольные и безалкогольные напитки, мелкая розница.

Соглашение о торговом франчайзинге отличается от дилерских договоров подробным изложением требований с технологии торговли и условий использования этого  знака. Большое место в них занимают условия о предо­ставлении франчайзером деловых услуг: реклама, обучение, консультации.

Деловой франчайзинг отличается от торгового тем, что основным предме­том франшизного соглашения является передача технологии (ноу–хау) и лицен­зии на ее использование. Франчайзер в этом случае поставляет франчайзи то­вары или услуги для их реализации кли­ентам. Однако он может брать по до­говору на себя функции обеспечения франчайзи определенными материала­ми (оборудование, упаковка, деловые бланки и прочие аксессуары бизнеса). Но также, как и в товарном франчайзинге, в соглашениях подробно оговарива­ются обязательства франчайзера по рек­ламе, организации дела и обучению франчайзи.

Нужно отметить, что разграничение между товарным и деловым франчайзингами часто оказывается условным и в некоторых франчайзинговых систе­мах можно найти элементы и одного и другого видов. Франчайзинговое пра­во не содержит в этом отношении каких–либо ограничений и позволяет сторонам комбинировать условия со­глашения по их усмотрению с учетом особенностей их деятельности. Типич­ным примером таких «комбинирован­ных» соглашений являются распростра­ненные в США договоры о производ­стве безалкогольных напитков. В соответствии с таким договором  франчайзер поставляет секретный сироп и предоставляет эксклюзивное  право на изготовление из него напитка, ко­торый затем продается с торговой мар­кой франчайзера.

В Казахстане  аналогичные договоры при­меняются в деятельности таких компаний как Кока-Кола, Пепси.

Успешная работа этой фирмы являет­ся подтверждением большой гибкости, свойственной отношениям по франчайзингу, и эффективности нестандартного подхода к определению содержания франшизных соглашений.

 

4.5. Прекращение франчайзинговых отношений

 

Отношения франчайзинга прерыва­ются при наличии одного из пяти следу­ющих событий:

*           отмена соглашения;

*           прекращение по взаимному согла­шению;

*           отказ франчайзи от своих обяза­тельств;

*           прекращение франчайзером кон­тракта;

*           окончание срока действия соглаше­ния.

Сотрудничающие стороны обычно стараются не думать о предстоящем прекращении отношений, если они свя­заны  личной  заинтересованностыо. Франчайзеры и франчайзи здесь не ис­ключение, тем не менее, и это не самое приятное, франчайзер должен иметь стратегию «окончания игры» для каж­дою типа отношений.

Информация о работе Заключение и расторжение договоров на примере лизинга, факторинга, франчайзинга