Выкуп недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд как способ прекращения права собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 08:57, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования выкупа недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Предмет исследования – выкуп недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд как способ прекращения права собственности.
Цель исследования – анализ проблем правового регулирования выкупа недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд как способа прекращения права собственности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и правовое регулирование выкупа недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд как способа прекращения права собственности 5
1.1. Понятие выкупа недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд 5
1.2. Особенности правового регулирования прекращения права собственности при выкупе недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд 8
Глава 2. Особенности механизма правового регулирования выкупа недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд как способа прекращения права собственности 11
2.1. Основания выкупа недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд 11
2.2. Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления 14
Глава 3. Анализ проблем правового регулирования выкупа недвижимого имущества для государственных нужд 19
3.1. Общая характеристика проблем законодательства, регулирующего выкуп недвижимого имущества для государственных нужд 19
3.2. Предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего выкуп недвижимого имущества для государственных нужд 22
Заключение 28
Список использованных источников 30

Работа содержит 1 файл

ГП.docx

— 61.71 Кб (Скачать)

      Таким образом, требования законодательства при определении выкупной цены изымаемых  земельных участков для государственных  или муниципальных нужд в части  определения задания на оценку должны быть конкретизированы путем указания на конкретные временные даты для  идентификации объектов оценки. Это  позволит зафиксировать следующее:

      1) вид использования земельного  участка на дату принятия решения  о размещении конкретного объекта,  подпадающего под действие статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации как цель изъятия;

      2) физическое состояние объекта  на дату уведомления собственника  о состоявшемся решении о его  изъятии;

      3) рыночные условия (то есть состояние  рынка недвижимости на его  конкретном сегменте) на дату  собственно оценки.

      Указанные исходные нормативные условия при  определении состояния (правового  статуса, физического состояния  и стоимости) изымаемых земельных  участков на дату их оценки самым существенным образом влияют на величину их выкупной цены. Представляется, что законодатель должен в срочном порядке конкретизировать эти положения.

      Кроме того, важна и дата собственно финансовых выплат, соответствующих выкупной цене. По умолчанию считается, что такие  выплаты произойдут одномоментно с  заключением соглашения с собственником  сразу после даты оценки. Однако временной разрыв может быть значительным, что ставит участников процесса изъятия  перед альтернативой: или предсказывать  в рамках отчета об определении выкупной цены наступление этого случая путем  соответствующего завышения цены, или  рассчитывать на судебное разбирательство. В основе ухода российского законодателя от решения этого вопроса - особенности  формирования рыночной цены на российском рынке недвижимости, находящегося на разных стадиях своего становления и развития в различных регионах.

      Законодательства  большинства стран достаточно четко  конкретизирует финансовые выплаты  собственникам изымаемых участков после принятия решения об их изъятии. Например, в статье 17 Закона Латвийской Республики от 15 сентября 1992 года «О принудительном изъятии недвижимой собственности для государственных или общественных нужд»24 есть такая формулировка: «После вступления в законную силу решения суда о размере возмещения бывшему собственнику выплачивается установленное судом возмещение и определенные судом проценты, но не менее шести процентов в год со дня вступления в силу закона о принудительном изъятии недвижимости до дня уплаты». В немецком законодательстве такое возмещение установлено в размере ставки, на два процента превышающей ставку дисконтирования Центрального банка Германии. В тех же странах, где этот вопрос не урегулирован, его решение на практике часто становится предметом длительных и очень конфликтных споров. Например, в связи с задержками выплат должной компенсации при изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд Турция, где конкретные ставки по таким обязательствам ежегодно устанавливаются федеральным законом, проигрывает основную часть процессов в споре со своими гражданами в Европейском суде по правам человека и выплачивает значительные суммы. Проблема заключается в том, что установленная таким образом ставка (равная размеру штрафных санкций, которые государство требует при просрочке расчетов по налогам и другим обязательным платежам) часто существенно ниже уровня инфляции. Так, в начале 2000-х годов она была установлена примерно в 20 процентов, а инфляция на рынке недвижимости Турции тогда доходила до 100 процентов и выше. В России до таких судебных процессов пока не дошло, но, учитывая остроту проблем и то, что действия российских чиновников ограничены административными регламентами, такие судебные споры - дело недалекого будущего.

      В то же время в мире есть много  примеров положительного опыта. В этом отношении будет полезно перенять опыт польских законодателей, которые  в целях ускорения подготовки к проведению чемпионата Европы по футболу в 2012 году внесли ряд поправок в законодательство с целью стимулирования высвобождения частными собственниками изымаемых земельных участков. В 2009 году в Польше специальным законом были установлены два исключения для определения компенсации с целью ускорения предоставления участков под дорожное строительство. Во-первых, компенсация может быть обоснована не только рыночной стоимостью изымаемой недвижимости, но и ее стоимостью в использовании (в зависимости от того, что выше). Во-вторых, владельцам жилых домов или квартир дополнительно к компенсации выплачивается примерно 2500 евро (10 000 злотых) при условии, что они высвобождают их и передают органам по изъятию в течение 30 дней после принятия решения об изъятии. Такой же принцип дополнительной компенсации принят и для владельцев сельскохозяйственных и лесохозяйственных участков (дополнительно 5 процентов к стоимости). В Польше такая процедура отчуждения земельных участков для строительства дорог позволила не только ускорить темпы дорожного строительства, но и в результате получить существенную экономию бюджетных средств25.

      В целом неопределенность в нормативном  регулировании процесса изъятия  земельных участков для государственных  или муниципальных нужд существенно  тормозит установление их выкупной цены и предоставление этих участков под  определенное градостроительными планами  и другими документами новое  использование. Учитывая перспективы  увеличения числа и площади таких  объектов, в том числе в связи  с выбором России в качестве места проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году, необходимо определить направления дальнейшего совершенствования нормативного правового регулирования этой сферы земельно-имущественных отношений. Социальную и экономическую эффективность такого рода исследований трудно переоценить. Оправдываться же какой-то особой сложностью земельных отношений в России трудно. Как раз наоборот, российская практика позволяет проще и быстрее решать такие вопросы. И дело не только в том, что в нашей стране громадные ресурсы находятся в государственной собственности. Например, в России нет необходимости в полной мере удовлетворять требования реституции, такая обязанность может наступать только для имущества религиозных организаций. В других странах, например в бывшей ГДР или Прибалтике, обязанность учета реституции прямо следует из законов26.

      В целом надо осознать, что рынок  недвижимости развивается по своим  внутренним закономерностям, во многом отличающимся от условий финансовых и валютных рынков, а его нормативное  регулирование требует постоянного  совершенствования. В части совершенствования  земельного законодательства желательно конкретизировать орган по изъятию, его функции, а также всю процедуру  принятия и исполнения решения об изъятии земельных участков. Накопленный  российский и зарубежный опыт позволяет  это сделать в короткие сроки.

Заключение

 

      Исходя  из положений статей 279-283 ГК РФ, статей 45, 46, 49, 55, 63 ЗК РФ, выкуп земельного участка и расположенных на нем иных недвижимых объектов для государственных или муниципальных нужд представляет собой действия уполномоченного органа власти, направленные на прекращение прав на земельный участок у его собственника для удовлетворения возникших публичных нужд, и заключение соглашения с собственником о выкупной цене в соответствие со ст. 281 ГК РФ. Следовательно, выкуп одна из форм изъятия земельного участка, которая применяется только к собственнику земельного участка и находящихся на нем иных недвижимых объектов.

      Следует различать выкуп как процесс, а соглашение о выкупе как двух- или многостороннюю сделку (договор). Договорные отношения, связанные с  выкупом, могут строиться различно, в зависимости от согласия правообладателя  на изъятие, вида вещных прав на земельный  участок и расположенные на нем  иные недвижимые объекты.

      Соглашение  о выкупе и соглашение о возмещении убытков - это гражданско-правовые сделки, которым предшествует принятие решения  об изъятии земельного участка и (или) расположенных на них иных недвижимых объектов, принятое уполномоченным органом  власти. В законодательстве присутствует пробел относительно урегулирования порядка  подготовки и принятия решений об изъятии земельных участков для  публичных нужд и определения  федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления, уполномоченных принимать такие  решения.

      При принятии решений об изъятии земельных  участков в связи с международными обязательствами Российской Федерации, органом, уполномоченным принимать подобное решение, должны учитываться не только нормы ЗК РФ. ГК РФ, положения самих международных договоров, но и нормы - дефиниции ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ.

      Законодательство  не связывает действительность принятого  органом власти решения об изъятии  земельного участка с реализацией  правообладателем права на его обжалование. Если при рассмотрении иска уполномоченного  органа власти о выкупе земельного участка, предъявленного в порядке ст. 282 ГК РФ, истец в судебном заседании не докажет, что на момент принятия органом власти решения имелись законные основания для изъятия участка, в удовлетворении иска должно быть отказано.

      Требования  законодательства при определении  выкупной цены изымаемых земельных  участков для государственных или  муниципальных нужд в части определения  задания на оценку должны быть конкретизированы путем указания на конкретные временные  даты для идентификации объектов оценки. Это позволит зафиксировать  следующее:

      1) вид использования земельного  участка на дату принятия решения  о размещении конкретного объекта,  подпадающего под действие статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации как цель изъятия;

      2) физическое состояние объекта  на дату уведомления собственника  о состоявшемся решении о его  изъятии;

      3) рыночные условия (то есть состояние  рынка недвижимости на его  конкретном сегменте) на дату  собственно оценки.

      В целом надо осознать, что рынок  недвижимости развивается по своим  внутренним закономерностям, во многом отличающимся от условий финансовых и валютных рынков, а его нормативное  регулирование требует постоянного  совершенствования. В части совершенствования  земельного законодательства желательно конкретизировать орган по изъятию, его функции, а также всю процедуру принятия и исполнения решения об изъятии земельных участков.

Список  использованных источников

 

Нормативные правовые акты 

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном  голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - № 237.
  2. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-Ф3 // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
  3. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
  4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // СЗ РФ. - 2001. - № 44. - Ст. 4147.
  5. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // СЗ РФ. - 1999. - № 9. - Ст. 1096.
  6. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2007. - № 49. - Ст. 6071.
 
 
 
 
 

Судебная  практика 

  1. Постановление ФАС Московского округа от 23.08.2006 г. № КА-А40/7425-06-П [Электронный ресурс] // Гарант [Справочно-поисковая система].
  2. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.11.2009 г. № Ф04-8591/2009 9 [Электронный ресурс] // Гарант [Справочно-поисковая система].
  3. Постановление ФАС Московского округа от 23.08.2010 г. № КА-А40/7425-10-П [Электронный ресурс] // Гарант [Справочно-поисковая система].
  4. Постановление ФАС Поволжского округа от 28 августа 2008 г. № А57-9372/0809 [Электронный ресурс] // Гарант [Справочно-поисковая система].
  5. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14 декабря 2007 г. № Ф04-7891/40112-А67-37 [Электронный ресурс] // Гарант [Справочно-поисковая система].
  6. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 8 мая 2007 г. № Ф08-2462/07 [Электронный ресурс] // Гарант [Справочно-поисковая система].
  7. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 9 октября 2008 г. № А43-3688/2008-26-121 [Электронный ресурс] // Гарант [Справочно-поисковая система].
  8. Постановление ФАС Уральского округа от 1 марта 2005 г. № Ф09-337/04ГК [Электронный ресурс] // Гарант [Справочно-поисковая система].
  9. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 января 2009 г. № А10-2696/08-3-Ф02-4766,4910/03-С1 [Электронный ресурс] // Гарант [Справочно-поисковая система].

Информация о работе Выкуп недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд как способ прекращения права собственности