Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2012 в 05:37, контрольная работа
Римский историк Тит Ливии назвал законы XII таблиц “fons onrnis publici privatique iuris” источником всего публичного и частного права. Слово “источник” в этой фразе употреблено в смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права; Ливии хотел термином “источник” обозначить начало, от которого идет развитие римского права.
Виды источников правообразования………………………………….3
2. Добросовестное владение……………………………………………...11
3.Недобросовестное владение……………………………………………15
Список использованной литературы…………………………………..19
Possessio (владение, господство) представляло физическую, или материальную, власть над вещью. Такую власть имело любое лицо, которое фактически могло употреблять и использовать вещь (261) Владение не имело ничего общего с собственностью. (262) Собственник был лицом, устанавливающим высшую правовую власть над вещью, способом, предписанным правом, а держатель (владелец, possessor) — любым лицом, имеющим вещь в своих руках, без связи со способом ее приобретения. Держателями были и собственники, владеющие собственным предметом, и лица, которым собственники на длительное время или временно передали свой предмет, и лица, которые удерживали какой-либо предмет, считая его своей собственностью, а этого в действительности не было, и воры, т. е. лица, которым было известно, что они удерживают предмет противоправным или недозволенным способом. У всех них была физическая, или материальная власть над предметом, т. е. господство, или владение.
Кроме собственника, имеющего право владеть вещью на основании права собственности, все другие держатели вещи обладали ею или на основании какой-либо правовой сделки, заключенной с собственником, или на основании мнимо правомерной сделки, или на основании некоего противоправного действия, которое не оправдывало владение вещью. В связи с перечисленными отличиями между отдельными держателями вещи в римском праве различалось несколько видов владений:
а) Лица, которые свое владение вещью основывали на сделке с собственником, обладали физической (фактической или материальной) властью над вещью; они обладали corpus, или телом вещи. Они властвовали над вещью, признавая, что не являются собственниками вещи: они властвовали от чужого имени и обладали волей к владению. Такие держатели именовались естественными владельцами, или detentores, а их господство признавалось как possessio naturales, или естественное господство (detentio).
Лица, которые владение вещью основывали не на сделке с собственником, но лишь на каком-нибудь правомерном транслятивном акте с несобственником или на каком-либо противоправном действии, тоже обладали физической властью над предметом владения (corpus). Кроме того, такие держатели обладали волей к владению вещью: animus rem sibi habendi. Держание, в котором держатели обладали физической властью над предметом (corpus) и выраженным намерением удерживать предмет у себя (animus rem sibi habendi), именовалось цивильным, или интердиктным, держанием (possessio civis или possessio ad interdictae).
Основное отличие между детенцией, или естественным держанием и цивильным, или интердиктным, держанием состояло в защите держателя. Лица, владеющие от чужого имени, не обладали никакой особой правовой защитой, кроме защиты, которую могли требовать от собственника. Напротив, держатели вещи, владеющие ею от своего имени, не могли требовать защиты у собственника, но зато отношения, связанные с владением, были защищены особыми правовыми средствами, именуемыми интердиктами. Такие держатели имели право защиты и от собственника, если он пытался передать владение кому-нибудь другому.
Так же, как держатели вещи от своего имени, интердиктами были защищены и некоторые держатели вещи от чужого имени (cum animo alieno nomine possidendi). Это было необходимо из-за некоторых особых свойств их полномочий. Такими исключениями были случаи держания на основании долгосрочного договора аренды земли, на основании договора о pignis, precarium и секвестора; как и на основании usufructus-a. Упомянутый особый вид держания, по Савиньи, обозначался как случай так называемого производного владения (abgeleiteter Besitz). Согласно этому, производное владение представляло собой переходный вид владения и находилось между чистым держанием и цивильным или интердиктным держанием.
б) В связи с фактами, предшествующими установлению владения со стороны цивильных, или интердиктных держателей, это владение делилось на так называемое possessio justa (possessio поп vitiosa) и на possessio injusta (possessio vitiosa) т. е. на формально правильное и формально неправильное держание.
Possessio justa существовало тогда, когда держатель вещи не получил предмет владения неправильным, или вициозным (порочным), способом, т. е. не получил предмет clam, vi или precario: тайком, насильно или путем уступки предмета во временное пользование со стороны самого собственника. Иными словами, possessio justa существовало в случае, когда держатель вещи мог сослаться на какую-либо правовую причину (titulus), которая при обычной сделке имела бы следствием установление права собственности, и что в данном случае это следствие не обладало каким-либо недостатком (вещь была куплена и принята у собственника, был захвачен предмет, не являющийся res derelicta или res nullus, вещь была получена формально неправильным способом).
Possessio injusta (possessio vitiosa) являлось держанием, которое держатель установил вициозным (порочным) способом (vi, clam, precario), т. е. которое держатель установил, употребив при этом силу, взяв чужую вещь тайком или избежав реституции
Possessio justa делилось на два вида: possessio bonae fidei, или добросовестное владение, и possesio malae fidei, или недобросовестное владение.
Possessio bonae fidei существовало тогда, когда держатель вещи в момент установления держания не был и даже не мог быть осведомлен, что титул на приобретенную вещь неправомерен, так как содержит недостатки, из-за которых не может служить основанием передачи собственности.
3.Недобросовестное владение
Possessio malae fidei (недобросовестное владение) существовала, когда держатель вещи уже в момент приобретения ее знал причину, из-за которой не мог получить право собственности (был осведомлен, что получил вещь, не являющуюся derelicta или nullus). (263) Лишь цивильный держатель, являющийся possessor Justus и possessor bonae fidei, обладал квалифицированным держанием, или possessio ad usucapionem, т. е. находился в положении, при котором мог приобрести право собственности путем давности приобретения.
Владельцы mala fide не обладали ни одним правомочием, которым обладали владельцы bonae fidei. Однако, они не были лишены всех прав: по praescriptio longissimi tempores постклассического времени, когда не требовалось "justum intium possessionis", они могли противостоять rei vivdicatio собственника и удерживать владение чужой вещью. Важнейшим правом держателей mala fide, общим с держателями bona fide, было право требовать защиты своего владения от лиц, не являющихся собственниками, даже от самого собственника, если последний пытался отнять владение неправильным способом. Иными словами, держатели mala fide были защищены от всех лиц, кроме самого собственника, который, путем rei vin-dicatio, требовал свою вещь.
Интердиктные, или цивильные, владельцы были защищены специальными правовыми средствами, называющимися interdicta, или интердикты. Интердикты были краткими и категоричными приказами, издаваемыми римскими магистратами, прежде всего, преторами, по просьбе заинтересованных лиц, и состояли из приказа какому-либо гражданину, совершившему некий проступок. Интердикты были предусмотрены как средство защиты владения и делились на два вида: интердикты, служащие для защиты владения прежнего владельца, или interdicta retinendae possessionis, и интердикты, предназначенные для повторного установления владения в интересах владельца, который противоправно был лишен владения, или interdicta recuperandae possessionis.
а) Владелец, которому препятствовали в его владении и которому грозила опасность утратить это владение, если речь шла о владении недвижимыми вещами (земля, строения), имел право требовать защиты при помощи interdictum retinendae possessionis, называемой "uti possidetis" (264) по первым словам приказа соответствующего органа. На основании просьбы владельца, соответствующий орган приказывал нарушителю прекратить насилие: vim fieri veto — таким образом, обеспечивал безопасность владения держателю. Такая безопасность предоставлялась владельцу вещи только в том случае, если он не получил владение вещью вышеозначенным путем в отношении обеспокоившего его лица: uti eas aedes, quibus ab altero possidetis. (265) Если нарушитель спокойствия не подчинялся приказу, то принуждался к покорности при помощи missiones in possessionem и преторской стипуляции. Если же этим лицом был собственник, то он мог приобрести владение предметом путем rei vindicatio или путем actio Publiciana.
Когда речь шла о препятствовании владению движимыми вещами, владелец имел в своем распоряжении так называемый interdictum utrubi, который входил в interdicta retinendae possessionis. Этого интердикта мог добиваться владелец, владеющий предметом большую часть года, в котором был издан интердикт: utrubi
vestrum hie homo, quo de agitur nee vi nee clam nee precario ab altero fuit, apud quem majore parte huiusce anni fuit, quominus is eum ducat, vim fieri veto. (266)
Согласно этому, interdictum utrubi гласил не в пользу последнего владельца, а в пользу владельца, у которого предмет находился большую часть времени в течение последнего календарного года. Этот интердикт обуславливался следующим: он имел силу лишь в случае, когда лицо, владеющее предметом большую часть последнего календарного года, получило это владение не вициозным или порочным по отношению к обеспокоившему его лицу путем. В постклассическом праве и Interdictum uti possidetis, и interdictum utrubi uti possidetis, и interdictum utrubi гласили в пользу последнего владельца вещи. (267)
б) Владельцы, у которых было отнято владение вещью, могли применять, в основном, различные интердикты recuperandae pos-sesionis.
Interdictum unde vi применяли лица, у которых владение было отнято силой. В древнее время interdictum unde vi мог успешно применяться лишь лицами, у которых владение было отнято силой оружия (vi armata), а в классическое время и в случаях отнятия предмета путем так называемой обычной силы (vis quotidiana). С этого времени различались два интердикта unde vi: interdictum de vi armata и interdictum de vi privata. Interdictum de vi armata мог применяться с успехом любым владельцем, даже достигшим владения порочным путем — vi, clam или precario — по отношению к узурпатору. Interdictum de vi privata, между тем, могли применять лишь владельцы, бывшие добросовестными противниками. Юстиниан объединил два интердикта и определил, что любое применение силы в отношениях по поводу владения должно быть наказано утратой права собственности с реституцией отнятой вещи и денежным штрафом до величины ее стоимости.
Другим реституторным интердиктом, или интердиктом, изданным для возвращения владения, был interdictum de precario. Interdictum de precario мог применяться лицами, которым прекариет не хотел возвращать предмет, принятый в precarium. Успех интердикта зависел от факта, действительно ли держатель был прека-риетом лица, применяющего к нему интердикт.
В источниках римского права нет подробных сведений о третьем интрердикте о восстановлении владения (interdictum de clandesti-na possessione). Сохранено лишь наименование этого интердикта и его соответствующее место в системе интердиктной защиты.
в) Интердиктная защита владельцев имела большое значение. Сами собственники чаще всего применяли интердикты и избегали rei vindicatio, если существовали условия их успешного применения. Именно потому, что с помощью интердикта можно было сохранить или получить владение собственной вещью, собственники вынуждали противника — в ревиндикационном иске — взять на себя тяжесть доказательств существования права собственности. (268) Причину такой защиты владельцев некоторые историки находили в потребности сохранять порядок и мир, и противостоять самоуправству и самовластию, которые наступили бы, если бы собственникам и третьим лицам было позволено самим, без вмешательства государственного органа, разрушать однажды уже восстановленные отношения владения (Савиньи). Другие историки основную причину защиты владения находили только в собственнических интересах (Chering). Путем интердиктов собственники, которые обычно были и владельцами своих вещей, получали более быстрые и простые средства защиты владения, а опосредованно, и защиты собственности. Обе причины во всяком случае имелись в виду при создании системы защиты владельцев. Между тем, решающую причину введения интердиктов, как и создания всего института римского владения, следует искать в истории развития римской собственности. Господствующие слои Рима долгое время не были собственниками латифундий, которыми пользовались. Они являлись захватчиками или держателями ager publicus. Для того, чтобы защитить интересы крупных землевладельцев и упорядочить их взаимоотношения, и для того, чтобы сделать возможной концентрацию земельных участков в рамках существующих латифундий, было необходимо, кроме правил урегулирования собственности, создать целую систему правил о правомочиях и взаимоотношениях держателей, или лиц, имевших владение вещью.
Список использованной литературы
1. Новицкий И. Б. Римское право. – М., 1998. – 278 с.
2. Новицкий И. Б. Римское частное право. – М., 2005. – 441 с.
3. Омельченко О. А. Римское право. – М., 2002. – 206 с.
4. Пухан И. Римское право. – М., 1999. – 413 с.
3