Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:37, курсовая работа
Тема данной курсовой работы показалась мне не только интересной, но и актуальной, т.к. по источнику явления судят и о самом явлении. Определив, что есть источник права и каково его отличие от формы права, мы можем приблизиться и к понятию сущности права. Проблема источника права – едва ли не самая дискуссионная тема в правовой доктрине.
Во все времена людей интересовал вопрос: откуда проистекает право, каков его источник?
Существует много точек зрения на природу права. И можно выделить два основных направления:
ВВЕДЕНИЕ 3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА 6
ОБЫЧАЙ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА 9
НОРМАТИВНЫЙ АКТ 12
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДОГОВОР 19
СУДЕБНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
ЛИТЕРАТУРА 27
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной курсовой работы показалась мне не только интересной, но и актуальной, т.к. по источнику явления судят и о самом явлении. Определив, что есть источник права и каково его отличие от формы права, мы можем приблизиться и к понятию сущности права. Проблема источника права – едва ли не самая дискуссионная тема в правовой доктрине.
Во все времена людей
Существует много точек зрения на природу права. И можно выделить два основных направления:
1). Право – естественный продукт человеческой истории;
2). Право – искусственный
Вопросы источников, природы права
принадлежат к числу «вечных»,
т.к. человек на каждом из витков своего
индивидуального и общественног
При рассмотрении различных теорий и взглядов о праве наряду с другими обстоятельствами учитывается то, что берется в качестве источника правообразования, т.е. что понимается под источником права. Связь общества, государства и права в рассматриваемом вопросе описывается формулой «содержание права создается обществом, форма права – государством» [1, 230]. От способа участия государства в правотворчестве зависят виды форм (источников) права: санкционированный обычай, судебный прецедент, нормативный акт.
Обратившись к истории вопроса можно обнаружить самые различные научные школы, каждая из которых отстаивает свое представление об источнике права в обществе. Так, например, для представителей юридического позитивизма источником права является закон. Согласно представлениям ученых, относящихся к социологическому направлению, совокупность юридических норм в обществе всегда отражает лишь какую-то часть права, как сложившегося порядка общественных отношений. Основатели этого направления считали, что корни права следует искать в самом обществе.
Представители естественно-правовой доктрины полагают, что природа вписывает в сознание людей их основные права и свободы. Такие права и свободы получили название неотчуждаемых от человека, естественных. Их происхождение невозможно не понять, не объяснить вне человека, поскольку они – его неотъемлемое свойство, атрибут.
Таким образом, даже беглый взгляд на вопрос показывает, что существуют самые различные подходы к объяснению источников права.
Одной из причин недостаточной теоретической разработки данной проблемы являются многозначность и нечеткость самого понятия источника права. С.Ф. Кечекьян отмечал, что оно "принадлежит к числу наиболее неясных в теории права. Не только нет общепризнанного определения этого понятия, но даже спорным является самый смысл, в котором употребляются слова "источник права". Ведь "источник права" - это не более как образ, который скорее должен помочь пониманию, чем дать понимание того, что обозначается этим выражением." [2, 153] В самом деле, под источником права понимают и материальные условия жизни общества (источник права в материальном смысле), и причины юридической обязательности нормы (источник права в формальном смысле), и материалы, посредством которых мы познаем право (источник познания права). Кроме того, ряд авторов - отечественных и зарубежных - выделяют исторические источники права. В условиях такой многозначности использование данного понятия в качестве научной категории связано с серьезными проблемами.[3, 25]
В 60-е годы ряд авторов предлагали заменить понятие "источник права" понятием "форма права", которое, по их мнению, позволяло вести исследование права более глубоко и всесторонне.[4, 38] Такая позиция не получила широкой поддержки. В частности, в отраслевых юридических науках термин "источник права" сохранил свое значение. Со временем и в теории права происходит восстановление в "правах гражданства" старого понятия.[5,41]
При употреблении понятия "источник права" обычно под ним стали понимать юридический источник права (источник права в формальном смысле). Поэтому весьма распространен прием, когда в выражении "источники права" между этими словами в скобках добавляется уточнение - "формы". В своей работе я постараюсь осветить данную проблему, опираясь на последние разработки ученых.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА
В учебной и научной литературе источниками права традиционно считают нормативные правовые акты, санкционированные обычаи и судебные (или административные) прецеденты. Вместе с тем в последние годы источником права стали называть не только внешнюю форму выражения права, но и социальные предпосылки (общественные отношения), субъекта правотворчества (государство), его деятельность, организационные формы принятия нормативного правового акта (акт волеизъявления, правотворческое решение).
Источники права - обстоятельства, питающие появление и действие права. Термин "источник права" юриспруденции известен давно. Еще римский историк Тит Ливий назвал законы XII таблиц источником всего публичного и частного права. Слово "источник" в этой фразе употреблено в смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права.
Принято выделять:
Источником права в
Под источником права в идеальном
смысле понимают правовое сознание.
Когда же говорят об источниках в юридическом
смысле, то имеют в виду различные формы
(способы) выражения, объективизации правовых
норм. Таким образом, под источниками права
в юридическом смысле понимаются формы
выражения, объективизации нормативной
государственной воли. Это и есть внешняя
форма права в истинном значении термина.
Форма права показывает, каким способом
государство создает, фиксирует ту или
иную правовую норму и в каком виде (реальном
образе) эта норма, принявшая объективный
характер, доводится до сознания членов
общества. [6, 249] Следовательно, внешнюю
форму права можно определить как способ
существования, выражения и преобразования
правовых норм. Отдельные ученые (Н.Г.Александров,
Л.Р.Сюкияйнен) относят к источникам права
в формальном смысле деятельность государства
по установлению правовых норм либо административные
и судебные прецеденты. При этом формы
выражения таких норм рассматриваются
как формы, а не как источники права. [7,
36]
Для обозначения форм выражения правовых
норм целесообразно использовать термин
"источник норм права"[8, 97], тогда
"источником права" можно обозначать
социальные условия и предпосылки права,
а "юридическим источником" (Р.О.Халфина)
- правотворческое решение компетентного
органа о принятии, изменении или отмене
нормативного правового акта, правовых
норм.[9, 329] Смысл данного разграничения
в том, что правотворческое решение не
сливается с самим нормативным правовым
актом.
После рассмотрения терминологического
аспекта проблемы источников (форм)
права следует обратить внимание на их
классификацию и видовую характеристику.
Известны следующие основные источники
права:
обычай - многократно повторяющееся поведение
в обществе, он складывается исторически.
Но сам обычай становится правовым обычаем
в случае санкционирования и использования
судом; судебный или административный
прецедент. Он может базироваться на обычае
или деловом обыкновении или целесообразности;
нормативный договор (международный договор,
решение, конвенции), но приоритет регулируется
государством. У нас наибольшей юридической
силой обладает международный договор;
нормативно правовой акт (самый распространенный)
- юридические нормы установленные государством
и зафиксированные в письменной форме.
Все эти источники различаются по юридической силе, которая определяется каким органом издана. Высшей юридической силой обладает конституция. Впервые на территории России ее нормы - нормы прямого действия. На втором месте по юридической силе - конституционный закон. На третьем - текущее законодательство.
2. ОБЫЧАЙ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА
Правовой обычай исторически
был первым источником права, регулировавшим
отношения в период становления государства.
Вообще под обычаем понимается правило
поведения, сложившееся на основе постоянного
и единообразного повторения данных фактических
отношений.[10, 128] Правовым обычай становится
после того, как получает официальное
одобрение государства. Дошедшие до нас
крупные законодательные памятники прошлого
(Законы Ману, Русская правда) - это сборники
правовых обычаев.
Природа правового обычая характеризуется
следующими особенностями. Он, как правило,
носит локальный характер, т.е. применяется
в рамках сравнительно небольших общественных
групп людей. Юридические обычаи часто
тесно связаны с религией. В Индии, например,
обычное право входит в структуру индусского
права.
Правовой обычай отличается определенностью правил, непрерывным и единообразным характером их соблюдения. Нормы правового обычая нередко выражаются в пословицах, поговорках, афоризмах.
Не следует полагать, что правовые обычаи - архаичное явление, потерявшее в настоящее время всякое значение. Как свидетельствуют новейшие исследования, правовые обычаи широко применяются при регулировании общественных отношений (особенно земельных, наследственных, семейно-брачных) в государствах Африки, Азии, Латинской Америки. Отдельные обычаи, вошедшие в древние законы той или иной страны, действуют без изменений до сих пор. Например, в Таиланде по сей день бытует закон, определяющий условия развода супругов, выработанные еще в процессе формирования обычаев. Муж и жена в присутствии свидетелей одновременно зажигают по свече одинаковых размеров. Тот из супругов, чья свеча догорит первой, должен покинуть дом, не взяв с собой ничего из имущества.[11, 251]
Правовой обычай - это обычай, применение
которого обеспечивается санкцией государства.
Его следует отличать от обычая,
представляющего собой
Обычай по природе своей носит консервативный характер. Он закрепляет то, что сложилось в результате длительной общественной практики. Нередко обычай отражает обывательские предрассудки, расовую и религиозную нетерпимость, исторически сложившееся неравноправие полов. Такие обычаи в целях социальной безопасности и личного благополучия граждан государство вполне оправданно запрещает.
Государство к различным обычаям относится по-разному: одни запрещает, другие одобряет и развивает. Более или менее длительное существование правовых обычаев можно ожидать лишь в некоторых сферах правового регулирования, например, при регулировании внешней торговли. При этом следует отметить, что содержание обычной нормы не получает прямого текстуального закрепления в законе или ином нормативном акте. [12, 330] Вряд ли прав и С.Л.Зивс, утверждая, что наше законодательство вообще не знает правового обычая.[13, 152-181] Отечественное законодательство допускает использование в юридической практике обычаев. Государство санкционирует лишь те обычаи, которые не противоречат, согласуются с его политикой, с нравственными основами сложившегося образа жизни.
Обычаи, противоречащие государственно властвующей политике, общечеловеческой морали, как правило, запрещаются законом. Например, в Уголовном кодексе России есть статьи, запрещающие такие пережитки родового быта и феодально-байского отношения к женщине, как калым за невесту, похищение ее. Это оправданная мера, хотя, как известно, пока не совсем эффективная.
Развитие права России вряд ли должно идти по пути официально-силового исключения из системы источников обычаев. Видимо, вскоре следует ожидать появления новых рыночных обычаев, которые будут регулировать отношения до и вместе с юридическими нормами.
В международном праве обычай представляет собой не только форму выражения традиционных норм, но и важный способ создания новых юридических обязательных правил поведения государств в тех вновь появляющихся областях межгосударственных отношений, которые требуют правового регулирования. Он является современным и активно функционирующим источником права. Поэтому следует иметь в виду, что концепция обычая в том виде, как она применяется в международной практике и рассматривается в доктрине международного права, имеет мало общего с представлениями об обычаях, основанными на особенностях этого источника во внутренних, национальных системах права.[14, 80-103] И с теоретической, и с практической точек зрения необходимо отличать обычай как процесс создания норм международного права от обычая - результата этого процесса, т.е. юридически обязательного правила поведения, сложившегося в межгосударственной практике.