Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:34, контрольная работа
Гражданский процесс (гражданское судопроизводство) – это урегулированная нормами гражданского процессуального права деятельность суда первой инстанции по рассмотрению, разрешению гражданских дел, их обжалованию либо опротестованию, рассмотрению жалоб и протестов вышестоящими судами в кассационном и надзорном порядке, а также исполнению решений.
Гражданский процесс, его черты и значение.
Виды гражданского судопроизводства:
исковые дела;
дела, возникающие из административно-правовых отношений;
дела особого производства.
В
отрицательных исках о
Выделяется еще одна группа исков – преобразовательные, или конститутивные, иски. Эти иски вносят изменения в правовые отношения сторон, которые выражаются в образовании нового либо изменении или прекращении существующего правоотношения на основании судебного решения, а не вследствие иных фактов, в частности фактов, возникших до процесса. Наличие таких исков связывается обычно с правомочием участника гражданского правоотношения прекратить или изменить его путем одностороннего волеизъявления.
Помимо классификации исков по процессуальной цели, существует деление исков по предмету на вещные, направленные на защиту права собственности, и личные, направленные на защиту обязательственных правоотношений, именуемые так вследствие того, что направлены на принуждение должника к совершению им действия (воздержанию от него), которое соответствует его обязанности перед кредитором. Действие это, как правило, должник выполняет лично.
Еще
существует используемая в судебной
практике классификация по признакам
материально-правового
Иск, как обращенное к суду или иному компетентному органу требование о защите отношения юридически равных лиц путем разрешения их спора о праве на основе применения одного из указанных в законе правовосстановительных способов защиты, имеет свои элементы. Эти элементы – основание иска, предмет иска и содержание иска.
Под основанием иска понимается то, что порождает иск, т.е. факты, из которых истец выводит свое требование к ответчику, ибо эти же самые факты и порождают иск или требование, обращенное к суду. Часть 1 ст. 50, ч. 4 ст. 126 ГПК именуют их “обстоятельствами”, имея в виду юридический характер таких фактов с целью не допускать смешения с фактическими данными (доказательствами). Основанием иска, таким образом, являются факты, которые согласно материальному праву указывают на наличие (отсутствие) между истцом и ответчиком правоотношения и на обоснованность выводимого из него истцом требования к ответчику.
Предметом иска является то, на что он направлен. В исках о присуждении предметом будет требование истца к ответчику, существующее в рамках охранительного правоотношения, и, во-вторых, то материально-правовое отношение, в рамках которого существует (или существовало) нарушенное субъективное право истца.
В исках о признании предметом будет то правоотношение, о подтверждении наличия или отсутствия которого истец просит вынести решение.
Предметом
преобразовательного иска служит, во-первых,
право истца односторонним
Под содержанием иска понимается указанный истцом вид судебной защиты, соответствующий одному из трех способов, установленных ст. 12 ГК РФ7. Они состоят в следующем:
Содержание
исков о присуждении
В
исках о признании –
В
преобразовательных исках – изменении
или прекращении
Наряду
с делами по спорам о гражданском
праве (в широком смысле), которые
рассматриваются в порядке
Дела, возникающие из административно-правовых отношений, характеризуются неравенством субъектов – одним из них обязательно является орган государственной власти или государственного управления, а спорные отношения имеют административно-правовой характер. Существуют следующие группы судебных дел, возникающих из административно-правовых отношений.
Главы 22-24 ГПК конкретизируют закрепленное в ст. 53 Конституции РФ право граждан на оспаривание действий административных органов и должностных лиц. Предпосылкой права на обжалование не служит неправомерность их действий. Для возбуждения дела достаточно самого факта обращения к суду, который будет решать вопрос о законности или незаконности оспариваемых действий или актов. Отказ в приеме жалобы по мотивам ее необоснованности неправомерен.
Право гражданина на судебную защиту в случае конфликта с администрацией – одна из важнейших юридических гарантий в демократическом обществе. Возможность судебного обжалования административных действий и актов приобретает особую значимость и остроту в период формирования правового государства, когда неуклонное соблюдение законов обязательно не только для юридических лиц и граждан, но и самого государства. Разрабатывая законы, государство должно давать пример их претворению в жизнь.
Разрешая жалобу, суд ни в коей мере не уподобляется кассационной инстанции по отношению к соответствующему органу или лицу. Судопроизводство – высшая и качественно иная форма деятельности, чем административное производство, с только ей присущими принципами гласности, равноправия сторон, независимости суда.
Судебный контроль за действиями государственного аппарата широко распространен в ряде европейских стран. Показательно, что введение его резко сократило общее количество жалоб на работу административных органов и должностных лиц.
При обжаловании административных действий гражданину, как правило предоставляется возможность выбора между вышестоящим административным органом или судом. Но в ряде случаев обжалование наложения административного взыскания в суд возможно только после предварительного обращения в вышестоящий административный орган (ст. 267 КоАП)8. Это следует учитывать при решении вопроса о возбуждении дела в суде.
К делам регулируемым гл. 22-24 ГПК, относятся вытекающие из административных отношений споры их участников о взаимных правах и обязанностях, т.е. споры между органами власти и управления гражданами. Ст. 231 ГПК предусматривает следующие категории таких дел:
1) по жалобам на неправильности в списках избирателей;
2)
по жалобам на действия
3) о взыскании с граждан недоимки по налогам, самообложению сельского населения и государственному обязательному страхованию.
Суд рассматривает и другие дела, возникающие из административно-правовых отношений, отнесенные законом к компетенции судов9.
Рассмотрение дел, возникающих из административно-правовых отношений, не единственная форма судебного контроля за управленческой деятельностью. Но главная и единственная цель судебного разбирательства административно-правовых дел – проверка законности административных действий. Эти дела недопустимо рассматривать одновременно с делами иных категорий, например, исковыми. Например, суды не вправе объединять рассмотрение жалоб с разрешением споров о возмещении причиненного административным правонарушением ущерба.
В отличие от административного производства с присущим ему неравенством сторон участники судебного процесса по делам, возникающим из административно-правовых отношений, обладают одинаковыми правами и обязанностями. В этом и заключается одно из основных преимуществ судебного производства перед административным.
При административно-правовом производстве, в отличие от искового производства, исключается заключение мирового соглашения, передача дела в товарищеский или третейский суд, предъявление встречного иска.
Лицо возбудившее судебный процесс против административного органа или должностного лица, называется заявителем. Им помимо потерпевшего могут быть прокурор или иные частные лица, управомоченные на защиту чужих прав. Другой участник процесса именуется “заинтересованным лицом”, хотя в ГПК обычно дается конкретное наименование соответствующего органа или должностного лица (ст.ст. 233, 240).
Органы власти и управления выступают в качестве заявителя только по делам о взыскании с граждан недоимок по налогам, самообложению сельского населения и государственному обязательному страхованию (гл. 25 ГПК).
Дела, возникающие из административно-правовых отношений, рассматриваются по месту нахождения соответствующего органа или должностного лица. Раннее такие дела разрешались по месту жительства заявителя, что облегчало его участие в судебном заседании и реализацию права на защиту.
Судопроизводство по рассмотрению дел, возникающих из административно-правовых отношений, основывается на тех же принципах, что и исковое. Отдельные отличия либо прямо предусмотрены законом, либо обусловлены спецификой дел. Закон, в частности, признает необходимое участие прокурора при рассмотрении некоторых категорий дел (ст. 234 ГПК), особый порядок уточнения правильности исчисления размера недоимки (ст. 242 ГПК), окончательный характер решений. Специфика дел исключает, как уже говорилось, предъявление встречного иска, заключение мирового соглашения, участие законных представителей и некоторые другие особенности производства, определенные соответствующими статьями ГПК.
Суд рассматривает дела, в которых нет спора о праве. Рассматривая такие дела, суд защищает охраняемые законом интересы граждан и организаций, устанавливая судебным решением определенные юридические факты, правовое состояние лица или устанавливая наличие или отсутствие бесспорных прав, для подтверждения которых требуется судебное решение. Эти дела в силу существенной специфики выделены в особое производство.
Особое производство – порядок рассмотрения отнесенных к ведению суда дел, для которых характерны отсутствие спора о праве, применение специальных средств и способов охраны субъективных прав, некоторые особенности процедуры. Особое производство представляет собой вид гражданского судопроизводства, отличающийся от искового отсутствием спора о праве и, как следствие этого, отсутствием спорящих сторон с противоположными юридическими интересами. Особое производство характеризуется как нечто противоположное производству исковому. В отличие от последнего целью особого производства является не разрешение спора о праве гражданском, а подтверждение в бесспорном одностороннем порядке обстоятельств, имеющих юридическое значение, бесспорных прав и защита интересов заявителя, связанного с реализацией принадлежащих ему бесспорных прав. Именно поэтому особое производство характеризуется иногда еще как одностороннее, как бесспорную юрисдикцию.
Согласно ст. 245 ГПК, в порядке особого производства подлежат рассмотрению дела:
- об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
Также в порядке особого производства выносятся решения о признании выздоровевшего гражданина дееспособным и об отмене ограничения дееспособности (ст.263 ГПК).
Особое производство отличается от дел рассматриваемых исковым производством, а также в порядке производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений прежде всего тем, что во всех делах особого производства вообще нет спора о праве. В порядке особого производства суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение; констатирует правомерность и неправомерность действий других органов, которые по закону вправе устанавливать или удостоверять факты, имеющие правовое значение, либо восстанавливает права на определенные документы для тех, кто их утратил. Интерес заявителя к делу заключается здесь не в требовании немедленной защиты своего права (его никто не нарушает и не оспаривает), но либо в устранении препятствий к осуществлению своего права (например, препятствует принятию наследства), либо в создании условий надлежащего осуществления и защиты своих прав (жалоба на действие нотариуса), либо установление правового статуса (признание недееспособным, объявление умершим).